Ракетный корабль противовоздушной обороны проекта 1126

© 2013, www.otvaga2004.ru, текст, характеристики, рисунки
«Атрина» - справочник по отечественному ВМФ (с 1945 г.)


Построено: 0


Модификации: нет


 

К ОБЩЕМУ СПИСКУ

30 декабря 1959 г. в мировом кораблестроении произошло знаменательное событие: в состав ВМС США была принята атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами на борту. 15 ноября 1960 г. она вышла в свой первый поход. БР «Поларис А1» с ядерными боезарядами могли стартовать из-под воды и имели дальность 2200 км, что позволяло им из Средиземного моря и Северной Атлантики поражать стратегические объекты в Европейской части СССР. Расстановка и баланс ядерных сил двух крупнейших держав резко изменились.

Всё это заставило военно-политическое руководство СССР задуматься об организации эффективного противодействия подводным ракетоносцам противника. Требовалось обнаружить и уничтожить вражескую подводную лодку до того момента, как она осуществит запуск своих ракет. А для этого следовало построить эшелонированную систему противолодочной обороны. В то время дальняя зона ПЛО начиналась на расстоянии 150 миль от побережья СССР, что определялось как радиусом действия существовавших на тот момент противолодочных кораблей, так и тактическим радиусом противолодочной и истребительной авиации берегового базирования. Оборона дальних противолодочных рубежей возлагалась на подводные лодки и береговую авиацию ПЛО дальнего действия. Но в сложившейся новой ситуации этого было уже недостаточно – необходимы были корабли дальней зоны ПЛО для поиска и уничтожения ПЛАРБ противника в океане. Они должны были нести службу вне районов, контролируемых нашей береговой авиацией. Однако ввиду того, что в ВМФ СССР авианосцев не существовало, а корабли дальней ПЛО нужно было защищать от ударов с воздуха, была признана необходимость в обязательной поддержке таких кораблей специальными кораблями ПВО. Их планировалось вооружать, кроме средств самообороны, ЗРК дальнего действия, способными обеспечить эшелонированную оборону поисково-ударного противолодочного соединения от современных средств воздушного нападения.

Одним из первых корабельных ЗРК дальнего действия, планировавшийся к установке на перспективные корабли ПВО, стал комплекс, получивший обозначение М-3. Его создание велось с 1956 г., при этом в его составе использовалась ракета В-800 разработки ОКБ-2, созданная для сухопутного ЗРК «Беркут». Ввиду конструктивных особенностей ракеты, а самое главное – ее габаритов, конструкторам пришлось размещать 4 пороховых стартовых ускорителя на головной части ЗУР, что придавало ей весьма своеобразный вид. Старт должен был производиться с двухбалочной наводящейся пусковой установки. Техническая сложность комплекса М-3 привела к тому, что работы по нему были полностью прекращены, а имеющийся задел работ был использован при проектировании нового ЗРК дальнего действия М-31.

Комплекс М-31 был начат разработкой в НИИ-20 согласно постановлениям СМ от 29.07.1959 г. и от 21.06.1961 г. В нем также было решено использовать уже отработанную ракету от сухопутного ЗРК, на этот раз – 2К11 «Круг». Аппаратура 2К11 и ракеты КС-42 дорабатывались для размещения на кораблях соответственно НИИ-20 и ОКБ-8. ЗУР должна была иметь стартовую массу 3,2–3,5 т, длину 9–11 м, дальность поражения воздушных целей 50-60 км в диапазоне высот 1–25 км. Для запуска ракет в ЦКБ-34 была разработана двухбалочная наводящаяся пусковая установка СМ-92. ЗУР предполагалось хранить в двух погребах в заправленном состоянии со сложенными крыльями. Для подачи на ПУ проектировались конвейерные установки на 8 (погреб №1) и на 10 ракет (погреб №2). В системе наведения предполагалось использовать доработанные антенные посты комплекса «Круг».

 

 

Одновременно с созданием ЗРК дальнего действия в программу военного кораблестроения на 1959-1965 гг. было включено создание океанского ракетного корабля ПВО проекта 1126. Он должен был включаться как флагманский в состав поисково-ударных групп, предназначавшихся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, и обеспечивать централизованное управление средствами ПВО группы. Тем самым предпринималась очередная попытка обеспечения ПВО соединений наших кораблей в океане без создания авианосцев.

Постановлением правительства от 25.07.1959 г. были определены основные элементы корабля ПВО пр.1126 и его вооружение, основой которого должен был стать зенитный ракетный комплекс большой дальности М-3. Проектирование было поручено коллективу ЦКБ-17 под руководством главного конструктора В.В.Ашика, которого с 1960 г. заменил П.П.Милованов. По ТТЗ стандартное водоизмещение ограничивалось 10000 т, скорость полного хода задавалась 33-34 узла, дальность плавания 24-узловым ходом – 5000 миль. По своим размерам и составу вооружения проект 1126 был, конечно же, ракетным крейсером ПВО.

