«Лайтнинги» в «пелене» радиоэлектронных помех F/A-18G: тактика, которую нельзя недооценивать

66
«Лайтнинги» в «пелене» радиоэлектронных помех F/A-18G: тактика, которую нельзя недооценивать


В ходе первых за 2017-й год широкомасштабных учений Военно-воздушных сил США «Red Flag 17-01», стартовавших 23 января на авиабазе Неллис (штат Невада), отрабатывались многочисленные тактические модели проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе и подавлению ПВО условного противника, в которых участвовали перспективные многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A, самолёты радиоэлектронной борьбы F/A-18G «Growler», а также многоцелевые истребители семейства F-16C, традиционно выступающие в роли «агрессора». В качестве истребителей поддержки для F-35A были задействованы перспективные малозаметные истребители F-22A «Raptor».



Согласно сообщению блогера Дэвида Сенсиоти за 3 февраля, на ресурсе «The Aviationist», F-35A, состоящие на вооружении 388-го и 419-го истребительных авиакрыльев, развёрнутых на АвБ Хилл (штат Юта), смогли достигнуть выдающегося соотношения побед (15:1) над «Фальконами» в воздушных боях. Сенсиоти также сфокусировал внимание на высокой степени технической готовности F-35A в сравнении с F-16: 92% против 80% соответственно. Конечно же, противники для F-35A и F-22A, очевидно, были подобраны такие, чтобы ни одна машина 5-го поколения не была условно перехвачена противником. По-видимому, в качестве машин «агрессора» использовались F-16C, оснащённые устаревшими БРЛС со ЩАР AN/APG-68(V)9, а условное вооружение было представлено ПО, имитирующим ракеты AIM-120C-5/7. «Лайтнинги» и «Рапторы», напротив, работали виртуальными AIM-120D (C-8), обладающими на 25-30% большей дальностью, а их радары с АФАР AN/APG-81 и AN/APG-81 могли похвастаться в 2 - 3 раза большей дальностью действия, отличной помехозащищённостью и возможностью наложения на «агрессора» направленных радиоэлектронных помех.

При этом, автор поста Сенсиоти высказывает глупое недоумение относительно вспомогательной роли F-22A «Raptor» в данных воздушных баталиях. Тем не менее, эта роль предельно ясна для любого более-менее сведущего любителя авиатехники и современных военных технологий. Заключается она в том, что условные пуски AMRAAMов с бортов F-35A производятся в пассивном режиме с выключенной бортовой РЛС и деактивированными излучающими станциями радиосвязи и радиоэлектронного противодействия. Сделано это для сокрытия собственного местонахождения от станции предупреждения об облучении истребителей F-16C. В этом случае «Лайтнинги» подходили к цели незамеченными, используя свою малую ЭПР в 0,2 м2. Роль же F-22A заключалась в целеуказании для запущенных «Лайтнингами» AIM-120D с расстояния 150-200 км. Наиболее вероятно, что «Рапторы» следовали за F-35A на расстоянии в 40-50 км с включенными в режиме LPI радарами, и, обнаружив F-16-«агрессоров» на расстоянии около 190 км, выдали целеуказание на борт «шифрующихся» F-35A, которые так и не были обнаружены слабыми радарами F-16C. Управляемые ракеты дальнего воздушного боя AIM-120D имеют аппаратную и программную возможности для получения целеуказания как от самолёта-носителя, так и от сторонних средств РТР/РЭР, включая другие истребители и самолёты ДРЛОиУ. Для обмена тактической информацией и координатами целеуказания между F-22A и F-35A/B/C применяется специализированный направленный высокозащищённый радиоканал MADL (для защиты используется псевдослучайная перестройка рабочей частоты).

Именно с помощью этой нехитрой тактики, включающей использование F-22A, и удалось достичь соотношения побед 15:1 в пользу F-35A. Без помощи «Рапторов» оно бы составило примерно 3:1 или 5:1. Ещё худшая для F-35A ситуация сложилась бы в случае привлечения к роли «агрессора» более современных F-16C, оснащённых бортовыми РЛС AN/APG-83 SABR. Во многих случаях дело бы доходило до ближнего боя, где F-35A ни за что бы не переиграл более маневренного противника - F-16C. А теперь представьте себе дальний воздушный бой F-35A c нашим Су-35С, оснащённым мощнейшим в истории истребительным бортовым радаром с ПФАР Н035 «Ирбис-Э». В этом случае у F-35A возникли бы огромные проблемы даже при «удалённой» поддержке со стороны F-22A, поскольку «Ирбис» обнаруживает «Лайтнинг» (0,2 м2) примерно со 160 - 180 км. Даже использование направленных РЭП со стороны AN/APG-81 не принесло бы ощутимых результатов, кроме того, что ракета РВВ-СД/БД была бы запущена по источнику помех. Американцы, как и обычно, смогли неплохо набить цену своим F-35A, используя вышеуказанные тактические приёмы на учениях «Red Flag», а в качестве условного противника выбирая обычные F-16C.

Но во время этих учений была отработана и ещё одна важная задача - условное подавление ПВО противника с дальнейшим нанесением ракетно-авиационного удара по обороняемому объекту. В этом случае также использовались F-35A и F-22A, но в качестве машин поддержки были привлечены перспективные самолёты РЭБ и подавления ПВО F/A-18G «Growler». Данные машины осуществляли постановку мощных шумовых и заградительных помех в сторону многофункциональных РЛС наземных средств ПВО противника. Таким образом, «стелс»-истребители оказывались в густой «пелене» помех от станции AN/ALQ-99 самолёта F/A-18G, что позволяло подойти к РЛС противника на в 3-4 раза более близкое расстояние. Была использована так называемая тактика «радиоэлектронного прикрытия». В качестве наземной МРЛС противника использовался стрельбовой радиолокатор подсвета и наведения ЗРК «Patriot PAC-2» - AN/MPQ-53.

Данная тактика может считаться сегодня очень серьёзным вызовом для наземной и воздушной компонент наших ВКС, ведь большинство обзорных и многофункциональных радиолокаторов наших ЗРК, авиационные БРЛС «Барс» и «Ирбис» представлены пассивными ФАР, проблемой которых является отсутствие возможности формирования «провалов» в диаграмме направленности основного лепестка в сторону источника РЭБ. Это указывает на серьёзную технологическую «брешь», перекрыть которую можно лишь с переходом большинства боевых юнитов на перспективные радары с активной фазированной антенной решёткой. Как видите, практически вся штатовская боевая авиация очень большими темпами переходит с ЩАР на АФАР, и это вызывает реальную обеспокоенность.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13972
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 февраля 2017 05:55
    Наиболее вероятно, что «Рапторы» следовали за F-35A на расстоянии в 40-50 км с включенными в режиме LPI радарами, и, обнаружив F-16-«агрессоров» на расстоянии около 190 км, выдали целеуказание на борт «шифрующихся» F-35A, которые так и не были обнаружены слабыми радарами F-16C.................Во многих случаях дело бы доходило до ближнего боя, где F-35A ни за что бы не переиграл более маневренного противника - F-16C
    Не забываем,что и "Рапторы" вооружены. Недострелянных "агрессоров" они могут встретить ракетами,если те попытаются вступить в ближний воздушный бой с F-35.
    1. +5
      22 февраля 2017 06:48
      Не забываем,что и "Рапторы" вооружены. Недострелянных "агрессоров" они могут встретить ракетами,если те попытаются вступить в ближний воздушный бой с F-35.


      Если РАПТОРУ заходят в хвост ракеты тут не помогут.

      Можно использовать старый тактический прием со времен ЧИНГИС-ХАНА...заманить противника на территорию где его уже ждет сюрприз...способы и методы заманухи зависят от фантазии командира.

      Инными словами создать поле боя где ты имеешь преимущество над противником...конечно противник будет делать тоже самое... smile поэтому считаю что качества умелого бойца тут выходят на первый план.
      1. +6
        22 февраля 2017 07:01
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Если РАПТОРУ заходят в хвост ракеты тут не помогут.

        Вот именно,по идее если "агреессоры" сокращают дистанцию с первым эшелоном из F-35,то их из глубины построения накрывают ракеты второго эшелона из F-22.И только потом ,если кто-то из "агрессоров" уцелеет и не свернув продолжит атаку,только потом он вступает в ближний бой с F-35.А потом и с F-22.
        А хотят ещё и вынести вперёд авангард из беспилотников.Правда до полной реализации этой идеи ещё достаточно далеко,но возможности такие закладываются в пятое поколение.Поэтому нужно готовиться прогрызаться через такую фалангу.
        1. +1
          22 февраля 2017 07:05
          то их из глубины построения накрывают ракеты второго эшелона из F-22.И только потом ,если кто-то из "агрессоров" уцелеет и не свернув продолжит атаку,только потом он вступает в ближний бой с F-35.А потом и с F-22.


          Есть большой риск сбить своих ...дистанции между бойцами будут минимальными и ракета по ошибке может захватить и не тот самолет.

          1. 0
            22 февраля 2017 09:29
            Интересно, зачем нужны эти сложные, дорогие и опасные игры, если есть томогавки, беспилотники и спутники ?
          2. +6
            22 февраля 2017 13:43
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Есть большой риск сбить своих .

            систему "свой-чужой" уже отменили?
      2. +7
        22 февраля 2017 07:05
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        поэтому считаю что качества умелого бойца тут выходят на первый план.


        Вы правы - умелого бойца никто никогда не отменит.

        Но и умелый боец с копьём не может противостоять противнику с огнестрельным оружием!

        Ельцинские время братания с Западом ещё долго будет аукиваться - отстаем мы технологически очень сильно...
        1. +2
          22 февраля 2017 07:13
          Но и умелый боец с копьём не может противостоять противнику с огнестрельным оружием!


          Ошибаетесь... smile

          О своём поединке с английским солдатом зулусский воин рассказывал: "Я бросился на солдата, который пронзил штыком мой щит и, пока он пытался вытащить его, нанёс ему укол в плечо. Он отбросил винтовку, схватил меня за шею и подмял под себя. У меня посыпались искры из глаз, и я уже почти задохнулся, когда всё-таки ухитрился схватить своё копьё, торчавшее из его плеча, и пронзил его так, что он скатился с меня бездыханный…".


          http://www.xlegio.ru/ancient-armies/military-orga
          nization-tactics-equipment/zulu/

          Война в СИРИИ и ИРАКЕ показывает что не все так однозначно в этом плане.
          1. 0
            3 мая 2017 18:32
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Война в СИРИИ и ИРАКЕ показывает что не все так однозначно в этом плане.

            Во время войны на Тихом океане американцы готовились штурмовать один из островков (требовался аэродром), защищенный 30-тысячным японским гарнизоном. Вооружение - винтовки, пулеметы, катаны. Каждый из японских воинов поклялся забрать с собой не меньше 7 амеров.
            А потом начался штурм: артподготовка с моря, штурмовка с воздуха и высадка десанта, с легкими танками. Гарнизон был уничтожен полностью (~500 пленных), американцы потеряли... 2400 бойцов. А японцы здорово запятнали свою честь, став клятвопреступниками ;)
            Если серьезно, мораль такова: слабовооруженный и технически отсталый несет на порядок (10 раз) большие потери, сильно мотивированный - держится дольше и гибнет, морально менее стойкий - бежит раньше. Итог один.
            1. 0
              12 января 2018 23:27
              Цитата: 3danimal
              Если серьезно, мораль такова: слабовооруженный и технически отсталый несет на порядок (10 раз) большие потери, сильно мотивированный - держится дольше и гибнет, морально менее стойкий - бежит раньше. Итог один.

              Техническое превосходство выражается не в хитрожопой тактике. Техническое превосходство в указанном вами случае выразилось в превосходстве в артиллерии, авиации и бронетехники, но главное - в артиллерии. Причем самолеты, корабли, снаряды у американцев и у японцев мало отличались. То есть в указанном вами случае американцы победили за счет количественного преимущества, а не качественного.
    2. +6
      22 февраля 2017 15:22
      Цитата: Громобой
      Наиболее вероятно, что «Рапторы» следовали за F-35A на расстоянии в 40-50 км с включенными в режиме LPI радарами, и, обнаружив F-16-«агрессоров» на расстоянии около 190 км, выдали целеуказание на борт «шифрующихся» F-35A, которые так и не были обнаружены слабыми радарами F-16C.................Во многих случаях дело бы доходило до ближнего боя, где F-35A ни за что бы не переиграл более маневренного противника - F-16C


      И нет ни слова об ОЛС - а ведь факелы движков, засекаемые с более чем сотни километров отменить невозможно.
  2. +13
    22 февраля 2017 07:33
    но ведь ихнему РЭБу можно противопоставить наш РЭБ, а наземные станции априори мощнее и неизвестно кто кого перешумит. самолет должен уметь сражаться с самолетом, а если этого умения нет - приходится изобретать разные феньки, в надежде на благоприятный исход
    1. +8
      22 февраля 2017 07:54
      Цитата: роман66
      но ведь ихнему РЭБу можно противопоставить наш РЭБ

      Вот вы взяли, сейчас, прям и опошлили весь этот сферический бой в вакууме.
      1. +9
        22 февраля 2017 08:12
        Тут пришёл поручикРжевский
    2. +4
      22 февраля 2017 12:06
      Цитата: роман66
      а наземные станции априори мощнее и неизвестно кто кого перешумит.

      Известно - ракета с наведением на помеху
      1. +5
        22 февраля 2017 12:08
        так до дальности пуска долететь еще надо, желательно несбитым
        1. +2
          22 февраля 2017 13:44
          так долетят. Дальность AARGM до 150км. Граница радиуса действия С-300/400
          1. +2
            22 февраля 2017 13:46
            а вот и не уверен, уверен НЕ!
            1. 0
              22 февраля 2017 14:51
              не уверен - не берись
              1. +5
                22 февраля 2017 15:02
                Дальность обнаружения цели С-400 составляет 600 км.
                Максимальная дальность поражения аэродинамической цели составляет 400 км.
                не долетит
                1. +6
                  22 февраля 2017 16:09
                  Цитата: роман66
                  Максимальная дальность поражения аэродинамической цели составляет 400 км.

                  только с ракетой 40Н6Е, которой данные комплексы не комплектуются.
                  Так что долетит.
                  1. +2
                    22 февраля 2017 19:05
                    когда надо будет - доукомплектуют. не долетит
                    С-300ВМ до 200
                    1. +3
                      22 февраля 2017 19:07
                      замучал ты, пораженец, руки вверх - иди сдавайся
                      1. +2
                        23 февраля 2017 20:04
                        Мы с Вами на ты не переходили. А так живите в своих уютных фантазиях. Я же не против.
      2. +3
        22 февраля 2017 17:18
        Цитата: sa-ag
        Известно - ракета с наведением на помеху

        Может все-таки на источник излучения? lol
  3. +11
    22 февраля 2017 07:49
    Американцы, большие выдумщики в плане вскрытия районов прикрытых ПВО. Если нет возможности (и политической) уничтожать самолеты АВАКС и постановщики помех (которые прикрывают ударную группу) , которые как правило находятся на своей территории, и наносить удар по аэродрому вылета, то песенка защитников объекта спета....Уничтожение батареи вопрос времени и средств.
    1. +6
      22 февраля 2017 09:25
      Большей частью все сводится к закидыванию шапками томагавками по заранее известным координатам и дальнобойными HARMами с максимально возможного расстояния, потому как даже "извините, мы не знали, что они невидимые" самолеты оказывается падают, попадаясь на ловушки из микроволновок.
      1. +1
        25 февраля 2017 08:32
        А вы хотели, что бы ы, как Матросов с вязанкой гранат на позиции ПВО приползли?
  4. +8
    22 февраля 2017 08:45
    Честно говоря я полный профан во всей этой машинерии - РЛС, помехи от.... Но кмк НЕДООЦЕНИВАТЬ результаты учений не стоит. Хотя конечно на мой взгляд условия были нераноценные.
  5. +10
    22 февраля 2017 08:50
    Цитата автор:
    По-видимому, в качестве машин «агрессора» использовались F-16C, оснащённые устаревшими БРЛС
    Да ладно, Евгений а куда делись F-15C 65-й тестово-испытательной эскадрильи? what Проблема Евгения Даманцева в том, что он зачастую не понимает того, о чём пишет и крайне не критично относится к источникам откуда черпает информацию для своих публикаций.
    Впрочем, в этих учениях также принимали участие истребители иностранного производства. На авиабазе "Неллис" регулярно "гастролируют" : Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, индийские Су-30МКИ и более старые машины: Panavia Tornado, Dassault Mirage 2000( на снимке ), полученные от Украины МиГ-29 и Су-27 и даже ветераны A-4 Skyhawk(на снимке ) и F-4 Phantom II.

    Dassault Mirage 2000 на авиабазе Неллис

    А-4 на авиабазе Неллис
    Я так понимаю Даманцев без "уряканья" в целом в неплохой статье обойтись не может? negative Иначе к чему это?
    А теперь представьте себе дальний воздушный бой F-35A c нашим Су-35С, оснащённым мощнейшим в истории истребительным бортовым радаром с ПФАР Н035 «Ирбис-Э». В этом случае у F-35A возникли бы огромные проблемы даже при «удалённой» поддержке со стороны F-22A, поскольку «Ирбис» обнаруживает «Лайтнинг» (0,2 м2) примерно со 160 - 180 км. Даже использование направленных РЭП со стороны AN/APG-81 не принесло бы ощутимых результатов, кроме того, что ракета РВВ-СД/БД была бы запущена по источнику помех.

    Я не буду комментировать реальные возможности РЛС немногочисленных пока Су-35С, но мимо УР воздушного боя пройти не могу поскольку эти ракеты только-только стали поступать строевые части и особой погоды они не делают.
    1. +5
      22 февраля 2017 09:17
      Серега,приветствую! hi
      Цитата: Bongo
      Я так понимаю Даманцев без "уря-патриотизма" в целом неплохой статье обойтись не может? Иначе к чему это?

      Эта статья ,а точнее ее клон уже была пару недель назад на ВО.
      Что тут обсуждать? Взяли связку ф-35-ф-22 и связку ф-16-ф-15...И убедились,что связка поколения 5 эффективнее,чем 4 поколение.Эка невидаль.
      А что собой отдельно представляет Лайтининг в воздушном бою ,без поддержки ящера того,же ни слова.
      С уважением. hi
      1. +3
        22 февраля 2017 14:58
        Цитата: НЕКСУС
        Серега,приветствую!

        Андрей, привет! Давненько не пересекались! drinks
        Цитата: НЕКСУС
        то тут обсуждать? Взяли связку ф-35-ф-22 и связку ф-16-ф-15...И убедились,что связка поколения 5 эффективнее,чем 4 поколение.Эка невидаль.

        Именно!... и чего тут мусолить?
        1. +3
          22 февраля 2017 15:12
          Цитата: Bongo
          Андрей, привет! Давненько не пересекались!

          Давненько... wink Я уж думал,что сбежал ты с ВО... laughing
          Рад видеть тебя ,друже в добром здравии! drinks
          Цитата: Bongo
          Именно!... и чего тут мусолить?

