Зарубежные управляемые авиационные средства поражения малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность»

Семенов С.С., руководитель группы анализа и перспективных исследований по авиационному направлению, канд. техн. Наук
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №1, 2012

 

Предпосылки в создании управляемых авиационных средств поражения малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность»

 

В настоящее время стало привычным при создании оружия различного назначения делать его высокоточным. Данное требование возникает из тех тактических задач, которые приходится решать при ведении боевых действий в разных регионах планеты. Как показывает опыт военных конфликтов последних десятилетий, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 г., существенно изменилась тактика боевого применения авиации – боевые операции часто проходят в городах, других населенных пунктах, а также на линии боевого соприкосновения. По мнению руководителя по коммерческому развитию в области вооружения фирмы «Lockheed Martin» С. Фарроу, «война, которую мы (США и НАТО – Авт.) ведем в настоящее время, – другая. Противник стремится укрыться в домах и около школ. Мы не можем туда вторгаться и сбрасывать крупные бомбы – это просто больше уже не срабатывает».

Усиливающаяся тенденция преобладания авиации в современных боевых операциях, а также расширение возможностей применения высокоточного оружия (ВТО) дают основания считать, что проблема обеспечения военного преимущества в современной войне будет решена и уже решается за счет использования в составе пилотируемых и беспилотных ударных авиационных комплексов небольших управляемых ракет (УР) и управляемых авиационных бомб (УАБ) малых калибров (в том числе барражирующего типа), что позволяет добиться высокоточного наведения соответствующих огневых средств поражения и не допустить существенных разрушений.

Примером такого подхода может служить разработка УАБ типа SDB, отличающейся малыми размерами, высокой точностью наведения и высокой поражающей способностью, соизмеримой с поражающей способностью УАБ калибром 900 кг. Это позволяет увеличить боезапас, размещаемый во внутренних отсеках и внешних узлах подвески на ударных самолетах, а также расширить номенклатуру целей, поражаемых в течение одного полета без нанесения излишнего ущерба окружающей среде. Современный истребитель F-16 обычно имеет на борту 2 высокоточных боеприпаса массой порядка 900 кг, или 4 боеприпаса массой порядка 227 кг. При наличии бомбы SDB количество самостоятельно наводимых на цель боеприпасов на каждом самолете может быть увеличено до 8, что позволит одному самолету F-16 в течение одного полета нанести удары с высокой точностью по 8 наземным целям. Ударный истребитель F-35A производства «Lockheed Martin», который, согласно проекту, должен нести 2 боеприпаса массой до 900 кг во внутренних отсеках и еще 4 – на надкрыльевых пилонах наружной подвески, способен нести 8 бомб GBU-39 во внутренних отсеках и 16 бомб – на узлах наружной подвески. Таким образом, один самолет F-35A способен нанести удары по 24 целям в течение одного полета.

Самолет F-15E способен нести 20 бомб SDB на внешних узлах подвески. Во внутренних отсеках самолета F/A-22 «Raptor» могут размещаться 8 бомб SDB, а во внутренних отсеках самолета FB-22 «Raptor» ударной модификации-до 30 бомб GBU-39.

По оценкам зарубежных экспертов, одним из приоритетных направлений повышения эффективности боевых операций является оснащение вооруженных сил беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Способность в течение длительного времени скрытно вести воздушную разведку позволяет беспилотным системам выполнять боевые задачи на качественно более высоком, по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, уровне при значительно более низком расходе сил и средств. Полученная с помощью разведоборудования БЛА информация об объектах атаки используется в ходе предполетной подготовки экипажей боевых самолетов или вертолетов, а также непосредственно в ходе выполнения ими задач, что позволяет повысить эффективность выхода на цель, ее идентификации и поражения в сложной обстановке, в частности, при велении боев в населенных пунктах.. Так, в США перед разработчиками новых малозаметных разведывательных БЛА ставится задача повышения эффективности таких аппаратов настолько, чтобы один БЛА по своей функциональности был способен заменить от 12 до 24 действующих разведывательных пилотируемых самолетов. По мнению заместителя начальника штаба ВВС США по вопросам разведки генерала Д. Дептулы, в будущем приоритетным качеством БЛА будет способность наносить в ходе разведывательно-ударных операций высокоточные удары на больших дальностях. Опыт ведения боевых действий в Афганистане указывает, главным образом, на целесообразность использования ударно-разведывательных и ударных БЛА в качестве своего рода летающей артиллерии. Классическим примером создания разведывательно-ударных БЛА являются американские аппараты семейства «Predator» . На БЛА MQ-1 «Predator» размещаются 2 УАБ GBU-12. Дальнейшее развитие беспилотных авиационных систем связывают с разработкой принципиально новых БЛА типа Х-45С и Х-47В (с 8 УАБ SDB на борту), использующих радиолокационные и инфракрасные устройства снижения заметности, имеющих более широкий диапазон скорости и высоте полета, обладающих высокими показателями маневренности и расширенным арсеналом применяемых авиационных средств поражения (ДСП), а также значительными возможностями длительного автономного полета.

Благодаря оснащению управляемым авиационным вооружением БЛА активно использовались для уничтожения различных наземных целей. Например, в ноябре 2002 г. в Йемене с помощью БЛА «Predator» был обнаружен и по команде с земли уничтожен автомобиль с членами руководящего звена террористической организации «Аль-Каида». Впоследствии аналогичные операции были успешно проведены на территории Афганистана, Ирака и Пакистана. Всего развернуто 7 систем MQ-5B в составе 62 боевых единиц БЛА. В настоящее время завершены испытания многоцелевой модификации MQ-5B, которая может оснащаться управляемым оружием различных типов, в частности, противотанковыми ракетами AGM-114 «Hellfire», самонаводящимися боевыми элементами «ВАТ» и «Viper Strike». Этими системами планируется оснащать отдельные батальоны БЛА в составе частей сухопутных войск США. Всего предполагается закупить 11 беспилотных систем «Warrior», каждая из которых включает в себя 12 летательных аппаратов, 5 наземных станций управления, терминал спутниковой связи и вспомогательное оборудование.

Проведенные в последнее время боевые операции (в основном в Афганистане) выдвинули на первый план необходимость создания чрезвычайно точного оружия в малогабаритном и миниатюрном исполнении, которое могло бы синтезироваться с БЛА или вертолетным комплексом вооружения. Вызвано это, прежде всего, стремлением командования НАТО резко снизить нанесение побочного ущерба. Целями могут являться различные элементы инфраструктуры, живая сила, легкие бронированные автомобили, грузовики, пусковые ракетные установки, огневые точки артиллерии и др.

Кроме того, необходимость разработки управляемых авиационных средств поражения (УАСП) малых и сверхмалых калибров класса «воздух–поверхность» вызваны еще и тем, что при проведении антитеррористических операций и борьбы с пиратами используются ударно-разведывательные БЛА. Масса такого БЛА может составлять около 30 кг при массе полезной нагрузки до 5 кг, что определяет нижнюю границу массы УАСП малого калибра. Верхняя граница массы УАСП малого калибра ограничена предельно допустимой массой полезной (боевой) нагрузки (113 кг) для одной точки подвески носителя. Масса полезной (боевой) нагрузки некоторых существующих разведывательно-ударных и ударных БЛА такова: RQ-7A «Shadow-200» – 27 кг; RQ-9A «Hunter» – 113 кг; MQ-1B «Predator» – 200 кг; MQ-1C «Sky Warrior» – 225 кг; Х-45А – 680 кг; MQ-9A «Reaper» – 1800 кг; Х-45С – 2040 кг; Х-47В – 2040 кг.

При создании оружия нового типа всегда возникает вопрос об иерархии приоритетов, так как ресурсы (финансовые, производственные, кадровые, временные и пр.) ограничены и необходимо выбрать наиболее рациональные пути осуществления того или иного проекта.

Все чаще рост эффективности существующих и широко распространенных систем вооружения удается обеспечить малозатратным способом за счет использования различных комплектов модернизации, преобразуя, например, неуправляемые реактивные снаряды авиационного базирования в управляемые.

В качестве современных УАСП малых и сверхмалых калибров (3-120 кг) класса «воздух–поверхность» применяются управляемые авиационные ракеты и УАБ. В их составе активно используются разработки на базе:

• неуправляемых авиационных ракет;

• управляемых ракет малых калибров для наземных и вертолетных комплексов;

• штатных авиабомб малых калибров 113-118 кг и менее,

• оригинальных специальных конструкций сверхмалого калибра.

Известно также, что фирма «Raytheon» разработала модификацию ракеты к комплексу AIM-9X «Sidewinder» с инфракрасной головкой самонаведения класса «воздух–воздух», которая способна поражать как воздушные, так и наземные цели.

В ведущих и развивающихся зарубежных странах осуществляется ряд программ по созданию авиационного высокоточного оружия малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность». Среди них: США, Великобритания, Франция, Израиль, Бельгия, Китай, ЮАР, Бразилия, Турция, Украина. Освоить этот пока еще достаточно свободный сектор мирового рынка оружия стараются западноевропейские и американские фирмы.

Лидирующее место в разработке УАСП занимают США. Успешные разработки ведут фирмы MBDA, «Raytheon» и ряд других. Так, компания «Lockheed Martin» занимается созданием ракеты EAPS для оснащения ею армейских БЛА. Ракета EAPS способна уничтожать ракеты, артиллерийские и минометные боеприпасы противника на дальности не менее 2,5 км. Новая ракета предназначена для поражения целей прямым попаданием. Наведение ракеты EAPS на цель осуществляется по радару. Разработку планируется завершить в 2012 г.

В ноябре 2009 г. американский авиастроительный концерн «Boeing» заключил контракт с командованием ВВС США на создание миниатюрного вооружения для БЛА. Сумма сделки оценивается в 7 млн. долларов.

Центральное место в перспективных намерениях западноевропейской фирмы MBDA занимают потенциальные требования командования корпуса морской пехоты США относительно создания недорогого оружия с лазерным наведением и разработка планирующих боеприпасов класса «воздух–поверхность» массой 13,6-22,7 кг для БЛА.

 

Классификация управляемых авиационных средств поражения малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность»

 

Традиционно в России и за рубежом калибр боеприпаса (авиационной ракеты, авиабомбы, снаряда, торпеды и т.д.) определяется:

• в килограммах и фунтах (в основном в США и Великобритании);

• в миллиметрах и дюймах, когда за основу берется диаметр корпуса боеприпаса.

Как в отечественной практике, так и за рубежом калибр боеприпаса часто сопровождается прилагательным «тяжелый» или «легкий», обозначающим массу, иногда с добавлением приставок «сверх» или «супер».

Например, для авиабомб принята градация малого, среднего и крупного калибров. Однако четкой границы между калибрами авиационных бомб и ракет не существует. В то же время в ряде источников отмечается, что авиабомбы калибром 250 кг следует отнести к тяжелым или средним. Поэтому на основе проведенного анализа калибров и назначения (рассматривались типы боевых частей и поражаемые объекты) управляемых авиационных ракет класса «воздух–поверхность» и УАБ, с учетом принятой в отечественном бомбостроении градации калибров (0,5; 1; 2,5; 10; 25; 50; 100; 250 кг и более), предложена классификация УАСП малого и сверхмалого калибров (см. таблицу).

 

Классификация УАСП малого и сверхмалого калибров (авиационного боеприпаса) по качественным признакам

 

 

Основные типы существующих и перспективных зарубежных образцов УАСП малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность»

 

Существующие и перспективные зарубежные образцы УАСП малого и сверхмалого калибров представлены следующими типами, к которым относятся перечисляемые ниже образцы:

Управляемые авиационные ракеты:

• «Laser Suny» (США);

• APKWS (США);

• TALON (США);

• DAGR (США);

• LOGIR (США);

• «Сирит» (Турция);

• STAR (Израиль);

• «РЕКЕТ» (Бельгия),

• «Griffin» (США);

• «Spike» (США);

• LMM (Великобритания) (легкая многоцелевая);

• «Spike» (Израиль);

• «Spike-NLOS» (противотанковая);

• «Mini-Spike» (США);

• FOG-MPM (Бразилия).

Управляемые авиационные бомбы:

• SDB II (планирующая) (США);

• Umbani (ЮАР),

• AASM (Франция);

• Ls-6 (Китай);

• «Адрос» (с комплектом наведения и управления) (Украина);

• 100В (с турбореактивным двигателем) (Великобритания);

• SPICE (планирующая, оснащенная ракетным двигателем) (Израиль);

• SCALPEL (малого диаметра) (США);

• GBU-44/B («Viper Strike») (планирующая малого калибра) (США);

• «Scorpion» (планирующая, оснащенная ракетным двигателем) (США);

• SABER (планирующая) (США);

• STM (планирующая) (США).

• УАСП барражирующего типа.

Анализ представленных образцов УАСП малого и сверхмалого калибров класса «воздух–поверхность» позволил составить гистограммы распределения образцов по калибру (массе) и типам систем наведения (рис. 1, 2), из которых следует, что наиболее характерно использование образцов с массой в пределах до 20, 40-50 и 100-130 кг с лазерными и телевизионными системами наведения, а также в сочетании с комплектованными инерциально-спутниковыми системами наведения.

 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru