F-22, F-35 и Су-57. Стоит ли думать о шестом поколении?

93
Сегодня можно сказать, что тот страшный упадок, в котором оказались наши ВВС после развала Советского Союза, остался позади. И последние 5-7 лет мы наблюдаем неуклонное движение вперед, если не дальнейшее развитие, то хотя бы наверстывание упущенного.





Говоря о дальних горизонтах, мы имеем в виду программы развития авиации: перспективные комплексы ПАК ФА, ПАК ДА и ПАК ТА. Основные успехи у нас в создании истребителя пятого поколения, Су-57 приобрел законченную форму и содержание. Вопрос в том, что есть «поколение» применительно к авиации и насколько Су-57 и его оппоненты соответствуют?

Конечно, соответствуют. Несмотря на то, что само понятие «поколения» довольно условно. Временные отрезки здесь не применимы, поколение появляется одновременно с новыми качествами, которые резко отличают самолеты от предыдущих.

Первое поколение представляли обычные дозвуковые реактивные истребители типа МиГ-15 и МиГ-17.

Второе поколение. Сверхзвуковая скорость, ракеты «воздух-воздух», отход авиапушек на второй план. Пример — МиГ-21.

Третье поколение. Изменяемая стреловидность крыла, следующее поколение радаров, способных уже производить некоторую селекцию целей. До этого все локаторы видели только радиоконтрастность на фоне неба. Примеры — МиГ-23 и «Фантом».

Четвертое поколение. Главное отличие — многофункциональность. Плюс сверхманевренность, как часть ЛТХ. Но принципиальное отличие заключается именно в наличии управляемого оружия в режимах "воздух — воздух" и "воздух — поверхность".

Пятое поколение. Даже сегодня говорить о четких критериях истребителя пятого поколения сложно, мнения расходятся даже у реальных экспертов. Одни говорят, что он должен соответствовать формуле «трех С» — свехнезаметность, сверхманевренность, сверхзвук.

Другие убеждены, что главное — это высокоточное вооружение, возможность атаковать противника без входа в зону действия его ПВО, принцип «длинной руки».

По мнению научного руководителя ГосНИИ авиастроения академика Евгения Александровича Федосова, которое он высказал в интервью агентству «Интерфакс», самолет пятого поколения отличается от предыдущего прежде всего появлением активной фазированной решетки радиолокатора.

Что она дает? Во-первых, широкую полосу частот. По сравнению с механической антенной эта антенна более широкополосная. Поэтому можно какую-то часть диапазона частот пустить как локацию, а какую-то, как постановщик помех. Потому что прямой луч — это большая мощность. Этот луч "слепит" противника намертво. Значит, он может работать и как радиолокатор, и как мощный постановщик помех.

Кроме того, антенна АФАР может использоваться как дополнительное средство радиосвязи в широком диапазоне, хотя бы между истребителями.

Активная фазированная решетка лучше решает проблему синтезирования апертуры, а главное обеспечивает очень высокую надежность работы радара, потому что выход из строя отдельных модулей не нарушает всей работы, просто идет падение потенциала.

Пока эти модули делаются на арсениде галлия, но сейчас российская промышленность на нитриды галлия. Кстати, американцы уже перешли. Если арсенид галлия держит температуру 50С, то на нитриде до 200 градусов. Поэтому на новом модуле можно получить мощность 20-30 ватт, а на нынешнем не больше 5-7 ватт. Это позволит либо уменьшить диаметр антенны, либо увеличить дальность, потому что повышается потенциал.

Активная фазированная решетка — это очень принципиальный момент для самолета пятого поколения.

Самолет пятого поколения строится в первую очередь для так называемых сетецентрических войн, когда ведутся высоко координированные групповые действия. С взаимодействием различных видов войск. Это тоже принципиальный момент, потому что сегодня одиночных боев практически нет. С появлением ракет "воздух-воздух" большой дальности, достигающей сотни километров, необходимости вести одиночный ближний бой нет.

Опираясь на мнение Евгения Александровича, можно сделать и некоторые выводы о самолетах пятого поколения, которые есть у США и теперь у нас.

Отправной точкой для создания истребителя пятого поколения послужил наш Су-27. Надо сказать «спасибо» индусам, которые провели не одну серию сравнительных испытаний, в результате которых F-15, F-16 и F-18 не выиграли ни одного боя у Су-27.

Информация разошлась по всему миру и задача у американцев была такая — цена не важна, важна эффективность. F-22 должен был быть эффективнее Су-27.

F-22 закладывался в первую очередь как самолет, способный победить Су-27. Но он оказался очень дорогим, все-таки стоимость за 100 млн долларов для самолета, который является расходным материалом в войне за превосходство в воздухе, это многовато.

Американцы это тоже прекрасно поняли, потому F-22 на экспорт и не пошел, и для своих ВВС был выпущен далеко не в тех количествах, в которых первоначально планировалось.

Есть мнение, вполне оправданное, что не только Су-57, но и Су-35 лучше, чем F-22. У «Раптора» есть сверхзвук на крейсерском режиме. У нас сверхзвука на Су-35 нет, но все остальное, как минимум, не хуже. «Стелс»-технологии у F-22 тоже вызывают массу нареканий.

С F-35 тоже далеко не все так гладко, как показывают. Да, укороченные взлет и посадка — это полезно, но свою роль в уменьшении дальности полета и боевой нагрузки они однозначно сыграли.

Самолет предполагался как массовый. У F-35 была задача, поскольку F-22 дорогой, то «Лайтнинг-2» должен был стать массовым, соответственно — дешевым. При этом на создание и обучение летать F-35 США истратили уже весьма много миллиардов долларов. В итоге самолет оказался такой же дорогой как F-22.

Без сомнения, когда самолет пойдет в массовое серийное производство, он подешевеет, так однозначно будет. Но вот сказать, что это машина, превосходящая Су-35, нельзя. Пока не говорим о Су-57, здесь все-таки должно пройти еще некоторое время, за которое можно окончательно сделать выводы о том, насколько кто кого превосходит.

Действительно, говорить о превосходстве или отсутствии такового у Су-57 преждевременно. Но уже сегодня можно вполне спокойно сказать, что в США не все так гладко с F-35. Постоянно появляются сведения о том, что финансовое управление министерства обороны его постоянно бракует и предлагает программу закрыть.

Но все прекрасно понимают, что закрыть нельзя, просто потому, что вгрохано денег не просто много. Так что конечно, НАТО и все желающие будут вооружаться этим самолетом, деваться некуда.

И то, что его рано или поздно доведут до ума, тоже сомнений нет. Весь вопрос умения, времени и денег. Умение американских инженеров мы обсуждать не будем, это отдельный вопрос, время… время пока тоже есть. Деньги? Это вопрос риторический.

Вполне возможно, что в США примут решение бросить доводку до ума истребителей пятого поколения и всерьез займутся шестым. Возможно, это будет более выгодное решение с финансовой точки зрения.

Так как сегодня только теоретически можно представить противостояние Су-57 и его оппонентов, давайте в размышлениях о будущем оттолкнемся от очевидных фактов.

F-22 однозначно будущего не имеет. Самолет вышел, мягко говоря, не совсем удачным и дорогим.

F-35 вышел дорогим, но значительно увереннее себя чувствует в небе, нежели предшественник. Это серьезная разработка, овеществленная в металле и пластике. Насколько этот самолет будет доработан и модернизирован, покажет время.

Су-57. Вот тут немного сложнее, потому что самолет только-только оперился и встал на крыло. Насколько он хорош, покажут ближайшие несколько лет. Но раз военные говорят, что у машины большие возможности по дальнейшему совершенствованию, не то чтобы хочется им верить, скорее всего, так и есть.

Примеры приводить не надо, достаточно посмотреть на «старичков» Су-27 и МиГ-29, которые до сих пор язык не поворачивается назвать устаревшими. Это как бы неотъемлемая черта всех наших самолетов — долговечность и способность к модернизациям.

Так что Су-57 предстоит пройти еще очень долгий путь в развитии и совершенствовании, и нельзя однозначно сказать, что мы здесь катастрофически уступаем США во временном отрезке.

В отличие от американцев, у нас есть самолеты, которые могут успешно выполнять свои задачи в воздухе. Наличие МиГ-35, Су-30, Су-35, Су-34 — это, с одной стороны, проверенные уже в условиях боевого применения машины, с другой стороны — экспортный потенциал. С третьей — возможность без надрыва проводить все работы по Су-57 без оглядки на «потенциальных».

Думаю, что, если у нас и начнутся работы по истребителю 6-го поколения, то произойдет это весьма нескоро. По крайней мере, не раньше, чем наши военные придут к окончательным выводам по эффективности Су-57.

Но, в отличие от американцев, у нас время есть. И оно покажет, какой путь выберут «потенциальные»: доводить до ума F-35 или начинать работы над самолетом следующего поколения. Самолет в целом неплох, вот только по американской привычке «не уступать», вполне возможно, что работы начнутся в недалеком будущем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 сентября 2017 07:02
    Уряяяя!

    Такой прямой вывод из статьи...

    Но правда ли это?
    1. +9
      12 сентября 2017 12:46
      Конечно статья во многом выдает желаемое за действительное...но на то он и патриотизм,что поделаешь?
      1. +3
        12 сентября 2017 13:40
        Цитата: Shahno
        Конечно статья во многом выдает желаемое за действительное...но на то он и патриотизм,что поделаешь?

        Да и осведомленность автора как эксперта вызывает сомнения... начнем с того, что у США не была самолетов 3 го поколения, а разрабатывалось сразу четвертое:
        Третье поколение. Изменяемая стреловидность крыла, следующее поколение радаров, способных уже производить некоторую селекцию целей. До этого все локаторы видели только радиоконтрастность на фоне неба. Примеры — МиГ-23 и «Фантом».
        По сему Фантом с последующими доработками можно отнести ну скажем к 2++ . По пятому поколению действительно все сложно с определениями, но в отработке поколения пять кроме привычных крейсерский сверхзвук, малозаметность и иже с ними ставилась одна из основных задач, самостоятельную тактическую единицу, что в общем то достигнуто более всего на F-35 ,благодаря оснащению его всем необходимым для ведения сетецентрической войны... , в кратце так как то... hi
      2. +2
        30 декабря 2017 14:39
        Цитата: Shahno
        Конечно статья во многом выдает желаемое за действительное...но на то он и патриотизм,что поделаешь?

        Патриотизм разбавленный шапкозакидательными лозунгами вреден так же,как и само прямое вредительство.
        Четвертое поколение. Главное отличие — многофункциональность. Плюс сверхманевренность

        Автор видимо не в курсе,что у 4 поколения была МАНЕВРЕННОСТЬ,а у 5поколения СВЕРХманевренность. Первые 27-е и 29-е не имели ОВТ ...это уже после на них стали ставить сопла с изменяемым вектором тяги и пририсовывать плюсы,обкатывая эту технологию для пятого поколения.
        В отличие от американцев, у нас есть самолеты, которые могут успешно выполнять свои задачи в воздухе. Наличие МиГ-35

        Миг-35 нет в серии ,равно как и СУ-57.
        У нас сверхзвука на Су-35 нет

        Серьезно?
        Максимальная скорость:
        у земли: 1400 км/ч
        на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)
        бесфорсажная: 1,1 Маха

        И это не сверхзвук?
    2. +5
      12 сентября 2017 18:58
      Пряяяявда в том, то что до сих пор используются советские разработки, остатки советских ученых и, к счастью, наличие производственных энтузиастов за грошовую зарплату. А все остальные окчивают бабло в сколкове и на-на технологиях. Блин, снова собираются создавать на-на учебник. Несколько лет назад Чубайс хвастался, деньги исчезли и все в шоколаде.
      1. +1
        12 сентября 2017 19:22
        Цитата: bandabas
        Пряяяявда в том, то что до сих пор используются советские разработки, остатки советских ученых

        Вы предлагаете отказаться от советского наследия? Как на Украине?
        1. 0
          14 сентября 2017 22:20
          В аккурат не предлагаю, а констатирую факт, что все что сейчас есть- задел СССР. И этот задел, какой бы не был огромный, начинает таять. Начиная со школьного образования.Печально, но факт. Вижу по своей дочери, но ничего не могу сделать.
          1. +1
            14 сентября 2017 22:26
            Цитата: bandabas
            В аккурат не предлагаю, а констатирую факт, что все что сейчас есть- задел СССР. И этот задел, какой бы не был огромный, начинает таять. Начиная со школьного образования.Печально, но факт. Вижу по своей дочери, но ничего не могу сделать.

            Это рассуждения из плана что раньше была трава зеленее и небо голубее.
            1. +1
              18 сентября 2017 22:44
              "Это рассуждения из плана что раньше была трава зеленее и небо голубее." Кто хотел из моих однокашников, все поступили в московские, ленинградские, новгородские ВУЗы, жили в общагах, служили в Красной и не жаловались. И, кто сумел прорваться- прорвались. А свою зеленую траву и молочные берега оставьте себе.
              1. 0
                19 сентября 2017 17:24
                Цитата: bandabas
                Кто хотел из моих однокашников, все поступили в московские, ленинградские, новгородские ВУЗы, жили в общагах, служили в Красной и не жаловались.

                К чему вы всю эту муть тут написали?
    3. 0
      5 января 2018 00:22
      Цитата: Titsen
      Уряяяя!
      Такой прямой вывод из статьи...


      Вывод из статьи вот какой. -
      --------------------------
      Если в стрелковом оружии вначале были аркебузы , потом мушкеты и пищали, и т.д. Потом винтовка Спенсера. А когда сделали трёхлинейку и Маузера , вот с тех пор ничего лучшего не получается. -))
      ----------
      Точно так же - МИГ - 21 это трёхлинейка. СУ-27 это АК-47. Могут хорошо воевать и сейчас. laughing
  2. +2
    12 сентября 2017 07:12
    Вопрос в том, что есть «поколение» применительно к авиации и насколько Су-57 и его оппоненты соответствуют?

    Американцев нисколько не парит позиционировать F-35 как МЦИ 5-го поколения. При всех его недостатках.
    1. +2
      12 сентября 2017 10:46
      ''Американцев нисколько не парит позиционировать F-35 как МЦИ 5-го поколения''. Реклама - двигатель торговли. Бизнес и ничего более.
  3. +8
    12 сентября 2017 07:23
    Мне кажется, что думать можно о чем угодно. Американские машины новые и в «деле» еще не были. О них ничего не известно, кроме того, что они очень дороги, даже для США. Израильские летчики, например, Ф-35 хвалят. Если сегодня сделан упор на групповые действия и комплексное взаимодействие с иными видами и родами войск, эначит таких машин нужно много. Сколько их у нас, каковы возможности нашей оборонной промышленности? Сейчас этих сверхманевренных Су-30,34,35, в строю еще не так много, а Су-27 постепенно стареют, не говоря уж о МиГ-29 и впору задуматься, в первую очередь, о количественном состоянии боевой авиации. Еще неизвестно, как себя покажет Су-57, а десяток машин «погоды не сделает» - их нужны сотни, но их нет, как нет новых авиазаводов, кадров рабочих, служащих,ИТР и по-прежнему много еще чего. Несмотря на информацию в СМИ, «дурдом» в нашей стране продолжается. Дойдет ди очередь до шестого поколения и когда?
    1. +1
      12 сентября 2017 10:21
      В целом согласен с Вами, но по поводу "десятка машин" (окгруглим до эскадрильи) не соглашусь. Сейчас авиапарки истребителей 4-го поколения не настолько огромны, что бы эскадрилья незаметно растворилась в них. Например, только 7 стран в мире имеют парк в свыше 300 истребителей, а у России в планах иметь около 800 истребителей, это около 65 эскадрилий и каждая будет не лишней!
    2. 0
      12 сентября 2017 20:44
      Цитата: rubin6286
      Сейчас этих сверхманевренных Су-30,34,35, в строю еще не так много, а Су-27 постепенно стареют

      Су 30 и Су35 больше, чем осталось Су27 - 150 против 139. Су 24 - 140шт, Су 34-102шт и выпускают по 18 в год. Можно сказать что новых самолетов около половины по Сушкам. По МиГам все печальнее, но у КБ и нет самолета.
      Цитата: rubin6286
      эначит таких машин нужно много

      Как из "упора на групповые действия и комплексное взаимодействие" вытекает необходимая численность?
      1. 0
        13 сентября 2017 00:43
        Комплексное взаимодействие с иными видами и родами войск предполагает решение авиационным соединением (дивизией, авиационной базой) над полем боя одновременно нескольких задач:

        • прикрытие с воздуха боевых порядков сухопутных войск в наступлении либо в обороне и корабельных группировок в море;
        • завоевание превосходства в воздухе на театре военных действий(ТВД);
        • подавление ПВО и средств РЭБ противника;
        • тактическая разведка ТВД;
        • обеспечение прикрытия с воздуха высадки тактических воздушных и морских десантов.

        Для этого соединение должно располагать значительным количеством как специализированных, так и многофункцмональных машин
  4. +4
    12 сентября 2017 07:27
    С учётом того, что фундаментальные технологии не сильно продвинулись вперед, а покпзатели давать надо, то и получили f22 по цене золота. С 6 поколением будет тоже самое, это будет герой парадов и статей в количестве 60 экземпляров, а реальную работу как и сейчас будут делать f16 и f15, да и вангую, что бородавочников не спишут.
  5. +1
    12 сентября 2017 07:37
    Автор:
    Су-27 и МиГ-29, которые до сих пор язык не поворачивается назвать устаревшими.

    весьма спорно. Истребитель это не один лишь только планер. Это двигатели, БРЭО, вооружение и многое другое.
  6. +3
    12 сентября 2017 07:54
    Если янки кинутся срочно разрабатывать машину 6-го поколения, то очень серьезно рискуют остаться и без "приличного" 5-го! Поскольку F-35 - еще "доводить и доводить" (а это не только время но и деньги и немалые.....).

    Да и вообще то не совсем понятно - что это за "зверь" такой - самолет 6-го поколения? Критерии то не выработаны.... Кто-то полагает - "гиперзвуковой", кто-то - "беспилотный", кто-то вообще полагает "атмосферно-космический".....
    Короче - "пожуем - увидим"!!!
  7. +1
    12 сентября 2017 07:54
    Самолёт и оборудование важны, но ещё важнее мастерство пилотов. Как сказал один из бывших сотрудников "Зоны-51" о катастрофических потерях ВВС ( 9 американских на один советский/вьетнамский) "После изучения МиГ-21 мы пришли к выводу, что в нём нет ничего особенного. Просто пилоты у нас никакие."
  8. +1
    12 сентября 2017 08:35
    Автор малоконкретен... -- верхогляд, если одним словом, писал статью... Пусть Рома меня - "Злого Татарина", простит..., если сможет...))
  9. +1
    12 сентября 2017 10:24
    А я считаю и время от времени об этом проскакивает инфа. что разработка концепции и некоторых систем для 6-го поколения идет параллельно с доработкой 5-го. Так же как и с пл. Еще дорабатываются Ясени, но уже идет проработка перспективной подлодки Хаски.
    На мой взгляд 6-е поколение будет отличаться сильной роботизацией. Это не обязательно будет беспилотник, хотя возможно и будет такой режим. Но что будет точно - максимальная роботизация систем, постоянная связь с разведывательными беспилотниками и спутниками. Даже не исключено , что самолет будет частью кибернетической системы , включающей в себя , например, рой малых беспилотников. Возможно - гиперзвуковое вооружение. В общем 6-е поколение - будет отличаться повышенной роботизацией и связью с другими системами. А возможно и истребитель 6-го поколения станет беспилотным. request
  10. +9
    12 сентября 2017 10:29
    о чем вообще речь ?
    ф22 летает, проходит модернизации, устранения недостатков, в небе много сотен штук,
    ф35 летает, допиливается (бюджет конечно пилится, но в процентном соотношении от общей реальной суммы затраченной на самолет думаю мощность распила раз в 5 меньше чем в сухом), недостатки устраняются, в небе скоро будет совсем неприлично много сотен штук, причем не только у пингвинов, но и у их союзников.

    т50 - мегасуперсамолет мегасуперсухого, планер летает, бро недоделано, движки недоделаны, вооружение недоделано, достижение характеристик раптора без модернизаций - под большим вопросом, когда будет закончен непонятно, сколько будет закуплено в армию - хватит на парад для красной площади ? неясно,

    короче чего кричать уря уря, непонятно,
    вообще не понимаю чему тут радоваться - ситуация с т50 более чем наглядно показывает, что если ключевые части проекта не были отработаны во времена СССР - то на выходе получаем растянутый во времени феил, и крики про уря уря у нас будет ниемеющееаналоговвмире,
    хорошо хоть замену т72 и т80 активно разрабатывали при советах - армату смогли таки сейчас закончить.

    в общем уря уря, у нас самые самые, что не особо ясно, но наверно "эффективные менеджеры" у нас самые самые, ждем падения цен на нефти-газы и "эффективных оптимизаций" в программе закупки вооружений.
    1. +6
      12 сентября 2017 11:27
      Цитата: viktorch
      о чем вообще речь ?
      ф22 летает, проходит модернизации,
      ф35 летает, допиливается
      т50 - мегасуперсамолет мегасуперсухого, в


      Цитата: А. Привалов
      Однако, на сегодняшний день мы слышим лишь о десятке лётных прототипов....
      Это при том, что плохих F-35...
      ...
      Я не силён в российском авиастроительном...

      ...что хотели то сказать господа, супер-пупер-мега классные диванные-эсперды?
      :))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
      ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
      а ничего конкретного, даже близкого к реалиям!
      Лишь необоснованные помои и злоба...

      Значит МЫ на правильном пути, товарищи! :-)

      Эх ВО, до чего докатилась!
      Хотя, "а был ли мальчеГ"?
      1. +3
        12 сентября 2017 13:03
        Значит МЫ на правильном пути, товарищи! :-)

        товарищи кончились 25 лет назад, теперь только господа и холопы,
        что хотел сказать а ? правильным путем идем ? ну да, дожираем советские разработки, 25лет ужо как, никакого другого пути у нас нет, и быть не может.

        к слову ты мегаНЕдеванный эксперд, не подскажешь что там с этими предсерийными 57мыми ? как их выпустили ? летают? на своих ли движках ? бро все работает или половина на заглушках? или только разговоры про то что собираются что то там выпускать и поставлять.

        за одно расскажи как у нас все круто с разработкой 6того поколения, или че мелочиться - седьмого, про ИИ, космос и орбитальные удары, НФ неплохой получиться.
    2. 5-9
      +7
      12 сентября 2017 12:00
      Ф-22 в небе 1,68 сотен штук. Модернизация ограничена устаревшей элементной базой. Используется как истребитель ПВО Хоумленда. Право, но в этой роли Миг-31 намного лучше.
      Ф-35 летает плохо, он и по задумке не особо хорошо должен был летать. Допиливать 2000 недостатков будут долгие годы, он даже из пушки стрелять не может, причём разные версии по разным причинам, только перечень основных косяков занимает 78 страниц. Обещают!!!! что часть!!!! бортов достигнет операционной готовности году к 2020-му. Сейчас их выпущено почти 200 штук и все они сырые и их скорее всего спишут в резерв, ибо доработать напильником до доработанной версии года 2022 будет либо дорого,либо невозможно. За такое Героя России дать не жалко.
      Су-57 фактически пока не существует, обсуждать нечего. Программа по срокам проходит лучше, чем Ф-22 и Ф-35 у США.
      1. +6
        12 сентября 2017 15:32
        "только перечень основных косяков занимает 78 страниц"///

        Устарело.
        Косяки устранены. Самолет достиг полной боевой готовности.
        Выпущено Ф-35 уже около 300 штук и ими оснащаются одна за другой
        эскадрилии ВВС США.

        Кстати, Ф-22 летают над Сирией.
        1. 5-9
          +2
          12 сентября 2017 16:13
          Откель дровишки? Всё как было раком по всем направлениям, так и осталось. Обещают частичную операционную готовность для части самых новых машин к 2018 и полную для этих-же машин к 2020-му. Сорвут, как обычно....
          1. +3
            12 сентября 2017 17:50
            Далеко ходить не надо. smile
            https://topwar.ru/123786-f-35a-poluchil-status-po
            lnoy-boevoy-gotovnisti.html
            ВО - 30 августа 2017
            "F-35A получил статус полной боевой готовности"
            1. 5-9
              +1
              13 сентября 2017 07:29
              вай-вай-вай...
              же в ближайшие дни ВВС США получат две полностью боеспособные эскадрильи истребителей F-35A.
              опять всего лишь обещалки в отношении малой части пингвинов...он из пушки хоть струлять научился? с АИМ-120 в брюхе быстрее 1000 км /ч летать может?
              1. +3
                13 сентября 2017 16:08
                "в отношении малой части пингвинов"///
                ----
                Вы то ли сознательно не понимаете, то ли
                прикидыватесь простачком:
                статус полной боевой готовности
                получили сразу ВСЕ выпущенные истребители Ф-35А.
                Более 200 штук. Еще около 100 это Ф-35Б и Ф-35С.
                А эскадрилии формируют постепенно, по мере замены Ф-16.
                И из пушки давно стреляют. И все системы оружия функционируют.
      2. +2
        12 сентября 2017 15:33
        за бро ф-35 можно давать нобелевку разрабам
        за организацию ниокир, поставок, попил бабла - можно выдавать герой КНР первой степени и героя россии, всему руководству программы посписочно.

        но тут точно так же посписочно можно руководству нашей оборонки выдавать медаль почета с медалью конгресса, и за одно несколько комплектов в ельцин центр занести.
    3. +2
      30 декабря 2017 14:50
      Цитата: viktorch
      т50 - мегасуперсамолет мегасуперсухого, планер летает, бро недоделано, движки недоделаны, вооружение недоделано

      Планет летает...второе:С какого перепугу БРО не доделано? Если вы об РЛС Белка,так она уже испытана и стоит на СУ-57 в виде 5 РЛС.
      В третьих:двигатели и первого этапа обеспечивали бесфорсажный сверхзвук. Изделие 30 просто экономичнее,а значит и дальность увеличивается,плюс тяга чуток выросла.
      По вооружению..из ,если не изменяет мне склероз,14 новых ракет для СУ-57 испытано уже 6,плюс те ракеты ,которые есть на вооружении ВКС...до 20 года доработают арсенал для внутренних отсеков,возможно и РОФАР к тому времени появится,ну и изделие 30 доведут до ума.
      Пока,основным тяжелым МФИ является у нас СУ-30...чуток позже станет СУ-35,а лет через 10 СУ-57.
      При этом ,со следующего года обещают пустить в серию МИГ-35,который должен заменить 29-е.
  11. +5
    12 сентября 2017 10:42
    Потенциально, Су-57 должен получиться весьма приличной машиной. Однако, на сегодняшний день мы слышим лишь о десятке лётных прототипов. Причём последний взлетел буквально месяц назад. При этом сообщалось, что он «завершает опытную партию, после которой должен начаться предсерийный выпуск самолета с последующей опытной эксплуатацией в Военно-воздушных силах». ПАО «ОАК» говорят о начале передачи военным установочной партии из 12 истребителей в 2019 году. Я не силён в российском авиастроительном новоязе и не понимаю разницы между "предсерийным выпуском" и "установочной партией". Предположу, что это одно и то же.
    Вывод: возможный срок принятия истребителя на вооружение — начало 2020-х, хотя нельзя исключать, что его передвинут ближе к середине следующего десятилетия. Иными словами, хороший Су-57 появится в войсках через это 5, а-то и все 7 лет.

    Это при том, что плохих F-35 уверенно летает уже почти две с половиной сотни, они уже во всю обкатываются в войсках и налетали более 100 тыс. часов. Именно во время этих полётов и выявились его недостатки, которые внимательно изучаются и постепенно устраняются.
    К слову, гарантии, что во время лётных испытаний у Су-57 не выявятся свои проблемы не даст ни кто и только на шаберы да надфили уйдёт ещё не мало денег. Я уже не говорю, что на шабрение и притирку уходит куча времени и сил...
    Предлагаю всем набраться терпения и подождать видимых практических результатов, оставив в стороне пустопорожние споры вроде "Кто сильнее слон или кит?".
    1. +1
      12 сентября 2017 11:38
      всё это верно, но, к сожалению, это последствия полной разрухи страны в 90-е, эти 15 лет отставания мы и наблюдаем, и догнать тут очень сложно, а теперь, видимо, не реально
      1. +5
        12 сентября 2017 11:52
        Причины хорошо известны и проанализированы давно. Теперь, остаётся только работать и работать. Чудес не бывает, но двигаться вперёд следует непременно.
  12. +3
    12 сентября 2017 11:29
    Цитата: Автор
    F-22, F-35 и Су-57. Стоит ли думать о шестом поколении?

    стоит ли думать о термояде, стоило ли думать о генетике, компьютерах, интернете и т.д.
    Давайте не будем думать и "сидеть" на базе СССР
    Цитата: Автор
    Что она дает? Во-первых, широкую полосу частот. По сравнению с механической антенной эта антенна более широкополосная

    удивил товарищ Bansche.
    Полоса пропускания (ЭППЧ+Неравномерность АЧХ) в принципе не зависит от ПФАР или АФАР.
    Зависят от частоты и формы антены.
    А вот АФАР- та да может "ОДНОМОМЕНТНО" создавать несколько отдельных лучей, разделяя массив на подмассивы. Возможность работать на нескольких частотах приносит многозадачность и способность развёртывать системы радиоэлектронного подавления в любом месте по отношению к радару.

    + остальные примочки
  13. +2
    12 сентября 2017 12:01
    Но вот сказать, что это машина(F-35), превосходящая Су-35, нельзя

    С каких это пор тяжелый МФИ сравнивают с легким истребителем?
    Но, в отличие от американцев, у нас время есть.

    Как раз все наоборот.Мы матрассам дали фору в 25 лет. А посему у США этого времени хоть задом ешь,а вот у нас его непростительно мало.
    1. 5-9
      +2
      12 сентября 2017 13:31
      Кхмммм....кто из них "тяжёлый МФИ"??? :))) Вы посмотрите взлётный вес Фы-35, особенно максимальный, в сравнении с Су-35С, удивитесь. Эту бандуру "лёгкой" обзывают поди потому, что у него только один двигатель (размером с Миг-15 правда) ну и потому, что Пентагон обещал ..дцать лет назад, что их будет дёшево и много.
      1. +2
        12 сентября 2017 13:43
        Цитата: 5-9
        кто из них "тяжёлый МФИ"??? :)))

        СУ-35С.
        Цитата: 5-9
        Вы посмотрите взлётный вес Фы-35, особенно максимальный, в сравнении с Су-35С, удивитесь

        Ф-35-От 27215 кг,до около 30320 кг(у Ф-35С)...У СУ-35С-максимальная взлетная масса: 34500 кг. В одном вы правы,Ф-35 не легкий,а средний МФИ. На сегодняшний день,легкий класс истребителей прибавил в весе и перешел в категорию средних. Тот же МИГ-35 тоже уже нельзя назвать легким МФИ. Но я по привычке назвал именно так.За эту неточность извините.
        Но это не снимает поставленного мной вопроса о некорректности сравнения СРЕДНЕГО МФИ с тяжелым. При этом что такое СУ-35С? Это истребитель по завоеванию превосходства в воздухе,а Ф-35 -это истребитель -бомбардировщик ,который затачивают совсем под другие задачи.
        1. 5-9
          0
          12 сентября 2017 15:26
          И тот и другой - МФИ (правда один с упором на В-В, другой на В-П) и скорее даже Ф-35 это таки тяжёлый. Средние - это Миг-35, Тайфун, Рафаль, Цзинь-10. Лёгкие - Грипен и китайские поделки.
          Выпускаются в одно время, что ж их не сравнить? "Завоеватели господства в воздухе" у США Хоумленд стерегут и их всего 168 штук. Так что лет через 10, когда Ф-15 рассыпятся, Ф-35 вполне себе может столкнуться с Су-35С(Э)
          1. +2
            12 сентября 2017 15:31
            Цитата: 5-9
            скорее даже Ф-35 это таки тяжёлый.

            Нет,все таки средний. До тяжелого он не дотягивает.При этом еще однодвигательный и с радиусом меньшим.
            Цитата: 5-9
            Так что лет через 10, когда Ф-15 рассыпятся, Ф-35 вполне себе может столкнуться с Су-35С(Э)

            Не думаю...я не удивлюсь,если реанимируют постройку новых Ф-22 ,с учетом новых реалий. Все таки пока,концепция истребительной пары остается актуальной.
            1. 5-9
              0
              12 сентября 2017 16:17
              По какому критерию не дотягивает? Я бы сказал, что он ближе к Су-35-Су-57 и Ф-22, чем к остальным.
              С радиусом, с его большим запасом внутреннего топлива, у него всё ОК. Тут он отличается от Ф-16/Рафаля/Тайфуна, которые без ПТБ на реальные миссии не летают.
              Производство Ф-22 нельзя восстановить, дешевле сделать другой самолёт, пусть он и будет похож как Су-35 на Су-27.
        2. +1
          12 сентября 2017 20:31
          F-35 это полная замена F-16, и по боевой нагрузке и по маневренности и другим летным характеристикам.
  14. mvg
    +7
    12 сентября 2017 12:10
    Становится моим "любимым" автором..
    Люблю выпить, покурить и почитать на ночь (с утра) сказки. Это не тот автор, который писал про БТР, который "изобрела" женщина и пишет всякую фигню с полигонов и переправ?
    Статья - редкий бред, мне столько не выпить. sad
  15. 0
    12 сентября 2017 12:12
    В случае Израиля и его добрых соседей такие расстояния, что ближний бой обязательно должен случится. Тогда и миг-21 будут неплохо смотреться.
    1. +4
      12 сентября 2017 12:41
      Цитата: Paul Zewike
      В случае Израиля и его добрых соседей такие расстояния, что ближний бой обязательно должен случится. Тогда и миг-21 будут неплохо смотреться.

      На это, не шибко стОит надеяться. Урка с финкой в ближнем бою весьма опасен вечерком для случайного прохожего, но даже щуплый подросток с обычной клюшкой отморозка отгонит, да ещё на долго отобьёт охоту к прохожим приставать. Забудьте о ближних боях старой школы с современной техникой и тактикой. Ничего хорошего из этого не выходило (прецеденты есть). Только разочарование, увы... hi
      1. 0
        12 сентября 2017 12:58
        А. Привалов Сегодня, 12:41
        Забудьте о ближних боях старой школы

        весьма опрометчиво думать что бои на дальних и средних дистанциях решат все.
        1. +4
          12 сентября 2017 13:45
          Если вы называете "ближним боем" уничтожение цели с близкого расстояния, когда самолёт А незаметно подходит и уничтожает самолёт В с близкого расстояния, так как вероятность уничтожения цели с близкого расстояния выше чем вероятность поражения цели с дальних дистанций и после уничтожения цели так же незаметно покидает место боевых действий, то тогда, конечно, такие "ближние бои" сохранятся.
          1. 0
            13 сентября 2017 05:23
            когда самолёт А незаметно подходит и уничтожает самолёт В с близкого расстояния

            под ближним боем я подразумеваю именно маневренный бой на ближних дистанциях, не зависимо от тактической завязки.
            С каждым качественным технологическим скачком в области вооружений и самолетостроении подобные вам (не в обиду) умы ставили крест на БВБ. И каждый раз это дорого обходилось.
            И да, мы говорим о равных противниках, а не про "избиение младенцев".
            1. +4
              13 сентября 2017 09:54
              Цитата: Soho
              И да, мы говорим о равных противниках, а не про "избиение младенцев".

              В таком случае (и вам не в обиду):
              1. "Бумажный" ни как не равный противник "железному" и им никогда не встретиться.
              2. Времена Кожедуба и Покрышкина (будь благословенна память о них), ушли безвозвратно, а "свободную охоту" не применяют со времён Афганистана (даже в Сирии побаиваются хотя такое превосходство в воздухе ещё поискать надо) Кавалерийские охваты и мастера конной вольтижировки тоже ушли, но без броска с шашками на танки всё же можно было обойтись.)
              3. Да, на современные истребители ещё ставят пушки, для теоретически возможных столкновений с противником, но это уже больше дань традиции, чем насущная необходимость. На F-35 ( B и С), пушка даже уже не встроенная,а вынесена в подвесной контейнер.

              Вывод:
              В современном воздушном бою применяется оружие дальнего радиуса действия, которое может быть использовано против соперника задолго до входа в зону ведения ближнего воздушного боя. Применение новых видов вооружения, в частности ракет класса «воздух-воздух» с большой дальностью поражения и новыми средствами обнаружения (бортовыми РЛС) позволяет обнаруживать и поражать противника на дальних подступах, что соответственно, сводит вероятность проведения ближнего воздушного боя к нулю.
              1. 0
                26 сентября 2017 08:30
                сводит вероятность проведения ближнего воздушного боя к нулю.

                большей глупости поискать. GWASP почему то фиксирует противоположное.
                дальнего радиуса действия, которое может быть использовано против соперника задолго до входа в зону ведения ближнего воздушного боя
                .

                предположим, что цель смогла сорвать захват ракеты ДБ. Что делать? Бросать выполнение задачи, потому что уважаемый А. Привалов считает что БВБ это анахронизм? laughing
                новыми средствами обнаружения (бортовыми РЛС) позволяет обнаруживать и поражать противника на дальних подступах, что соответственно

                дальнее радиолокационное обнаружение позволяет занять более выгодную позицию для атаки и раньше начать ее. Но это не гарант поражения атакуемого самолета. Особенно в реальных, а не виртуальных условиях. Когда противник активно маневрирует и применяет средства РЭП (как собственно, так и действуя в пелене помех самолетов поддержки).
                1. +1
                  26 сентября 2017 12:46
                  Мне добавить к сказанному выше практически нечего. Ближний воздушный бой как явление, присутствовавшее в контексте любого крупного конфликта, существовал по крайней мере до 1992 года, хотя уже после Второй мировой войны развитие скорости самолётов и радиуса действия вооружений делали его устаревшим. В современном воздушном бою применяется комплекс средств (самолёты, ПВО, РЭБ и пр.) и оружие дальнего радиуса действия. Самонаводящиеся ракеты, автоматически преследующие цель, могут быть приведены в действие, когда самолёт находится гораздо дальше от цели, чем это необходимо при использовании пулемёта или авиапушки. Ну, и самое главное, тактика изменилась на столько, что вы никогда более не встретите в небе одинокий самолёт противника, над которым можно будет всласть поизмываться, вымотать а за тем, добить. "Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке"(с) hi
                  1. 0
                    27 сентября 2017 06:09
                    Ближний воздушный бой как явление, присутствовавшее в контексте любого крупного конфликта, существовал по крайней мере до 1992 года

                    ваше заблуждения просто от неведения и слепой веры в рекламу laughing
                    подавляющее количество контактов с ЛА противника, сопровождавшиеся пусками ракет, в периоды обеих компаний в Ираке, а также в Югославии, выполнялись на дистанции в среднем до 20 миль. Сюда же можно отнести пусть и не многочисленные и весьма специфические, действия авиации коалиции в Сирии.
                    чем это необходимо при использовании пулемёта или авиапушки

                    а вы по наивности думаете что БВБ это бой на дистанции стрельбы из авиапушки? Я уж не говорю о том, что авиапулеметы не ставятся на ЛА истрибительной авиации с 60х гг laughing
  16. +5
    12 сентября 2017 13:46
    Надо сказать «спасибо» индусам, которые провели не одну серию сравнительных испытаний, в результате которых F-15, F-16 и F-18 не выиграли ни одного боя у Су-27.

    Бред. Су-27 никогда не соревновался с F-15, F-16 и F-18. Су-30 выигрывал учебные поединки с разгромным, но не сухим счетом. Разгромным счет был не по причине нереального совершенства Су-30, а по совсем другим обстоятельствам.
    Информация разошлась по всему миру и задача у американцев была такая — цена не важна, важна эффективность. F-22 должен был быть эффективнее Су-27.

    Нормальная такая логика, американцы опозорились в 2004 году и потому начали создавать F22 в 1986 году. Что курит автор?
    Есть мнение, вполне оправданное, что не только Су-57, но и Су-35 лучше, чем F-22.

    Мнение крайне спорное. Учебные поединки Су-30 и F22 показали радикальное превосходство F22 в боевой маневренности(энерговооруженности), за счет которого он уверенно побеждал в ближнем бою. Су-35 конечно более энерговооружен чем Су-30, и возможно в ближнем бою он равен F22, но у него нет стелса и АФАР и значит бой на дальних-средних дистанциях, который и будет основным в войне, он уверенно проиграет.
    1. +3
      12 сентября 2017 14:37
      Цитата: Мимопроходящий
      Бред. Су-27 никогда не соревновался с F-15, F-16 и F-18

      Учебные воздушные бои с F-15 в Лэнгли
      В августе 1992 г. представилась возможность встретиться в учебном воздушном бою с тем самолетом, против которого и создавался Су-27 (точнее Су-27УБ) - с американским истребителем завоевания превосходства в воздухе F-15 "Игл" (точнее F-15D)
      Наши: команда, в составе полковника А. Харчевского (в настоящее время - генерал-майор) и майора Е. Карабасова, возглавлял генерал-майор Н. Чага, начальник липецкого Центра боевой подготовки и переучивания летного состава.
      Су-30МК vs F-15 ( точнее F-15С)=2004
      Су-30МК vs F-16 (точнее F-16C) =2005
      Sindex-Ankush над авиабазой Гвалиор в 2005 г
      Су-30МК vs F-16 (точнее F-16C)/F-15
      10:0/8:2
      "Гаруда II", 2005
      Су-30МК vs"Мираж-2000"
      С Ф-18 вроде бы не встречались
      Зы.
      Су-30МК(И) по сути тот же СУ-27 коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозапр:авки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС).
      Цитата: Мимопроходящий
      Нормальная такая логика, американцы опозорились в 2004 году и потому начали создавать F22 в 1986 году.

      В 1995 г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе новейшего истребителя F-22, прямо заявил:
      Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности.
      1. +3
        12 сентября 2017 15:20
        Цитата: opus
        Учебные воздушные бои с F-15 в Лэнгли

        Не знал, спасибо что подсказали. Но там вроде бы были не полноценные схватки, т.е. тактика, РЛС, захват цели и прочее, а простое соревнование в маневренности.
        Цитата: opus
        Су-30МК(И) по сути тот же СУ-27 коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ

        БРЭО Су-30МКИ на голову лучше изначального СУ-27.
        1. +1
          12 сентября 2017 15:43
          Цитата: Мимопроходящий
          Но там вроде бы были не полноценные схватки, т.е. тактика,

          ещё какие "неполноценные"
          Американцы вежливо отказались от боя у всех на виду, сославшись на интенсивное воздушное движение в этой зоне и высокую плотность населения, несмотря на то, что авиабаза, конечно, имеет свою "нарезанную" воздушную зону, закрытую для полетов или же временно закрываемую для полетов самолетов гражданских авиалиний и частных самолетов.
          американцы организовали, так называемое, "совместное маневрирование" в акватории Атлантического океана. Против наших работали пилоты 1-го авиакрыла тактических истребителей, считавшегося лучшей авиационной частью в ВВС США


          была выделена воздушная зона в 200 км от Атлантического побережья США в эшелоне высот 2500-8500 м. В зону пилотирования были направлены двухместный Су-27УБ (в передней кабине российский летчик, в задней _ американский, командир этой авиабазы), F-15D (американский летчик в передней кабине и российский военно-воздушный атташе, тоже летчик, выполнявший роль переводчика - в задней) и двухместный F-15D в качестве самолета сопровождения и наблюдения, в задней кабине которого находился фотограф.


          Атакуемый американцем Су-27УБ с помощью энергичного разворота с набором высоты на полном форсаже оторвался от противника, и после полутора полных разворотов вышел в хвост "пятнадцатому", произведя захват цели. Правда, после того, как С/-27УБ "завалил" F-15, выяснилось, что тем самым он "убрал" свидетеля, которым оказался ни в чем не повинный самолет сопровождения F-15D. Поняв ошибку пилот СУ-27 занялся своим конкретным противником - двухместным F-15D, и его условно "завалил".
          По требованию американцев заменили пилотов на СУ-27 (эти больно шустрые): смена летчиков в кабинах "бойцовых" самолетов не внесла неожиданностей в результаты.

          Я напомню год был 1992 г. , месяц август ( горячее лето 1991 прошло, на горизонте возникала осень 1993)
          Ну вы надеюсь помните условия( ВС оплеваны, оболганы, рубль 1000% инфляция чубЭйс, гЭйдЭр и ЕБН, продается все и вся)
          Цитата: Мимопроходящий
          БРЭО Су-30МКИ на голову лучше изначального СУ-27.

          повтор
          Цитата: opus
          Су-30МК(И) по сути тот же СУ-27 коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозапр:авки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС).


          "И" значит импортный.
          Да у СУ-300 МКИ, все круче


          новой силовой установки на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
          автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
          универсальной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них одновременно атаковать, а также обнаруживать цели на поверхности земли или моря;
          системы индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с большой разрешающей способностью;
          нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и с системой спутниковой навигации (GPS);
          принципиально новой системы объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолёта, но и внешней тактической обстановки.

          ОЭПС-27 (СУ-27) :оптико-локационная станция ОЛС-27, нашлемная система целеуказания (НСЦ) «Щель-ЗУМ» и цифровой вычислитель Ц100.
          ОЛС-30И- ( импортируемая 36Ш-01) (СУ-30 М*)
          БРЛС Н001В "Барс" (СУ-27)
          БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме "воздух-воздух" (СУ-30 МК)
          Н-011М конечно лучше но не критично
          Плохому танцору и яйца мешают, а плохому программисту — ясен пень база

          wink
          а так да:

          передняя кабина Su-30MKK

          вид с задней кабины Su-30MKI Mk3



          нашлемной системой целеуказания "Сура-К" (разработки и производства завода "Арсенал", Украина), индикатором на лобовом стекле VEN3000 (Thales, Франция), 6 многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами MFD55 размерами 5х5 дюймов и одним MFD66 размерами 6х6 дюймов (Thales, Франция: по три малых индикатора в обеих кабинах, большой - в задней кабине), цифровыми процессорами Vetrivel (DRDO, Индия), системой инерциальной и спутниковой навигации INS/GPS Totem (Thales, Франция), станцией помех EL/M-8222 фирмы Elta (Израиль). Боевое применение управляемых ракет "воздух-поверхность" обеспечивается контейнерной оптико-электронной прицельно-навигационной системой Litening фирмы Rafael (Израиль).

          Но кто, на чем учился, наши и на этом побеждали
          1. +1
            18 января 2018 04:07
            Цитата: opus
            "И" значит импортный.

            Да шо вы говорите ???!!! А я,невежа,всё время "думал",что МКИ-это значит:"модернизированный коммерческий(или:модернизация коммерческая...) для ИНДИИ ! Так же.как МКК-для Китая ! Век живи-век учись ! Спасибочки,что "просветили" ! wink
      2. mvg
        +2
        12 сентября 2017 19:06
        Опус (Антон) hi Вы не правы. Вы не привели всех нюансов боя, ограничения и реванш. Тогда картинка бы сложилась в другую сторону.
        Не было ни Авакс'ов, ни AIM-120 разных модификаций. Су-30МКИ с ОВТ чуть ди не ежедневно меняли двигатели, которые работали на пределе. И ограничения по РЛС. Обобщая - это искусственно созданная среда боя, мало, что имеющая с настоящим конфликтом.
        В конце концов янки подобрали тактику и с таким же счетом "выносили" Су'шки.
        P.S.: Против F-15E/SE с АФАР и AIM-120D, да плюс E-3D (а по-другому сейчас янки не летают) у Су-30МКИ нет шансов (тем более с экспортными вариантами Р-73). Будьте объективны.
        1. +1
          12 сентября 2017 21:49
          Цитата: mvg
          Не было ни Авакс'ов, ни AIM-120 разных модификаций.

          Вы рассказываете, что было (Индия-против США)
          Американо-индийские учения "Коуп Индия -2004" ( на авиабазе Гвалиор (шт. Мадхья Прадеш))


          Су-30МК vs F-15 ( точнее F-15С)=2004
          и
          "Коуп Индия-2005" (на индийской авиационной базе Калейкунда в 130 км к югу от Калькутты )
          Су-30МК vs F-16 (точнее F-16C) =2005

          По просьбе Индии американцы согласились на имитацию боя с превосходством не более 3:1 и без использования ракет средней дальности пуска AIM-120 (AMRAAM). Французские "Миражи 2000" несли ракеты Mica, a Су-30 - имитировали применение ракет Р-73 и РВВ-АЕ.


          Официальные представители ВВС США отмечают, что до недавнего времени во всех учениях экипажи 3-го авиакрыла действовали при численном превосходстве 2:1, что, по мнению командования ВВС, считается типичным для большинства боевых ситуаций.
          ====
          я же писал про 1992 г =Учебные воздушные бои с F-15 в Лэнгли.


          наши -против США
          Цитата: mvg
          В конце концов янки подобрали тактику и с таким же счетом "выносили" Су'шки.

          в 2005, 2004, равно как и в 1992 такого не было

          Цитата: mvg
          В конце концов янки подобрали тактику и с таким же счетом "выносили" Су'шки.

          по моему это было на F-15E из 391-й эскадрильи 366-го истребительного авиакрыла, авиабаза Маунтан Хоум, штат Айдахо, в 2008 г
          Цитата: mvg
          Будьте объективны.

          всегда стараюсь
          Цитата: mvg
          Против F-15E/SE с АФАР и AIM-120D, да плюс E-3D

          не уверен.
          Да (КИ-2004, КИ-2005, Ленгли -1992) по результатам проигрыша американцы постоянно уточняют алгоритмы и базу для SBA и комплекс операционных исследований процесса CONOPS -однако и мы не стоим на месте
  17. 5-9
    +2
    12 сентября 2017 13:57
    Отправной точкой для создания истребителя пятого поколения послужил наш Су-27. Надо сказать «спасибо» индусам, которые провели не одну серию сравнительных испытаний, в результате которых F-15, F-16 и F-18 не выиграли ни одного боя у Су-27.

    Боже, какие индусы, какие Су-27? Начало программы ATF - 1990 год. В США на тот момент разве что только фото Су-27 были. Да и Ф-15 в 1972 годике на вооружение приняли, пора менять...

    В статье не отражён стратегический просчёт США в военном планировании. Ф-22 получился безумно дорогим и сложным в доводке, они посчитали что "Раша - усё", Китай далеко, а Рафаль с Тайфуном типа свои и вообще устаревшее при рождении не алё, вундервафля Ф-22 - избыточна, наклепали 180 штук и стали пилить JSF, который д.б. быть 3 в 1, однодвигательным, дешёвым (в т.ч. в эксплуатации) и их должно было быть много. Типа посредственных ЛТХ с навороченным БРЭО и УРВВ супротив Су-27С, максимум, Су-30МКИ, должно хватить. Потом вышло так, на что представитель ЛохаМартина сказал "Пентагон хотел 3в1, стелс и один двигатель - они это получили", типа, отвяньте с критикой нашего уродца-Пингвина (правды ради Боинх был ещё ужасней). Ну тут МазаРаша передумала помирать и начала строгать 4+ и 4++ и запилила свой Ф-22. Получилось ой. Всё было бы не так страшно, если бы Фы-35 получился в срок, дешёвым и его можно было бы наклепать многатыщ как хотели...типа толпой Т-50 запиннаем. Но программа пошла еще через более глубокие тернии, чем Ф-22 с какими-то просто ужасающими косяками на уровне потери компетенций (типа того, что В крюком за трос вообще зацепиться не может и надо переделывать четверть самолёта или С "внезапно" прожигает палубу УДК при вертикальной посадке) с ужасающим ростом цены и просто валом всех прочих косяков, которые только можно придумать. Причём заданные невысокие ЛТХ оказались просто убогими.
    Т.е. США имеют немножко (168 штук в строю) узкоспециализированного (да, да, я в курсе про СДБ на части Ф-22) хорошего истребителя Ф-22, который уже устарел, но модернизировать его будет стоить кучу бабок - просто забоятся в Конгресс с таким выходить. И заведомо убогий в плане воздушного боя и недешёвый (типа 90 лямов БЕЗ двигателя обещают к какому-то году) Ф-35, который сырой и небоеспособный от слова вообще (даже из пушки стрелять не может). И который по 50-65 штук в год выпускают на корзину (потому, что такое дешевле выкинуть, чем до окончательного технического облика доводить) и каждый год они разного технического облика. И конца и края допиливанию до операционной готовности пока не видно. Причём как истребитель Ф-35, в случае удачного допиливания, может выступить разве что супротив Су-30СМ, с Су-35С ловить скорее всего будет нечего.
    В общем, тут всё зависит от мощи амерской экономики - осилят они выпуск 1700 штук, ну ничего, будут учится воевать при качественном превосходстве истребителя противника, количеством брать, "7 Шерманов на одну Пантеру - самое то"
    ЗЫ: Ф-35 это не лёгкий истребитель, у него максимальная взлётная как у Су-35С....
    1. +2
      12 сентября 2017 14:15
      Ф22 устарел ??? ну это, просто, ваще, даже не знаю как сказать цензурно.
      1. 5-9
        0
        12 сентября 2017 15:28
        По элементной базе - именно устарел, не в смысле "радар плохо светит", а модернизировать точечно не получится. Надо почти всё и сразу менять.. По ТТХ - конечно же нет...хотя....АИМ-9Х не несёт, в БВБ его за счёт старых ракет и флотские на СуперХорнетах и немчики на Тайфунах имели.
        1. 0
          12 сентября 2017 15:46
          Incrementты пилятся, 9х и 120д уже есть, так что все норм у рапторов, хотелок пингвиновойнов не меньше чем у шляповойнов из нашего зоосада, для реализации всех собрались подружить архитектуры бро 22 и 35 того - как именно та еще загадка.
    2. +1
      12 сентября 2017 15:55
      Цитата: 5-9
      Боже, какие индусы, какие Су-27? Начало программы ATF - 1990 год. В США на тот момент разве что только фото Су-27 были.

      Advanced Tactical Fighter (ATF) was a demonstration and validation program undertaken by the United States Air Force to develop a next-generation air superiority fighter to counter emerging worldwide threats, including Soviet Sukhoi Su-27 and Mikoyan MiG-29 fighters under development in the 1980s


      Запрос предложений (RFP) ATF для истребителя был выпущен в сентябре 1985 года.


      СУ-27 в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части.
      Сфотографировали его , по моему первые норвеги или шведы в 1985(или 86)

      и там о нем знали

      The deployment of the Su-27 Flanker and MiG-29 Fulcrum in the mid-1980s leveled the playing field. Designed as a high performance fighter with a fly-by-wire control system, and the ability to carry up to 10 AAMs, the highly maneuverable Su-27 is one of the most imposing fighters ever built. The first 'Flanker-A' prototypes flew on May 20, 1977 and entered service as the 'Flanker-B' in 1984. The development of the Su-27 fighter plane was completed in the early 1980s, and the plane subsequently set more than 40 world records of altitude and take-off-speed. It was the forerunner of an entire family of planes, including the Su-27UB training plane, the Su-33 ship-based fighter, the Su-37 multi-mission plane and the Su-32FN two-seat specialised plane.

      посему и (повтор)
      Цитата: opus
      В 1995 г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе новейшего истребителя F-22, прямо заявил:
      Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности.
  18. +1
    12 сентября 2017 14:15
    Не знаю, что там по 5-му, 6-му и 7-му, но еще в марте в "Российской газете" специалисты ОАК озвучили свои планы по созданию 8-го, а если надо - то и 9-го и 10-го поколений.
    "Прыжок через два поколения
    Российские суперистребители смогут атаковать и в космосе
    Специалисты ОАК готовы приступить к проектированию боевого летательного аппарата 8-го поколения. И это будет не просто самолет. Планируется создать концептуально новую многофункциональную боевую авиационную систему с высокоразвитым техническим интеллектом.
    ...в Объединенной авиастроительной корпорации наметили сформировать рабочую группу высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Она займется концептуальным исследованием создания комплексной истребительной системы, которая ответит на все вызовы ХХI века. Включая бои в ближнем космосе. Вполне возможно, удастся разработать алгоритм оперативного создания истребителей 9-го, 10-го и последующих поколений, если такая необходимость возникнет.
    И еще интересная деталь. Поскольку в России создание истребителя будет идти не в рамках одного КБ, то и название он получит не МиГ или Су. Скорее всего, ему изначально присвоят имя собственное. Ведь первый в мире тяжелый бомбардировщик, спроектированный Игорем Сикорским, не носил имя создателя. Это был "Илья Муромец". Так пусть и истребитель космического поколения назовут богатырским именем".
    Так что шестое поколение- пройденный этап. Будем бить врага в космосе.
    Полностью статья https://rg.ru/2017/03/13/kakimi-budut-istrebiteli
    -vosmogo-pokoleniia.html.
  19. 0
    12 сентября 2017 15:00
    Нам просто нужно довести Су-57 до начального уровня боеготовности и начать серийное производство. Это цель самая важная, потому что нужны боевые единицы в небе. Очень плохо, что борт Су-57 с двигателями второго этапа всё время отодвигают "вправо". Хотя безусловно самым важным признаком 5 поколения считаю сетецентричность, дающую пилоту превосходную ситуационную осведомлённость. И вот именно в этот аспект я бы вкладывал бабки, чтобы получить важнейший эффект - умение побеждать.
    1. +1
      12 сентября 2017 15:19
      просто вложить бабки и получить результат в современных условиях можно только по темам имевшим задел во времена СССР, стряхнуть пыль, подогнать БРО на современную элементарную базу "для бедных" , получить почти новое изделие - это возможно, но со времен советов уже прошло 25лет, все эти "не имеющие аналогов" про которые все эти годы был треп - не более чем попытки оживить советские проекты.

      сейчас все немного по другому, время прошло много, пора вести полноценную НИОКИР по новым темам, и тут выясняется что делать это некому и не на чем, сюрприз сюрприз.

      это я к тому что не следует ждать слишком многое от того же сухого, тем более что "военный тырнет" про которые талдычат в последнее время так и остается в яслях, и когда мы выйдем на уровень пингвинов 90-95 года непонятно. А без этого информационная составляющая су57 не будет принципиально отличаться от предшественников.
    2. 5-9
      +1
      12 сентября 2017 15:33
      Но не нужно спешить и клепать, как США, сырые машины, которые потом придётся переделывать. С Су-35С-то проблемы по доведению и освоению в войсках были.
      Кстати, никто не отразил такой необходимый признак 5-го как большой внутренний запас топлива.
      1. +2
        12 сентября 2017 15:45
        Просто самый отличительный признак самолёта нового поколения в том, что он напрочь, т.е. в "сухую", выносит самолёты предыдущих.
        1. 5-9
          +1
          12 сентября 2017 16:25
          Да ладно? Чой-то у Ф-22 никак не то что всухую, а с разгромным счётом, Ф-18Е с Тайфуном не удаётся вынести на учениях.
          Ну и Миг-19 Фантомы валили неплохо. Разгром даже убогих экспортных версий Миг-21 и Миг-23 в 82-м обеспечивался не 4 вс.3 поколение, а применением ДРЛО.
          Не, если смотреть на первые версии предыдущего поколения ...дцатилеьтней давности, типа Су-57 вс..Су-27С, то может и да, а вот Су-57 вс. Су-35С - нихт.
          1. 0
            12 сентября 2017 16:44
            Имеется ввиду не те самолёты предыдущего поколения, которвые не являются переходными моделями, типа, 4+ или 4++, а просто 4 для пятого. Т.е. Су57 должен выигрывать у Су-27 в "сухую".
        2. 0
          12 сентября 2017 23:17
          Цитата: Tektor
          Просто самый отличительный признак самолёта нового поколения в том, что он напрочь, т.е. в "сухую", выносит самолёты предыдущих.

          угу
          Vive La France : Rafale отдербанил F-22 как щенка


          Этот Rafale вернулся из учений Red Flag с этим:

          Rafale какого?
          Dassault Rafale («Шквал») — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation»



          Цитата: Tektor
          Т.е. Су57 должен выигрывать у Су-27 в "сухую".

          не факт
        3. +1
          14 сентября 2017 11:23
          Просто самый отличительный признак самолёта нового поколения в том, что он напрочь, т.е. в "сухую", выносит самолёты предыдущих.
          Не взлетая со стоянки!
  20. +4
    12 сентября 2017 15:19
    1) Су-27 эквивалентен Ф-15. Они примерно равны.
    2) Ф-22 делали, чтобы незаметно проходить сильное ПВО
    и добиваться господства в воздухе над территорией противника.
    Когда доделают Су-57 с новыми движками, которые пока испытываются,
    он будет примерно равен Ф-22 в воздушном бою.
    3) Ф-35 уже в массовом производстве и получил статус полной боевой готовности.
    Им оснащаются - массово - ВВС США и ряд стран НАТО.
    Как у ударника у него нет пока достойного эквивалента по эффективности.
    В воздушном бою он сильнее любого самолета 4-го поколения (раньше заметил - раньше выстрелил),
    а в группе способен противостоять любому самолету 5-го поколения.
    1. 0
      12 сентября 2017 15:57
      Цитата: voyaka uh
      он будет примерно равен Ф-22 в воздушном бою.

      мое, сугубо оленье мнение, СУ_57 будет превосходить, и существенно.
      Ф-22 в генетике имеет проблемы- которые не исправить
      Цитата: voyaka uh
      В воздушном бою он сильнее любого самолета 4-го поколения (раньше заметил - раньше выстрелил),

      он еще ни с кем не сталкивался.
      поживем -увидим.
      и что значит
      Цитата: voyaka uh
      Как у ударника у него нет пока достойного эквивалента по эффективности.

      "ударника"
      ?
      1. +3
        12 сентября 2017 16:14
        Я имел в виду, истребителя-бомбардировщика. У Ф-35
        радар и ПО делают анимацию в реальном времени целей
        на земле. Такого не было раньше.
        1. 0
          12 сентября 2017 21:51
          Цитата: voyaka uh
          Такого не было раньше.

          ну не было анимации и что?
          в реальном режиме пилот умел считывать показания БРЛС и наносить удары
          Цитата: voyaka uh
          Это верно. Я сужу по отзывам пилотов в США, ранее летавших

          Да,да , да
          F-35’s kill ratio with Aggressors stands at 15:1 during Red Flag 17-1 (most probably thanks to the supporting F-22…)

          каждый кулик хвалит свое болото
          1. 0
            12 сентября 2017 22:18
            "в реальном режиме пилот умел считывать показания БРЛС и наносить удары"////

            ....Догадываясь ночью, какая цель - грузовик или танк. Больше гаданий нет: танк - "нарисован" танк, грузовик - "нарисован" грузовик. Летчику Ф-35 не надо соображать на ходу, что он атакует, он видит 3-х мерную картинку с помеченными целями.
            И такие же картинки видят его товарищи. И распределяют цели (без радиопереговоров).
            1. 0
              12 сентября 2017 23:21
              Цитата: voyaka uh
              Догадываясь ночью, какая цель - грузовик или танк.

              ой да ладно.
              Всё давно в ППЗУ.
              Даже памяти не хватает.
              У американцев (да и у нас уже) база целей так велика, что не влазет в мозг компа, обмен данными по идентификации через КП земли
              Цитата: voyaka uh
              Летчику Ф-35 не надо соображать на ходу, что он атакует, он видит 3-х мерную картинку с помеченными целями.

              да они фигачат все подряд в зоне выполнения БЗ.
              ни кто не парится , американцы тем паче
              Цитата: voyaka uh
              И такие же картинки видят его товарищи. И распределяют цели (без радиопереговоров).

              а вот тут мы их и поймаем.
              если бы они себе еще нейроинтерфейсы поставили- вообще сказка
              1. +1
                13 сентября 2017 10:28
                "да они фигачат все подряд в зоне выполнения БЗ"////

                Нет, конечно. И не из гуманизма. Ракета Хеллфаэр - дорогая.
                И пустить ее в грузовик, вместо танка - непозволительня роскошь.
                А наземные колонные техники всегда смешанные. Танки не идут все
                вместе, а рассованы на семитрейлерах или сами на гусеницах между
                машинами снабжения и гражданскими.
                Системы Ф-35 позволяют группе выбивать экономно самые важные цели, не
                тратя боезапас на пустяки.

                "Даже памяти не хватает."///

                Это верно. Системы "ситуационной осведомленности на земле"
                берут бОльшую часть памяти самолетного компа. Но благо и
                компы совершенствуются - мощность и память наращиваются без
                увеличения размера и веса (потому и борются, как сумасшедшие, за нанотехнологии smile )
              2. 0
                14 сентября 2017 10:33
                может там где то сисадмин притаился?
      2. +2
        12 сентября 2017 16:26
        "он еще ни с кем не сталкивался"///

        Это верно. Я сужу по отзывам пилотов в США, ранее летавших
        на 4-м поколении. Сейчас, когда сняли ограничения ПО по перегрузкам (g), самолет стал летать
        гораздо резче и резвее у подъучившихся летчиков прибавилось оптимизма smile .
        1. 0
          14 сентября 2017 11:27
          Все "Кац предлагает сдаться!" (с) "На Дерибасовской хор погода на ББ идут дожди"
  21. 0
    13 сентября 2017 16:04
    Шестое поколение это уже ударные аэрокосмолеты, типа разрабатываемого МиГ-41.
    1. 0
      13 сентября 2017 22:14
      Так миг 41 вроде как замена 31 дальний перехватчик . При чем тут 6 поколение. Он скорей даж к 4 будет относится.
  22. +1
    14 сентября 2017 10:30
    Пора уже отходить от старой класиффикации: истребитель, бомбардировщик штурмовик и пр. поэтому так и называют авиационный комплекс чтоб потом в связи с определенным набором ракет или бомб мундир нацепить. Блочный подход. это как в древние века есть человек (планер) навешиваем на него щит копье он фалангист посадили на коня забрали щит и вместо копья саблю дали (оружие условно) уже Чапаев! Как то так
  23. +1
    17 сентября 2017 18:47
    Господа, может прекратим уже эти игры в "поколения"? А то уже под этот дебильный маркетинговый в-ы-с-е-р штатовского ОПК начали признаки существующих машин подгонять. Нет никаких поколений и не было никогда. На любой самолёт всегда ставили то, что могли. Поэтому На "балалайке" раз 5 меняли РЛС и прочее БРЭО. Да,кому-то в США потребовалось как-то оправдать кратный рост расходов на НИОКР и производство истребителя и они выдумали "пятое поколение". Но нигде и никогда никто не озвучил общепризнанные критерии этих поколений.

    И хватит уже фетишить на АФАР. Кто-то может доказать, что ПФАР МиГ-31 плох?

    Возможно, со временем появятся машины, у которых будет что-то принципиально новое по отношению к существующим. Например, крыло с адаптивным профилем. Или двигатель, способный работать в атмосфере и вне её. Вот тогда можно будет говорить о новом поколении ЛА. А F-22 отличается от Су-35 только фокусом приложения инженерных усилий. Никакого "нового поколения" там нет.
    1. +1
      17 сентября 2017 19:05
      "...Или двигатель, способный работать в атмосфере и вне её..."




      А также нырять в океан....




      "...А F-22 отличается от Су-35 только фокусом приложения инженерных усилий...."



      Можете расшифровать сие нетривиальное заявление?..
      1. 0
        19 сентября 2017 00:47
        F-22 изначально затачивался под "стелс" и очень специфическое понимание сверхманевренности. Непонятно с чего вдруг штатовцы решили, что время "дог файтинга" в небе прошло и, поверив в собственную выдумку, решили сделать самолёт на основании этих фантазий.
        Су-35 создавался с фокусом на превышение классических ЛТХ самолётов потенциального противника с фокусом на максимальную боевую эффективность в классическом воздушном бою. Без фантазий, голливудщины и голословных утверждений, на опыте реальных боевых действий прошлого.

        Доступно объяснил?
        1. +1
          19 сентября 2017 01:16
          "...Без фантазий, голливудщины и голословных утверждений, на опыте реальных боевых действий прошлого...."


          Говорят что готовится надо к будущим боями...кто готовится к прошлым пролетает с треском обычно...




          Не подскажете когда последний догфайт случился?...в какой войне...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»