Танкетка TKS

30
Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений — обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.



Carden-Loyd Mk VI


Британская компания Vickers-Armstrong выпустила небольшую двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI в 1928 году. Ее конструкция привлекла внимание военных многих европейских стран. Не обошли ее стороной и представители польской армии. Весной 1929 года Польша купила одну такую танкетку. 20 июня того же года боевая машина была доставлена на полигон Рембертов, расположенный недалеко от Варшавы. По результатам проведенных здесь испытаний Польша приобрела еще 10 танкеток. Они прибыли в страну в сентябре, после чего сразу же начались их тщательные и всесторонние испытания. В результате польская армия сделала вывод о том, что британские танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и их можно использовать в составе моторизованных кавалерийских частей, а также как разведывательные машины. После этого Варшава приобрела лицензию на выпуск данных танкеток. При этом поляки оснастили танкетку существенно более мощным двигателем, а также добавили в подвеску дополнительную рессору, в результате чего танкетка получила более плавный ход.

В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 — Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.

В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.

Танкетка TKS в Музее Войска Польского


В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.

Последней и наиболее распространенной модификацией польской танкетки с британскими корнями стала модель TKS. Она оснащалась более удобной и просторной боевой рубкой, а максимальная толщина брони была доведена до 10 мм. С момента начала серийного производства в феврале 1934 года было выпущено порядка 390 боевых машин данного типа. При этом перед началом Второй мировой войны 40 танкеток TKS были переоборудованы в бронедрезины, часть из которых была включена в состав бронепоездов. Подобные дрезины представляли собой платформу с подъемным механизмом, при помощи которого на нее поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение данных машин оставалось прежним, лишь несколько танкеток получили зенитные пулеметы Browning LMG. Полная масса такой дрезины составляла 4150 кг. Иногда 2-3 дрезины соединяли между собой, подобные комбинации носили обозначение TK-ТК или TK-R-TK. Они включали в себя либо две танкетки, либо две танкетки-дрезины типа TK и одну типа R, которая вооружалась легким танком Renault FT-17.

Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.

Танкетка TKS
Танкетка TKS с 20-мм пушкой


Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.

Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.

В бой польские танкетки вступили в первый же день войны. Так уже 1 сентября 1939 года 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапной атакой обратил противника в бегство под Мокрой. Потери поляков в этом бою составили всего 3 машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки еще несколько раз контратаковали немецкие части с разной степенью успеха. В боях быстро выяснилось, что против немецкой пехоты, вооруженной лишь легким стрелковым оружием, танкетки TKS действовали достаточно успешно, однако как только они встречались с бронетехникой противника, у них начинались серьезные проблемы. Особенно резко проявлялось недостаточное бронирование и слабость пулеметного вооружения.



Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.

Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».

Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.



Бронирование танкетки поляки усилили, доведя его до 10 мм в лобовой проекции и до 8 мм по бортам корпуса. Это обеспечивало защиту экипажа от огня противника из стрелкового оружия на дистанции в несколько сотен метров. При стрельбе в упор танкетку можно было поразить бронебойными боеприпасами винтовочного калибра, уязвима она была и для крупнокалиберных пулеметов. Впрочем сами поляки не испытывали особых иллюзий относительно бронирования и боевых возможностей своей танкетки, ее выпуск был прекращен еще весной 1937 года. Сталь, из которой был выполнен ее бронекорпус, также не заинтересовала работников НИИБТ Полигон.