          Ощущение такое,что будто решили запугать и убедить этим Лайтинингом...так и тянется рука к бумажнику,чтоб сказать-Уговорили,дайте две,заверните.
          1. +4
            22 февраля 2017 15:21
            Цитата: НЕКСУС
            Давненько... wink Я уж думал,что сбежал ты с ВО... laughing

            Времени, чтобы писать комменты не хватает, да и толочь воду не хочется. Некоторые заходят поурякать, о чём мне с ними общаться? Достаточно того, что по одной статье в неделю пишу, но читают их не многие, поскольку я фантазиями не увлекаюсь.
            Как мне представляется F-35 "до ума" доведут, и это будет пусть не выдающаяся, но вполне достойная машина. Хотя ценник конечно... wassat
            1. +3
              22 февраля 2017 15:34
              Цитата: Bongo
              Как мне представляется F-35 "до ума" доведут, и это будет пусть не выдающаяся, но вполне достойная машина. Хотя ценник конечно...

              Ну а нам бы с ЛФИ то разродиться наконец то...а то на одних тяжах далеко не уедешь. hi
              1. +5
                22 февраля 2017 15:41
                Цитата: НЕКСУС
                Ну а нам бы с ЛФИ то разродиться наконец то...а то на одних тяжах далеко не уедешь.

                Рано или поздно делать современный лёгкий истребитель придётся. Но об этом надо было думать ещё 10 лет назад, хотя тогда для нашего руководства олимпиада оказалась важней.
                1. +2
                  22 февраля 2017 15:43
                  Цитата: Bongo
                  Рано или поздно делать современный лёгкий истребитель придётся. Но об этом надо было думать ещё 10 лет назад, хотя тогда для нашего руководства олимпиада оказалась важней.

                  Друже,да не 10 лет назад,а тогда,когда мастерили еще МИГ-1.44,то есть 30 лет назад...
                  1. +3
                    22 февраля 2017 15:50
                    Цитата: НЕКСУС
                    Друже,да не 10 лет назад,а тогда,когда мастерили еще МИГ-1.44,то есть 30 лет назад...

                    Ну да, но с тех пор много воды утекло. Но делать то всё рано надо и ответственность за это несёт именно нынешнее руководство.
                    1. +3
                      22 февраля 2017 15:54
                      Цитата: Bongo
                      Но делать то всё рано надо и ответственность за это несёт именно нынешнее руководство.

                      Важно,если начали искать финансирование и кооперацию с теми же ОАЭ,то значит дело сдвинулось с мертвой точки и наконец-то поняли,что концепция истребительной пары все еще актуальна.
    2. +3
      22 февраля 2017 11:20
      Цитата: Bongo
      Я не буду комментировать реальные возможности РЛС немногочисленных пока Су-35С, но мимо УР воздушного боя пройти не могу поскольку эти ракеты только-только стали поступать строевые части и особой погоды они не делают.

      а жаль. я бы почитал комментарий на счет Ирбиса. Так же интересна ситуевина с РВВ-СД. НА счет БД я вообще ничего не слышал и не уверен,что они вообще уже прошли ГОСы.
      Но не смотря на все, посыл верный-то. Враг адаптируется к нашим ПВО, разрабатывает тактики и механизмы противодействия.
      1. +3
        22 февраля 2017 15:04
        Цитата: silver_roman
        а жаль. я бы почитал комментарий на счет Ирбиса.

        Никто вам реальных данных о БРЛС строевых Су-35С(не экспортных) не даст, поскольку эта информация "под грифом".
        Цитата: silver_roman
        Так же интересна ситуевина с РВВ-СД. НА счет БД я вообще ничего не слышал и не уверен,что они вообще уже прошли ГОСы.

        Новые ракеты в войсках появляются, но пока не так, что бы в очень заметных количествах. Дежурные же силы, несут в основном Р-27 и Р-73.
        1. +1
          23 февраля 2017 14:33
          Цитата: Bongo
          Никто вам реальных данных о БРЛС строевых Су-35С(не экспортных) не даст

          Та я и не претендую. Просто хотя бы понимать отрабатывают ли они свои ТТХ в принципе или есть проблемы?
          Цитата: Bongo
          Дежурные же силы, несут в основном Р-27 и Р-73.

          вполне допускаю, что для ролика,хотя навряд ли, но уже видел на репортажах из Сирии РВВ-СД. Сейчас навряд ли найду это видео. Но точно были. А вот БД вообще ни разу не видел.

          п.с. о черт,почему у меня флаг юэсовский? belay я конечно понимаю, что Украина оккупирована, но блин...не на столько же.....модераторы....ауууу..
          1. +1
            24 февраля 2017 11:20
            Цитата: silver_roman
            Та я и не претендую. Просто хотя бы понимать отрабатывают ли они свои ТТХ в принципе или есть проблемы?

            Проблемы есть, но они решаются. Сложность также состоит в том, что БРЭО Су-35С разных годов выпуска существенно отличается, что объясняется высокой степенью использования импортной элементной базы.
            Цитата: silver_roman
            вполне допускаю, что для ролика,хотя навряд ли, но уже видел на репортажах из Сирии РВВ-СД.

            Этих УР ещё очень мало и их берегут.
  6. +3
    22 февраля 2017 09:16
    По вероятной пиар-постановке сравнительных боев я с автором соглашусь, в новости делал такое же предположение, но короче и без детализации. Длинная рука + малозаметность + засветка рапторами + неравные условия по техуровню изначально.
    По тактике применения РЭБ: Навскидку. F-35 тащится за Гроулерами, либо вынужден тащить на подвеске немаленький контейнер. Су-35 может быть оснащен встроенными Хибинами, либо так же на подвеске. На гроулере станция мощнее, но СУ с собственной РЭБ тактически не привязан к прикрытию и может действовать самостоятельно, хотя бы для того же сближения чтобы связать Рапторы БВБ и попытаться уничтожить Гроулеры и ДРЛО с нескольких направлений (американцы вынуждены ходить только под зонтиком Гроулеров). А уже без ДРЛО, РЭБ и ближнего прикрытия пингвины будут скорее всего спешно ретироваться, чтобы не попасть под догоняющие удары других групп истребителей и наземного дальнобойного ПВО.
    Хибины нужно развивать, как и анти-РЭБ возможности наземных комплексов ПВО, это несомненно.
    1. +3
      22 февраля 2017 23:44
      "F-35 тащится за Гроулерами, либо вынужден тащить на подвеске немаленький контейнер. "////

      У Ф-35 есть собственная встроенная система РЭБ, еще мощнее, чем на Гроулере Ф-18.
      Но по ней обнаруживают самолет. Поэтому применили связку , чтоб не раскрывать Ф-35.
  7. +4
    22 февраля 2017 10:17
    Ну, в общем американцы сами себя успокоили, мол противник тупой, работает по классической схеме, нас умных и стоящих на вершине тех прогресса не ожидает, тупо летит на старых ишаках против наших лексусов и ламборджини. Видно надо выбить бюджет вот и стараются.
  8. 0
    22 февраля 2017 10:22
    В данном случае нам нужно проводить такие же учения по отражению массированных налетов. Технологии примерно известны, дальнобойные ракеты для поражения АВАКС и ПП в арсенале С-300 и 400 у нас есть. Осталось иметь политическую волю и обеспечивать прикрытие нашим союзникам при отражении атак . Думаю нападающая сторона, при потере корабля пустившего КР, АВАКСА и ПП , отменит свою операцию....
  9. +2
    22 февраля 2017 10:26
    Конечно, организаторы учения Red Flag 17-01 могли применить технологию чесания пяткой за ухом (типа якобы использования F-22 в качестве самолетов ДРЛО), но скорее всего, сценарий был абсолютно другой.

    Во первых, ракеты AIM-120 любой модификации наводятся с помощью бортового радара исключительно самолета-носителя (в данном случае F-35), который себя тем самым демаскирует и нарывается на ответный удар. Другое дело, что условный противник (F-16) мог быть вооружен устаревшей версией AIM-120C с максимальной дальностью полета 120 км против 180 км у AIM-120D, стоящих на вооружении у F-35. Но тогда зачем весь этот сыр-бор из F-22 и F/A-18G?

    Во вторых, для применения управляемого вооружения F-35 по наземным целям типа ракет "воздух-земля" или планирующих бомб с твердотопливным ускорителем не нужны F/A-18G от слова совсем - полет ударных самолетов осуществляется на малой высоте, пуск ракет осуществляется без подъема ударных самолетов над радиогоризонтом, т.е. без входа в зону ПВО.

    В итоге и получается, что сценарий учений Red Flag 17-01 был другим.
    1. +5
      22 февраля 2017 11:22
      Ф-35 может осуществлять пуск ракеты по внешнему целеуказанию от другого Ф-35/22, Патриота...
      1. 0
        22 февраля 2017 17:33
        Во влажных мечтах.
        1. 0
          22 февраля 2017 19:19
          По некоторым источникам и МиГ-31 может...
        2. +4
          22 февраля 2017 23:49
          Это еще Ф-16 и Ф-15 умели 30 лет назад. Ф-15 вели цели своим радаром, а Ф-16 стреляли "вслепую" с 15 км и сбивали сирийские истребители, которые не видели ни тех ни других.
          1. +4
            23 февраля 2017 01:54
            Это было в ближнем воздушном бою с применением ракет AIM-9 с пассивной ИГСН и тактически не так, как вы описали.

            F-15 радиолокационно обнаруживали самолеты противника на дистанции несколько десятков км и выводили на цель F-16 с выключенными бортовыми радарами. После захвата цели ИГСН AIM-9 F-16 производили пуск ракет на дистанции 15 км.

            Самолеты противника обнаруживали F-15 по излучению их радаров, но не могли сбить из-за ограниченных возможностей (по дальности) своих ракет. F-16 вводились в бой в режиме радиомолчания из позиции на малой высоте вне зоны обзора радаров самолетов противника.

            Сейчас положение дел изменилось на прямо противоположное - российские ракеты РВВ-БД имеют максимальную дальность 300 км и эффективную дальность по F-35 150 км и F-22 75 км, что значительно лучше соответствующих характеристик самой продвинутой западной ракеты AIM-120D - 180/90/45 км.

            Поэтому самолеты-наводчики F-15 или F-22 будут сбиты ещё до выхода F-35 на ударную позицию.
          2. +1
            23 февраля 2017 12:40
            А системы С-200 сбивали Е-2, которые наводили истребители...
  10. 0
    22 февраля 2017 10:54
    Вот и я думаю.... А не надо ли?...Но ведь тогда... Все же нет, пожалуй поменяю позу на диване.
  11. +7
    22 февраля 2017 11:10
    Цитата: Автор
    «Лайтнинги» в «пелене» радиоэлектронных помех F/A-18G - тактика, которую нельзя недооценивать

    А чего тут "нового" и кто "неодоценивает"?
    1. В июне 1952 года создали эскадрилью самолетов-постановщиков активных радиопомех TB-25J «Митчелл», предназначенных для прикрытия бомбардировочной авиации, а ВМС в сентябре 1952-го – эскадрилью самолетов авиации морской пехоты AD-20/30/4W, обеспечивающих обнаружение и определение координат РЛС зенитной артиллерии.

    Часть самолетов ВВС и ВМС (из расчета по одному на группу) оснащалась приемной аппаратурой, сигнализирующей о радиолокационном обнаружении противником группы, в составе которой такой самолет следовал. Предусматривалась также защита от истребителей-перехватчиков посредством ввода в боевые порядки бомбардировщиков ночного истребителя морской пехоты F-3D, оборудованного бортовой РЛС для предупреждения о воздушной атаке с задней полусферы. Для уничтожения наземных радиолокационных постов в Северной Корее формировались ударные группы легких бомбардировщиков В-26 «Инвэйдер», в состав каждой из которых входила пара самолетов с аппаратурой поиска.

    Еще до начала Вьетнамской войны США удалось завершить разработку и испытание бортовой радиоэлектронной системы QRC-253-3, предназначенной для разведки и определения местоположения ЗРК С-75. В дальнейшем это позволило самолетам F-100F «Супер Сэйбр» осуществлять огневое поражение наземных РЛС противника (операция «Уайлд Уизл»).

    и тд.
    Да чего долго мучаться? Тактика "в «пелене» радиоэлектронных помех" прекрасно описана у Т.Кленси в " Red Storm"


    Цитата: Автор
    Таким образом, «стелс»-истребители оказывались в густой «пелене» помех от станции AN/ALQ-99 самолёта F/A-18G, что позволяло подойти к РЛС противника на в 3-4 раза более близкое расстояние.

    Евгений Даманцев пожалуйста : вот вам "старьё на вате" AN/ALQ-99 :

    диапазон частот/полос , охватываемых ALQ-99

    ПЕЛЕНУ ХОЧУ СПЛОШНУЮ!
    У меня не выходит, даже для "F"


    Цитата: Автор
    проблемой которых является отсутствие возможности формирования «провалов» в диаграмме направленности основного лепестка в сторону источника РЭБ.

    what
    м ММдяяя.
  12. +1
    22 февраля 2017 13:21
    Такие статьи и должны формировать информационное поле ВО. Хватит заниматься шапкозакидательством. Реальная и честная оценка возможностей потенциального врага - залог правильных мер по противодействию, как в текущих, так и в перспективных наработках ВПК.
  13. +4
    22 февраля 2017 13:44
    "Во многих случаях дело бы доходило до ближнего боя,
    где F-35A ни за что бы не переиграл более маневренного противника - F-16C"///

    Маневренность у них одинаковая. Ф-35 даже более устойчив на крутом вираже.
    Норвежцы устраивали игры. У Ф-16 (без пилонов, только с ракетами ВВ) чуть выше форсаж.
  14. +2
    22 февраля 2017 13:56
    Плохо представляю себе реальную схватку в небе больших масс истребителей последнего поколения - по моему, термоядерные боеголовки полетят раньше. После чего будет все равно, у кого "толще"... wassat Вся остальная шушера, типа НАТОвских и прочих самолетов, против России "не смотрится". Там еще могучий Российский ПВО, многослойный и вполне себе укомплектованный.
    Пока наблюдается поиск "вундервафель", которые одним махом поставят Россию на колени. Смахнут с неба ее превосходные истребители, подавят ПВО, перебьют танковые армии прямо в поле...Опять забывают о "несимметричном" ответе русских. Мы же знаем, кто главный на этом празднике жизни. Вот ему сразу по полной и прилетит. Верещать, что так нечестно, будут потом. Те, кто уцелеет. am
    1. +1
      22 февраля 2017 15:52
      Цитата: Горный стрелок
      Плохо представляю себе реальную схватку в небе больших масс истребителей последнего поколения - по моему, термоядерные боеголовки полетят раньше. После чего будет все равно, у кого "толще"... wassat Вся остальная шушера, типа НАТОвских и прочих самолетов, против России "не смотрится". Там еще могучий Российский ПВО, многослойный и вполне себе укомплектованный.
      Пока наблюдается поиск "вундервафель", которые одним махом поставят Россию на колени. Смахнут с неба ее превосходные истребители, подавят ПВО, перебьют танковые армии прямо в поле...Опять забывают о "несимметричном" ответе русских. Мы же знаем, кто главный на этом празднике жизни. Вот ему сразу по полной и прилетит. Верещать, что так нечестно, будут потом. Те, кто уцелеет. am

      Когда то в средние века артилерия считалась "последним доводом королей" сейчас думаю ядерное оружие является не худшим последним доводом! Кого собрались бомбить супостаты? Жить то хотите?!
  15. 0
    22 февраля 2017 17:13
    Интересно,а где американцы набирут столько F-22 для прикрытия F-35,ведь производство Рапторов завершено,а "пингвинов" хотят наклепать чуть ли не 3000 штук?
  16. 0
    22 февраля 2017 23:14
    Таким образом, «стелс»-истребители оказывались в густой «пелене» помех от станции AN/ALQ-99 самолёта F/A-18G, что позволяло подойти к РЛС противника на в 3-4 раза более близкое расстояние.

    Походу «стелс»-истребители настолько исключительны, что сигнал станции помех, от их плоскостей совсем не отражается. Предлагается некоторая корректива сценария учений. Противник считал прямой сигнал от станции AN/ALQ-99, и отражённый сигнал "стелсов" после чего подверг их обработке.
  17. +1
    23 февраля 2017 13:37
    Цитата: НЕКСУС
    Друже,да не 10 лет назад,а тогда,когда мастерили еще МИГ-1.44,то есть 30 лет назад...

    Цитата: Bongo
    Ну да, но с тех пор много воды утекло. Но делать то всё рано надо и ответственность за это несёт именно нынешнее руководство.

    Всё правильно, решение надо было принимать 30 лет назад, а виновато современное руководство. Логика 200%.
  18. 0
    27 февраля 2017 19:10
    Если эта статья имела цель запутать "потенциального противника", то путать надо аккуратнее. Если цель - сограждан успокоить, то это извращенным способом получается..
    При чем тут противопоставление пассивных ФАР и АФАР? Это персонажи совершенно разных опер. Вот ведь модно теперь рассуждать об АФАР как о некой панацее. А ведь пассивные РЛС в том и имеют смысл, что они пассивные. А с вычленением помех довольно просто справляется алгоритм обработки сигнала с наложенной синхронизированной подсветкой. Это все просто и это не проблема теперь как раньше, когда компьютеров не было. И понятно, что обнаруживаются 35-е достаточно просто, и голосить об этом теперь очень а модно. Но обнаружить - это одно, а навести на цель - совсем другое. Тепловое наведение архаично и вообще не из этой ситуации, а реактивную струю в качестве цели для ракеты вообще странно задавать (думаю все соображают почему).
    А что касается учений, то понятно что проводились они с целью получения всяческих корректировок в алгоритм современного боя, например в расчет той же синхронизации подсветки, или еще каких постоянных времени или углов направления сигналов между объектами.
    1. 0
      4 января 2018 00:56
      Первый комментатор, понявший суть. Нет невидимок, есть
      малозаметные самолеты. Сила 35 в другом- почитайте, кто владеет английским, Business Insider за сентябрь.
      там- статья пилота 35го. Суть в том. что любая атака воздушной цели есть последовательность действий- обнаружение. захват. сопровождение. атака. 35 рвет эту последовательность и для истребителя. и для наземной ПВО. Это не просто создание фантомных целей- это временное подавление любой ПВО. Я что. один заметил. что американцы называют оборудование 35 не средствами РЭБ. а средствами электронной (кибернетической) атаки? Не надо недооценивать и шапками кидаться!
  19. 0
    24 мая 2017 21:15
    Данная тактика вызовом не является. Она применялась и отрабатывалась еще во Вьетнаме, не говоря уже о последующих войнах. Технические возможности радаров с АФАР и возможности Growler-ов - тоже вещи давно известные ВКС. Станции помех AN/ALQ-99 применяются с начала 90-х. Эти станции серьезной угрозы не представляют т.к работают в направленном режиме на малое кол-во сигналов. Любая РЭС, с возможностью отстройки от помех поборется с AN/ALQ-99. А вот система РЭП нового поколения NGJ (в разработке) будет представлять опасность для современных РЛС. Собственно для этого и разрабатываются.