Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще

Россия, США и Китай тратят огромные деньги на проекты истребителей пятого поколения. Почти невидимки, способные уничтожать цели в воздухе, на воде и суше.

Это оружие будущего, вокруг которого слишком много шума. Hi-Tech Mail.Ru разобрался в том, почему американский F-35 бесит Дональда Трампа, а российский ПАК ФА до сих пор не готов.

Истребители 5-го поколения — последние самолеты с пилотом

Реактивные истребители — элита вооружения. Они сложны во всем, от аэродинамики до бортовой электроники и вооружения. Истребители пятого поколения — вершина авиастроения на основе нынешних технологий.

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще
Почему Россия затягивает выпуск Т-50

Они стали «модными» из-за своих характеристик. Малозаметный и сверхманевренный истребитель. Летает на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Умная электроника решает отдельные тактические задачи и облегчает пилотирование.

Самолет, который превращает в пепел цели в воздухе, на суше и воде. Почти совершенная машина.
Последний недостаток, наличие пилота, исправят в следующем поколении: истребители научат летать самостоятельно. Перегрузки, которые испытывают пилоты, создают границы маневренности. Истребители пятого поколения — последняя ступень к беспилотной авиации.

США первыми вооружилась истребителями 5-го поколения

СССР и Америка инициировали проекты истребителей пятого поколения в середине 1970-х. При этом в то время только появились Су-27 и F-15 из поколения № 4, а во многих странах летали лишь самолеты третьего поколения.

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще
«Хищники» на военной базе на Гавайях

Две сверхдержавы вошли во вкус, предвкушая столкновение в очередном конфликте периода Холодной войны. Гонка прекратилась в 1990-е вместе с распадом Советского Союза. На продолжение разработок у России не было ни денег, ни ресурсов.

Америка свой проект довела до ума и в 2005 году первой в мире вооружилась истребителями пятого поколения F-22 Raptor («Хищник»). «Это, вероятно, лучший самолет в мире, — убежден специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. — F-22 сочетает в себе хитрость, маневренность и мощность двигателя. Но все устаревает, и “идеальный боец” движется вперед по мере развития техники».

В 2005 году «Хищник» отвечал всем требованиям к «пятеркам», но популяция остановилась на отметке 187 самолетов. Выпуск остановили в 2011 году. Слишком дорогое удовольствие.

Только на конструирование Штаты потратили 66,7 млрд долл., а каждый самолет обошелся бюджету еще в 146 млн. Легендарный F-16 из четвертого поколения даже в поздней модификации F-16D Block 52 стоил 34 млн долл.

Тогда авиастроитель Lockheed Martin показал альтернативу — F-35 Lightning II. Ирония в том, что самолет породило сотрудничество Lockheed Martin и ОКБ им. Яковлева. В 1995 году американцы изучили опыт разработки советского истребителя Як-141, который умел вертикально взлетать и садиться. Разбирались так подробно, что первые модели F-35 даже походили на советский истребитель.

F-35 Lightning II противопоставлялся F-22 Raptor: универсальный легкий истребитель пятого поколения для ВВС и ВМФ. Скрытный и маневренный, способный на вертикальный взлет и укороченную посадку. Самое важное — Lockheed Martin обещала сделать «Хищника» дешевым.

Разработки и самолеты — безумно дорогие

Два года назад Корпус морской пехоты США получил первые F-35. Пока выпущено около 250 самолетов, в том числе на продажу. Первые три отправили в Израиль.

Однако F-35 поразила та же проблема, которая присуща F-22. Разработка продолжается, а стоимость уже перевалила за 55 млрд долларов. На истребители повесили ценники со стоимостью плюс-минус сотня миллионов, в зависимости от модификации.

США планируют закупить 2443 самолета. Этот парк и его эксплуатация обойдутся Америке до 2030 года в 380 млрд долл. За эту цифру зацепился Дональд Трамп. Он еще в декабре припугнул авиастроителя Lockheed Martin.

Программа F-35 вышла далеко за рамки бюджета. Миллиарды долларов должны быть и будут сэкономлены на военных закупках.

Трамп кивал на истребитель Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Менее инновационный и разрекламированный, зато стоит почти в два раза дешевле. Подействовало. Lockheed Martin решила к 2019 году снизить стоимость своих самолетов до 85 млн долл. за штуку.

Россия опоздала с проектом истребителя 5-го поколения на 20 лет

Ориентировочная стоимость российского истребителя ПАК ФА пока составляет 100 млн долларов. Самый крупный заказ собиралась сделать Индия — на 200—250 машин. В Индии на базе нашего истребителя создадут собственные – FGFA. Однако пока готовых машин нет даже у ВВС России.

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще
Модель ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011

Отечественный проект истребителя пятого поколения реанимировали только в начале нулевых. Подняли наработки по СУ-47 и МиГ 1.44, но те устарели. Наскребли всю более-менее ценную информацию и затеяли новый проект — «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА).

На старте в проект вложили 30 млрд рублей. В 2010 году тестовый самолет показали Владимиру Путину. Позже выяснилось, что этот вариант ПАК ФА не дотягивает до пятого поколения: старый двигатель и иностранная электроника. Путину, тогда премьер-министру, все равно понравились перспективы, и на завершение проекта выделили еще 30 млрд руб.

На весь проект ПАК ФА требуется около 3 млрд долларов. Копейки по сравнению со стоимостью F-22 и F-35. Однако эти самолеты уже служат в армиях разных стран, а ПАК ФА лишь проектируется.

Потенциально ПАК ФА сильнее F-35

Опоздание иногда можно конвертировать в преимущество. «F-35 создали, когда возможные противники [США] летали на самолетах вроде Су-30 и МиГ-29. ПАК ФА разработан с учетом спецификаций F-35, в частности, чтобы противостоять его преимуществам», — объясняет Кайл Мизоками.

ПАК ФА должен летать быстрее, чем F-22 и F-35: 2600 км/ч на максимуме против, соответственно, 2410 и 1930 км/ч. Максимальное расстояние полета без дозаправки — тоже внушительное: оно составляет 2700 км, тогда как F-22 пролетит 1900 км, а F-35 — 2200 км.

Преимущества обеспечит новый двигатель, который создают под кодовым наименованием «Изделие 30». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещала принципиально новую авионику с функцией «электронного пилота» и беспрецедентно низкий уровень заметности.

ПАК ФА снабдят универсальными ракетами Х-35УЭ. Из-за этого самолет пафосно называют «убийцей кораблей», однако пока никто не видел ПАК ФА даже в демонстрационном бою. Только летные испытания.

На вооружение ПАК ФА поступит не раньше 2020 года

Сначала истребитель планировалось поставить в 2015 году, затем срок дважды переносили на год. Теперь Минобороны лишь задумывается о закупках в рамках программы вооружения на 2018-2025 годы.

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще
ПАК ФА  Т-50

Замминистра обороны Юрий Борисов успокаивает: «Самолет проходит плановые испытания. Три новых самолета ПАК ФА, которые  авиазавод поставит в 2017 году, дополнительно подключат к испытаниям первого этапа».

Проверка предсерийной партии означает, что ПАК ФА могут появиться в армии лишь в 2020 году. Слишком многое не готово.

Тестовые самолеты летают на старых двигателях АЛ-41Ф1. Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков рассказал, что испытания нового двигателя «Изделие 30» начнутся в этом году. Первые тесты авионики в воздухе прошли в апреле, теперь система дорабатывается.

Есть сложности и с вооружением. Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа. «Это требует поиска дополнительных технических решений», — объяснил глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Минобороны покупает истребители 4-го поколения, Китай торопится конкурировать с США

Сравнивать ПАК ФА с другими моделями истребителей пятого поколения — пиар. Характеристики готового к бою ПАК ФА пока можно только предполагать.

Ситуацию понимают в Министерстве обороны, поэтому покупают самолеты предыдушего поколения Су-30СМ, Су-35С и штурмовики Су-25. «У ВКС есть истребители, полностью удовлетворяющие потребностям Вооруженных сил. Нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники», — подчеркнул замминистра обороны Юрий Борисов.

Маркетинговая гонка тем временем продолжается. Штаты хотят сделать F-35 самым массовым истребителем в мире. По несколько десятков машин планируют купить 11 стран.

На экспорт модель F-35A могут переделать в любой формат. Израиль направит в Пентагон своих инженеров, чтобы создать модель F-35I. В марте 2015 года F-35 начали собирать на конвейере в Северной Италии.

Почему Россия затягивает выпуск Т-50. И нужен ли нам ПАК ФА вообще
Китайцев обвиняют в воровстве технологий у США и России для создания J-20

Когда Япония и Южная Корея оплатили по 40 истребителей каждая, собственный проект форсировал Китай. В марте истребитель J-20 поторопились показать публике. Эксперты отметили, что у J-20 тоже много проблем— надежность двигателя W-15, авионика, эффективность стелс-технологий. Генерал ВВС Китая Ма Сяотянь заверил, что работы ускорят, и в ближайшее время истребитель выйдет на службу.

Примечательно, что в конце 2016 года Китай купил у России 24 истребителя Су-35. Любители заговоров сразу углядели в этом желание китайцев скопировать русскую машину.

Россия задумалась об истребителе 6-го поколения

Реальный бой не выиграть маркетинговыми ходами. Многие эксперты сомневаются в силе и мощи истребителей пятого поколения. Среди них Пьер Спрей, бывший военный пилот и инженер, военный аналитик, работавший в Пентагоне.

«Это была великая мечта о воздушном бое за пределами прямой видимости, — объясняет Спрей в интервью ВВС. — Ты видишь кого-то на радаре на большом расстоянии. Смотришь на точку на экране, захватываешь цель, нажимаешь кнопку — и через 30 секунд точка пропадает».

Спрей считает, что мечта осталась мечтой, потому что «точку» невозможно идентифицировать как врага или союзника. В масштабном конфликте самолетов будет много и придется вести ближние бои. В такой ситуации окажутся сомнительными многие фишки пятого поколения, а конкретно — F-35, ПАК ФА и J-20.

«Технология стелс не имеет смысла. Тебя никто не будет искать при помощи радара — кроме тех, кто сидят на земле. А уж они-то справятся и со стелс. Не существует никакой стелс для больших наземных локаторов», — убежден Спрей.

Проекту ПАК ФА — уже 14 лет. Это примерный срок отставания от военной авиации Америки, где принимают на вооружение второй самолет пятого поколения.

Насколько F-22 и F-35 превосходят в бою истребители прошлого поколения, пока неясно. Военные эксперты считают, что истребители «4+» и «4++» отлично справляются со своими задачами.

ПАК ФА остается имиджевым проектом, который важен для дальнейшего развития. Чтобы наверстать очки в новой гонке с США, в России начали разработку истребителя шестого поколения. КБ «Сухого» даже показало наброски вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев сообщил, что самолет будет беспилотным и вообще идут работы над седьмым поколением, отметив: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда».

[message_box  color=»yellow»]

[column col=»1/2″]

Чем хороши истребители 5-го поколения

  • Многофункциональность
  • Улучшенная стелс-технология
  • Маневренность
  • Автоматизированная система управления
  • Полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа
  • Повышенная боевая автономность
    [/column]

[column col=»1/2″ last=»true»]

Чем плохи истребители 5-го поколения

  • Стоимость разработки и эксплуатации
  • Пока не доказано, что многофункциональность для истребителя – это плюс
    [/column]

[/message_box]

Автор: Вячеслав Опахин

комментариев 11

  1. ланс ланс

    ну наконец то приемлемое рассуждение, т-50 будет к 2020г с полным превосходством над ф-22

  2. Игорь Игорь

    Супер достижение — Т-50 превосходит Ф-22, которому уже 20 лет.

  3. т50 с двигателем первого этапа превосходит ф22 по скорости, скороподъемность т50 384 мс, ф22-260м/с, радиус т50 больше потому что топливо на 3 тонны больше берет (11т) , если не заливать эти 3 тонны, и сравняться по радиусу с ф22, то т50 будет ещё легче ф22, а значит ещё быстрее , на движке первого этапа, радар мощнее видит цель на 400-600 км , радар ф22 300км, т50 имеет комплекс обороны и ОЛС, чего нет у ф22

  4. Решение минобороны абсолютно рационально.Крупносерийное производство начать сразу с двигателем второго этапа, а для этого прогнать его по тестам необходимо. Иначе пришлось бы закупленные перед этим машины отправлять на модернизацию, а пилотов по второму кругу переучивать. Потому и сделали выбор в пользу поколений 4++, которые и так превосходят машины США по большинству показателей, кроме мифической малозаметности. И на год позже начать крупносерийное производство Т-50. Ничего фатального в этом нет, особенно на фоне того, что Ф-35 оказался провальным проектом, что признают и американцы в том числе, а европейские разработки в области боевой авиации вообще заглохли под нажимом США.

  5. Ёксель-моксель ! Не создав самолёт 5 поколения,в России «работают» над еропланами 6-7 поколений ! Слыхивал я о неких «шарашках»,созданных в «рамках» ГУЛАГа….похоже,девайсы 5-6-7 поколений так же создают в «шарашках»,но уже в системе психиатрических лечебниц ! (Прямь по Высоцкому:Настоящих сумасшедших мало-вот и не получается пока ПАК ФА !)

  6. T50 превосходит пиндосовские самолеты во всем.
    И никто не докажет, что это не так. Ведь в реальности их нет, чтобы сравнивать на практике.

  7. мамай мамай

    остановитесь , а патом придется крым откашлевать

  8. Коля Коля

    Прочёл заголовок, дальше много букв, но заголовок говорит сам за вброс, отвечаю: Не всем конечно в России нужны Т-50 и Армата, но многим, смею предположить, что большинству, которому стоит частично пересмотреть отношение к меньшинству, на всякий случай…

  9. незлой незлой

    Т-50 и «армата» — равнозначные проекты. Последний и единственный шанс сохранить обороноспособность.

  10. Вячеслав Вячеслав

    Т-50-однозначно модель прошлого и не перспективна.В настоящее время Россия нуждается в самолетах совершенно иного типа.Вопрос стоит в том как будет человек переходить барьер на сверхсветовую скорость,а это не маразм.Это всего лишь вопрос времени,не для нас с Вами.Решив вопрос с этой проблемой,Россия сможет чувствовать себя комфортно в окружении сами знаете кого.Кстати ,а как эту проблему решают киты в море?Ответ на этот вопрос и решение проблемы.

Обсуждение закрыто.

Тема Mission News от Compete Themes.