В отличие от советской танкетки Т-27, в которой количество опорных катков в ходовой части довели до 6 на борт, удлинять опорную поверхность поляки не стали, хотя это могло улучшить продольную устойчивость боевой машины. Однако и полной копией британской ходовой части польская разработка не была. В то время как у Carden-Loyd Mk.VI верхнюю ветвь гусеницы поддерживал деревянный брус, у польской танкетки TKS появилось по 4 поддерживающих катка на борт. Претерпела изменения и подвеска, на TKS появилась центральная рессора, к которой крепились тележки, что позволило улучшить условия работы экипажа, особенно при движении по пересеченной местности. У ведущих колес появились съемные венцы, что позволило облегчить обслуживание ходовой части. В случае поломки зубьев зацепления на британской танкетке необходимо было менять все колесо, у польской версии было достаточно заменить венец, что было не только быстрее, но и проще. Подробнее об испытаниях польской танкетки TKS и транспортера C2P вы можете прочесть в статье Юрия Пашолока на сайте warspot.ru.

По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».

Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина — 2560 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1330 мм, клиренс — 330 мм.
Боевая масса — 2650 кг.
Бронирование — 3-10 мм.
Вооружение — один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах — 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект — 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка — 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 60 литров.
Запас хода — 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 2 человека (командир и механик-водитель).

Источники информации:
http://opoccuu.com/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk6.htm
http://warspot.ru/6460-trofei-iz-galitsii
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 марта 2017 15:53
    Смотрел конструкции аналогов, в целом кроме чехов с их Танчиком и итальянцев с CV 38 никто толком нормальной конструкции не сделал. Скажем у CV 33 было поперечное расположение двигателя с отдельным отделением МТО, имела лучшую проходимость .
    1. 0
      10 марта 2017 13:04
      А как же советская Т-27?
      1. 0
        11 марта 2017 12:27
        Советская Т-27 практически полный аналог Карден-Лойда. Итальянцы сильно изменили конструкцию, самое главное поменяв расположение двигателя, который не хило так жарил танкистов. По рассказам места в CV 33 было больше, по идее из нее неплохой истребитель легкой бронетехники вышел бы, с 20 мм Золотурном например успешно боролась против английских броневиков в Северной Африке.

        Т-27



        Расположение агрегатов в CV 33



        Модификация с Solothurn 20 mm



        CV 38 Многие пишут, что стояли торсионы, но на самом деле там использовались спиральные пружины наподобии часовых.

  2. +4
    9 марта 2017 16:05
    тягач-транспортёр C2P
    1. +7
      9 марта 2017 16:28
      Цитата: hohol95
      тягач-транспортёр C2P

      Движущийся макет Т-34 на базе танкетки TKS для тренировки солдат в тылу...

      1. +5
        9 марта 2017 16:36
        Финны такие макеты делали на базе Т-37/38 или "Комсомольце".
      2. +4
        9 марта 2017 16:39

        Так немцы учились бороться с советскими танковыми армадами!
  3. +2
    9 марта 2017 16:09
    Тягач осматривают победители!
    1. +6
      9 марта 2017 16:25
      Цитата: hohol95
      Тягач осматривают победители!

      Ага, трофейный трофей
      1. 0
        9 марта 2017 16:27
        Это танкетка!
        1. +2
          9 марта 2017 16:30
          Цитата: hohol95
          Это танкетка!

          Самая что не на есть. Из Польши с любовью американцам, через немцев...
  4. +1
    9 марта 2017 16:20
    "Настоящим прорывом стало оснащение Т-34-85 тремя перископическими вращающимися приборами наблюдения МК-4. Приборы наводчика и заряжающего размещались в крыше башни, а прибор командира в крышке люка командирской башенки. Прибор МК-4 обеспечивал распознавание предметов на местности на удалении 1 000– 1 200 м. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на одно обстоятельство. Дело в том, что прибор МК-4 не является отечественным изобретением. Он был скопирован весной 1943 года с английского прибора Mk IV, который устанавливался на британских танках, поступавших в СССР по ленд-лизу, и считается чуть ли не лучшим прибором наблюдения периода Второй мировой войны и даже далее. И вот тут непонятно – а чего ждали до 1943 года? Первые английские танки прибыли в СССР поздней осенью 1941 года, а приборы наблюдения на Т-34 подвергались жёсткой критике аж с 1940-го! Во всех отчётах по испытаниям английских танков отмечается хорошее качество и удобство пользования приборами наблюдения. В подобных отчётах, кстати, всегда присутствовал перечень того, что было бы неплохо позаимствовать у «иностранцев». Прибор Mk IV почти всегда занимал в нём первую строчку. Но, судя по всему, нашим производственникам в 1942-1943 годах было не до приборов наблюдения. Интересно отметить, что прибор Mk IV – это не английское изобретение. Его разработал польский инженер Гундлах в середине 1930-х годов, а англичане просто приобрели лицензию на его выпуск. С этим прибором наши военные смогли ознакомиться ещё в 1939 году при испытаниях трофейного польского танка 7ТР и уже тогда занесли этот прибор в перечень «чего бы позаимствовать»!

