Прошедшие 27 августа в Женеве переговоры глав внешнеполитических ведомств США и России по сотрудничеству в Сирии не привели к заключению соглашения между сторонами. В то же время участники переговоров были настроены в целом оптимистично относительно перспектив достижения договоренностей и намерены продолжить усилия в этом направлении. Однако слабым местом возможных российско-американских договоренностей по Сирии остаются растущая сложность и хаотичность конфликта, а также сохраняющаяся конкуренция между его основными участниками, что на практике делает трудно реализуемым потенциальное соглашение.
США ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ОГРАНИЧЕНИИ АКТИВНОСТИ сирийской армии, для чего планируется использовать предполагаемый режим прекращения огня, а также в прекращении действий авиации правительственных сил. Предполагается, что установление в данный момент режима прекращения огня не позволит сирийским военным добиться решающего перелома в ситуации в районе Алеппо. Для решения этой задачи США в качестве средства давления используют угрозу расширения военной помощи сирийским боевикам, что приведет к интенсификации боевых действий, а также продлит российское вовлечение в конфликт.
Еще одним инструментом давления на Дамаск и Москву стал вопрос применения химического оружия в Сирии ранее, в 2013 году, сыгравший ключевую роль в усилиях Саудовской Аравии по эскалации конфликта. 24 августа в Совет Безопасности ООН был передан доклад экспертов ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) относительно итогов расследования случаев применения химического оружия в Сирии в 2014-2015 гг. Авторы доклада возложили ответственность за два случая применения химического оружия на сирийские правительственные силы. Доклад вызвал согласованную резкую реакцию США, Франции и Великобритании, настаивающих на применении суровых мер к Дамаску. Очевидно, что в ближайшие недели данная проблема будет усиленно использоваться Западом для информационного и политического давления на Москву.
В то же время очевидны факторы, подталкивающие Вашингтон к достижению взаимопонимания с Москвой, основным из которых является понимание США невозможности достичь каких-либо сдвигов в ситуации в Сирии без учета российского контекста. В свою очередь российская сторона продолжает контакты с США, скорее всего, в силу своей заинтересованности в нахождении формулировок урегулирования и стабилизации военной ситуации, что позволило бы Москве приступить к сокращению российского контингента, участвующего в конфликте. Успешно начавшееся для сирийских правительственных войск наступление на Алеппо приобретает затяжной характер, активные действия российской авиации не привели к резкому падению боеспособности боевиков, которые в августе провели консолидированное контрнаступление в районе Алеппо, создав угрозу коммуникациям правительственных войск.
ОДНАКО ВАРИАНТ ДОСТИЖЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ С США ОСТАЕТСЯ ПОД ВОПРОСОМ в силу уже отмеченных требований США, выполнение которых на практике может вновь привести к дестабилизации военных позиций сирийского режима, против чего изначально было нацелено российское вмешательство. Между Москвой и Вашингтоном сохраняются системные противоречия относительно политических аспектов урегулирования и прежде всего судьбы сирийского президента. И наконец, препятствием для российско-американской сделки является все более усложняющаяся матрица сирийского конфликта, на которую влияют как силы, действующие непосредственно в Сирии, так и региональные участники конфликта.
В самой Сирии среди группировок боевиков последовательно укрепляются позиции джихадистской "Джебхат ан-Нусра", ранее специально сменившей название для заключения широких альянсов с другими группировками. В этих условиях вариант с разграничением умеренных боевиков и джихадистов, обсуждаемый США и РФ, выглядит все более иллюзорным, и внешние спонсоры мирного процесса на практике могут оказаться перед непростым выбором: либо закрыть глаза на фактор "Джебхат ан-Нусры", либо наиболее боеспособные отряды боевиков окажутся вне действия предполагаемых договоренностей.
Сложная ситуация складывается и вокруг учета позиций региональных игроков конфликта. Прямое вмешательство Турции в кризис создало сложный узел конфликтности на севере Сирии, непосредственно затрагивающий интересы США и ЕС и требующий от Вашингтона поиска многопланового баланса интересов. Параллельно вне процесса урегулирования остаются интересы региональных спонсоров боевиков – Саудовской Аравии и Катара, которые, обладая большим влиянием на группировки в Сирии, могут непосредственно воздействовать на ход боевых действий.
И НАКОНЕЦ, НАТЯНУТОСТЬ ЗАМЕТНА И В АЛЬЯНСЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАНОМ. Проявлением шероховатостей между союзниками по сирийскому конфликту стало решение Ирана о прекращении использования российской авиацией иранской базы. Наряду с внутриполитическим давлением в Иране, приведшим к подобному решению, данный шаг иранской стороны мог отражать определенную разницу в подходах между сторонами относительно сирийского кризиса и прежде всего недовольство Тегерана контактами между США и РФ и перспективами российско-американской сделки по Сирии.
Примечательно, что на фоне решения по базе, принятого Тегераном, имели место рост числа инцидентов между американскими и иранскими военными в Персидском заливе, а также заход американского беспилотника в воздушное пространство Ирана. Необходимо отметить и другое совпадение: решение о прекращении использования Россией иранской базы было озвучено Тегераном 22 августа, и в тот же день госсекретарь США Керри заявил, что переговоры с Россией о военном сотрудничестве в борьбе с ИГ в Сирии близки к успешному завершению.
Давид Арутюнов, "Голос Армении"