Военные материалы

Какие гиперзвуковые противокорабельные ракеты и их носители должен иметь ВМФ?

Какие гиперзвуковые противокорабельные ракеты и их носители должен иметь ВМФ?
По мнению ряда специалистов в США гиперзвуковые ракеты (ГЗР) в виде крылатых ракет воздушного и морского базирования (КРВБ, КРМБ), противокорабельных ракет (ПКР) могут быть созданы к 2018–2020 годам, разведывательный самолет – к 2030 году.

В августе 2013 года генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое ракетное оружие уже имеется в распоряжении России, но только «время жизни» созданной ракеты слишком мало.

В зависимости от скорости (4,5-14М) ГЗР может перемещаться на высоте от 20000 до 45000м на тысячи километров. При подходе к цели ракета должна снизиться и войти в плотные слои атмосферы. При длительном движении в таких условиях головная часть (ГЧ) ГЗР нагревается так, что на её поверхности образуется плазма, делающая невозможной работу головки самонаведения (ГСН) ПКР. Выход один: снизить скорость с гиперзвука до сверхзвука (менее 3М), когда ГСН сможет начать эффективно работать. Многие ракеты ПВО могут кратковременно двигаться со скоростью более 3М. При этом ГЧ не успевает нагреться до такой степени, что на её поверхности образуется плазма. Следовательно, на конечном участке траектории гиперзвуковые ПКР, двигающиеся на сверхзвуке (менее 3М), так же как и «Граниты», «Вулканы», «Ониксы» могут уничтожаться зенитными ракетами. Возможность поражения ГЗР во многом зависит от высоты полёта ПКР, времени нахождения её в зоне обстрела, скорости ракеты, вариантов снижения ПКР и большого числа других факторов.

Варианты снижения ГЗР в варианте ПКР при выходе её на цель:

1. Ракета плавно снижается, находясь при этом в постоянной видимости средств наблюдения противника. При этом существует постоянная возможность её уничтожения ЗУР (в пределах дальности поражения).
2. Из зоны, недоступной по дальности для поражения ЗУР противника, ГЗР резко уходит вниз в зону, недоступную для поражения ЗУР эсминцев по высоте. Находясь постоянно ниже радиогоризонта для радаров «Орли Берка» ПКР очень плавно снижается до высоты в несколько метров над волнами.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ СНИЖЕНИЯ ГЗР. Двигаясь в направлении авианосной ударной группы (АУГ) на большой высоте, ГЗР будут медленно снижаться и могут быть относительно легко обнаружены с использованием самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), РЛС, загоризонтных РЛС, космических аппаратов (КА). Поэтому говорить о какой-то скрытности подхода их к цели не имеет смысла. Следовательно, противник будет готов к отражению удара ГЗР.

В качестве ГЗР рассмотрим предназначенную для замены X-22 проходящую в настоящее время испытания новую ракету X-32. Дальность действия этой ПКР доведена до 1000км. Скорость полета по информации различных источников составляет от 4000км/ч до 5400км/ч (около 4,5М). Если находящиеся на вооружении ВС РФ 40 ТУ-22М3 могут нести такие ракеты, то все дальние бомбардировщики одновременно при нормальной нагрузке смогут поднять 80 Х-32.

Рассмотрим возможность поражения ракетами Х-32 эсминца «Арли Берк», вооружённого 96 ракетами. В носовом погребе «Арли Берка» находятся 4 МК41 (32 ячейки), в кормовом – 8 УВП (64 ячейки). Темп пуска ракет из погреба составляет 1 ракету в секунду. Итого из двух погребов – две ракеты в секунду. За первые 32 секунды эсминец выпустит 64 ракеты «Стандарта-2», а оставшиеся 32 ЗУР – еще за 32с. Загрузка УВП определяется боевыми задачами кораблей. Допустим: в носовом погребе будет находиться 32 «Стандарта-2», кормовом – 48 ЗУР. Таким образом, за 48 секунд «Арли Берк» сможет выпустить 80 зенитных ракет. Теоретически при вероятности поражения цели равной 0,6-0,7 (примем 0,65) один «Арли Берк» может поразить 80*0,65=52 ПКР, 5 эсминцев – 260 ракет. Однако полученный результат не учитывает возможности РЛС подсветки целей полуактивной ГСН «Стандарт-2».

Согласно Олегу Капцову (цитата из статьи «Удар из-под воды. Насколько сильны американские АУГ?»): «Многофункциональная РЛС AN/SPY-1 способна программировать автопилоты до 18 зенитных ракет на маршевом участке траектории и вести одновременный обстрел до 3 воздушных целей — по числу радаров подсветки AN/SPG-62.

Реальность оказалась еще страшнее—радары «Орли Берка» сгруппированы следующим образом:
—курсовыеуглы прикрывает один радар;
— корму защищают два;
— в идеальной ситуации, строго перпендикулярно борту эсминца, в отражении воздушной атаки могут участвовать все три SPG-62.

В результате у «Берка» в реальном бою всего 1-2 канала наведения для зенитных ракет при атаке с одного направления. Длительность «подсветки» цели, необходимая для наведения ракеты — 1-2 сек. Вероятность уничтожения цели одной ЗУР считается в пределах 0,6…0,7.

Далее, пока БИУС «Иджис» получит подтверждение об уничтожении цели, пока передаст SPG-62 новое задание, пока радар развернется и направит луч в указанный сектор неба (у SPG-62 изменение азимута и угла места происходит механическим способом — скорость поворота платформы72°/сек).

Казалось бы, пять-десять секунд на весь процесс… но, это в тот критический момент, когда у экипажа эсминца в запасе менее полминуты! А над поверхностью серого океана, едва не срезая верхушки волн, несутся три-четыре десятка сверхзвуковых ракет». Конец цитаты.

«Орли Берк» может поражать ПКР Х-32 на дальности до 170 км (ракетой SN-2 Blok IV). ПКР пройдут это расстояние при скорости 4,5-3М (в среднем 3,75М) за 136с. Допущения: атака ГЗР происходит с одного направления; пуск ГЗР осуществляется через одну секунду; на всех «Орли Берках» действуют в среднем 1,5 канала наведении ЗУР; время между двумя подсветками цели на одной РЛС AN/SPG-62 составляет 5 секунд; вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,65; участвовать в отражении удара по АУГ на такой дальности смогут пять эсминцев. С учётом этих допущений один эсминец поразит за 136 секунд 27 целей, пять эсминцев – 136 целей. Кроме того, воздушный патруль в составе четырёх палубных самолетов с десятью ЗУР на борту у каждого из них сможет уничтожить около двадцати целей. В итоге может быть поражено 156 целей. Следовательно, АУГ сможет уничтожить все 80 Х-32 стартовавшим с бортов сорока ТУ-22М3.

В дальнейшем, в ходе модернизации дальней авиации (ДА), останется 30 ТУ-22М3М. Но к середине двадцатых годов поступит на вооружение ПАК ДА. Следовательно, для поражения кораблей АУГ потребуется флот ДА в количестве примерно 86 бомбардировщиков. Запущенные с них 156 ПКР будут уничтожены ЗУР, около пятнадцати Х-32 прорвут ПВО противника и поразят корабли АУГ (по одной Х-32 в каждый из пяти эсминцев или крейсеров и около десяти – в авианосец). Создать такую группировку и применить её против одной АУГ практически очень трудно. Кроме того, с целью уменьшения потерь ракет необходим одновременный пуск всех ПКР.

Аналогичная ситуация может сложиться и с другими носителями ГЗР: подводными лодками (ПЛ), надводными кораблями (НК), береговыми ракетными комплексами (БРК). Выход из положения: отказ от Х-32 в пользу более лёгких ГЗР.

В США 1 мая 2013 года проведены испытания ГЗР весом 1000кг (вес БЧ – 100кг). Ракета пролетела 426км со скоростью 5М. Следовательно, вместо двух Х-32 (вес каждой около 6000 кг) можно вооружать бомбардировщик десятью лёгкими ГЗР весом по 1000-1200кг (вместо Х-15). Такие ракеты будет иметь скорость 6М. В этом случае 30 ТУ-22М3М поднимут 300 лёгких ПКР. 156 таких ГЗР будут уничтожены ПВО АУГ. Но 144 ПКР – прорвутся к кораблям АУГ и нанесут им поражение. Уменьшение веса ГЗР позволит увеличить также количество гиперзвуковых ПКР на НК, ПЛ, БРК. Однако уменьшение веса БЧ ГЗР Х-32 с 950-ти кг до 100-200кг БЧ лёгкой ГЗР однозначно приведёт к увеличению количества ПКР, необходимых для поражения (уничтожения) кораблей противника – с 15 Х-32 до 72-143 лёгких ГЗР.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ СНИЖЕНИЯ ГЗР. После пуска ГЗР на дальности более 200 км до АУГ ПКР начинают резко снижаться. Допустим, что РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на «Орли Берк» находятся на высоте 15 метров над водой. Простые расчёты показывают: чтобы на входе в зону поражения ЗУР (170 км от эсминцев) ГЗР не поражалась зенитными ракетами, ПКР должны иметь высоту полёта в данной точке не более 1400 метров. На расстоянии 109км от АУГ высота полёта должна быть не более 700м. В 25-ти километрах от эсминцев ГЗР должна быть на высоте 5м от гребней волн. На таком расстоянии и высоте РЛС AN/SPG-62 уже сможет подсвечивать цель. Скорость ПКР будет менее 3М (примем 2,8М). Мёртвая зона у ракет «Стандарт-2» составляет 2 км. Следовательно, 23км ГЗР пройдёт за 24,8с. За это время эсминец может выпустить до 50 ЗУР.

Примем, что темп пуска ракет с бомбардировщика составляет 1 ПКР в секунду. С учётом принятых выше допущений (количества реальных каналов подсветки целей, время между двумя подсветками на одном канале и т.д.) один эсминец поразит за 25+1=26 секунд 5 Х-32, пять эсминцев – 25 целей. Четыре истребителя воздушного патруля поразят 20 ПКР. Итого будет уничтожено 45 ГЗР (из 60 Х-32). Прорвут ПВО АУГ 15 Х-32.

При применении лёгких ГЗР (размах удара составит 10с) один ЭМ за 25+10=35с поразит семь ПКР. Пять эсминцев – 35 ГЗР. Плюс 20 ракет уничтожит палубная авиация. Итого будет поражено 55 ГЗР. Суммарно с учётом ракет, необходимых для поражения авианосца и эсминцев АУГ, потребуется соответственно около 60 Х-32 или ориентировочно 126-198 лёгких ГЗР. В качестве носителей Х-32 потребуется 30 ТУ-22М3М или 13-20 бомбардировщиков с лёгкими ГЗР.

Если удар лёгкими ГЗР с темпом одна ракета в секунду будут наносить АПЛ типа пр. 885М (их модификации с ГЗР), имеющие 32 ПКР на борту, то время нанесения ударов ЗУР по ПКР может составить 25+32=57с. За это время эсминцами будет уничтожено 57 ГЗР. С учётом палубной авиации – 77 целей. Плюс 72-143 ПКР потребуется для поражения кораблей АУГ. Получается, что всего необходимо иметь 149-200 ракет для поражения АУГ. Следовательно, в ударе должны принять участие минимум 5-7 АПЛ типа пр.885М. Другими словами, большая часть АПЛ данного проекта. Причём, обязательно должно соблюдаться условие – удар лодок по АУГ должен быть одновременным. А выполнить это крайне сложно.

Выходом из положения может быть применение одновременно одной – двух АПЛ аналогов американских «Огайо» со 154 лёгкими ГЗР на борту. Как вариант, могут рассматриваться 1-2 крупных надводных корабля со 150-300 лёгкими ГЗР.

Может быть использован комбинированный вариант. Однако применение в одном ударе разнородных носителей и разнотипных ГЗР может привести к увеличению размаха (продолжительности) удара (увеличению времени нахождения ПКР в зоне поражения ракетами ПВО) и, тем самым, к увеличению потерь ГЗР.

Уничтожение ГЗР описанное при втором варианте снижения ПКР возможно только при условии: система «Иджис» научилась за последние годы поражать сверхзвуковые низколетящие (5-10 м от гребней волн) цели. В открытой печати этих данных нет. Радар AN/SPY-1 работает в дециметровом диапазоне (S) — он идеален для обнаружения целей на больших высотах и в заатмосферном пространстве, но плохо различает летящие на фоне воды малоразмерные ПКР.

Современные британские «Дэринги», франко-итальянские «Горизонты» имеющие РЛС S и X диапазона на голову превосходят американский эсминец по возможностям перехвата скоростных низколетящих целей (НЛЦ). Очевидно, американцы путём модернизации «Иджиса» со временем научатся бороться с НЛЦ. Но ещё многие годы, десятки не прошедших модернизацию «Орли Берков» (АУГ) будут шарахаться от НК и ПЛ, оснащённых сверхзвуковыми ПКР (ГЗР).

Выводы:

1. ГЗР на гиперзвуковой скорости обеспечивают удар на дальность в тысячу и более километров по кораблям, не входя в зону их поражения. Но на конечном участке полёта ракета практически превращается в сверхзвуковую ПКР и может быть уничтожена зенитными ракетами.
2. Для уменьшения количества носителей следует за счёт снижения веса ПКР (до 1000 кг) значительно увеличить количество лёгких ГЗР.
3. Следовательно, основной ГЗР в варианте ПКР для ВМФ должна быть ракета с минимально возможным весом.
4. Сокращение размаха удара ПКР позволяет значительно сократить количество носителей и ГЗР в ударе.
5. Следует исключать в ударе по АУГ применения разнородных носителей и разнотипных ракет.
6. Наилучшим вариантом удара по АУГ является применений ДА с одновременным пуском ракет со всех бомбардировщиков.

Автор Геннадий Сенюгин
Мы в Мы в Яндекс Дзен