Возвращение мотоцикла

Анатолий Ильин
Журнал «Военный парад», ноябрь-декабрь 1999

Опыт военных конфликтов на стыке двух веков показал, что характер современных боевых действий имеет значительные отличия. Решающую роль приобретают получение и передача информации, мобильность подразделений, особенно при действиях в населенных пунктах и в труднопроходимой местности, где маневр тяжелой бронированной техники затруднен. Мобильность нужна также подразделениям миротворческих сил, пограничникам, службам спасения, подразделениям МВД и другим.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что относительно недорогим и эффективным способом повышения мобильности является оснащение подразделений надежными и высокопроходимыми мотоциклами. В свое время они нашли широкое применение в Советской Армии, но позже оказались почти полностью вытесненными более тяжелыми машинами. Но некоторые специалисты считают, что мотоциклы до сих пор армии необходимы.

Именно для этих целей в конце 1990-х гг. ОАО «Уралмото» разработало и испытало специальную версию дорожного мотоцикла повышенной проходимости – модель ИМЗ-8.107 с приводом колеса бокового прицепа. По версии разработчика наиболее эффективно его можно было использовать в составе разведывательных, патрульных мобильных групп и в качестве передвижного средства связи, а также многоцелевого транспортного средства. Меньшие габариты и большая маневренность, чем у любого армейского джипа, делают мотоцикл максимально пригодным для ведения боевых действий в условиях городской застройки. Экипаж может состоять из 3-х или 2-х человек, включая водителя, при этом масса перевозимого груза или дополнительного снаряжения составляет не менее 25 и 100 кг соответственно.

Основное вооружение ИМЗ-8.107 – крупнокалиберный пулемет (например КОРД калибра 12.7 мм) позволяет поражать низколетящие воздушные и легкобронированные наземные цели, а также вести борьбу с живой силой противника на расстоянии 1500–2000 м. «Открытость» мотоцикла дает возможность вести прицельную круговую стрельбу из личного оружия экипажа, который защищен средствами индивидуальной бронезащиты.

Так на выставке вооружений в Нижнем Тагиле в 1999 году бурю восторга вызвал мотоцикл с экипажем из двух человек при показе ходовых качеств и стрельбы из пулемета по целям на дальности 1200 м.

При необходимости он может быть вооружен гранатометом (РПГ, АГС-17 «Пламя»), противотанковыми комплексами («Конкурс», «Фагот») и даже безоткатным орудием. Это позволит поражать бронированные цели на дальностях до 3 км.

Высокая динамика, проходимость и маневренность обеспечиваются мощным силовым агрегатом, трансмиссией и движителями. Короткая – 1500 мм – база и большие – 19″ колеса с шинами, имеющими «вездеходный» рисунок протектора, позволяют уверенно двигаться по сильнопересеченной местности. Конструктивное исполнение и компоновка агрегатов по автомобильному принципу (система смазки двигателя, коробка передач в отдельном блоке, имеющая в том числе передачу заднего хода, карданный вал в трансмиссии) гарантируют высокую эксплуатационную надежность и ремонтопригодность при оптимальных технико-экономических характеристиках. Очень важным условием эксплуатации является использование типов (марок) моторных и трансмиссионных масел, широко применяющихся в автомобилях.

Мотоцикл с боковым прицепом обладает качеством, особенно важным при проведении боевых или разведывательных операций, возможностью прохождения препятствий, совершенно непреодолимых для любого типа автомобильной техники. Используя прием езды с «поднятой» коляской, мотоцикл, сохраняя равновесие, может двигаться по одной колее, объезжая глубокие ямы (воронки) или препятствия высотой до 0,7 м (камни, плиты, заграждения). Имея массу в 315 кг, при помощи только мускульной силы экипажа мотоцикл методом кантования можно перетащить через преграду – упавшее на дорогу дерево или железобетонную конструкцию. Высокая, свыше 100 км/ч, скорость обеспечивает резерв времени для совершения маневра. Эксплуатация ИМЗ-8.107 возможна во всех климатических зонах – от районов Крайнего Севера до тропических (от -40 до +50 °С).

Первая партия мотоциклов ИМЗ-8.107 была заказана Вооруженными Силами России для частей российских миротворцев в Косово во время вооруженного противостояния на Балканах. Разработчиком также предлагались экспортные варианты, с возможностью оснащения комплектующими зарубежного производства.

 

Основные характеристики ИМЗ-8.107

Экипаж, чел.

3(2)

Двигатель:

• тип

бензиновый, 4-тактный, воздушного охлаждения встречным потоком воздуха

• мощность, кВт

23,5

• топливо

бензин с октановым числом не ниже 76

Трансмиссия:

• колесная формула

3×2

• КПП

4-ступенчатая с передачей заднего хода

• задняя передача

карданный вал

• главная передача

конический редуктор

Ходовая часть:

• рама

трубчатая, сварная

• передняя вилка

рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором

• задняя подвеска

маятниковая с пружинно-гидравлическим амортизатором

• колеса

взаимозаменяемые

• размер шин

4,00-19″

Напряжение бортовой сети (постоянного тока), В

12

Скорость движения по шоссе, км/ч

105

Запас хода на одной заправке, км:

• основной бак

240

• дополнительная емкость

125

Масса (сухая), кг

315

Габаритные размеры, мм:

• длина

2560

• ширина

1700

• высота

1100

База, мм

1500

Основное вооружение

12,7-мм пулемет или

7,62-мм пулемет или

установка с ПТРК или

установка с АГС или

установка с БЗО или

РПГ

Дополнительное оснащение

фара-искатель, 10-литровая емкость для горючего, комплект шанцевого инструмента

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru