«Мста» по-уральски. Борьба за самоходную артиллерию

Олег Желтоножко, Владислав Белогруд
Журнал «Арсенал», №2 / 2010 г.
Публикуется с разрешения авторов

 

 

Это еще «цветочки»…

 

В 70-х годах XX века СССР успешно ликвидировал отставание от Запада в области самоходной артиллерии, приняв на вооружение «цветочную» серию самоходок, и среди них, в 1971 году эффективную самоходную 152-мм гаубицу 2С3 «Акация». Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты от пушки-гаубицы Д-20 (в самоходном варианте Д-22, длина ствола 32,4 калибра). Одной из главных задач при ее создании было обеспечение применения на самоходной гаубице (СГ) 2С3 всего ассортимента 152-мм боеприпасов, выпускаемых для буксируемых орудий МЛ-20, Д-20, Д-1, нового осколочно-фугасного снаряда (ОФС) ОФ-25 и даже ядерного боеприпаса с эквивалентом 2 килотонны. Такая универсальность привела к тому, что, несмотря на мощный боеприпас, дальность стрельбы 2С3 не впечатляла. Лишь на специальном выстреле ЗБВ3 она достигла 17,4 км. Достичь превосходства советских САУ в артиллерийских дуэлях должны были пушки «Гиацинт» того же калибра, оптимизированные для контрбатарейной борьбы. Самоходный вариант, 2С5 «Гиацинт-С» был принят на вооружение в 1975 году. Его дальность стрельбы достигала 28,4 км, а активно-реактивным снарядом (АРС) – до 33,5 км. Более 1200 «Гиацинтов» (с учетом буксируемых 2А36 «Гиацинт-Б») стали самыми дальнобойными советскими орудиями этого класса, но ценой использования специально разработанных для них боеприпасов и пониженной живучести ствола.

 

Западные самоходки

 

Главной надеждой и защитой Запада тогда являлась самоходная 155-мм гаубица М109, выпуск которой был налажен в США еще в 1962 году и продолжался до 2003 года. Разумеется, все это время М109 последовательно модифицировалась в соответствии с ростом требований. Именно М109 стала самой массовой современной САУ и была растиражирована в количестве более 9000 экземпляров.

Европейские союзники по НАТО, Англия, ФРГ и Италия, намереваясь избавиться в этой области от технологического доминирования США, инициировали в 1970-х годах собственный проект самоходной 155-мм гаубицы SP70 с орудием в 39 калибров, созданной с использованием компонентов удачной буксируемой «еврогаубицы» FH70, разработанной чуть раньше также совместно, а также танка «Leopard-1» и БМП «Marder». Максимальная дальность стрельбы должна была достичь 24 км со стандартным ОФС и 30 км с АРС. Артиллерийская система SP70 должна была быть совместима со всеми 155-мм боеприпасами, используемыми в НАТО, а также американским снарядом М712 Copperhead с лазерным наведением, способным поражать точечные цели. Предусматривался механизм заряжания, который бы обеспечил темп стрельбы до 6 выстрелов в минуту.

Разработка была прекращена из-за технической сложности и проблем с финансированием в середине 1980-х годов. Было построено лишь 5 прототипов, а на вооружении стран-участниц осталась американская М109. Но работа была проделана не зря.

Опыт разработки самоходной гаубицы был реализован Германией при создании PzH-2000, Италией – «Palmaria» и Великобританией – AS90. Франция успешно довела до нужного уровня собственную конструкцию F1 GCT (Grand Cadence de Tir – высокий темп стрельбы, до 8 выстрелов в минуту за счет автомата заряжания) и дальностью стрельбы от 23,5 до 30 км. Французы построили 250 машин для себя и для экспорта в Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию.

К 80-м годам XX века стандартными требованиями к самоходным гаубицам стали: дальность стрельбы ОФС в районе 30 км, АРС – 40-50 км, и скорострельность в режиме короткого огневого налета (за 10 – 15 с) 5-6 выстрелов за счет применения автомата заряжания. Стали внедряться бортовые компьютеры, системы автоматического наведения качающейся части орудия и восстановления ее положения после выстрела, появились новые требования к удобству работы расчетов.

Стандартными приемами для увеличения дальности стрельбы являются увеличение длины ствола и объема зарядной каморы. Этой же цели служит улучшение аэродинамической формы снаряда, применение донной выемки и донного газогенератора. Увеличение дальности полета снаряда до полутора раз может быть достигнуто установкой специального реактивного двигателя (активно-реактивный снаряд, АРС), который, однако ухудшает аэродинамику полета и отрицательно влияет на точность попадания.

Требования к повышению дальности стрельбы в НАТО выросли вследствие появления доктрины «борьбы со вторыми эшелонами», направленной на нанесение огневого поражения численно превосходящим войскам Варшавского договора еще на подходе их к переднему краю. Той же цели было подчинено развитие средств разведки и управления, повышение мобильности средств поражения.

