Спасут ли последнее творение гениального Бартини?

62
Спасут ли последнее творение гениального Бартини?


В этом году мы отмечали добрым словом на наших страницах 120 лет со дня рождения одного из гениев прошлого века, Роберта Людвиговича Бартини, человека одаренного и, что немаловажно, посвятившего всю свою жизнь тому, чтобы «красные самолеты были сильнее черных».



Что осталось после его смерти, кроме «эффекта Бартини» и трудов по физике и философии?

Очень неприятно об этом говорить, но остался последний самолет.



Жаль, что Роберт Людвигович не удостоен ни памятников, ни чего-то еще за свои более чем 60 проектов летательных аппаратов (не все язык поворачивается назвать самолетами) и идеи, которыми он щедро делился с коллегами.

45 лет назад в воздух впервые поднялось его последнее творение. Самолет-амфибия ВВА-14.



Самолет-амфибия ВВА-14 предназначался для борьбы с ракетными и многоцелевыми подводными лодками противника в ближней зоне. Рассматривалось также использование самолета как поисково-спасательного.

Идея самолета появилась в результате многолетнего исследования Бартини "Теория межконтинентального транспорта Земли". Первым приближением к самолету был проект амфибии МВА-62. Хотя проекты Бартини были поддержаны руководством страны, довести до серийной постройки ВВА-14 не удалось. После смерти конструктора работы над самолетом были свернуты, а затем и прекращены.

В опытное производство были запущены две амфибии, получившие шифры 1М и 2М. К лету 1972 г. ВВА-14-1М был изготовлен. Изготавливался самолет в кооперации Таганрогских предприятий ТАНТК им. Г. М. Бериева и ТААП.



Первый полет ВВА-14 состоялся 4 сентября 1972 г. Испытывали самолет летчик Ю. М. Куприянов и штурман Л. Ф. Кузнецов. Программа испытаний была завершена в 1975 г., самолет совершил 107 полетов с общим налетом 103 часа.

Музейный экземпляр самолета ВВА-14 (14М1П) был переправлен в Монино из Таганрога в 1987 г. Его доставили водным путем в подмосковное Лыткарино, где он был выгружен на берег. В ожидании прибытия вертолета он оставался без присмотра и был частично разрушен и демонтирован неизвестными лицами. Поврежденный самолет был доставлена на вертолете Ми-26 в музей, где и находится сейчас в разобранном виде.

Собственно, вот финал драмы. 30 лет последний шедевр Бартини валяется на задворках авиамузея в Монино и представляет собой весьма печальное зрелище.

Нельзя сказать, что всем вокруг плевать на этот экспонат, нет.

Руководство музея, по полученным мною данным, весьма и весьма за то, чтобы самолет был восстановлен. Более того, администрацией прилагаются усилия, чтобы добыть средства на его ремонт и восстановление.

В Монино даже приезжала делегация из Италии, дескать, давайте, поможем восстановить творение нашего Бартини. После того, как была посчитана приблизительная стоимость, итальянцы растворились…

Получается, что кроме администрации музея, живущего на довольно скромные ассигнования от Министерства обороны и кучки добровольцев-фанатиков память о человеке больше никому не нужна?

Нет, есть еще Таганрог, заводы и предприятия, входящие в ТАНТК имени Бериева, где были собраны ВВА-14. Они помогают, разыскивая на складах то, что может помочь в восстановлении самолета хотя бы до статуса нормального музейного экспоната.

Черт возьми, ну мы же правильные, мы добрые и честные, мы порицаем вандалов из других стран, которые разрушают и оскверняют памятники. И делаем это не потому, что так красиво, а потому, что действительно так считаем. Ну я надеюсь, что это именно так.

И вот, на фото то, что осталось от последнего творения человека, который, не будучи русским по происхождению, всегда писал во всех анкетах «русский».




вид сзади





Пустые мотогондолы



Крылья...


Внутри тоже полный хаос:










Это, кстати, не следы вандализма. Это следы работы. За 30 лет тормоза закисли, и добровольцы-механики снимают по одному колесу, разбирают, чистят, смазывают. В общем, прилагают все усилия, чтобы самолет можно было оттащить в более цивилизованные места, где над ним можно будет работать.

