ЛаГГ-3

 

Этот истребитель разрабатывался под руководством триумвирата конструкторов: С. А. Лавочкина, В. П. Гор6унова и М. И. Гудкова. Опытный образец этого самолёта, называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 года.
Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина (пластифицированная древесина, обладающая большой прочностью). Металл использовался только там, где без него просто нельзя было обойтись (стальная монорама, капоты мотора из дюралевых сплавов). Такой подход к проектированию был вынужденным. Суть заключалась в том, что возможности цветной металлургии не поспевали за резко возросшими в предвоенные годы потребностями самолетостроения, единственный путь, позволявший в этих условиях наладить массовый выпуск новых боевых самолетов, заключался в использовании дерева. Оно в большей или меньшей степени применялось в конструкции и других самолетов, в частности, Як-1 и Миг-З. а И-301 наиболее полно воплощал в себе идею цельнодеревянной машины, что считалось большим его преимуществом. Другая отличительная черта И-301 заключалась в необычно мощном вооружении –  пушка 23 мм и два синхронных крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли устанавливаться еще два
ШКАС.
И-301 прошел испытания в целом успешно. Однако перед организацией серийного производства было выдвинуто дополнительное требование о повышении дальности полета до 1000 км. Конструкторам пришлось установить дополнительные баки, хотя тогда уже было ясно, что с таким запасом топлива самолет будет слишком тяжел.
Государственные испытания истребителя ЛаГГ-З закончились всего за несколько дней до начала войны, в строевых подразделениях самолетов этого типа было меньше всего, по разным оценкам от 29 до 75. В боях истребители этого типа стали применяться только с конца июля –  начала августа 1941 года.


Состав вооружения ЛаГГ-З в процессе серийной постройки менялся. В наиболее типичном для 1941 г. варианте оно состояло из пушки калибра 20 мм и синхронных пулеметов –  одного БС и двух
ШКАС. Кроме того, под крылом можно разместить 6-8 реактивных снарядов. К сожалению, при освоении ЛаГГ-З в производстве и в процессе его доводки не удалось сохранить его высокие летные данные. Особенно сильно снизилась скорость.
Наиболее успешно ЛаГГ-З действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения штурмовых задач. Но все же летчикам на ЛаГГ-З чаще приходилось вести воздушные бои с истребителями противника. Здесь со всей очевидностью проявились недостатки ЛаГГа, обусловленные слишком большим его весом.
Кроме того, некоторым пилотам самолёт не нравился из-за недостаточной манёвренности, высокой требовательности к пилотажному искусству пилота, большого взлётного веса и цельнодеревянной конструкции. Впрочем, это скорее касалось слабых и неуверенных в себе пилотов, число которых резко возросло после больших потерь опытных кадров ВВС первого эшелона в первые месяцы войны. В руках же настоящих сталинских соколов этот современный самолёт был грозным оружием против фашистских стервятников. Особенно эффективно показал себя ЛаГГ-З в частях ПВО при отражении немецкого воздушного наступления на Москву в 1941 году, а также при обороне с воздуха советских стратегических объектов.

Боевые действия в начале 1941 года показали необходимость принятия на вооружение истребителей способных использоваться в роли легких штурмовиков для нанесения ударов для непосредственной поддержки наступающих войск. Первой модификацией истребителя ЛаГГ-3 в этой роли стали самолеты 11-ой серии. Кроме шести пусковых установок для реактивных снарядов РС-82 они получили бомбодержатели Д3-40. Благодаря этим бомбодержателям самолеты могли использовать легкие бомбы до 50 килограмм (фугасные ФАБ-50, осколочные АО-25М и ФАБ-50М или химические ХАБ-25 и АОХ-15). Так же самолеты получили на вооружение химические контейнеры ВАП-6М (Выливной авиационный прибор) с 38 литрами фосфорного газа и распылителем АСБР-2 способным выбросить весь газ в течении 3-4 секунд. Для уничтожения живой силы противника применялись так же зажигательные контейнеры ЗАП-6 (зажигательный авиационный прибор). Боевые возможности самолетов 11-ой серии были еще увеличены в начале 1942 года, после замены пусковых установок РС-82 на пусковые установки реактивных снарядов РС-132. Для облегчения истребителя было решено уменьшить запаса топлива, то есть –  вернуться к исходному, трехбачному, варианту ЛаГГ-З. На ЛаГГах 11-й серии крыльевые баки не устанавливались совсем –  для компенсации встроенных крыльевых баков предлагалось использовать подкрыльевые подвесные сбрасываемые бачки емкостью до 100 л, однако широкого распространения они не получили. Ударные версии ЛаГГ-3 использовались на Калининском фронте в конце 1941 и в начале 1942 года. 129 авиационный полк, оснащенный истребителями ЛаГГ-З 11 -ой серии, за успешные действия в начале 1942 года получил звание Гвардейского. Часть самолетов этого полка было переоборудовано в зимний вариант с заменой колесного шасси на лыжи.

ЛаГГ-3 на лыжах

ЛаГГ-3 на лыжном шасси, на котором летал Герой Советского Союза Сергей Горелов

 

Начиная с 5 октября 1941 г. в 43-й авиадивизии проходили войсковые испытания три ЛаГГа, вооруженные 37-мм пушками. Эти самолеты смогли уничтожить пять немецких танков. Мощное вооружение буквально провоцировало использовать эти машины в качестве штурмовиков. Однако новые пушки Шпитального были еще сырыми и работали ненадежно. Воевали эти три истребителя недолго –  в октябре их аэродромы базирования попали в Вяземский котёл

На ЛаГГах были сбиты несколько выдающихся немецких асов из знаменитой эскадры "Зеленое сердце". Над озером Ильмень 9 августа 1942 г. старший лейтенант Аркадий Суков из 41-го ИАП сбил Bf 109 оберлейтенанта Макса-Хельмута Остерманна (102 победы), Остерманн погиб; 18 сентября 1942 г. севернее Тосно ЛаГГи 41-го ИАП завалили кавалера Рыцарского креста гауптмана Герберта Финдейзена (67 побед), летчик выпрыгнул с парашютом и попал в плен; 19 января 1943 г. старший лейтенант Каберов из 3-го ГИАП Балтфлота положил конец боевой карьере оберлейтенанта Вальтера Мейера (58 побед).
Предпринимались попытки поставить на истребитель двигатели М-106 и М-107, но они закончились безрезультатно. Горбунов предпринял еще одну попытку улучшить летные качества ЛаГГа-3, установив на самолет двигатель М-105ПТ. Истребитель, получивший обозначение «объект 105» в октябре 1943 года прошел государственные испытания. Прежде всего в глаза бросалась каплевидная форма фонаря кабины. Вооружение самолета состояло из пушки ШВАК и пулемета БС с боекомплектом 160 и 200 выстрелов, соответственно. Взлетная масса самолета составила 2818 кг, максимальная скорость 612 км/ч.
В феврале 1944 года появился самолет «105-2» с двигателем М-105ПФ-2 стартовой мощностью 1290 л.с. и рабочей мощностью 1310 л.с. на высоте 2000 м. Емкость топливных баков сократили с 405 до 377 л, пушку ШВАК заменили пушкой ВЯ-23 с боекомплектом 85 выстрелов. Пулемет БС имел боекомплект 185 выстрелов. Истребитель проходил государственные испытания с 10 мая по 12 июня 1944 года. Закончились они отрицательно. У самолета отметили недоработки в конструкции винтомоторной группы, слабое вооружение и низкие летные параметры. Самолет «105-2» значительно уступал по возможностям немецким истребителям Bf-109G-6 и Fw-190D-9. В результате в НИИ ВВС признали бесперспективным дальнейшее совершенствование
ЛаГГ-З и подняли вопрос о прекращении его серийного выпуска.
Всего за 1941-1944 гг. авиационные заводы построили 6528 истребителей ЛаГГ-З.


Смотрите также::

 

Численность и процент русских по регионам РФ

  Народы России, их численность и процент
  Cоветские асы второй мировой
 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 

Золотые запасы стран мира

 

Золотовалютные резервы стран мира

 

Нужен ли России золотой рубль?

 

Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 

Кто и как продавал Аляску

 

Почему мы проиграли Холодную войну

 

Тайна реформы 1961 года

 

Как остановить вырождение нации

 

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

 

В какой стране пьют больше всех?

 

В какой стране больше всего убийств?

 

 Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что Россия экспортирует и что импортирует

 

История московского трамвая

 

Мультфильм "Гостья из Будущего-2"

 

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Список материалов

Русского Портала→

Нравится

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий


Содержание:

 

 

Русские истребители

 

Обмундирование и знаки различия армий второй мировой войны

Обмундирование и знаки различия армий второй мировой войны

 

Пулемёт системы Максима
ДП-27 – Дегтярёва Пехотный
ДТ-29 – Дегтярёва Танковый
ДС-39 – Станковый пулемёт Дегтярёва

СГ-43 – Станковый пулемёт Горюнова

Пулемёт Калашникова

Присоединение Крыма к России

Присоединение Крыма к России

C конца XV столетия крымские татары, которых сейчас пытаются представить жертвами русского геноцида, совершали постоянные набеги на Русское Царство. Ежегодно они, обходя степные посты, проникали на русскую землю, углублялись в пограничную область на 100—200 километров, поворачивали назад и, развернувшись лавиной, занимались грабежом и захватом рабов.

 

Ледовое побоище

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года русское войско под предводительством князя Александра Невского одержало победу над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище на льду Чудского озера.

Русь и Каганат

Третьего июля 968 года князь Святослав положил конец существованию Хазарского Каганата