Заинтересует ли ВВС Индии F-16 Block 70? «Lockheed Martin» снова вклинивается в индийский рынок вооружения
Последние несколько дней продолжает приходить достаточно много новостей о продвижении нескольких основных оборонных проектов для Военно-воздушных сил Индии. Так, между представителями российской компании «Сухой» и индийской «Hindustan Aerinautics Limited» (HAL), а также представителями правительств государств продолжается согласование конструктивных особенностей, типа силовой установки, а также деталей элементной базы БРЭО будущего тяжёлого сверхманевренного истребителя 5-го поколения FGFA, разработанного на базе нашего Т-50 ПАК ФА. Перед заключением контракта на разработку машины, ещё до начала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), индийская сторона, по-видимому, желает удостовериться в том, что все этапы отработки перспективного ТРДДФ «Издлелие 30» продвигаются стабильно, ведь со стороны Дели на программу должно быть выделено более 4 млрд. долларов.
Параллельно с предконтрактной «волокитой» по проекту FGFA, также ведутся консультации между представителями ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и HAL о деталях этапов модернизации сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Этот контракт будет имеет гораздо меньше «подводных камней» и нюансов, а поэтому председателем HAL Т. Суварну Раджем даже были оговорены сроки его заключения, ограниченные концом мая 2017-года. Модернизация Су-30МКИ будет представлена двумя этапами, в ходе которых «Сушки» обновят более тяговитыми двигателями АЛ-41Ф1 и более совершенными бортовыми РЛС (либо серии «Жук-АЭ/АМЭ», либо «Ирбис-Э»).
И на этом фоне американский аэрокосмический гигант «Lockheed Martin» не оставляет попыток продвинуть на индийском рынке вооружений свой лёгкий многоцелевой истребитель F-16IN Block 70/72. Более того, в рамках программы «Make in India» «Локхид Мартин» хочет запустить производственные мощности по производству F-16IN в самой Индии. По заявлениям одного из представителей американской компании, сделанным на авиакосмической выставке «Aero India-2017», именно этот самолёт является главным претендентом на место передового ЛФИ поколения «4++» в ВВС Индии, а также станет гарантом упрочнения индийско-американского военно-технического сотрудничества. В то же время, ни командование ВВС страны, ни Минобороны особого интереса к новой версии «Фалькона» не испытывают, а полагаются на вышеуказанные контракты по модернизации Су-30МКИ, разработке FGFA, а также рассматривает возможность закупки дополнительных «Рафалей». Также в конструкторских отделах индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) продолжаются работы над проектом среднего истребителя 5-го поколения AMCA, а на горизонте снова во всей красе «нарисовался» МиГ-35, который в ближайшей перспективе может быть снова предложен индусам, да ещё и в комплектации с новой дальнозоркой (260 км) БРЛС с АФАР «Жук-АМЭ», приёмо-передающие модули которой установлены на перспективные подложки со сверхдлительным ресурсом работы, полученные методом низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC).
Один лишь этот момент быстро осадит амбициозный замысел «Локхид Мартин» по завоеванию индийского рынка вооружения: бортовой радар истребителя F-16IN — AN/APG-83 SABR имеет меньшую дальность действия (до 160 — 180 км по целям с ЭПР 3 м2) и надёжность, нежели разрабатываемый сегодня перспективный «Жук». Что касается лётно-технических качеств, то и здесь новый «Фалькон» не удивит индийских лётчиков «изюминками» воздушной акробатики, являющимися повседневным делом для Су-30МКИ, оснащённых системой отклонения вектора тяги. И даже без задействования вектора тяги Су-30МКИ опережают в маневренности F-16IN, оснащённый двумя массивными конформными топливными баками по бокам от гаргрота. Угловая скорость разворота Су-30МКИ достигает 22 град/с, в то время как F-16IN Block 70 сможет поддерживать установившийся разворот с угловой скоростью 20,5 град/с. После пуска в ход ОВТ «Сушки» оставляют далеко позади американские истребители, начиная выполнять манёвры «Кобра Пугачёва», «Колокол», «Чакра Фролова» и т.д.
