Американские бомбардировщики вылетали с аэродромов Англии и южной Италии, наносили удары по стратегическим объектам врага, а потом садились на авиабазе в Полтаве, где пополняли запасы горючего и боеприпасов. Это не сюжет фантастического романа, это глава советско-американского сотрудничества в годы войны. Операция «Фрэнтик» началась в июне 44 года. Она показала, что, несмотря на противоречия, страны может объединять не только борьба с общим врагом.
Идея челночных рейдов
В январе
Их воздушным силам предстояло «последовательно уничтожать и дезорганизовывать военную, промышленную и экономическую системы Германии, подрывать моральный дух немецкого народа пока не будет решительно ослаблена его способность к решительному сопротивлению».
Однако, несмотря на успешный ход операции, достичь желаемого результата не удавалась. Радиус действия бомбардировщиков союзников не позволял наносить удары по стратегическим объектам нацистов, находящимся в восточной части Германии и на оккупированных территориях: топлива на обратный путь попросту не хватало.
Тогда появилась идея челночных бомбардировочных рейдов и прямого сотрудничества с Советами.
В феврале
По заявлению посла, возможность сквозного пролета над Германией будет содействовать эффективности бомбардировок, уменьшению потерь американской авиации и позволит достичь общей цели — поскорее разгромить немцев.
Сталин план одобрил, между СССР и США была достигнута договоренность.
Операция «Фрэнтик»
2 июня 1944 года началась операция «Фрэнтик», или «Отчаянный». С авиабазы «Фоджи» в южной Италии вылетела армада американских бомбардировщиков
На перехват «летающих крепостей» по тревоге поднялись немецкие истребители. Они кружили в небе, чтобы нанести удар в лоб возвращающимся на базу самолетам.
Однако союзнические бомбардировщики назад не возвратились, оставив в замешательстве летчиков люфтваффе.
Бомбардировщики продолжили путь и приземлились на советском аэродроме в Полтаве. Именно здесь в считанные недели для них была подготовлена секретная авиабаза, и именно здесь им предстояло работать бок о бок с русскими.
Иностранных пилотов встречали с огромной радостью.
Они нанесли общий удар по врагу, — в одном из интервью вспоминал Владимир Станкевич, переводчик командира
169-й авиабазы особого назначения. — Это было радостное событие, радостное событие в общем деле.
Следующий вылет был запланирован на 6 июня, и советским техникам нужно было подготовить незнакомые для них американские самолеты к новому авиаброску. С этим они справились более чем достойно — в назначенный день каждая из 112 «летающих крепостей» была исправна, заправлена и нагружена боеприпасами.
Отчасти задача облегчалась тем, что установленные на «крепостях» моторы Wright
Экипажам предстояло нанести удар по военным объектам в Румынии.
Боевой вылет прошел успешно: румынский аэродром Галац уничтожен, немецкие военачальники — в гневе и замешательстве.
Целью номер один для них стала информация о местоположении секретного аэродрома американцев.
Бомбардировки Полтавы
11 июня
Авиабаза особого назначения была рассекречена.
В кратчайшие сроки был разработан план мести, изучен маршрут, лучшие нацистские летчики — в боевой готовности.
21 июня
Ночью в небе над аэродромом появилась целая нацистская армада. Сбросив осветительные бомбы, вражеские бомбардировщики, принялись методично крушить объекты авиабазы, снова и снова заходя на цель.
Оказать эффективное сопротивление не удалось — ночных истребителей на аэродроме не было, а советские зенитки
В ту ночь по полтавскому аэродрому отбомбилось около 150 самолетов, сбросивших около 100 тонн бомб.
В результате бомбардировки аэродром превратился в руины, сгорело 360 тонн бензина, уничтожены самолеты и около 20 тысяч бомб, предназначенных врагу. Убит один американец и 32 наших, ранено 15 американцев и 88 — наших.
Восстанавливали аэродром и обезвреживали
Завершение операции
Поскольку челночные рейды оказались очень эффективными, операцию, несмотря на потери, было решено продолжить.
Полеты возобновились в августе
44-го , причем теперь уже во взаимодействии со стремительно продвигавшимися на запад советскими силами.
Однако вскоре операцию свернули: к тому времени линия фронта находилась уже в восьмистах километрах от Полтавы, и дальнейшие вылеты с советской авиабазы стали нецелесообразны.
За время сотрудничества, помимо борьбы с общим врагом, русских и американцев стала объединять и настоящая дружба. Советские бойцы устраивали заокеанским гостям концерты самодеятельности и танцы, а американцы с удовольствием делились шоколадом и конфетами с местными, выменивали диковинные для советских людей вещи на «сувениры» из России: звездочки с пилоток, шевроны о ранениях.
Покидая полтавский аэродром, командир
Боевые действия, проведенные в течение истекших месяцев с этой базы, показали, что непонимание языка и различие обычаев не является преградой для совместной дружной работы этих двух народов».
А американские летчики получили особые памятки. В них говорилось об огромной роли русских в устранении последствий авианалета 21 июня 44 года и человеческих жертвах, которые мы за это заплатили. Отмечалось, что сброшенные бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.
«Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием
Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России».
Рассказать друзьям