«Отчаянные» бомбардировки: как Союз и Штаты работали назло врагу

15:2607 Dec, 2015 6904

Американские бомбардировщики вылетали с аэродромов Англии и южной Италии, наносили удары по стратегическим объектам врага, а потом садились на авиабазе в Полтаве, где пополняли запасы горючего и боеприпасов. Это не сюжет фантастического романа, это глава советско-американского сотрудничества в годы войны. Операция «Фрэнтик» началась в июне 44 года. Она показала, что, несмотря на противоречия, страны может объединять не только борьба с общим врагом.

Идея челночных рейдов

В январе 43-го премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт договорились о совместных бомбардировках Германии.

Их воздушным силам предстояло «последовательно уничтожать и дезорганизовывать военную, промышленную и экономическую системы Германии, подрывать моральный дух немецкого народа пока не будет решительно ослаблена его способность к решительному сопротивлению».

Однако, несмотря на успешный ход операции, достичь желаемого результата не удавалась. Радиус действия бомбардировщиков союзников не позволял наносить удары по стратегическим объектам нацистов, находящимся в восточной части Германии и на оккупированных территориях: топлива на обратный путь попросту не хватало.

Бомбардировка B-17
Бомбардировка B-17

Тогда появилась идея челночных бомбардировочных рейдов и прямого сотрудничества с Советами.

В феврале 44-го состоялась встреча Сталина и Молотова с американским послом Уильямом Гарриманом, который предложил идею совместной операции: стратегические силы союзников, вылетая со своих аэродромов, будут совершать авианалеты на объекты Германии и стран-сателлитов, после чего приземлятся на аэродромы Советского Союза, заправятся, пополнят бомбовый запас и по дороге назад нанесут очередные удары по целям противника.

В.Молотов, У.Гарриман, И.Сталин
В.Молотов, У.Гарриман, И.Сталин

По заявлению посла, возможность сквозного пролета над Германией будет содействовать эффективности бомбардировок, уменьшению потерь американской авиации и позволит достичь общей цели — поскорее разгромить немцев.

Сталин план одобрил, между СССР и США была достигнута договоренность.

Операция «Фрэнтик»

2 июня 1944 года началась операция «Фрэнтик», или «Отчаянный». С авиабазы «Фоджи» в южной Италии вылетела армада американских бомбардировщиков B-17 «летающая крепость». Самолеты держали курс на оккупированную нацистами Венгрию, где успешно сбросили бомбы на важнейшие стратегические объекты рейха — крупный железнодорожный узел Дебрецен и военный завод.

На перехват «летающих крепостей» по тревоге поднялись немецкие истребители. Они кружили в небе, чтобы нанести удар в лоб возвращающимся на базу самолетам.

Однако союзнические бомбардировщики назад не возвратились, оставив в замешательстве летчиков люфтваффе.

B-17
B-17

Бомбардировщики продолжили путь и приземлились на советском аэродроме в Полтаве. Именно здесь в считанные недели для них была подготовлена секретная авиабаза, и именно здесь им предстояло работать бок о бок с русскими.

Иностранных пилотов встречали с огромной радостью.

Они нанесли общий удар по врагу, — в одном из интервью вспоминал Владимир Станкевич, переводчик командира 169-й авиабазы особого назначения. — Это было радостное событие, радостное событие в общем деле.

Следующий вылет был запланирован на 6 июня, и советским техникам нужно было подготовить незнакомые для них американские самолеты к новому авиаброску. С этим они справились более чем достойно — в назначенный день каждая из 112 «летающих крепостей» была исправна, заправлена и нагружена боеприпасами.

Отчасти задача облегчалась тем, что установленные на «крепостях» моторы Wright R-1820 были отлично знакомы советским техникам. Лицензионная копия этого мотора — М-25 — и ее развитие М-62 использовались на многих советских самолетах, включая такие массовые, как истребители И-15, И-16, И-153. «Райтовские» моторы также стояли на поставлявшихся в СССР «дугласах» DC-3, а их советские версии — на строившихся по лицензии Ли-2. По ленд-лизовским машинам были знакомы и многие другие общесамолетные системы.

B-17 на аэродроме в Полтаве
B-17 на аэродроме в Полтаве

Экипажам предстояло нанести удар по военным объектам в Румынии. B-17 взлетели в одиночку, через линию фронта их «проводили» советские истребители, а у целей бомбардировщиков прикрывали американские «Мустанги», вылетевшие с аэродрома Пирятин, также отданного американцам.