Повторюсь, что без работ Бартини не было бы Ту-144 (если верить Туполеву). Без работ Бартини не было бы первого нашего спутника (если верить Королеву). Верю обоим безоговорочно.

И всего-то и надо, выразить благодарность от тех, для кого он работал. Не отлить памятник в бронзе, не удостоить посмертно какой-то награды, ордена — это смешно.

Не дать убить времени последний самолет великого конструктора — вот это задача.

У нас строят мавзолей человеку, который приложил все усилия для развала страны и называют это «центром его имени». На это деньги есть. На то, чтобы сохранить один-единственный самолет, денег, конечно, нет.

Почему так? Ведь те же просвещенные европейцы из Италии, благо они теперь в курсе, с удовольствием ткнут нас в наше варварство. Вот, дескать, сгноили последнее творение. Конечно, может и не тыкнут, но тем не менее.

Вот это как раз варварство. Вбухать миллионы на то, чтобы сварганить «Ельцин-центр», где будут вещать все те, кто желает нам «западной демократии» — это варварство. И не найти денег на то, чтобы помочь музею восстановить экспонат — это тоже варварство.

Я не знаю, к сожалению, в чьи двери надо ломиться, чтобы там поняли, сохранение нашей истории, нашей памяти о людях, положивших свою жизнь на благо нашей Родины неизмеримо важнее, чем россказни екатеринбургских экскурсоводов на тему того, как Ельцин обожал Россию и сколько он для нее сделал.

Про Бартини не рассказывают. Это был человек Дела. Его бомбардировщики Ер-2 бомбили Берлин. Ту-2, в разработке которых он тоже принимал участие (сидел вместе с Туполевым в шарашке), долбили передний край противника. Его проекты и разработки использовали многие авиаконструкторы.

Неужели последний самолет Бартини так и сгниет в дальнем углу музея в Монино?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    5 июля 2017 06:19
    Сказать однозначно довольно сложно. С одной стороны, это наша история. С другой стороны - тот же ВВА-14 представлял собой форменный военно-технический кошмар. Не умаляя заслуг Бартини в годы войны, хотелось бы отметить, что его увлечение экранолетами обошлось СССР в копеечку без малейшей практической пользы
    1. +12
      5 июля 2017 09:45
      Полностью соглашусь с мнением выше. Машина, по правде говоря, может претенодовать на эталон технического уродства. Несколько удивительно, что в практичном СССР выделялись деньги на конструкции, настолько далекие от реальной жизни.

      С точки зрения уникальности, машину беспорно надо сохранить, потому что она до сих пор еще не развалилась. Такие вещи сродни наркоманскому творчеству Энди Уорхолла, только в данном случае от инженерии.

      С третьей стороны, сохранить такую машину, хотя бы в потребном для демонстрации состоянии - намного ценнее, чем финансирование непонятно кому нужного Ельцин-центра.
      1. +18
        5 июля 2017 11:42
        Цитата: IrbenWolf
        Машина, по правде говоря, может претенодовать на эталон технического уродства.

        Вы то сами милейший много построили - изобрели, что бы так ответственно заявлять?
        Для начала с проектом ознакомились бы, прежде чем такое заявлять.
        Машина проектировалась изначально под определенные виды деятельности(вертолеты тоже уродцы с низким КПД, однако это не мешает им летать).
        К сожалению технически не было возможности все воплотить в жизнь.
        1. +1
          6 июля 2017 07:58
          Я имею отношение к компьютерным системам. Прикладных программ написал достаточно. Не адаптировал, а написал с нуля под техзадание. Потому создавать я умею. Однако, в данном случае это не имеет отношения к делу.

          Эстетическое восприятие и чувство гармонии у всех разное и то, что для меня уродство - для вас - эталон красоты. Бывают и уродливые самолеты и вертолеты.

          Про саму машину и ее идеи я читал. Отсев утопичных идей на стадии проработки - одна из задач конструирования. Можно и чугунную чушку запустить в небо, но это неразумно. То же самое касается идей и принципов - они на этапе математических рассчетов могут быть отвергнуты, а могут быть выправляемы на этапе воплощения в материале снабжены разного рода костылями. Уродства обычно появляются во втором случае.
          1. +6
            6 июля 2017 09:36
            Цитата: IrbenWolf
            Прикладных программ написал достаточно. Потому создавать я умею. Однако, в данном случае это не имеет отношения к делу.

            Вот именно, ваши способности совершенно из другой области и критерии(аспекты) кардинально отличаются.
            Цитата: IrbenWolf
            Эстетическое восприятие и чувство гармонии у всех разное и то, что для меня уродство - для вас - эталон красоты. Бывают и уродливые самолеты и вертолеты.

            Эстетика и красота в технических изделиях не имеет ни какого смысла(нагрузки), если только они не "ширпотреб".
            Существуют вещи, где важны ТТХ(параметры), а не "цвет обертки". Особенно если это 100% -е новинки. К тому же часто при создании нового приходится идти на компромиссы(нет технической возможности или цена слишком большая).
            Еще нужно учитывать предназначение аппарата(техники).
            1. 0
              10 июля 2017 14:10
              Вот именно, ваши способности совершенно из другой области и критерии(аспекты) кардинально отличаются.

              Это совершенно не значит, что я и Бартини занимаемся разными делами. Он знает формулы и закони создает всего лишь чертеж. Я зная свои формулы (процедуры и функции) и законы создаю файл.

              И результат работы может быть слеплен, а может быть крепко сбит. В моей сфере - "слеплен" встречается сплошь и рядом.

              И на мой взгляд данный самолет - "слеплен".
    2. avt
      +3
      5 июля 2017 10:15
      Цитата: Андрей из Челябинска
      , хотелось бы отметить, что его увлечение экранолетами обошлось СССР в копеечку без малейшей практической пользы

      no Вообще то экранолёт из ВВА-14 он стал из него делать , когда не получил двигатели для вертикального взлёта. Машина изначально не делалась как экранолёт и таким даже по факту не стала - не взлетела с воды на экран и тем более выше.
      1. +1
        5 июля 2017 11:30
        Цитата: avt
        Вообще то экранолёт из ВВА-14 он стал из него делать

        Так-то да, но вообще говоря его конструкторская мысль как раз в направлении экранолета шла
        1. avt
          0
          5 июля 2017 14:20
          Цитата: Андрей из Челябинска
          но вообще говоря его конструкторская мысль как раз в направлении экранолета шла

          Шла , но он на это денег не тратил . Конкретно в металле ничего не делал. ВВА-14 можно сказать -переделка в экспериментальный и надо сказать не удачный вариант.А то что он пропагандировал экранопланы- факт , но в металле и с реальными затратами финансовыми , причём министерства Бутомы,все таки это Доктор.
          1. +1
            5 июля 2017 17:51
            Цитата: avt
            Шла , но он на это денег не тратил

            Признаю свою неправоту, правильнее будет не на экранолеты, а на гидросамолеты вертикального взлета и посадки:))))
            1. avt
              +1
              5 июля 2017 18:28
              Цитата: Андрей из Челябинска
              а на гидросамолеты вертикального взлета и посадки:))))

              what Бартини гений и порой то что он выдавал, в общепринятую классификацию подогнать было трудно. bully
      2. +6
        5 июля 2017 11:37
        Соглашусь, изначально вертикалка планировалась и поплавки должны были быть надувные, а не стационарные.
    3. +1
      6 июля 2017 00:47
      Категорически не согласен. Экранолеты - дедушки экранопланов, которые мы благополучно так же прос.... ли. "Лунь", "Орленок" это что, не нужно? На Черном море и Каспии - лучше любого корвета
      1. +1
        26 февраля 2021 15:46
        Цитата: Авель
        На Черном море и Каспии - лучше любого корвета