 

 

Главным оружием корабля являлся ЗРК большой дальности М-3. По одному такому комплексу предполагалось разместить в носу и в корме. Целеуказание для ЗРК должна была выдавать проектируемая РЛС большой дальности, имеющая два совмещенных антенных поста и поистине циклопические размеры (она так и не вышла из стадии разработки и была заменена на РЛС «Восход»). Однако неудачи с разработкой М-3 вынудили продолжить работы уже с новым корабельным ЗРК М-31 того же нажначения. Для самообороны корабля предусматривались два ЗРК средней дальности М-11 (со станциями наведения «Ятаган»), также размещенные по одному в носу и в корме. Этот комплекс задумывался как универсальный и мог поражать как воздушные, так надводные цели, но его разработка не была закончена и в проекте он был заменен на ЗРК М-1 «Волна», но уже со станциями наведения «Гром». Артиллерийское вооружение корабля включало две, а затем четыре спаренные универсальные 57-мм артустановки АК-725 с радиолокационным наведением, кроме того предусматривались два 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед (позднее от них отказались) и две реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (позднее – РБУ-6000). Корабль имел соответствующее своему назначению радиолокационное вооружение, в т.ч. РЛС обнаружения воздушных целей большой дальности «Восход», две РЛС общего обнаружения, станции радиотехнической разведки и систему наведения истребительной авиации.

 

 

Всего на стадии эскизного проекта было проработано около 20 вариантов корабля с различным составом вооружения, разными материалами корпуса, энергетическими установками, водоизмещением от 6200 до 11100 тонн и максимальной скоростью от 29,7 до 35,5 узлов. Эскизный проект был утвержден в июле 1960 г. Для дальнейшего проектирования рекомендовался вариант стандартным водоизмещением 9000 тонн с двумя котлотурбинными установками мощностью по 45000 л.с. каждая, аналогичными установленным на строящихся в то время эсминцах пр.58. Это уже был чистый ракетный корабль ПВО, не имеющий ни торпед, ни артустановок.

 

 

Однако, в том же в 1960 г. сначала было принято решение о сокращении числа намеченных к постройке кораблей ПВО пр.1126 с трех до двух, а в 1961 г. разработка технического проекта была вообще прекращена, а сами корабли были исключены из кораблестроительной программы, как было сказано в Постановлении Правительства от июня 1961 г. «в целях сосредоточения усилий на создании более перспективных кораблей». Одновременно с этим были прекращены работы и по комплексу большой дальности М-31. Так наш флот лишился очередного так необходимого ему корабля.

Однако если объективно рассматривать проблему ПВО отечественного ВМФ того времени, то можно прийти к однозначному выводу: с учетом быстрого развития средств воздушного нападения вероятного противника ни уже разработанные, ни перспективные корабельные ЗРК уже были не в состоянии гарантировать неуязвимость соединения, а тем более одиночного корабля. Только барражирующая палубная истребительная авиация могла обеспечить дальнюю ПВО, позволяя тем самым создать минимальный резерв времени для успешного использования корабельных зенитных ракетных комплексов. Но поскольку в ВМФ СССР авианосцы как класс вообще не предусматривались руководством, то все эти выводы, неудобные для официальной точки зрения, замалчивались, а наш океанский флот до настоящего времени остался без прикрытия с воздуха.

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

• полное

-

6 200…11 100

Основные размерения, м

• длина наибольшая

• ширина наибольшая

• осадка наибольшая

-

198…200

25…26

6…7

Главная энергетическая установка:

• 4 паровых котла КВН-95/64, 2 ГТЗА ТВ-12

   суммарная мощность, л.с. (кВт)

• дизель- и турбогенераторы

котлотурбинная

-

90 000 (66 150)

4…8

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• наибольшая
• экономическая

-

30…35,5

16…18

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)

5000 (24)

Автономность, сут.

30

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

н/д

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитное ракетное:

ПУ ЗРК М-3 или М-31 (поздние варианты)

ПУ ЗРК М-11 или М-1 «Волна» (поздние варианты)

-

2 Х 2

2 Х 2 или 4 Х 2

Артиллерийское:

• 57-мм АУ АК-725 (кроме позднего варианта)

-

4 Х 2

Торпедное:

• 533-мм ТА (на ранних вариантах)

-

2 Х 5 или 2 Х 3

Противолодочное:

РБУ-1000 или РБУ-6000

-

2 Х 6 или 2 Х 12 или 4 Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-25 на ВПП

-

1

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС

н/д

РЛС общего обнаружения

2 х н/д

РЛС обнаружения ВЦ

1 х МР-600 «Восход»

РЛС обнаружения НЦ

4…6 х н/д

ГАС

н/д

средства РЭБ

н/д

РЛС управления огнем

4 Х (н/д) для ЗРК БД

2 Х 4Р-90 «Ятаган» или «Гром» для ЗРК МД

2 Х МР-103 «Барс» для 57-мм АУ

средства связи

набор средств

средства навигации

набор средств

РЛС госопознавания

н/д


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru