Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Экспортный Су-35: забыть китайскую грамоту

Пилоты ВВС НОАК даже показания бортового оборудования будут получать на русском языке

22509

Военно-воздушные силы Китайской народной республики получат 24 машины практически в той же модификации, что и ВКС России, говорится в отчете госкорпорации «Ростех» за 2016 год, выдержки из которого на днях опубликовал «Интерфакс-АВН».

Согласно документу, в октябре 2016 года Россия и Китай согласовали облик и комплект поставки истребителей Су-35, системы и комплектующие для которых производят холдинги «Ростеха».

Отметим, что еще в 2016 году заместитель гендиректора КРЭТ Гиви Джанджгава в интервью СМИ заявил, что единственным отличием китайской версии будут интегрированные в бортовой комплекс блоки китайской спутниковой навигационной системы BeiDou, при этом способ отображения данных останется российским. Тогда он отметил, что в полностью «стеклянной» кабине Су-35 — представляющей собой несколько дисплеев, которые настраиваются для отображения необходимых в конкретный момент данных, — пояснения к показаниям приборов и команды, продублированные иероглифами, оказались нечитаемыми. После консультации с китайскими специалистами было решено оставить дисплеи с кириллицей.

Читайте также

Напомним, в 2015 году Китай официально стал первым зарубежным заказчиком российских многофункциональных истребителей Су-35. Всего ВВС Китая получат 24 машины общей стоимостью около двух миллиардов долларов. До этого Су-35 эксплуатировали только отечественные ВВС. В апреле глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» (ВГТРК), что в 2017-ом в Китай в рамках контракта будет поставлено 10 «тридцать пятых». В феврале 2017 года стало известно, что Россия уже передала первую партию из четырех истребителей ВВС НОАК.

Возникает вопрос: насколько оправдано поставлять ВВС НОАК истребители в «той же модификации», что и для российских ВКС, если тяга китайцев к «заимствованиям» общеизвестна?

Планер самолета — это константа, а вот внутреннее содержание может и должно меняться в зависимости от заказчика. По идее, заказанные Минобороны России самолеты должны быть самыми передовыми, а на экспорт идти с загрубленными характеристиками, отмечает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.

— У любого продукта, который поставляется за рубеж, есть утвержденный так называемый паспорт экспортного облика (ПЭО). Я сильно сомневаюсь, что самолеты для ВКС РФ и ВВС НОАК идентичны. Они должны отличаться, потому что поставка на экспорт самолета или бронетехники — это все-таки передачи товара иностранному заказчику, который может распознать и почерпнуть для себя какие-то решения, что в перспективе может повредить продавцу. Скажем, в технике могут быть реализованы те же подходы по более низким ценам, и предложены на рынке тех стран, для которых стоимость вооружения имеет ключевое значение.

В случае с Су-35, не имея конкретной информации, сложно гадать, чем самолеты могут отличаться, но какие-то, может быть, и незаметные отличия, в бортовом радиоэлектронном оборудовании должны быть. Иначе получается, что в составе российских ВКС и ВВС НОАК будут одинаковые по своим характеристикам истребители, а это — довольно спорное и странное решение, даже несмотря на развивающиеся отношения между Россией и Китаем.

Традиционная экспортная модификация имеет несколько сокращенные и ослабленные характеристики, — это факт, который не особо обсуждается. Например, систему государственного радиолокационного опознавания («Свой-чужой») ни в коем случае никому на экспорт не передают, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Принципиальный вопрос в другом: если, допустим, сделки по Су-30МКИ (с Индией) или другим экспортным модификациям подразумевали достаточно глубокую модернизацию борта, то есть установку и интеграцию значительного количества систем, которые выбирал заказчик, то в данном случае заказчика интересует то, что могут ему предложить предприятия российской авиационной промышленности, поставщики оборудования. С этой точки зрения лично я не вижу никаких проблем и рисков для российского ВПК. Кроме того, традиционный подход, связанный с некоторым загрублением характеристик, здесь также присутствует, но он подразумевает те вещи, которые не имеет смысла анонсировать на уровне руководства госкорпорации…

Все прекрасно понимают, что Китай заимствовал, заимствует и будет заимствовать технологии до тех пор, пока есть игроки, которые поставляют ему более передовые решения, чем те, которыми располагает КНР. С другой стороны, мы видим, что есть некоторые сложные технические системы, где нельзя получить аналогичные характеристики, просто скопировав геометрические размеры чего-либо. Это касается и некоторого довольно специфического программного обеспечения и т. д. Соответственно, и у нас, и у китайцев есть понимание того, что прямое копирование «в лоб» не позволяет получить аналогичный результат «на выходе».

«СП»: — На ваш взгляд, в чем ценность Су-35 именно для Китая?

— Во многих материалах, которые были посвящены анализу перспективных военных программ Китая, наблюдатели сходятся в том, что китайский тяжелый истребитель пятого поколения J-20 в большей степени предназначен для борьбы с авианосными ударными группами ВМС США. А вот нишу под решение задач, связанных с завоеванием превосходства в воздухе на относительно дальних подступах, китайские военные планируют отдать Су-35.

Это машина, с одной стороны, обладает большим запасом по дальности, то есть рубежи, на которых она может противодействовать авиации противника, достаточно далеко отодвинуты от материка. С другой — «тридцать пятые» способны вести воздушные бои с самыми современными истребителями, стоящими на вооружении вероятного противника. Причем не только дальние — с использованием мощной РЛС и достаточно дальних ракет, но и ближние — вплоть до подключения пушечного вооружения.

В совокупности всех факторов Су-35 для ВВС НОАК — это некоторое нишевое решение, которое, насколько мы можем судить, не подразумевает использование машины в качестве противокорабельной или многоцелевой машины, способной работать «по земле». Но в плане завоевания превосходства в воздухе, а тем более на дальних подступах, эти машины могут быть для Пекина наиболее эффективным решением.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по китайскому ВПК Василий Кашин отмечает, что в настоящее время характеристики идущей на экспорт техники существенно не снижаются, а если и имеют место, то остаются «за кадром».

— Практика сильного загрубления поставляемых на экспорт вооружений и военной техники была характерна для СССР и, на мой взгляд, дорого обошлась Советском Союзу и его партнерам… На протяжении 90-х и «нулевых» годов наши оружейники вообще поставляли на экспорт более современную технику, чем та, которая была в собственных войсках. Сейчас при определении облика и комплекта с инозаказчиком техники ее характеристики сильно не снижаются. Если загрубление и есть, то не существенное, и, как правило, об этом мало кто знает.

В случае с Су-35, с точки зрения «Ростеха», самолет для внутреннего пользования (по заказу Минобороны РФ) и экспортный вариант действительно практически одинаковы, потому что состав радиоэлектронного оборудования тот же. Если туда и внесены какие-то изменения, то с точки зрения госкорпорации и ее отчетности это — малозначительные детали.

«СП»: — На ваш взгляд, китайские специалисты могут «заимствовать» что-то в целях совершенствования своих истребителей?

— Наиболее серьезное отличие Су-35 от прочих вариантов на платформе Су-27 — это двигатель АЛ-41Ф1С и радиолокационная станция Н035 «Ирбис», которые крайне трудно скопировать, просто изучив образец. Понятно, что китайские инженеры и конструкторы будут серьезным образом изучать приобретенные самолеты и что-то явно почерпнут для себя. Но этот процесс не быстрый, а мы за это время будем иметь возможность инвестировать полученные средства в собственные разработки.

Кроме того, если говорить о радиолокационной станции «тридцать пятого», то при всех ее высоких возможностях, довольно трудно сказать, насколько она будет ложиться в китайскую концепцию развития авиационных РЛС. Китайцы в последнее время устанавливают на все свои самолеты радиолокационные станции с активной фазированной решеткой (АФАР), а на Су-35 стоит очень мощная РЛС, но с пассивной фазированной решеткой (ПФАР). Поэтому не факт, что локатор с ПФАР будет укладываться в их потребности.

Читайте также

Справка «СП»

Су-35 — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++», построенный на основе истребителей семейства Су-27/Су-30. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новый двигатель с увеличенной тягой.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня