Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Соколы Порошенко дадут бой русским «Аллигаторам»

Украинский вертолет Ми-2МСБ-В намерен завоевывать господство в небе и победить Ка-52

52577

На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».

И это могло бы стать сенсацией как минимум европейского уровня, если бы слова, описывающие ситуацию в украинском оборонно-промышленном комплексе, существенно не расходились с реальным положением дел. Потому что на Украине никогда вертолеты не разрабатывали. Более того, их и по чужим чертежам никогда местная промышленность не производила. Правда, с давних времен в Запорожье, на предприятии, которое сейчас называется «Мотор Сич», выпускаются важнейший вертолетный узел — двигатели. И они устанавливались на машины Миля и Камова. Однако на голом двигателе в небо не взмоешь.

Речь в «Деловой столице» идет о модернизации силами «Мотор Сич» вертолетов, которые достались украинцам в качестве советского наследства. Автор пишет, что пока не нашлись средства на покупку зарубежных винтокрылых машин, будем делать свои «смертоносные птицы» и «ракетоносцы» из машин, созданных в ОКБ Миля лет 30−50 назад. Таким образом, считает он, можно будет «продержаться» лет десять.

Продержаться, вероятно, можно было бы. Если бы, начиная с 1991 года, украинцы не начали с огромной скоростью распродавать свой вертолетный парк. При Кучме продали 148 вертолетов. При Ющенко — 34. При Януковиче — 17. При Порошенко — 10 ударных Ми-24. Итого: 209 машин.

Читайте также

Остались сущие слезы: 45 Ми-24 (хоть «Деловая столица» утверждает, что их 70), 30 Ми-8 и 4 Ми-9. Есть еще архаичные вертолеты Ми-2, количество которых не сообщается. Они тоже могут пойти в дело, то есть на «модернизацию по-украински».

Вполне понятно, что большая часть из нераспроданного находится в плачевном состоянии. И, чтобы вертолеты, не падали на землю при отказах двигателей, «Мотор Сич» двигатели заменяет в обязательном порядке. В Запорожье это пока еще не разучились делать. Помимо этого вертолеты оснащаются более современной авионикой.

Однако это не заслуга нынешней киевской хунты. Первый ударный вертолет, модернизированный до уровня Ми-24ПУ-1, был создан в 2012 году. То есть при Януковиче.

На обновленный вертолет установили систему сбора и регистрации полетной информации БУР-4−1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерную система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковую навигационную систему GPS МАР-695, ультракоротковолновую радиостанцию КY-196 В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350.

А также сворованную станцию оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ. В 2009 году в Брянске состоялся суд по делу о контрабанде директором украинской компании «Адрон» документации и узлов аналогичной российской станции, по образу и подобию которой и была построена «украинская» станция «Адрос».

При Януковиче, до лета 2014 года, смогли модернизировать только три вертолета. Знаменательное событие с участием этой «великолепной тройки» состоялось в ночь на 1 ноября этого года, когда на полигоне Широкий Лан прошли маневры под кодовым названием «Хеллуин».

На этом все и застопорилось. У завода «Мотор Сич» недостаточно ресурсов, чтобы делать моторы для следующих модифицированных вертолетов. К тому же в авионику входят французские комплектующие, за которые надо платить валютой. Париж не намерен оказывать Киеву безвозмездную помощь.

А теперь самое интересное — почему Ми-24ПУ-1 называется ракетоносцем. Действительно, помимо пушки на вертолете установлены блоки неуправляемых реактивных снарядов калибра 80 мм. Но назвать их ракетами — язык не поворачивается. Ну, а также используется все, что осталось в загашнике от советских времен и использовалось на Ми-24 по прозвищу «Крокодил». Свободно падающие бомбы, подвесные контейнеры с пулеметом и гранатометом, противотанковые управляемые ракеты «Штурм-В».

Теперь ВСУ уповает на Ми-24ПУ-2 — это еще более совершенная модернизация, о сущности которой не сообщается. Это и понятно, — военная тайна. Известно лишь, что ПТУР «Штурм-В» в ней заменена на ракету собственной разработки «Барьер-В». Она имеет бронепобиваемость в 800 мм, что по современным меркам не так уж и много. У последней российской модификации «Штурма» этот показатель — 950 мм.

Однако Ми-24ПУ-2 уже давно пылится в ангаре завода-изготовителя. У Министерства обороны нет денег, чтобы выкупить эту смертоносную птицу. Похоже, что вертолет так и останется в единственном экземпляре, потому что на него навешали еще больше французской авионики, которая Киеву не по карману.

Куда более радикальные эксперименты производятся с вертолетом Ми-8, украинская военная модификация которого называется Ми-8МСБ-В. Производятся попытки оснастить его ракетой ближнего действия «воздух-воздух» Р-73. Затея странная, поскольку ракета предназначена для скоростного высокоманевренного боя и является вооружением современных истребителей. Ну, и еще ее устанавливают на Ка-52 «Аллигатор». Но Ми-8 близко к этому вертолету не стоит по летным качествам. Однако душа украинского конструктора — потемки. Особенно, когда он начинает конструировать системы, с которыми ему до этого работать не приходилось. Возможно, стрельба этими ракетами будет показана на маневрах «Хеллуин-2018», чтобы порадовать Турчинова.

Намереваются на Украине переделать в «боевую машину» даже Ми-2, вертолет, который уже давно устарел даже для сельскохозяйственной авиации. У Киева большие перспективы по части получения этих вертолетов для конструкторских экспериментов. Прежде их массово производили в Польше. И теперь можно попросить соседей уступить задешево как сами вертолеты, так и запчасти к ним. Сделка может состояться. Во-первых, надо педалировать тему защиты Европы от «русского агрессора». Во-вторых, Ми-2 Польше абсолютно не нужны, поскольку она начинает, не в пример Украине, серьезно вооружаться. Для чего создает и производит достаточно современное вооружение, а также закупает у США разнообразные оружейный комплексы.

Любопытно, что в 2015 году переделка Ми-2 в Ми-2МСБ-В была представлена на выставке вооружений в качестве первого украинского ударного вертолета.

Из украинского в этой причудливой машине лишь экран, прикрывающий левую выхлопную трубу. Чтобы не попала ракета с тепловой головкой самонаведения. Эту конструкцию злопыхатели сравнили с кухонной вытяжкой. Но при этом правая труба не была подвергнута изменениям. Ну, и прикрыли воздухозаборник решеткой.

Читайте также

Еще на вертолет навесили вооружение, разработанное в моторостроительной компании «Мотор Сич»: блоки неуправляемых реактивных снарядов НУРС Б-8МСБ калибра 80 мм и контейнеры с автоматическими гранатометами. Разумеется, боеприпасы советской разработки. Есть также пулемет калибра 7,62 мм, расположенный в салоне.

Кабину никакие изменения не коснулись. Она осталась небронированной. И это разумно, поскольку, во-первых, двум модернизированным движкам АИ-450М с суммарной мощностью в 900 л.с. вряд ли потянуть дополнительную обузу. Ведь Ми-2 создавался совсем для других целей. Во-вторых, как показывает практика, на Украине не могут научиться варить нормальную броню, о чем свидетельствуют постоянные скандалы с БТР и танками, у которых броня трескается не от огневого воздействия противника, а по собственной прихоти.

В настоящий момент по этой программе модернизированы два вертолета. Но дальше дело не пошло. Если до начала модернизации стоимость работ по каждому вертолету оценивалась в 850 тыс. долларов, то в момент передачи первого вертолета в опытную эксплуатацию «Мотор Сич» потребовал у Минобороны уже 4,5 млн. долларов. В связи с чем военные крепко и надолго задумались: а нужен ли им этот дорогой, но не слишком впечатляющий «подарок»?

Оказалось, что нужен. И это обусловлено не качеством вертолета, а именно его высокой стоимостью. То есть и украинским военным, и производителям, и госрегулирующим чиновникам тут есть чем поживиться — чем выше стоимость продукта, тем больше можно украсть. Это очень важный момент.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня