Удивительное дело. Казалось, раньше никто никогда не видел этот корабль, который четверть века не особо задумываясь все называли флагманом российского флота.
Почему "Кузнецов" так дымит? - по-моему, этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых за последние несколько дней в рунете. Кому-то это навеяло воспоминания обо всей серии авианесущих крейсеров, кто-то беззлобно тролллит подписчиков, а кто-то пытается найти этому рациональное объяснение.
Несколько раз взявшись в камментах объяснять вопрошающим что там, да как, решил наконец-то вынести ответ сюда.
Никогда такого не было, и вот, опять (с)
Дымление у "Кузи" - порок сердца врожденный. Даже "предзачаточный", если так можно сказать. Конструкция ГЭУ почти без изменений ему досталась от "Киева", при том, что водоизмещение увеличилось более чем в полтора раза (стандарное было 30 тыщ тонн, стало 46), а мощность при этом со 182 тысяч л.с. подняли всего до 200. То есть котлы "Кузнецова" штатно всегда работают "вперегруз".
Сошлюсь на мнение одного из наиболее авторитетных из известных мне экспертов. Валерий ХАЙМИНОВ "Хэнк", капитан 1 ранга, уже в запасе, прошел путь от командира машинно-котельной группы ТАКР "Киев" до зам. командира дивизии - начальника электромеханической службы. Был командиром БЧ-5 и "Киева", и "Кузнецова". В альманахе "Тайфун" за 2001 год №06 (37) опубликовал статью "От "Киева" к "Кузнецову". Размышления офицера электромеханической службы об освоении ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Приведу несколько выдержек:
"Как уже говорилось, хотя "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" был пятым авианосным кораблем постройки ЧСЗ, опыт эксплуатации предыдущих учли не везде. Очень неудачными в эксплуатации оказались испарительные установки типа М3С из за своей сложности в тех. обслуживании и прежде всего в чистке. В Средиземном море наработка этих испарителей между чистками составляла 100-120 часов. На корабле постоянно имел место дефицит котельной воды. При каждом приезде представителей проектанта (Невского ПКБ) л.с. БЧ-5 докладывал о ненадежной работе испарительных установок как об одном из основных замечаний по эксплуатации корабля. Тем не менее на "Киеве", "Минске", "Новороссийске" было установлено по четыре установки данного типа, на "Баку" пять, на "Адмирале Кузнецове" восемь, но все того же типа.
По 18-летнему опыту эксплуатации авианосных кораблей считаю, что их ГЭУ не обладает достаточной мощностью для достижения проектной скорости хода. На скорости 18 узлов и более установка работает в режиме перегрузки, форсирование мощностей происходит за счет увеличения давления топлива, подаваемого в котлы. При этом "древняя" автоматика гидравлического типа не всегда своевременно обеспечивает соответствующим увеличением подачи воздуха. Отсюда - интенсивное дымление, работа котлов на предельных режимах.
Не используя сложные формулы, можно пояснить это следующим образом. БПК типа "Кронштадт" (пр. 1134А) водоизмещением около восьми тысяч тонн имеет четыре главных котла КВН 98/64, а крейсер "Киев" при водоизмещении около 45 тысяч тонн - восемь главных котлов того же типа. Поэтому одна и та же скорость достигалась на этих кораблях при значительной разнице по нагрузке котельных установок. "Адмирал Кузнецов", водоизмещение которого больше "Киева" на десять тысяч тонн, оснащен восемью главными котлами с большей, чем на "Киеве", расчетной паропроизводительностью, но все же недостаточной для обеспечения заданных скоростных режимов.
Следующим серьезным недостатком, выявленным при эксплуатации корабля пр. 11435, является система осушения трюмов. После постройки на авианосце полностью отсутствовали водоотливные эжекторы, а установленные осушительные насосы проявляли в процессе эксплуатации неэффективность и полную неремонтопригодность"...
источник