Боевой вылет прошел успешно: румынский аэродром Галац уничтожен, немецкие военачальники — в гневе и замешательстве.

Целью номер один для них стала информация о местоположении секретного аэродрома американцев.

Бомбардировки Полтавы

11 июня 1944-го завершалась операция «Фрэнтик-1»: экипажи 15-й Воздушной армии США, задействованные в челночных рейдах, возвращались на свою базу в Италию. Пролетая над Германией, один из бомбардировщиков был сбит нацистскими истребителями. На борту B-17 находилась секретная информация, которую так жаждало получить командование рейха: подробный отчет об успехах бомбардировок, включая аэрофотоснимки и фотографии с аэродрома в Полтаве.

Аэрофотоснимок сброса бомб B-17
Аэрофотоснимок сброса бомб B-17

Авиабаза особого назначения была рассекречена.

В кратчайшие сроки был разработан план мести, изучен маршрут, лучшие нацистские летчики — в боевой готовности.

21 июня 44-го на полтавский аэродром сели новые экипажи союзников: на этот раз — летчики 8-й Воздушной армии США, вылетевшие из базы в Англии. Через некоторое время над авиабазой обнаружили немецкий самолет-разведчик. Стало понятно: местонахождение бомбардировщиков, так дерзко бомбивших немецкие цели, известно. Генерал-майор Александр Перминов, командир 169-й авиабазы особого назначения, предложил американцам срочно перегнать самолеты на другие аэродромы. Союзники отказались…

Ночью в небе над аэродромом появилась целая нацистская армада. Сбросив осветительные бомбы, вражеские бомбардировщики, принялись методично крушить объекты авиабазы, снова и снова заходя на цель.

Оказать эффективное сопротивление не удалось — ночных истребителей на аэродроме не было, а советские зенитки из-за большой высоты полета бомбардировщиков просто не смогли до них достать.

В ту ночь по полтавскому аэродрому отбомбилось около 150 самолетов, сбросивших около 100 тонн бомб.

В результате бомбардировки аэродром превратился в руины, сгорело 360 тонн бензина, уничтожены самолеты и около 20 тысяч бомб, предназначенных врагу. Убит один американец и 32 наших, ранено 15 американцев и 88 — наших.

B-17 после налета на аэродром
B-17 после налета на аэродром

Восстанавливали аэродром и обезвреживали бомбы-лягушки, которыми после налета кишела разрушенная авиабаза, бойцы гарнизона и местные жители. Американцев к работам не допускали. Работа шла космическим темпом: за шесть дней авиабаза была восстановлена, и более 34 тысяч бомб обезврежено.

Завершение операции

Поскольку челночные рейды оказались очень эффективными, операцию, несмотря на потери, было решено продолжить.

Полеты возобновились в августе 44-го, причем теперь уже во взаимодействии со стремительно продвигавшимися на запад советскими силами.

B-17
B-17

Однако вскоре операцию свернули: к тому времени линия фронта находилась уже в восьмистах километрах от Полтавы, и дальнейшие вылеты с советской авиабазы стали нецелесообразны.

За время сотрудничества, помимо борьбы с общим врагом, русских и американцев стала объединять и настоящая дружба. Советские бойцы устраивали заокеанским гостям концерты самодеятельности и танцы, а американцы с удовольствием делились шоколадом и конфетами с местными, выменивали диковинные для советских людей вещи на «сувениры» из России: звездочки с пилоток, шевроны о ранениях.

Брифинг пилотов американских бомбардировщиков B-17 на аэродроме под Полтавой
Брифинг пилотов американских бомбардировщиков B-17 перед боевым вылетом. Аэродром 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой

Покидая полтавский аэродром, командир 559-й базы полковник Дэвид Ланкастер подписал «Благодарность русскому личному составу на аэродромах Полтавы». В нем отмечалось: «Помимо прекрасной работы, проделанной на авиационной базе, надо подчеркнуть и дружественные отношения, сложившиеся между русским и американским личным составом.

Боевые действия, проведенные в течение истекших месяцев с этой базы, показали, что непонимание языка и различие обычаев не является преградой для совместной дружной работы этих двух народов».

А американские летчики получили особые памятки. В них говорилось об огромной роли русских в устранении последствий авианалета 21 июня 44 года и человеческих жертвах, которые мы за это заплатили. Отмечалось, что сброшенные бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.

На аэродроме 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой, 1944 год
На аэродроме 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой, 1944 год

«Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д.

Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России».

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена