Лазерные пушки становятся реальностью?

78

Лазерные пушки становятся реальностью?

Этот 30-киловаттный лазер, установленный на башню Skyshield, является частью предложения компании Rheinmetall для так называемой концепции «Below Patriot»

Самый распространенный способ нейтрализации или уничтожения любой системы - концентрация на ней достаточного количества энергии... И это может быть сделано различными способами. До настоящего времени в военной сфере наиболее распространенным было физическое воздействие снаряда, чья энергия и механические свойства гарантировали нанесение урона, достаточного для уничтожения или выведения цели из строя или значительного снижения ее боевых возможностей.



Один из недостатков этого подхода состоит в том, что для того чтобы поразить движущуюся цель, необходимо оценить величину упреждения, необходимую для встречи снаряда с целью, так как с момента выстрела и до поражения цели пройдет определенное время, зависящее от начальной скорости и дистанции. А вот иметь средство поражения, которое фактически имеет нулевое время полета, - это мечта любого солдата.

Это оружие, однако, уже существует и имя ему ЛАЗЕР (сокращение от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation - усиление света посредством вынужденного излучения) - способ концентрации энергии на цели за счет пучка света, который проходит дистанцию до нее со «скоростью света». Таким образом, проблемы упреждения в этом случае уже изначально нет.

Поскольку не существует идеальной системы, то, чтобы использовать «лазер» в качестве оружия, необходимо решить несколько проблем. Количество энергии, удерживаемое на цели, пропорционально мощности лазерного излучения и времени, которое луч удерживается на цели. Таким образом, основной проблемой становится сопровождение цели. Также мощность системы привносит свои проблемы, напрямую связанные с размерами и энергопотреблением, ведь военным, как правило, необходимы мобильные системы, то есть эти «лазерные установки» необходимо интегрировать в платформу. Лазерное оружие чрезвычайно высокой выходной мощности с низким энергопотреблением и ограниченными размерами остается мечтой, по крайней мере, на данный момент.

При этом в Японии пару лет назад был проведен эксперимент LFEX (Laser for Fast Ignition Experiment - эксперимент с лазером для быстрого воспламенения). Луч мощностью два петаватта, проще говоря, квадриллион (1015) ватт, был активирован сверхкороткий период времени, одну пикосекунду (1012 секунд). По словам японских ученых, необходимая для этого включения энергия, была эквивалента энергии, необходимой для снабжения микроволновки в течение двух секунд. В этот момент хорошо бы закричать «Эврика!», поскольку все проблемы кажутся решенными. Но не тут то было, неприятность подкралась здесь со стороны размеров, поскольку для того, чтобы достичь мощности в 2 петаватта, системе LFEX необходим корпус длиной 100 метров. Таким образом, многочисленные компании, разрабатывающие лазерные системы, пытаются решить уравнение «мощность-энергия-размеры» различными способами. В результате появляется все больше систем вооружения и при этом психологическое сопротивление в отношении этой новой категории боевого оружия, по всей видимости, снижается.

Германия за работой

В Европе две основные группы, которые возглавляют компании Rheinmetall и MBDA, занимаются высокоэнергетическими лазерами HEL (High Energy Laser), рассматривая их в качестве оборонительного и наступательного вооружения. Осенью 2013 года немецкая группа провела обширную демонстрацию на своем швейцарском полигоне Оксенбоден, в рамках которой высокоэнергетические лазеры были установлены на различные типы платформ. Мобильная установка Mobile HEL Effector Track V класса 5 кВт была установлена на бронетранспортер М113, Mobile HEL Effector Wheel XX класса 20 кВт на универсальную бронированную машину GTK Boxer 8x8, и, наконец, Mobile HEL Effector Container L класса 50 кВт была установлена в упрочненном контейнере Drehtainer на шасси грузового автомобиля Tatra 8x8.


С целью демонстрации компания Rheinmetall установила лазерную пушку мощностью 5 кВт на бронемашину Boxer 8x8; не раз эта установка демонстрировала свои возможности по уничтожению микро-БЛА

Особо стоит отметить стационарную установку Laser Weapon Demonstrator мощностью 30 кВт, установленную на орудийную башню Skyshield и продемонстрировавшую способность отражать множественные атаки объектов типа RAM (неуправляемые ракеты, артиллерийские и минометные снаряды) и беспилотников. Колесная платформа показала свои возможности нейтрализации БЛА на дистанции до 1500 метров, а также использовалась для детонации патрона в патронной ленте с целью «технического» заклинивания крупнокалиберного пулемета. Если говорить о гусеничной системе, то она использовалась для нейтрализации СВУ и расчистки препятствий, например, прожигания колючей проволоки с большой дистанции. Более мощная система в контейнере использовалась для нарушения работы оптико-электронных систем на дистанции до 2 км.

При этом, стационарная башенная установка смогла выжечь 82-мм минометный выстрел на дистанции один километр, удерживая луч на цели в течение 4 секунд. Далее установка поразила 90% стальных шаров с взрывчаткой, имитирующих 82-мм минометные выстрелы, которые отстреливались очередью друг за другом. Также установка взяла на сопровождение и уничтожила три реактивных БЛА. Компания Rheinmetall продолжила разработку систем направленной энергии и на выставке IDEX 2017 представила несколько новых систем и устройств. По данным экспертов компании Rheinmetall, в последние пять лет на рынок вышло значительное число систем лазерного вооружения. В зависимости от платформы методика испытаний на соответствие требованиям военной спецификации очень близко сближается с методиками, используемыми для оптронных систем. «Что касается наземных систем, мы полагаем, что мы находимся на этапе TRL 5-6 (демонстрационный образец технологий)», - отметили эксперты, подчеркнув, что дальнейшие усилия должны быть направлены на массогабаритные и энергопотребительские характеристики, а самая большая работа связан с безопасностью систем. Впрочем ситуация меняется довольно быстро и «за последние восемь лет мы сделали то что, было сделано в сфере винтовок за последние 600 лет», - считают в компании. Кроме наземных приложений компания Rheinmetall также работает над морскими системами. В 2015 году лазерное оружие было испытано на борту списанного судна; это первые испытания лазера в Европе в рамках задач типа «корабль-берег».



Для нейтрализации СВУ компания Rheinmetall предлагает лазерную установку мощностью 3 кВт для танка Leopard 2, которая устанавливается в дистанционно управляемый модуль вооружения


Ближний план лазерной пушки, установленной компанией Rheinmetall Defence на бронетранспортер Boxer

В свою концепцию «Below Patriot» («Ниже комплекса Patriot», решение по нейтрализации боевых средств, которые не могут быть остановлены более крупными системами ПВО на базе ракетных комплексов) компания Rheinmetall встраивает помимо ракет и пушек лазер, установленный в башню Skyshield. Этот настраиваемый 30-кВт лазер используется для борьбы с БЛА и особо эффективен против массированных атак. Считается, что для применения по таким воздушным аппаратам, особенно по легким, которые могут представлять собой самую большую угрозу в рамках концепции «Below Patriot», луча мощностью 20 кВт достаточно. Происходит процесс плавления на дистанции, при этом выводятся из строя электронные схемы беспилотника или происходят катастрофические повреждения материальной части. Необходимая точность составляет 3 см на дистанции один километр, что, по данным компании Rheinmetall, достижимо; она прогнозирует принятие на вооружение установки Класса 1 в течение двух-трех лет.


Военно-морские силы способствуют разработке лазерного оружия; компания Rheinmetall установила 10-кВт лазер на стабилизированную корабельную пушку Sea Snake 27 вооруженную 27-мм пушкой

10-кВт лазерная установка была установлена наверху новой стабилизированной корабельной артиллерийской установки Sea Snake-27. Компания Rheinmetall предложила практическое применение подобного лазера – разрезание радиолокационных мачт или радиоантенн оппонента - нечто вроде лазерного эквивалента предупредительного выстрела из пушки. Подобный лазер также был представлен на опытном образце сверхлегкой дистанционно управляемой башни, изготовленной целиком из карбона, которая весит всего 80 кг с исполнительными элементами и оптроникой и имеет грузоподъемность 150 кг. Последнее, но не менее важное, самая маленькая лазерная система на этом шоу мощностью 3 кВт была представлена в дистанционно управляемом боевом модуле, установленном на башне модернизированного танка Leopard 2. В этом случае лазерная пушка могла бы по большей части использоваться для уничтожения самодельных взрывных устройств (СВУ). По данным Rheinmetall, на данный момент рынок ожидает лазерные системы Класса 1. Максимальная мощность здесь не проблема, дополнительные системы могут объединяться в соответствии с модульной концепцией, например, с целью достижения больших уровней мощности возможна установка двух 50-кВт или трех 30-кВт излучателей.

Компания также работает над технологиями, способными частично компенсировать влияние погодных условий на действие луча. Высокая мощность около 100 кВт рассматривается для задач борьбы с ракетами, артиллерийскими снарядами и минометными выстрелами, а также ослепления оптико-электронных систем на значительных дальностях. Считается, что для второй задачи желательна регулируемая выходная мощность, что позволит сэкономить энергию для повторной «стрельбы». Компания Rheinmetall тесно сотрудничает с немецким Бундесвером по программе разработки новой установки высокоэнергетического лазера.


Направление на будущее: немецкая компания Rheinmetall представила на выставке IDEX 2017 10-кВт лазер, установленный на сверхлегкий модуль из карбона

Великобритания тоже старается

В январе 2017 года британское министерство обороны объявило о подписании соглашения по разработке демонстрационного образца лазерного оружия со специально созданной промышленной группой, известной как Dragonfire. Группа Dragonfire, возглавляемая компанией MBDA, была сформирована вследствие понимания того, что ни одна компания не может самостоятельно выполнить программу Лаборатории оборонной науки и технологии (DSTL). Таким образом, это решение позволяет свести воедино лучший опыт британской промышленности: MBDA предоставит свой опыт по основной системе вооружения, продвинутой системе управления вооружением, системам обработки изображений и скоординирует свои усилия с QinetiQ (исследования лазерных источников и демонстрация технологий), Selex/Leonardo (современная оптика, системы целеуказания и сопровождения целей), GKN (инновационные технологии аккумулирования энергии), ВАЕ Systems и Marshall Land Systems (интеграция морских и наземных платформ) и Arke (обеспечение на всем сроке службы). Демонстрационные тесты, запланированные на 2019 год, покажут, что лазерное оружие способно бороться с типичными целями на расстоянии, при этом как на суше, так и на море.


Для испытаний своей новой лазерной установки компания Rheinmetall выбрала балтийское побережье. Во время первых испытаниях проверялась только система сопровождения

Контракт стоимостью 35 миллионов евро позволит этой промышленной группе использовать различные технологии и проверить возможности системы по обнаружению, сопровождению и нейтрализации целей на разных дистанциях, в меняющихся погодных условиях, на воде и суше. Цель состоит в том, чтобы предоставить Великобритании значительные возможности систем вооружения с высокоэнергетическими лазерами. Это заложит основу для оперативного преимущества, обеспечиваемого технологиями, а также свободного экспорта таких систем в поддержку программы «Процветание», описанной в британском Стратегическом обзоре обороны и безопасности 2015. Программа Dragonfire направлена на совершенствование ключевых технологий для оборонительной системы HEL и включает серию испытаний, намеченных на 2019 год, с поражением типичных целей на суше и на море. Демонстрации будут включать начальное планирование боевой задачи и обнаружение цели, передачу управляющему устройству лазерного луча, его наведение и сопровождение, оценку степени боевых повреждений, а также демонстрацию возможности перехода к следующему циклу. Проект поможет не только при принятии решения по будущему программы, но также поможет Лаборатории DSTL установить план по вводу в эксплуатацию, который при успешном проведении испытаний прогнозируется примерно к середине 2020-х годов. Кроме программы Dragonfire британская Лаборатория DSTL реализует дополнительную программу по проверке воздействия лазерного вооружения на вероятные цели разных типов; первые испытания были проведены на 82-мм минометном снаряде.


Демонстрация установки на корабль лазерной системы разработки MBDA. Немецкий флот активно занимается разработками лазерного вооружения

Снова Германия

Европейский производитель ракет, компания MBDA, активно сотрудничает с немецким правительством и военными в области лазерного оружия. Начав с опытного образца демонстрации технологий в 2010 году, она впервые применила одиночный луч мощностью 5 кВт, а затем механическим способом соединила два таких луча, чтобы получить луч мощностью 10 кВт. В 2012 году новая лабораторная установка была оборудована четырьмя 10-кВт лазерами с целью проведения экспериментов по перехвату ракет, артиллерийских снарядов и миномётных боеприпасов. Испытания были проведены в конце 2012 года, инженеры пробовали интегрировать эту установку в несколько контейнеров в серии испытаний в Альпах, но определенно мобильной эту систему было сложно назвать. Таким образом, следующим шагом должна была стать разработка опытного образца, который мог бы легко развертываться в полевых условиях. В 2014-2016 годы на полигоне Шробенхаузен над ним напряженно трудились ученые и инженеры, итогом чего стали первые эксперименты с новой системой, проведенные в октябре прошлого года.

Испытания проводились на учебной базе Putlos на Балтийском море и, прежде всего, они были нацелены на проверку системы наведения и коррекции луча с моделируемым поражением целей на различных дистанциях; для этого в качестве воздушной цели использовался квадрокоптер. Выбор этого полигона был связан, прежде всего, с соображениями безопасности, а также с тем фактом, что флоты в настоящее время активнее всего занимаются разработкой лазерных установок вооружения. Новый демонстрационный образец был установлен в 20-футовом ISO-контейнере; причина здесь заключается в сокращении расходов, поскольку в этом случае не требовалось больших работ по интеграции в отличие от установки системы на военную платформу. При этом лазерная система не занимает весь объем внутри контейнера. Еще одной мерой снижения расходов стало решение не интегрировать источник питания в саму опытную установку, хотя имеющийся лишний объем позволил бы это сделать в случае необходимости. Лишний объем мог бы также позволить добавить механизм для опускания верхней части направляющего устройства лазера внутрь контейнера для транспортировки. Все эти решения могут быть реализованы уже в стоящей на вооружении системе. На данный момент MBDA Germany ожидает следующий этап испытаний, на котором будет испытываться система в целом, включая генерирование мощного лазерного луча. Это должно произойти в конце 2017-начале 2018 года.


На конец 2017 года запланированы следующие испытания новейшей разработки компании MBDA, на этот раз будет проверяться эффективность работы лазерного луча большой мощности

Новая демонстрационная установка базируется на системе генерирования луча и направляющем устройстве, эти два устройства механически отделены друг от друга. Источником на данный момент является один волоконный лазер мощностью 10 кВт, встроенный в контейнер вместе со всем оборудованием, компьютерами и системой отвода тепла и т.д. Луч лазера по оптоволокну проецируется в направляющее устройство. Здесь использован уже имеющийся у компании MBDA опыт. Впрочем, некоторые детали были разработаны специально для этой лазерной системы, что позволило значительно повысить точность, угловую скорость и ускорение по сравнению со стандартными системами. Разъединение двух элементов также позволяет получить непрерывное покрытие по азимуту 360°, тогда как углы места составляют от +90° до -90°, таким образом, закрывая сектор более 180°. С целью оптимизации блока наведения луча в него также интегрирована телескопическая оптическая система. Ускорение и угловая скорость становятся ключевым фактором, когда имеешь дело с такими высокоманевренными целями, как микро- и мини-БЛА, а также когда необходимо отбить массированные атаки. Еще одним ключевым фактором является мощность, ведь чем выше мощность, тем меньше времени необходимо для уничтожения/нейтрализации цели. В связи с этим разработчики постарались, чтобы новая опытная установка могла принять различные лазерные источники, которые при объединении позволяют увеличить выходную мощность. Кроме того, разъединение лазерного генератора и направляющего устройства позволит в перспективе принять новые типы лазерных генераторов с более высокой энергетической плотностью, что дает возможность запаковать больше мощности в меньший модуль. MBDA Germany пристально следит за развитием источников энергоснабжения, ведь качество луча остается ключевым фактором. Как и в случае с предыдущей лабораторной установкой использовались только зеркала, которые могут без труда выдержать большую мощность по сравнению с объективами, последние были сняты с системы из-за проблем с тепловым воздействием. Направляющее устройство, таким образом, может выдержать мощность более 50 кВт. Хотя теоретический предел в 120-150 кВт кажется вполне реалистичным.


Испытания первого опытного образца, разработанного компанией MBDA, были проведены в Альпах в 2013 году

В компании MBDA Germany считают, что система борьбы с БЛА должна иметь выходную мощность от 20 до 50 кВт; такое же количество энергии необходимо для борьбы со скоростными катерами - предпочтительной целью флота. Компания инвестировала значительные средства в технологии системы слежения для того, чтобы справляться с беспилотниками с взлетной массой менее 50 кг. Что касается перехвата ракет, артиллерийских снарядов и миномётных боеприпасов, который первоначально рассматривался в качестве одной из основных задач лазерных установок, то заказчики поняли, что разработка подобных систем, базирующихся на лазерах, остается на данный момент довольно проблематичной. В связи с этим приоритеты большинства военных изменились. Новая испытываемая система находится на уровне готовности TRL-5 (демонстратор технологий) - «технология, проверенная в соответствующей среде». Чтобы получить полноценный прототип, систему необходимо дорабатывать в направлении приспособленности к эксплуатации в неблагоприятных условиях, в то время как некоторые готовые коммерческие компоненты необходимо квалифицировать для военных задач.

В настоящее время компания MBDA Germany разрабатывает программу следующей серии испытаний, которые должны пройти в конце этого или в начале следующего года; эта работа проводится в тесном контакте с Бундесвером, который частично финансирует эту программу. Настало время для фактического контракта на разработку работоспособной, готовой к серии системы, который предоставит не только финансирование, но также определит четкие требования. В MBDA Germany считают, что при получении подобного контракта система будет готова в начале 2020-х годов.


Опытный образец первого поколения, разработанный компанией MBDA; для испытаний установка была упакована в стандартный 20-футовый контейнер


Воздействие лазера Athena от Lockheed Martin на автомобиль. Работы по лазерному оружию ведутся в большинстве стран первого ряда

Вне Европы

В США были разработано множество лазерных установок. В 2014 году прошли испытания лазерной системы, установленной на американском корабле USS Ponce, дислоцированном в Персидском заливе. Лазерная установка LaWS (Laser Weapon System) мощностью 33 кВт, разработанная компанией Kratos, с успехом «обстреляла» небольшие лодки и дроны. Lockheed Martin разработала в этот же период свою систему ADAM (Area defense Anti-Munitions), этот прототип лазерного оружия был спроектирован для борьбы на ближней дистанции с самодельными ракетами, беспилотниками и лодками. Он продемонстрировал свои способности по сопровождению целей на дистанциях более 5 км и их уничтожению на дистанциях до 2 км. В конце 2015 года компания Lockheed представила свою новую установку Athena мощностью 30 кВт, базирующуюся на технологии ADAM. Немногое известно о российских программах по лазерному оружию. В январе 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщил, что страна занята разработкой лазерного и другого высокотехнологичного оружия и что российские ученые совершили значительный прорыв в области лазерных технологий. И больше никаких подробностей...

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.rheinmetall.com
www.mbda-systems.com
www.gov.uk
www.lockheedmartin.com
www.mil.ru
pinterest.com
nevskii-bastion.ru
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 августа 2017 07:49
    При этом, стационарная башенная установка смогла выжечь 82-мм минометный выстрел на дистанции один километр, удерживая луч на цели в течение 4 секунд.

    Т.е. лазер смог поджечь порох в вышибном заряде у неиспользованной мины выставленной на прямую видимость для врага. lol Верю.
    1. +1
      30 августа 2017 10:46
      Цитата: igordok
      в вышибном заряде у неиспользованной мины выставленной на прямую видимость
      а пожалуй с 1 км за 4 сек можно было из Драгунова пару раз попасть?
      а сколько керосина генератор скушал за время эксперимента?
      1. aiw
        +8
        30 августа 2017 11:08
        Первые аркебузы тоже уступали английскому луку feel
    2. +5
      30 августа 2017 23:57
      Цитата: igordok
      Т.е. лазер смог поджечь порох в вышибном заряде у неиспользованной мины выставленной на прямую видимость для врага.

      fool
      82-мм минометный выстрел - это примерно так

      2мм и более, прожечь и ВЫЖЕЧЬ

      Цитата: А1845
      а пожалуй с 1 км за 4 сек можно было из Драгунова пару раз попасть?

      ЗАПАРИШЬСЯ
      Начальная скорость снаряда, м/с,от 96 м/с (прим 350 км/час)

      с 1 км и в стоячую мишень попасть-надо быть вундеркиндом от снайперов
      Цитата: А1845
      а сколько керосина генератор скушал за время эксперимента?

      Laser Weapon Demonstrator мощностью 30 кВт,

      какова Длительность лазерного импульса? как правило τ = 10^–3 с
      Даже если тупо 4 сек
      W=ineglal (0) (t)p(t)dt,
      Р ср и = W / τи
      30 кВт=W*4сек
      W=7,5 кДж
      пусть кпд 10%
      т.е. треба 75 кДж

      ИМХО 2,14 кг
      Цитата: А1845
      керосина генератор скушал за время эксперимента

      вопросы есть?
      1. +3
        1 сентября 2017 21:05
        Ватты - это джоули в секунду. Т.е. за 4 секунды луча в 30 кВт будет израсходовано 120 кДж. Насчет 10% - бывает разное КПД у лазеров, но пусть. Удельная теплота сгорания керосина 41 МДж/кг. В вашей таблице запятая после 35 - наверно опечатка. Американцы иногда пишут запятую после тысяч, но в других строчках ее нет. Почему 35, а не 41 - не понятно. Но разница невелика, если без запятой. Керосин надо еще преобразовать в электроэнергию. Хорошо если кпд генератора будет 30-40 %. Берем 35% (Вы вообще забыли это учесть.) Так что получается 83 грамма.
  2. +2
    30 августа 2017 08:19
    Немцы, видимо, откопали где-то старые записи о нацистских разработках вундерваффе и решили продолжить изыскания в этой сфере...
  3. +6
    30 августа 2017 08:28
    Один из недостатков этого подхода состоит в том, что для того чтобы поразить движущуюся цель, необходимо оценить величину упреждения, необходимую для встречи снаряда с целью, так как с момента выстрела и до поражения цели пройдет определенное время, зависящее от начальной скорости и дистанции. А вот иметь средство поражения, которое фактически имеет нулевое время полета, - это мечта любого солдата.

    Время полёта может быть и "фактически нулевое" А вот время необходимого воздействия на цель у лазерного оружия заметно выше "фактически нулевого", характерного для классических видов вооружений.
    Посему, от систем наведения лазерного оружия требуется намного бОльшая точность, мало того, требуется точное сопровождение цели во время воздействия на неё лазером.
    Кроме того, системы с классическим пушечным вооружением будут иметь намного бОльшую огневую производительность. Вычислил траекторию цели, нашёл точку упреждения, отправил туда группу снарядов (реактивных снарядов) для создания в точке упреждения осколочного поля, и переключайся на новую цель. С лазерным всё намного сложнее.
    Посему, ещё неизвестно, в чём состоит "мечта солдата" 8)))
    1. +1
      30 августа 2017 09:22
      Мечта солдата - это оружие по принципу " выстрелил и забыл". Удерживать луч в течении 4 секунд это немного не то.
      Фактом является то, что эти разработки ведутся и деньги тратятся немалые. На сегодняшний день это все же, наверное, из области экзотики.
      Все хотят вундервафлю. Реальность может оказаться немного другой. Массовое и дешевое оружие задавит самую крутую вандервафлю.
      1. +1
        30 августа 2017 09:30
        Цитата: Bakht
        На сегодняшний день это все же, наверное, из области экзотики.

        Ну почему?
        Они уже сейчас способны гарантированно выводить из строя оптические сенсоры БПЛА и барражирующих боеприпасов.
        Так что, не вундерваффе, но своя ниша для лазерного оружия всё же есть. Осталось решить проблему энергии. Пока там всё не очень хорошо. Американский пятикиловатный лазер из состава "противодронового" комплекса на базе БТР "Страйкер" только раз в 20 минут "стрелять" может.
        1. aiw
          +2
          30 августа 2017 09:59
          5КВт это на два порядка меньше чем мощность двигателя БТР. О каких проблемах с энергией Вы говорите?
          1. +1
            30 августа 2017 10:40
            Цитата: aiw
            5КВт это на два порядка меньше чем мощность двигателя БТР

            Не забывайте, 5 кВт это не потребляемая лазером мощность.
            1. aiw
              +3
              30 августа 2017 10:43
              Даже если там КПД 1% - получаем потребляемую мощность порядка двигла БТР-а, это значит что оно сможет стрелять раз в секунду-две. Там не по энергии ограничение.

              И вообще, кто додумался описывать характеристику лазера, работающего в импульсном режиме, в КВт? fool
              1. 0
                30 августа 2017 11:06
                Цитата: aiw
                Даже если там КПД 1% - получаем потребляемую мощность порядка двигла БТР-а, это значит что оно сможет стрелять раз в секунду-две. Там не по энергии ограничение.

                А аппаратура наведения чем будет "питаться", святым духом?
                Факт остаётся фактом, на накопление энергии для выстрела машине необходимо 20 минут.
                1. aiw
                  +1
                  30 августа 2017 11:11
                  На наведение нужны копейки.

                  Я повторяю, 20 минут связано отнюдь не с нехваткой мощности у генератора. Если только они конечно не используют для накопления солдат-мотор...
                  1. 0
                    30 августа 2017 11:16
                    Совсем не "копейки"...
                    А для накопления они используют аккумуляторные батареи.
                    1. aiw
                      +4
                      30 августа 2017 11:27
                      Б-же мой...

                      1) расходы на наведение сравнимы с раходами на наведение основного оружия. Что, когда ОБТ начинает стволом двигать он ехать не может, мотор не тянет?

                      2) Накопитель энергии для лазера подразумевает быструю отдачу энергии. АКБ тут не в дугу, всякие суперконденсаторы - да. И, повторюсь (в ТРЕТИЙ РАЗ) - для 5КВт лазера потребляемая мощность сопоставима с мощностью выдаваемой двигателем носителя. Попробуйте опровергнуть, это элементарная школьная физика. То, что конкретная вундервафля вынуждена перезаряжаться 20 минут может быть связано с кучей сторонних факторов - начиная от проблем с охлаждением, и заканчивая нежеланием разработчиков сильно переделывать энергосистему носителя для конкретного экспериментального образца. Накинули провода на клеммы обычного генератора в 1кВт и норм, чаще чем раз в 20 мин на испытаниях стрелять не планировали.
                      1. +1
                        30 августа 2017 14:21
                        Цитата: aiw
                        1) расходы на наведение сравнимы с раходами на наведение основного оружия.

                        Э... А вы уверены, что наведение включает исключительно работу механизмов вертикальной и горизонтальной наводки?
                        Где находится цель и какова её траектория- Святой Дух подскажет?
                        Воззьмём, к примеру, ЗРК "Тор". Механизмов вертикальной и горизонтальной наводки он вовсе не имеет. Разве это означает, что он может обойтись вовсе без электроэнергии?

                        Цитата: aiw
                        Накопитель энергии для лазера подразумевает быструю отдачу энергии. АКБ тут не в дугу, всякие суперконденсаторы - да

                        Это же не электромагнитная пушка, мгновенно отдавать энергию не надо. А вот в качестве накопителей энергии "всякие суперконденсаторы" выигрывают у АКБ только в цене, начисто проигрывая в весовой и объёмной удельной энергоёмкости. То есть для накопления одного и того же количества энергии суперконденсаторы должны быть и больше по объёму и тяжелее.

                        Цитата: aiw
                        И, повторюсь (в ТРЕТИЙ РАЗ) - для 5КВт лазера потребляемая мощность сопоставима с мощностью выдаваемой двигателем носителя.

                        Приведите хотя бы примерные подсчёты. Повторять можно много...
                    2. +2
                      30 августа 2017 14:23
                      Тут все просто. Генератор в 150 квт выдает накачку где то до 1000 импульсов любой длительности в секунду если в импульсе около 100 дж. Конечно лучше использовать волоконные фемтосекундные резонаторы так как они имеют большую мощность импульса и плотность мощности луча.
                      1. aiw
                        0
                        30 августа 2017 15:02
                        Я честно говоря не слежу, уже дошли до КПД 70%? ЕМНИП 10% в свое время было объявлено революцией...

                        1000 импульсов по 100Дж ИМНО не актуально, актуально 10 импульсов по 10КДж. Ну или придется вести цель доли секунды с высокой точностью... что впрочем куда проще чем вести цель 4 секунды (это что то за гранью... если только МБР сбивать).
              2. +3
                30 августа 2017 14:14
                Ну на самом деле кпд до 50 проц. А так генератора на 150 квт хватает где то на 1000 по 100дж импульсов в секунду. Понятно что последствия от УКИ больше ,и их нужно в таком количестве.
                1. 0
                  30 августа 2017 14:30
                  Понятно,что не нужно в таком количестве.
                2. aiw
                  0
                  30 августа 2017 14:38
                  Не, не очень понятно чем УКИ лучше.... правда. Все равно в итоге имеет значение суммарная энергия, доставшаяся цели, которая переходит банально в тепло. Фемтосекунда там или наносекунда - какая разница если это время много меньше времени теплопередачи в корпусе цели? Это же не лазерный термояд и не лазерное ускорение элементарных частиц...
                  1. 0
                    30 августа 2017 20:47
                    Не совсем так. Значение имеет именно энергия доставленная на ед. площади. Мало того,время до кипения и испарения обратно пропорционально квадрату плотности мощности или иногда просто плотности мощности(но не мощности). Фокусировка рулит.
                    1. aiw
                      0
                      30 августа 2017 22:36
                      Про фокусировку вопросов нет. Но важна не плотность мощности, а плотность энергии - какая разница за 1мкс закипело или 1нс? Важна глубина на которой закипело.

                      После прожига стенки некоторое значение имеет плотность мощности - нужно создать ударную волну для детонации БЧ.
        2. +1
          30 августа 2017 20:36
          Недавно обсуждали эту тему. Пока лазеры работают в полигонных условиях. При чистом небе. На поле боя, в условиях задымления они неэффективны. Хотелось бы знать метеоусловия в момент проведения испытаний. Любая облачность или дым снижают эффективность лазера до практически бесполезной игрушки. Да и с энергией не все так просто. Физики лучше знают проблемы.
          1. aiw
            +2
            30 августа 2017 22:37
            Ну вот я и есть физик... hi
          2. 0
            3 января 2018 13:41
            Здравая мысль. Нужно также учитывать, что мощность, выделяемая лазером с учетом КПД , это не тоже самое, что мощность, дошедшая до объекта: требуется учитывать рассеяние - расходимость пучка, а также поглощение при прохождении через атмосферу. В итоге, если стрелять в идеальных условиях и на выходном зеркале диаметром 100 мм иметь 10 кВт с учетом КПД, то в точке мишени будет меньшая плотность мощности на диаметре зеркала мишени - 100 мм из-за расходимости и, при любых условиях, наличия поглощения света в атмосфере. Для высокоэнергетических лазеров расходимость имеет принципиальное значение. В случае запыленной атмосферы поглощение может быть настолько большим, что до мишени может вообще ничего не дойти.
            Еще одна проблема высокоэнергетических лазеров, ограничивающая их применение, - это физическая прочность зеркал. В этом смысле, существует некоторая макс. мощность, которую способны пропустить зеркала лазера. С другой стороны, для эффективного применения лазера в качестве оружия против ракет, самолетов, танков и т.д. требуется увеличение мощности, что, в свою очередь, приводит к противоречию между необходимой и возможной мощностью, определяемой физическими свойствами материала зеркал, которые начинают разрушаться при превышении некоторой пороговой мощности.
            1. +1
              6 января 2018 00:38
              эту проблему решают фактически сведением нескольких пучков в один.
              не мощность повышают, а количество модулей
      2. +2
        30 августа 2017 14:52
        "Мечта солдата - это оружие по принципу " выстрелил и забыл".
        Удерживать луч в течении 4 секунд это немного не то"////
        -----
        Но удерживает-то не стрелок вручную, удерживает автоматика.
        А стрелок в это время ищет другую цель.
        1. +1
          30 августа 2017 20:42
          Тот же самый ответ. американцы прожигали дроны над морем при чистом небе. При уничтожении крылатой ракеты даже дозвуковой, за 4 секунды она пролетит минимум 1 км. Я тоже верю в прогресс, но на сегодняшний день это все же экзотика. Понятно, что братья Райт тоже придумали в свое время игрушку. Сейчас всем очевидно, что это не так. Но есть много нерешенных проблем и законы физики пока не подтверждают эффективность этого вида оружия.
          Если на каждую ракету тратить 4 секунды, то энергии явно потребуется намного больше, чем заявлено
          1. 0
            31 августа 2017 13:57
            "за 4 секунды она [КР] пролетит минимум 1 км"////

            Для КР и лазер нужен мощней. Для уверенного и быстрого
            прожигания скоростных целей, как КР, ракеты Град, минометные мины,
            снаряды и т.д. нужен лазер не меньше 100 КВт мощностью.
            Нужно создать и держать пятно около 10 мм диаметром на расстоянии 5-8 км.
            Это возможно только фокусировкаой 10-20 отдельных лучей.
          2. 0
            6 января 2018 00:40
            а представьте себе сварочный аппарат 25 вольт на 200 А- 5 кВт как раз и есть
      3. +3
        31 августа 2017 00:01
        Цитата: Bakht
        Удерживать луч в течении 4 секунд это немного не то.


        солдаты - ничего не "держат"
        Лазерная система управления оружием
        - комплекс технических средств, в к-ром носителем используемой для управления оружием информации о положении средства поражения (ракеты, снаряда, бомбы) относительно цели (точки прицеливания, расчётной траектории) является излучение лазера. Действие лазерных систем управления оружием основано на использовании свойств лазера создавать узконаправленное, монохроматическое (одной определённой частоты) излучение в различ. диапазонах волн (от ультрафиолетового до инфракрасного) в импульсном и непрерывном режимах. Излучение лазера отличается большой мощностью, а благодаря узконаиравленности — высокой скрытностью, что затрудняет организацию противодействия лазерным системам управления оружием. В зависимости от потерь излучения в конкретных условиях лазерные системы управления находят применение в ракетах различ. назначения, управляемых авиабомбах, арт. снарядах и т.д. в качестве систем самонаведения, систем телеуправления, датчиков момента подрыва боевой части ракеты и др. средств поражения. Лазерные системы самонаведения бывают полуактивные и активные. В полуактивных системах цель (танк, самолёт, корабль и пр.) облучается лазером, установленным непосредственно на пусковой установке ракет, комплекса, самолёте, арт. орудии (т.е. в месте расположения оружия) или вне его на наземном пункте, вертолёте, корабле и т. д. (рис. 1, 2).




        Цитата: Лопатов
        Осталось решить проблему энергии.

        какую? конкретно!
        Даже если тупо 4 сек
        W=ineglal (0) (t)p(t)dt,
        Р ср и = W / τи
        30 кВт=W*4сек
        W=7,5 кДж
        пусть кпд 10%
        т.е. треба 75 кДж

        керосин (теплотворная сопсобность) 35 кДж/кг
        ИМХО 2,14 кг кг керосина
    2. 0
      30 августа 2017 10:49
      Цитата: Лопатов
      , требуется точное сопровождение цели во время воздействия на неё лазером.
      если бы еще научится как-то измерять величину "промаха" лучом мимо цели, можно было бы и сопровождать
    3. +2
      30 августа 2017 13:03
      Цитата: Лопатов
      Посему, от систем наведения лазерного оружия требуется намного бОльшая точность, мало того, требуется точное сопровождение цели во время воздействия на неё лазером.

      Причём надо отметить,что эта статья-рассказ про лазерное оружие(оборудование)...Уместно появление в ближайшее время статьи о средствах противодействия лазерному оружию...А их тоже достаточно :вращение боеприпаса;особые композиты,керамика , "дымообразующие"(испаряющиеся) покрытия,"светоотражающие"(меняющие цвет) покрытия и ...(можно ещё привести примеры...) .
  4. aiw
    +3
    30 августа 2017 10:14
    Автор вводит в заблуждение. Петаватты не нужны - нужен импульс достаточной энергии что бы вывести из строя цель, и достаточно короткий что бы не приходилось вести цель лучом в течении секунд.
    И даже 100 петаваттный импульс с энергией в 10Дж никакого вреда 82мм минометному выстрелу нанести не сможет.

    Если пятно от луча первые сантиметры, а скорость полета цели 1000м/c, то время импульса 10 микросекунд (за это время пятно сдвинется на 1см).

    Пусть для поражения цели нужно прожечь 1см стали (стенку снаряда), для этого нужно ее разогреть на 1500 градусов, если площадь пятна 10см.кв. то для этого потребуется импульс в 6 КДж. Пиковая мощность при этом будет 600МВт, но это уже неважно. Если уменьшить диаметр пятна до 1см и время импульса до 1 мкс, то хватит импульса в 600Дж при той же пиковой мощности.

    Для работы такой системы нужен накопитель достаточной емкости (на 600-6000Дж), это относительно небольшая фиговина. При этом мощность подключенного генератора будет ограничвать лишь скорострельность этой штуки, скажем при КПД всей системы 10%, импульсе в 6КДж и мощности генератора в 60КВт (чуть меньше 100 л.с.) система сможет стрелять раз в секунду.
    1. +1
      30 августа 2017 10:41
      Цитата: aiw
      Если уменьшить диаметр пятна до 1см

      Как? Попросить противника переместить цель поближе?
      1. aiw
        +2
        30 августа 2017 10:58
        Улучшить систему фокусировки?
        1. +2
          30 августа 2017 11:14
          Боюсь, поможет не сильно. Можно попробовать решением Бундестага отменить волновую природу света 8)))
          1. aiw
            +2
            30 августа 2017 11:19
            Гхм... с точки зрения волновой природы света, ограничение на расходимость снизу lambda/D. Это значит, что при длине волны lambda=500нм и диаметре зеркала D=10см на расстоянии 2км мы получаем пространственное разрешение 1см! fellow

            Дальше можно увеличивать диаметр зеркала и улучшать разрешение, не надо беспокоить бундестаг.
            1. +2
              30 августа 2017 14:30
              Цитата: aiw
              Это значит, что при длине волны lambda=500нм и диаметре зеркала D=10см на расстоянии 2км мы получаем пространственное разрешение 1см!

              ...в вакууме.
              Цитата: aiw
              Дальше можно увеличивать диаметр зеркала и улучшать разрешение

              ... и удалить атмосферу...
              Цитата: aiw
              не надо беспокоить бундестаг.
              1. aiw
                +2
                30 августа 2017 14:56
                На рассматриваемых мощностях и дальностях атмосфера большой роли не играет. Может играть некоторую роль пыль и туман.

                Вы, простите, к физике, оптике и вот этому всему какое то отношение имеете?
    2. +2
      30 августа 2017 13:54
      В принципе согласен. Но мы ведь говорим о фемтосекундных волоконных лазерах(в том числе уки). То есть длительность имупульса пентосекунды. И какое там пятно. Плотности мощности и сохранения фокуса хватит ,тогда разрушит конструкцию. Нет, будете 4 сек пытаться.
    3. +2
      31 августа 2017 00:02
      Цитата: aiw
      если площадь пятна 10см.кв.

      Это какой-то дурдом.
      Где вы такое пятно видели? сталь плавить в домне собрасиь?
      там "мм" и доли оных
      1. aiw
        +3
        31 августа 2017 08:12
        Повторюсь - для длины волны 500нм, диаметре зеркала 10 см на дистанции 2км расходимость пучка составит 1см. lambda/D - дифракционный предел, критерий Релея и вот это вот все. hi
      2. aiw
        +3
        31 августа 2017 08:37
        И еще один момент - вот Вы МГНОВЕННО всадили в броневую плиту толщины 1см много энергии, сфокусировав ее в точке диаметром 1мм. Какого диаметра будет дыра в плите? Правильный ответ порядка толщины плиты, поскольку здесь ключевое слово - МГНОВЕННО. Что бы получить отверстие порядка диаметра луча, нужно что бы длительность импульса была больше характерного времени абляции - что бы вещество успевало испаряться и улетать пропуская импульс внутрь плиты, иначе вся энергия импульса сначала уйдет в маленькое облачко плазмы, которое затем уже за счет теплопроводности будет выплавлять что сумеет, а волна тепла от точечного источника сферически симметричная штука (ну так, очень грубо - на самом деле там все сложно).

        Для фемтосекундного лазера что бы импульс ушел на сантиметр в плиту нужно что бы скорость продуктов абляции была 10^13 м/c - это на пять порядков больше скорости света fellow
  5. 0
    30 августа 2017 13:54
    Дай бог, чтоб наши инженеры со своими лазерами успели выйти вперед на несколько шагов, как это сделали с нашим " Цирконом". Вот тогда мы себя обезопасим от внезапного удара со стороны Запада.
    1. 0
      30 августа 2017 14:34
      Цитата: Anchonsha
      Дай бог, чтоб наши инженеры со своими лазерами успели выйти вперед на несколько шагов, как это сделали с нашим " Цирконом".

  6. +2
    30 августа 2017 14:14
    Пока все это помахивает на Гиперболоид инженера Гарина, но в 80-х тоже мало кто мог представить разговор по мобильному телефону.....Думаю лет через 50, будет вполне серьезное оружие, которое заменит действующие сейчас.
    1. +2
      30 августа 2017 14:51
      так то первые радиотелефоны вроде у нас появились в 60-х
      1. 0
        30 августа 2017 16:14
        Я про сотовые))))
        1. 0
          6 января 2018 00:48
          Алтай- вполне сотовые советские, у председателей колхозов, например, были в 70-е точно, тупиковая ветвь, правда, давно списана за непригодностью
    2. +3
      30 августа 2017 14:56
      Алексей Толстой - гений, между прочим, со своим Гиперболоидом good .
      Даже питание (частично) угадал. У него там "горючие пирамидки", насколько помню.
      а сегодня - суперконденсаторы. Вставь их в ленту, как в укрупненном
      пулемете Максим, и пали импульсами... дави гашетку wassat .
      1. +3
        1 сентября 2017 21:18
        Принцип действия совершенно другой, насколько помню я.
        1. 0
          3 января 2018 13:55
          Пирамидки, пирамидки у Толстого...
          1. 0
            3 января 2018 13:56
            Ну и собирающее/коллимирующее зеркало гиперболическое
      2. 0
        6 января 2018 00:59
        принцип совершенно иной, конденсаторы импульс дают, а пирамидки у Гарина горели постоянно
  7. 0
    30 августа 2017 14:15
    Это так у врага можно на всех проезжающих автомобилях краску попортить ..... вот автосервисы озолотятся....
  8. aiw
    0
    30 августа 2017 14:34
    Лопатов,
    > Где находится цель и какова её траектория- Святой Дух подскажет?

    Контрбатарейные РЛС ЕМНИП есть вообще в носимых вариантах. Какое там энергопотребление?

    > Это же не электромагнитная пушка, мгновенно отдавать энергию не надо.

    Для генерации импульса лазера время отдачи энергии первые секунды, если не меньше. О каких АКБ Вы говорите?

    > Приведите хотя бы примерные подсчёты. Повторять можно много...

    5КВт лазер (излучаемая мощность) с КПД 1% потребляет 5/1%=500КВт. Мощность двигателя БТР-80 260л.с.=190КВт, мощность двигателя Т-72 780 л.с=573КВт. Сравнимые по порядку величины? А если вспомнить что боевой лазер таки оружие импульсное, то см. выше - там я оценки уже давал.
    1. +1
      30 августа 2017 15:01
      Цитата: aiw
      Контрбатарейные РЛС ЕМНИП есть вообще в носимых вариантах. Какое там энергопотребление?

      Там точность на несколько порядков ниже, чем необходимо.
      Вот Вам рабочая и стоящая на вооружении система C-RAM:

      Учитывайте, что на саму стрельбу расходуется минимум энергии- только на поворот стволов

      Цитата: aiw
      Для генерации импульса лазера время отдачи энергии первые секунды, если не меньше. О каких АКБ Вы говорите?

      Секунды. А не их микродоли.

      Цитата: aiw
      5КВт лазер (излучаемая мощность) с КПД 1% потребляет 5/1%=500КВт.

      Дизель-генератор, выдающий мощность в 500 кВт для своей работы требует двигатель Volvo Penta TWD1643GE с основной мощностью в 729 лошадей и резервной в 811. И весит этот генератор 5 с копейками тонн.
      Двигатель "Страйкера"- Caterpillar 3126 мощностью 350 л.с. Вес БТР- 17.5 тонн
      1. aiw
        +3
        30 августа 2017 15:10
        > Секунды. А не их микродоли.

        С т.з. суперконденсатора что секунды, что мс - один фиг, главное что бы не заряд за это время не ушел за счет саморазряда. Попробуйте снимите с АКБ заряд за секунду - я таких АКБ не знаю...

        Если речь идет о работе лазера в импульсном режиме с КПД 1% (сейчас вон пишут что дошли аж до 50%), то импульс в 10КДж (за глаза для уничтожения любого минометного выстрела) требует 1МДж энергии на входе. Эта энергия вырабатывается генератором мощностью в 2.5 КВт (~4 л.с.) за 60 секунд - ОДНУ МИНУТУ.

        Только закон сохранения энергии и школьное определение понятия мощности, ничего личного. Еще раз, о какой нехватке энергии Вы говорите?!
      2. +2
        30 августа 2017 20:55
        На самом деле используют комбинацию аккумуляторов и ионистеров.
        1. aiw
          0
          31 августа 2017 08:18
          Я не совсем понимаю роль аккумуляторов в этой истории. Если только как то стабилизировать то что от генератора идет, типа UPS?
          1. +1
            31 августа 2017 11:49
            Цитата: aiw
            Я не совсем понимаю роль аккумуляторов в этой истории.

            Специализированные аккумуляторы способны отдавать мощность гораздо быстрее, чем обычные. В смысле выдавать гораздо большую мощность, чем обычные аккумуляторы, но в ущерб емкости.
            1. 0
              3 января 2018 13:58
              Возможно, тут вообще газодинамические лазеры
          2. 0
            6 января 2018 01:13
            у аккумуляторов ток разряда намного превышает ток заряда, и напряжение у них при разряде достаточно постоянное.
            а у ионистора напряжение в момент разряда падает
  9. 0
    30 августа 2017 14:50
    Какие силы только не использует человечество для уничтожения себе подобных
  10. 0
    30 августа 2017 16:30
    А что с длинами волн лазера, рассеянием пучка в атмосфере, отражением от плазмы, видами и толщиной поражаемых материалов?
  11. +2
    30 августа 2017 20:49
    aiw,
    Да соглашусь оба режима импульсов в принципе тестируют. Но ваше предложение более продуктивно. Так как все таки энергию импульса надо повышать,особенно с учетом возможных 90 проц потерь при использовании отражающей брони.
    1. aiw
      +1
      30 августа 2017 22:40
      На таких мощностях всякие отражающие напыления уже ЕМНИП не имеют значения.
      1. 0
        31 августа 2017 11:57
        Цитата: aiw
        На таких мощностях всякие отражающие напыления уже ЕМНИП не имеют значения.

        Наоборот, они показывают, насколько неэффективна сама по себе концепция нанесения урона только излучением. От кинетических зарядов приходится устанавливать прочную и массивную защиту. А против лазера уже достаточно одной краски, чтобы резко снизить его эффективность. Добавим, например, абляционную защиту и все. Чтобы сбить такую ракету придется строить лазер размером с эсминец.
        1. aiw
          +1
          31 августа 2017 12:41
          Нет конечно же, у достаточно мощного лазерного импульса напряженность электрического поля больше, чем напряженность поля в атоме. Все, во что он попадает, превращается в полностью ионизированную плазму. Я не думаю, что в боевых лазерах достигаются такие параметры (считать сейчас лень, да и некогда), но уже при тех мощностях что есть никакая краска не поможет.

          Сам по себе металл (и плазма в которую он превращаются) уже являются достаточно эффективными отражателями (смотрелись когда нибудь в полированную стальную пластину?), тем не менее лазер вполне успешно его прожигает.

          Абляционная защита не очень применима для 82 мм минометных выстрелов, и вообще для снарядов. Можно че то делать из тугоплавких материалов с высокой теплоемкостью (а ля встроенная противокумулятивная защита) - но это все дорого и сложно. Конечно лазер не является панацеей, но кардинально изменить ситуацию на поле боя вполне может.
          1. 0
            1 сентября 2017 18:45
            Цитата: aiw
            у достаточно мощного лазерного импульса напряженность электрического поля больше, чем напряженность поля в атоме.

            Как же сам лазер не пострадал от такого импульса? У него самого в наличии как правило и оптика, и зеркала.
            Цитата: aiw
            Сам по себе металл (и плазма в которую он превращаются) уже являются достаточно эффективными отражателями

            Насчет плазмы не уверен. Просто локальное повышение температуры, такое, что теплопроводность металла не справляется. Был у нас лазетр на кафедре фТТ. Ходили легенды, что когда он еще работал, весь факультет ходил смотреть, как он в импульсном режиме пятаки пробивает. Относительно небольшой лазер, 80-е годы. Возникает сомнение, что он смог бы так же пробивать асбест.
            Цитата: aiw
            Абляционная защита не очень применима для 82 мм минометных выстрелов

            После первых попаданий установку начнет так трясти, что начнутся серьезные проблемы с наведением и удержанием. Опять же, можно для начала дымовые кинуть. В общем, защищать не весь боекомплект , а лишь его часть. Ждем испытаний в более сложных условиях, чем демонстрируют обычно. Кстати, взять тот же эсминец. Не знаю как сейчас, а старые корабли на полном ходу нехило так вибрировали. Эффективности лазеру это не добавит.
            1. aiw
              +2
              2 сентября 2017 00:16
              > Как же сам лазер не пострадал от такого импульса? У него самого в наличии как правило и оптика, и зеркала.

              Дык на выходе импульс не сфокусирован еще - плотность энергии не та.
              Лазерные ускорители, лазерный термояд...

              > Насчет плазмы не уверен.

              Поверьте, это так. Металл является отражателем только потому, что в нем много свободных электронов (металлический блеск и т.д.). У свежесделанной из металла плазмы этих электронов столько же. Идеальное зеркало это сверхпроводник, но вот ой - ваять снаряды из сплава ниобия и морозить их в жидком гелии перед выстрелом будет дороговато....

              > После первых попаданий установку начнет так трясти, что начнутся серьезные проблемы с наведением и удержанием.

              Зеркало легкое, его наводить и удерживать куда проще чем 125 мм танковую пушку.

              > Опять же, можно для начала дымовые кинуть.

              Не поможет, сколько той сажи на пути луча по сравнению с корпусом мишени? Если только чуть собьет фокусировку, и то не факт. Вы пытаетесь все оценивать в рамках опыта общения с лазерной указкой или что то вроде того... а здесь все по другому.
  12. +2
    1 сентября 2017 00:43
    Давайте не будем забывать что огнестрельное оружие тоже изначально не могло конкурировать с арбалетом, но потом доказало своё превосходство по мере развития технологий, перегнало арбалет.Хотя сейчас как и тогда есть много скептиков нового по принципу действия оружия, но это дела не поменяло-за лазерным и электромагнитным оружием -будующие.
  13. +1
    25 сентября 2017 01:24
    Пытаться обмануть законы физики бесполезное занятие. До тех пор пока не появятся компактные термоядерные реакторы, про лазерные пушки можно забыть они так и останутся имиджевыми игрушками оружейных компаний.
  14. 0
    3 января 2018 13:53
    Регулярно протираем зеркала у лазеров, а то чуть запылится - вплоть до срыва генерации. Интересно, как сия техника поведет себя в пыли...
  15. 0
    24 февраля 2018 12:57
    автор заблуждается...
    Луче инженера Гарина пока ещё никто ничего не изобрёл...
    Кстати, шамонит никому не нужен ?