    Источник: http://statehistory.ru/books/Mikhail-Baryatinskiy
    _T-34-v-boyu/9
    1. 0
      9 марта 2017 16:35
      Цитата: hohol95
      Настоящим прорывом стало оснащение Т-34-85 тремя перископическими вращающимися приборами наблюдения МК-4. Приборы наводчика и заряжающего размещались в крыше башни, а прибор командира в крышке люка командирской башенки.

      Чего только не напишут в инете.
      На самом деле на Т-34/85 стояли 2 прибора МК-4. У командира и заряжающего. У наводчика стоял телескопическуий прицел ТШ-16 и перископический прицел ПТК-5.
      1. +2
        9 марта 2017 16:43
        Цитата: F.NN
        На самом деле на Т-34/85 стояли 2 прибора МК-4. У командира и заряжающего. У наводчика стоял телескопическуий прицел ТШ-16 и перископический прицел ПТК-5.

        Честно, не разу не сидел в башне Т-34/85, могу доверять только этому рисунку и по нему не совсем понятно чей же второй прибор командира или наводчика...
        1. +1
          9 марта 2017 18:23
          Цитата: svp67
          не разу не сидел в башне Т-34/85, могу доверять только этому рисунку и по нему не совсем понятно чей же второй прибор командира или наводчика...

          Эта раскладка похожа на первые Т-34/85 с 85-мм пушкой Д-5Т. У таких танков тоже была двухместная башня.
          1. +1
            9 марта 2017 18:38
            Цитата: F.NN
            Эта раскладка похожа на первые Т-34/85 с 85-мм пушкой Д-5Т. У таких танков тоже была двухместная башня.

            Правда, в этом случае телескопический прицел должен быть ТШ-15 или 10Т-15.
            А если ТШ-16, то и пушка С-53.
            А если пушка С-53, то и башня трехместная.
            О пушках С-53 с прицелами ТШ-15 или 10Т-15 знаю. О пушках Д-5Т с прицелами ТШ-16 не слыхал. Другими словами, такая башня могла существовать только как временная сборная солянка. Производства рембата.
      2. +1
        9 марта 2017 16:59

        Башня послевоенного выпуска: 1 - крышка люка заряжающего; 2 - колпаки над вентиляторами; 3 - отверстие для установки прибора наблюдения командира; 4 - крышка люка командирской башенки; 5 - командирская башенка; 6 - смотровая щель; 7 - стакан антенного ввода; 8 - поручень; 9 - отверстие для установки прибора наблюдения наводчика; 10 - отверстие для стрельбы из личного оружия; 11 - рым; 12 - амбразура прицела; 13 - козырек; 14 - цапфенный прилив; 15 - амбразура пулемета; 16 - отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего.
        ПОЗИЦИЯ № 9!!!
        1. +1
          9 марта 2017 18:19
          Цитата: hohol95
          ПОЗИЦИЯ № 9!!!