Основным конкурентом в лёгком весе для F-16IN выступает французский «Рафаль»; и даже здесь «американец» выглядит ненамного лучше. Обладая немного большей тяговооружённостью (1,05 против 1 кгс/кг), крылом большей стреловидности, большим ПГО, а также меньшей нагрузкой на крыло (420 против 456 кг/м2), «Рафаль» превосходит F-16IN по угловой скорости разворота (28 град/с!), скорости вращения по крену, а также по предельному углу атаки (более 45 град). На всех без исключения авиакосмических салонах и авиашоу «Rafale» демонстрируют такие маневренные способности, которые и не снились лётчикам любой модификации F-16C (от лёгких машин Block 40/52+ до более тяжёлых Block 60/70). В частности, в плане так называемого «энергетического маневрирования» французские истребители поколения «4++» «Рафаль» даже немного превосходят МиГ-29СМТ и Су-27. Лётный состав ВВС Индии знаком с превосходными качествами французской истребительной авиации с дальнего 1984-го года, когда была сформирована и поставлена на вооружение первая эскадрилья лёгких «Mirage-2000H» с треугольным крылом площадью 41 м2, обладающих невиданными ранее угловыми скоростями установившегося разворота на фоне большинства западных истребителей.
Что касается бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения «Рафаля», то оно абсолютно ничем не уступает арсеналу F-16IN. Истребитель оснащается современной БРЛС с АФАР RBE-2AA, способной обнаружить истребитель типа J-10A на дальности 150 км, а авиационную ракету воздушного боя типа AMRAAM — на удалении 55-60. Станция имеет возможность работы в зоне обзора 140 градусов и практически во всех известных режимах по целям на морской/земной поверхностях, включая режимы синтезированной апертуры (SAR) и обнаружения/сопровождения подвижных наземных целей. Энергетика RBE-2AA находится примерно на том же уровне, что и у AN/APG-83 SABR. Для пассивного обнаружения удалённых теплоконтрастных воздушных целей на «Рафале» используется высокочувствительный инфракрасный датчик с охлаждаемой матрицей высокого разрешения FSO, способный обнаружить истребитель противника с форсажным режимом двигателей на расстоянии 120 — 150 км (в боковые и заднюю полусферы). В системе управления вооружением F-16IN предусмотрен аналогичный оптико-электронный комплекс AN/ASQ-28 IFTS (интегрирован в носовую часть фюзеляжа перед фонарём кабины по аналогии с нашими ОЛС-35/УЭМ), не обладающий технологическими достоинствами перед французским и нашими изделиями.
В качестве главного вооружения для ведения сверхдальнего воздушного боя французы предлагают Военно-воздушным силам Индии УРВВ MBDA «Meteor». Ракета обладает эффективной дальностью действия порядка 150 — 160 км, но в отличие от американской AIM-120D имеет гораздо лучший показатель сохранения кинетической энергии полёта (скорость замедления у неё значительно ниже). Это возможно благодаря большей длительности работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Даже на удалении 130-140 км ракета всё ещё может выходить на интенсивно маневрирующую аэродинамическую цель. Твердотопливный ракетный двигатель американской AIM-120D работает на протяжении всего нескольких секунд, после чего начинается потеря кинетической энергии и скорости полёта в зависимости от высоты траектории. Естественно, программисты компании-разработчика «Raytheon» написали для инерциальной навигационной системы и АРГСН ракеты AIM-120D специальный алгоритм повышенной помехозащищённости, чтобы ракета на протяжении 90—95% траектории не выполняла лишних манёвров в сторону средств РЭБ противника, а начинала маневрировать лишь при подлёте к самой цели, но и это не способно заменить энергетических качеств ПВРД. А поэтому «Метеор», как основной вид вооружения для дальнего воздушного боя, выглядит в глазах Минобороны Индии и других государств-заказчиков более предпочтительно, нежели американская AIM-120D AMRAAM.
Имеется у Индии и проект собственного лёгкого многофункционального истребителя LCA «Tejas», разработанного и производящегося мощностями авиастроительной компании «Hindustan Aeronautics Limited». Техническое задание на новый истребитель поколения «4+», переданное Агентству авиационных разработок ADA в 1985-м году, начало воплощаться в эскизном проекте начиная с 1987-го года. Большую часть проектных работ выполнили специалисты французского авиастроительного гиганта «Dassault Aviation», именно поэтому в «Теджасе» прослеживаются все черты классических «бесхвосток» — «Миражей». На сегодняшний день все 116 истребителей «Tejas Mk-I/II» имеют весьма серьёзный недостаток, заключающийся в низких тягловых возможностях турбореактивных двигателей F-404-GE-IN20 и F-414-GE-INS6 (9155 и 10000 кгс соответственно): они не способны реализовать коэффициент тяговооружённости 1 при нормальной взлётной массе, но решение проблемы на горизонте уже появилось. Согласно заявлению директора по развитию DRDO С.П. Нараянана, Организация оборонных исследований и разработок приступает к программе модернизации действующего опытного образца ТРДДФ «Kaveri K8» до более совершенной версии «K9». Работы будут вестись совместно с французской компанией «Safran», предварительная договорённость c которой была достигнута в ходе встречи на авиакосмической выставке «Aero India-2017».
После доведения тяги «Kaveri K9» хотя бы до 11000 кгс (107,91 кН), тяговооружённость «Tejas Mk.2» при нормальной взлётной массе в конфигурации «воздух-воздух» (9578 кг) составит 1,15 кгс/кг. При этом, машина будет полностью заправлена топливом, оснащена подвесным топливным баком на 1200 л, а в качестве вооружение будет нести 6 управляемых ракет воздушного боя большой дальности «Astra» массой по 103 кг. Согласитесь, способности весьма нехилые как для истребителя поколения «4++». Маневренность «Теджаса» с новым двигателем не будет уступать «Mirage-2000TI». «Теджасы» обладают огромным модернизационным потенциалом благодаря одной только нагрузке на крыло, которая при нормальной взлётной массе достигает 220-255 кг/м2; после установки нового двигателя данная характеристика предоставит возможность пилотам маневрировать с большими перегрузками с близкой к предельной боевой нагрузкой (3—3,5 тонны).
Как известно, начиная с 2011-го года в индийских интернете и СМИ появилась информация о разработке для модификации «Tejas Mk.2» перспективной РЛС с активной ФАР, но поскольку проектные работы затянулись до сегодняшнего дня, на истребители двух вариантов устанавливаются РЛС индийского производства, разработанная на базе шведской станции PS-05. Этот радар разрабатывался для первых модификаций лёгкого истребителя Jas-39 «Gripen» и представлен щелевой антенной решёткой; пропускная способность по сопровождению составляет всего 6 воздушных целей, по целевым каналам — всего 2, что абсолютно не соответствует поколению «4++». По этой причине весь авиапарк «Теджасов Mk.2» будет ожидать обновления бортовых радиолокационных прицельных комплексов на многорежимные станции высокого разрешения с АФАР. До этого должна быть полностью ликвидирована проблема низкой радиопрозрачности штатных обтекателей РЛС истребителей, из-за чего дальность работы по целям была ограничена почти в 2 раза. К примеру, РЛС-аналог PS-05, способная обнаружить цель с ЭПР 3м2 на удалении 65 км, из-за низких возможностей серийного обтекателя обнаруживает её на удалении 35 км.
Для решения вопроса была задействована ограниченная производственная серия истребителей — летающих лабораторий, в которую вошёл борт «LSP-3». Согласно сообщению индийского информационного ресурса defencenews.in за 26 февраля 2016-го года, на данной машине проходили испытания высококачественного кварцевого обтекателя РЛС, производящегося компанией «Cobham Composites» (Великобритания). В Национальный испытательный центр Бангалора передовой обтекатель был доставлен ещё летом 2015-го года. Из этого подчёркиваем, что сделав многомиллиардные ставки на проекты LCA «Tejas», FGFA, AMCA, а также закупаемые «Рафали» и усовершенствованные Су-30МКИ, Министерство обороны Индии вместе с крупнейшими авиастроительными компаниями и исследовательскими организациями нисколько не заинтересовано включать в этот список ещё F-16IN Block 70, обладающий более низкими лётно-техническими качествами и конкурентоспособностью. Всё это уменьшает шансы новейшего американского F-16IN Block 70 на успешную экспансию на индийском рынке вооружений, а также на лицензионное производство этого истребителя индийским филиалом «Lockheed Martin» вместе с «Tata Advanced Systems Ltd.».
Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13947
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16df.html
http://paralay.com/
http://www.airwar.ru/enc/fighter/rafal.html
Информация