        кого гонять там на Каспии или Черном море?
        Эти аппараты были нужны для другого. Например индусы расправились с флотом Пакистана.
  2. +15
    5 июля 2017 06:47
    ВВА-14 заслуживает восстановления уже потому, что это уникальная разработка. Плохая, хорошая - не мне судить, я не специалист, но она ни на что не похожа и уже этим заслуживает места в музее в нормальном виде. Бартини незаслуженно был задвинут при жизни, так хоть восстановление его последней работы послужит памятником нестандартно мыслившему конструктору.
  3. Комментарий был удален.
  4. 0
    5 июля 2017 07:21
    "Музей" имени бори-алкаша хотя бы можно использовать как Дворец пионеров.
    А для чего хотя бы можно использовать этот (солидарен с Андреем из Челябинска) военно-технический кошмар?
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      6 июля 2017 00:52
      Пожалуйста, предложите хоть какой-нибудь военно-технический гламур. А этот "кошмар" летал и неплохо, если бы еще дали воплотить в жизнь все, что хотел Бартини
      1. 0
        6 июля 2017 10:54
        Военно-технический гламур? Да легко. И-185 - великолепная для своего времени машина, которая так и не дождалась достойного движка. Система "Спираль", с гиперзвуковым разгонным самолётом и орбитальным пилотируемым Миг-105.11 и беспилотниками БОР (105.11 стоит в Монино). М-17, ставший базой для М-55 ("Геофизика"). Сталь-6 и Сталь-7 конструкции самого Бартини - первые скоростники (а Сталь-7 ещё и был дальним). Могу ещё предложить.
        Огромное количество образцов авиатехники летало, и неплохо. Например, XF-82 (который даже в серию пошёл), или V-173 ("блинчик"). Но речь не об этом. Для ВВА-14 так и не смогли разработать двигатели для вертикального взлёта, а с достойным двигателем можно хоть бревно заставить летать. Это замечание относится к "не дали воплотить" - всегда есть ограничения имеющихся на данный момент технологий, а разработка новых, тем более перспективных - требует времени. Потому один из ВВА-14 переделали в экранолёт 14М1П, которому вертикальный взлёт был не нужен.
        Ну и ставить 12 двигателей для вертикального взлёта... Это реальный военно-технический кошмар (уж извините, повторюсь).
    3. +1
      26 февраля 2021 15:53
      а с чего вдруг такое определение, что это кошмар?
      у вас по каким критериям он проходит как кошмар?
      и последний вопрос - на то время был-ли более эффективный аппарат для поиска субмарин?
      мне кажется, кошмар тут только один - невежество.
      аппарат, который делал Бартини - это не серийный отлаженный агрегат - это лишь грубый демонстратор принципиально новой технологии поиска АПЛ, который очень серьезно превосходил даже то, что имеет несчастье летать у нас сейчас.
      Можно сколько угодно критиковать камень за несовершенство, над которым только начал работать скульптор. А упреки насчет потраченных ресурсов не по адресу. Если бы руководство и административные работники хотели сделать расходы оптимальными, они бы так и сделали, а конструктор тут при чем?
  5. +2
    5 июля 2017 07:58
    это наша история! в гейропе есть кошмарные образцы и их хранят а наш что на свалку?????
    1. 0
      5 июля 2017 12:12
      Еще немного наши олигархи и русский народ попытаются отправить на свалку.
      А царь наблюдает и не вмешивается!
  6. +2
    5 июля 2017 08:52
    1.Это наша история, какая она и не была... На то и музей чтобы это чудо творенья в живую увидеть, а не в картинках! (оно того стоит)
    2.""Музей—свалка, коллекция Монино все больше напоминает помойку. Мдя…"" Денег нет.. но держатся! Не хотим помойку, значит: встаем с дивана и идем в волонтеры в помощь (если денег нет).
    3. ..В копеечку, практическая польза.. Граждане, да Вы небось клиенты е-центра..) (((
    1. 0
      5 июля 2017 09:03
      А Ельцин не история???))))
      1. +5
        5 июля 2017 09:47
        Цитата: Torkvat Torkvat
        А Ельцин не история???))))

        История.
        История предательства, пьянства и легкомысленного разрушения.
        цЕнтр законсервировать и дать изучать подростающему поколению как "не надо делать".
      2. +2
        5 июля 2017 11:07
        В том виде, как есть - это не история. Для реальной истории надо показать все плюсы, и минусы того периода.
        1. +1
          11 июля 2017 13:45
          Цитата: Bastinda
          В том виде, как есть - это не история. Для реальной истории надо показать все плюсы, и минусы того периода.

          А, что были плюсы? belay
      3. 0
        5 июля 2017 12:15
        ЕБН это кошмар истории России, а царь ему памятники строит за народные деньги по просьбе ЕР, воров и жуликов в законе.
      4. 0
        6 июля 2017 00:53
        Но не самые радужные ее страницы
  7. 0
    5 июля 2017 09:00
    Понимаешь почему рухнул СССР ))) в такую хрень такие суммы вбухать)))
    1. +2
      5 июля 2017 09:06
      видимо совсем не понимаете
      1. +1
        5 июля 2017 11:43
        Да троль он обычный не обращайте внимание. Все фразы их методичек.
    2. 0
      5 июля 2017 09:49
      да, Горбачев с Ельциным вообще не при чем ...
      1. 0
        5 июля 2017 14:47
        Рушится все начало задолго до них
      2. 0
        5 июля 2017 20:58
        И Коль тоже не при чём. Так получилось.
  8. +8
    5 июля 2017 09:32
    ВВА-14 уникален.
    Вертикально-взлетающий самолет-амфибия с возможностью патрулирования на плаву.
    Динамическая подушка на малых высотах.
    Ничего не путаю ?
    Что-то подобное создано ?
    Эта машина действительно опередила время. Хотя бы потому что подьемные движки так и не хватило сил сделать.
    А сама идея универсальной машины обязательно будет востребована, возможно и в другом техническом решении, но будет.

    Почему бы и не востановить Змей Горыныча хотя бы как Памятник Красному Барону ?
    .........................
    Не так давно ВО проводило "операцию Донбасс".
    В общем итоге была собрана очень нехилая сумма и был сделан значительный вклад в гуманитарку Юго-Востока.
    Помните ?

    Почему бы и не тряхнить стариной ?
    Устроить "Акцию Военного обозрения по спасению ВВА-14".
    Собрать деньги самим. Может не хватить, но по мере роста скорости паровоза можно подключить иные организации, главно ведь - запустить и раскрутить маховик восстановления.
    Вопросы:
    - а Монино само то не будет против ?
    - техническая возможность восстановления есть ?
    - смета расходов имеется ?
    Если ДА, то и...ВПЕРЕД.
    Будет хорошее и доброе дело.
    Настоящее ДЕЛО с Патриотизмом, Памятью там и всеми иными нужными моментами.
    Я бы внес деньги.
    ........
    p.s. Потом, глядишь, раздухаримся и... танчик бы какой-нибудь редкий восстановили...
    Мазутный бы такой...
    feel feel feel
    1. +2
      5 июля 2017 09:54
      когда это ВВА14 вертикально взлетал ? гениальное изобретение - впихнуть в самолет еще 12 двигателей и топливо для них вместо полезного груза, чтобы попытаться взлететь вертикально, а потом тащить их на себе медленно, недалеко и недолго ( если получится полететь ) - ай да Бартини ! Такого распила история еще не знала. Почему бы ему не изобрезти паровоз ВВП с мощными движками в каждом вагоне вместо груза - это же гениально, и денег можно кучу освоить ?
      1. 0
        4 февраля 2018 06:46
        Аэродинамическая схема ВВА-14 весьма нерациональна для вертикального взлета. Для этого лучше всего иметь несущий корпус с плоскостями малого удлинения. Оптимальный в этом отношении аппарат - "ЭКИП". На ВВА-14, если говорить о его вертикальном взлете, возможно только чуть-чуть его приподнять, до метра, а далее сугубо по классике. Разгон, отрыв, набор высоты...
    2. +2
      5 июля 2017 10:35
      Устроить "Акцию Военного обозрения по спасению ВВА-14".

      это было бы логично
      1. +1
        5 июля 2017 11:46
        Вроде как в Монино работает группа энтузиастов по восстановлению техники, ребята недавно Ту-144 восстановили. Связаться с ними можно ( поискать по интернету). Слышал что у них есть в планах восстановление ВВА-12 но поскольку они работают за счет своих и чужих пожертвований то дело не идет быстро. Хотите помочь? Лучше найдите этих ребят.
        1. +2
          5 июля 2017 12:03
          ту-144 восстановлен не полностью - сам видел. Просто приведен во вменяемый вид, а реставрация требуется более основательная. И, что печально, для этого не нужно много денег и можно привлечь студентов из столицы для этого на практику.
          Вообще, экспозиция в Монино требует куда большего внимания, чем есть сейчас.
          Правительство,отмените пару корпоративов и пару золотых ведомственных унитазов и приведите в порядок музей! Там очень много интересных машин.
          1. 0
            5 июля 2017 12:33
            Цитата: yehat
            ту-144 восстановлен не полностью - сам видел. Просто приведен во вменяемый вид

            Это уже многое.
            Цитата: yehat
            И, что печально, для этого не нужно много денег и можно привлечь студентов из столицы для этого на практику.
            не надо никаких студентов ( большинство из которых просто рукопопые),они Вам восстановят- без слез не взглянешь, нужны именно профессионалы по восстановлению (собственно энтузиасты и есть практически такие).

            Цитата: yehat
            Правительство,отмените пару корпоративов и пару золотых ведомственных унитазов и приведите в порядок музей!

            Ну да...Унитазы им дороже и ближе по духу ( не скажу что всем, но большинству).
            1. 0
              5 июля 2017 22:31
              Цитата: DenZ
              ту-144 восстановлен не полностью - сам видел. Просто приведен во вменяемый вид, а реставрация требуется более основательная. И, что печально, для этого не нужно много денег и можно привлечь студентов из столицы для этого на практику.


              Ту-144 восстанавливают. И за год сделано очень много. У него не просто вменяемый вид, он заново окрашен, работает все электрооборудование, заменены салоны. Там огромная работа проведена. Даже клюв теперь электромоторами двигается.

              Согласен, на практику из МАИ студентов - тема была бы.
  9. +2
    5 июля 2017 11:45
    Нужно признать, что в СССР вообще наплевательски относились к сохранению знаковых исторических образцов техники. Сразу после ВОВ можно было задаром укомплектовать музеи и киностудии настоящими действующими образцами техники всех стран-участников. Ан нет. Немецкие танки по-прежнему обшитые фанерой т-44. А в 1941-м, на моё удивление, немцев встретили сплошь т-34-85. Про авиацию я вообще молчу - Як-50 против польского сельскохозяйственного самолета.
  10. +4
    5 июля 2017 12:01
    видел вживую останки этого аппарата - весьма печальное зрелище.
    мне кажется, нужно спасти этот уникальный аппарат и если не восстановить полностью, то хотя бы внешне.
    Эта машина просто напрочь выносит мозг, когда ее видишь. Многие, кто любит говорить о жителях СССР,
    как о "совках", просто не знают, что делал СССР и чего достиг и это нужно показывать. Это элемент национальной
    гордости.
  11. 0
    5 июля 2017 13:53
    Стыдно, это наша история, это наше развитие техники, беречь надо и показывать молодым.
  12. 0
    5 июля 2017 14:26
    Очень интересная машина. За свою форму еще была прозвана Змей Горыныч. Возможно просто появилась раньше времени. Очень жаль, если данный экспонат исчезнет.
  13. 0
    5 июля 2017 19:49
    Как музейный экспонат могут спасти, но не более - нету Империи СССР, есть РФ. Де юре да продолжательница, а де факто ....
  14. 0
    5 июля 2017 20:04
    Аппарат, несомненно, надо спасать. Про философские труды Бартини ничего сказать не могу, похоже, авторы статьи тоже не могут, а вот про труды Бартини по физике тут не надо. Это обычный бред, напечатанный в научном журнале на спор.
    1. -1
      5 июля 2017 22:32
      "Эффект Бартини" - это бред? Ну ну...
      1. 0
        6 июля 2017 08:13
        Подробнее пожалуйста, про его "Эффект". Я же писал о его публикации в журнале теоретической и экспериментальной физики (ЖТЭФ) в 50-х годах.
  15. 0
    5 июля 2017 21:05
    Бартини - гений и аристократ духа, его идеи - достояние всего человечества. Если такие гениальные и свободные индивидуумы присоединяются к революционному проекту, то это значит, что проект великий. Какие-то злобные карлики мстят великану Бартини. Бартини завещал вскрыть пакет с документами через триста лет. Он оптимист. Будем надеяться, что рукописи не горят.
  16. 0
    6 июля 2017 01:27
    не уверен что есть смысл восстанавливать самолет, если восстанавливать каждый образец каждого авиаконструктора , то на это очень много уйдет. А вот увековечить человека памятником или названием в его честь улицы это на мой взгляд более лучший вариант.
    Да и вообще на мой взгляд надо делать не знаю музей не музей, а хотя бы экспозицию с бюстами всех знаменитых отечественных авиаконструкторов, конструкторов танков, ракет, артиллерии , кораблей
    и водить туда школьников, рассказывая о людях внесших немалый вклад в развитие и жизнеспособность отечества
  17. +2
    6 июля 2017 16:39
    Судьба гения в СССР: Бартини 14 февраля 1938 был арестован НКВД, предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, шпионаже в пользу Муссолини. "Тройка" назначила 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». На жаргоне тех лет этот вид приговора назывался «десять в зубы и пять по рогам».
    1. 0
      9 июля 2017 18:54
      К чему Вы снова об этом? Бартини сделал свой выбор, очень глубоко понимая всё ситуацию в целом (и он не эмигрировал в Италию, как диссидент или по пятому пункту).
      1. 0
        9 июля 2017 20:34
        О чём об "этом"? Какой выбор он сделал? Какая эмиграция в Италию? Какие диссиденты и пятые пункты? О чём вы, уважаемый?
  18. 0
    9 июля 2017 14:30
    Машинку однозначно надо привести в порядок да и ещё и в лётно-плавающий порядок а то чё й та Великий мастер, последняя его работа а вы всё про..бали! Стыд Вам позор и всеобщее порицание :)
  19. 0
    9 июля 2017 19:53
    Цитата: тлауикол
    - ай да Бартини ! Такого распила история еще не знала. Почему бы ему не изобрезти паровоз ВВП с мощными движками в каждом вагоне вместо груза - это же гениально, и денег можно кучу освоить ?

    Вы путаете времена и понятия. Современного явления называемого "Распилом" в СССР не существовало.
  20. 0
    9 июля 2017 20:36
    Наследие Красного борона сокрыто в будущем.
  21. 0
    18 июля 2017 15:32
    Ельцин это "святые" 90-е.....
  22. 0
    13 ноября 2017 14:11
    содержать музеи надо на деньги меценатов и авиапредприятий.Прибыль получают - пусть отстёгивают.Я вот на свою старость отстёгиваю.И на лечение.
  23. 0
    26 января 2018 17:43
    Очень жаль, что в этом музее многие редчайшие экспонаты догие годы (был там в 2008 году, мало, что изменилось к лучшему с того времени) находятся в ужасном состоянии.
    Но это закономерно, пока ЦБ и правительство старательно выполняют обязательства по обслуживанию долга США (старательно приобретая ценные бумаги уже не потенциального врага us treasuries).


  24. +1
    26 февраля 2021 15:58
    Цитата: Torkvat Torkvat
    Понимаешь почему рухнул СССР ))) в такую хрень такие суммы вбухать)))

    СССР тратил на всю называемую "хрень" меньше 7% ВВП, а рухнул финансово он потому, что руководство министерств на протяжении нескольких лет зарывало в землю почти все огромные инвестиции, а это около 40% ВВП, из-за чего обострились проблемы.
    так что вы не к тем людям с упреком лезете, лучше спросите Горбачева, Алиева, Шеворнадзе и других, что они творили еще до 85 года.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»