          В это отверстие вставлялся перископический панорамный прицел ПТ-4-7 или ПТК-5. Запасной прицел наводчику был нужнее, чем просто прибор наблюдения. Он, кстати, тоже позволял вести наблюдение.
          1. +1
            9 марта 2017 21:04
            ПТ-4-7 прекратили заменили командирской панорамой ПТК-5 в 1943 году! Она же ставилась на Т-34-85 ранних серий с орудием Д-5Т! Но при переходе на орудие ЗИС-С-53 была заменена на прибор наблюдения МК-4! И в "сормовских" Т-34-85 было 3 танкиста в башне!
          2. +1
            9 марта 2017 21:06
            Но даже на поздних сериях Т-34-85 завода №112 апреля 1944 года ПТК-5 уже не устанавливали!
            1. +1
              9 марта 2017 22:23
              Цитата: hohol95
              командирской панорамой ПТК-5 в 1943 году! Она же ставилась на Т-34-85 ранних серий с орудием Д-5Т! Но при переходе на орудие ЗИС-С-53 была заменена на прибор наблюдения МК-4!

              Цитата: hohol95
              Но даже на поздних сериях Т-34-85 завода №112 апреля 1944 года ПТК-5 уже не устанавливали!

              Думаю, нет смысла спорить. Танки разных заводов заметно отличались друг от друга. Например, завод №112 с пушкой Д-5Т использовал телескопический прицел ТШ-16. Хотя эталонным с такой пушкой был прицел ТШ-15. И таких примеров масса. Поэтому, думаю, каждый сможет нарыть в свою пользу немало серьезных аргументов, не только картинки.
              1. +1
                10 марта 2017 05:56
                F.NN правильно ,что спорить!поляки намного дальше продвинулись в танкостроении! wassat
              2. 0
                10 марта 2017 08:07
                Из вас спорщик... Танки Т-34-85 с орудием Д-5Т выпускались только на заводе №112 "Красное Сормово"!
                1. 0
                  10 марта 2017 09:09
                  Цитата: hohol95
                  Танки Т-34-85 с орудием Д-5Т выпускались только на заводе №112 "Красное Сормово"!

                  А я про какой завод писал? Посмотрите внимательнее.
  5. 0
    9 марта 2017 21:11
    Генеалогическое древо польских танкеток!
  6. 0
    9 марта 2017 21:15
    Трофейные польские танкетки TKS в составе Вермахта во время парада в Варшаве.1940 год.
  7. 0
    10 марта 2017 09:39
    по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI.

    Ну, самые крутые в мире танкетки перед ВМВ (и тоже потомки карден-ллойда) были итальянские laughing
  8. +1
    10 марта 2017 11:58
    Вообще-то зря пытались в "мире" "вырастить" из танкетки "стоящий" танк . Нельзя из болонки вырастить овчарку . Самое "идеальное" использование английской танкетки-это в качестве "пулемётной тачанки" в "рядах" кавалерии .Любые попытки "вырастить" из танкетки "настоящий" танк вынуждают увеличивать толщину брони,усиливать вооружение-результат:увеличивается вес....отсюда возникает необходимость установки более мощного (более габаритного,тяжёлого) двигателя.А как избежать "родовые" ограничения ? Хотя,для выполнения некоторых функций танкетка подходит хорошо .Например,как БРДМ-1/2 . Подойдёт и для эскортирования транспортных колон где-нибудь в Африке,перевозящих "сокровища копий царя Соломона "
  9. 0
    10 марта 2017 22:29
    Было бы логично посвятить статью не танкетке, а перископу и его создателю.
    Перед войной в Европе танковые школы были только у Чехословакии (бывшая Австро-Венгрия), Франции, Великобритании, СССР. Страны типа Польши ничего серьёзного создать не могли.
  10. 0
    28 марта 2017 14:32
    Ах, какая была держава!
    Ах, какие в ней люди были!
    Как торжественно-величаво
    Звуки гимна над миром плыли!
    Ах, как были открыты лица,
    Как наполнены светом взгляды!
    Как красива была столица!
    Как величественны парады!

    Парад 1939 года.... До войны и полного краха всего пара месяцев...

    Отсюда:http://szhaman.livejournal.com/1920501.htm
    l

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»