Крайне важным этапом в развитии дальнобойности артиллерии стала разработка Джеральдом Буллом (Gerald Vincent Bull), канадским конструктором из Space Research Corporation (SRC), снарядов повышенной дальности (ERFB, Extended Range, Full Bore) и орудийных стволов для них. Для снаряда повышенной длины специальной формы с ведущими выступами в головной части и упрочненным ведущим пояском, развивающего начальную скорость около 800 м/с, потребовалось удлинить ствол до 45 калибров, увеличить глубину и изменить крутизну нарезов. Эти требования были реализованы в орудии GC-45 (Gun, Canada, 45-calibre – пушка канадская, 45-калиберная) оригинальной версии Булла. Она же послужила основой для изготовленной в Австрии 155-мм гаубицы CNH-45 корпорации NORICUM, и в ЮАР – гаубицы G-5 в буксируемом варианте, и G-6 в самоходном корпорации ARMSCOR. Дальность стрельбы этих артсистем достигла 40 км для снарядов с донным газогенератором. Именно эта разработка SRC, впоследствии с помощью Австрии и попала в Китай и стала основой их успеха.

К началу 1990-х годов в НАТО сделали еще один шаг в улучшении баллистики артиллерии. В качестве стандарта была принята 155-мм гаубица-пушка с длиной ствола 52 калибра и объемом зарядной каморы 23 литра вместо ранее принятых 39 калибров и 18 литров.

США, оставшись в рамках старого стандарта, создали наиболее совершенную модификацию старушки М-109. Ею стала М109А6 Paladin («Паладин»), принятая на вооружение в 1992 г. Она имеет башню с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие М284 при длине ствола в 39 калибров обеспечило дальность стрельбы до 30 километров обычным снарядом. Самоходная гаубица оборудована автоматизированной системой управления огнем, бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, а также приемником космической радионавигационной системой NAVSTAR.

Настоящим прорывом в самоходной артиллерии обещала стать американская программа «Crusader» (Крусейдер – крестоносец), комплекс, создаваемый «General Dynamics»: самоходная гаубица ХМ 2001 и транспортно-заряжающая машина ХМ2002. Экипаж боевой машины был сокращен до трех человек. Орудие со стволом в 56 калибров обеспечивало дальность стрельбы более 50 км. Масса конструкции снижена за счет применения деталей из титана, а высокую скорость движения обеспечивал газотурбинный двигатель. Но главной особенностью «Крусейдера» должно было быть раздельно-гильзовое заряжание с модульными метательными зарядами. Модули позволяют быстро набрать нужный заряд из отдельных элементов, меняя его в широких пределах, а стабильность сгорания заряда обеспечивает лазерная система воспламенения. С учетом увеличения боевой скорострельности, скорости и точности наводки, разнообразие переменных зарядов позволяет, например, обстреливать цель по нескольким сопряженным траекториям – подлет снарядов к цели с разных направлений намного повышает вероятность ее поражения. Планировалась готовность системы к 2008 году, однако в начале мая 2002 года министр обороны США Дональд Рамсфелд закрыл программу, стоившую $11 млрд, мотивировав решение недостаточной мобильностью машины из-за завышенных габаритов, и недостаточной точностью стрельбы на такой дистанции. Прототип ХМ 2001 стал музейным экспонатом.

Стоимость ХМ 2001 достигла $25 млн, при том что весьма совершенная немецкая PzH-2000 стоит 4,5 млн долларов. Пентагон отказался также от немецкого предложения принять на вооружение PzH 2000. По мнению армии США М109А6 «Paladin» достаточно эффективен для всех задач.

 

 

 

Русский ответ

 

В СССР сделали ставку на принципиально новое орудие, которое могло бы не только удержать паритет с Западом по техническому уровню разработок, но и вырваться вперед. В середине 70-х годов в СССР практически одновременно с НАТО осознали необходимость коренной модернизации и перехода к единому калибру в дивизионном и армейском звене сухопутных войск. В перспективе, место 122, 130, 152, 180 и 203 мм орудий должна была занять единая артсистема 152 мм раздельно-гильзового заряжания в буксируемом и в самоходном варианте с унифицированным набором боеприпасов.

Такой должна была стать гаубица «Мста», разрабатываемая с 1976 года под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева в ОКБ ПО «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан») в г. Волгоград.

Согласно заданию, «Мста» предназначена для поражения средств доставки тактических ядерных зарядов, артиллерийских, минометных и ракетных батарей, командных пунктов, полевых фортификационных сооружений, танков и живой силы. Дальность стрельбы должна позволять препятствовать маневрам резервов противника в глубине его обороны. Гаубица должна вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях.

Несмотря на то, что главной целью новой системы являлось превосходство над зарубежными конкурентами, как существующими, так и перспективными, вновь обязательным требованием оставалось возможность применения старых штатных выстрелов буксируемых гаубиц МЛ-20, Д-20, самоходных орудий 2С3 и 2С5, с переменными зарядами как в латунных, так и в стальных гильзах.

В буксируемом варианте гаубица получила наименование 2А65 «Мста-Б». Вариант для самоходного орудия получил наименование 2А64, а самоходная установка в целом – самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». За разработку гаубицы «Мста-Б», принятой на вооружение в 1986 году, большая группа инженеров-конструкторов ОКБ и рабочих опытного завода была награждена правительственными наградами, а сама работа по созданию гаубицы и выстрелов к ней была удостоена Государственной премии СССР. Суммарный выпуск «Мсты-Б» составил более 1200 единиц.

Требованием заказчика для самоходного варианта было использование базы танка, состоящего на вооружении. Облик перспективной САУ вырабатывался с середины 1970-х годов в КБ Свердловского завода транспортного машиностроения, (тогда – подразделении УЗТМ).

Одна из конструкций была предложена группой разработчиков во главе с Н. Тупицыным. Решалась проблема высокой концентрации пороховых газов в обитаемом отделения, та самая, которая еще недавно серьезно осложнила испытания «Акации». «Объект 327» создавался по безбашенной компоновке с размещением орудия на специальном погоне. Массивный погон, устанавливаемый открыто, на корпусе САУ, конструкторы между собой назвали «шайбой». То же название «приклеилось» ко всей машине. Экипаж «шайбы» размещался в изолированном боевом отделении и управлял агрегатами дистанционно.

Работа была начата в 1976 году и была реализована в двух опытных образцах с орудиями от «Акации» и «Гиацинта». Проверялась пригодность концепции при стрельбе мощного орудия на больших углах его поворота. В конструкции «шайбы», помимо значительной экономии массы, имелось множество оригинальных решений в установке орудия, боеукладки и конструкции механизма заряжания, которые были защищены патентом в 1978 году.

Однако необходимость длительной доводки нестандартной компоновки для САУ была не очевидна. Существовал и хорошо развивался проект Ю. Томашова, «объект 316». Именно он впоследствии был принят, а опытный образец «шайбы» остался в музее ФГУП «Уралтрансмаш».

Официальное тактико-техническое задание на САУ Главное ракетно-артиллерийское управление выдало в 1980 году, присвоив системе обозначение 2С19.

Права головного разработчика шасси и машины в целом получило трансмашевское КБ, боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность»), а КБ артиллерийского завода № 9 в Свердловске занималось качающейся частью. Главным конструктором установки был утвержден Ю. В. Томашов.

Свердловский завод транспортного машиностроения был серьезно ограничен в свободной площади, нужной для постановки на производство новой машины. Главный технолог Свердловского «Трансмаша» Ю. Бутрин предложил серьезно реорганизовать территорию завода в районе одной из производственных площадок, что позволяло возвести там завод практически заново, увеличив и территорию, и сборочные мощности. Эта идея нашла поддержку и в Миноборонпроме, и в обкоме КПСС, и при их поддержке в 1981 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященное строительству в Свердловске, по существу, нового современного машиностроительного завода. Строительство было начато, но завершение его было отнесено на 1995 год, а пока и отработка боевой машины и строительство завода под нее в Свердловске велось практически одновременно.

Макетный образец на базе танка Т-72 был изготовлен в ноябре 1983 года, а в конце декабря была готова и первая опытная САУ. В течение 1984 г. под Ленинградом на полигоне в Ржевке прошли полигонные испытания с участием заводской комиссии, которую возглавлял главный конструктор Ю. Томашов. Выявленные недостатки должны были устранить на шести машинах установочной партии для войсковых испытаний, четыре из которых были сданы в декабре 1985 года, а еще две – в 1986 году. Происходило это в условиях реконструкции предприятия, а фактически – нового строительства.

При отработке опытных образцов выявилась невозможность победить раскачку при стрельбе, если использовать на САУ ходовую часть Т-72. Было принято решение, взять от Т-72 главное – двигатель, трансмиссию, приводы управления. Бронекорпус САУ сформировать из тонких 15-мм плит гомогенной броневой стали и по конструкции и геометрии подобно корпусу танка Т-72, но с верхним (подбашенным) листом корпуса с башенным погоном диаметром 2444 мм. Тонкий бронекорпус позволил получить значительный резерв массы, но его толщина достаточна, чтобы обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования от бронебойных пуль и осколков.

Ходовая часть САУ (одного борта) состоит из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов, взятых с Т-80. Из-за длинных торсионов катки левого борта смещены вперед на 110 мм. Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время выстрела для гашения колебаний. Их эффективность позволяет при стрельбе отказаться от обычно применяемых на такой технике выдвижных стабилизирующих опор, опускаемых на грунт.

Гусеница шириной 580 мм с резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже взята с Т-80.

Рассматривались варианты создания для «Мсты» транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) на том же шасси, но заказчик потерял интерес к данной теме, и она так и не была реализована в металле.

К сожалению, перспективное тяжелое шасси с элементами ходовой части Т-80, самого совершенного танка, среди разработанных в СССР, не нашло дальнейшего применения. С прекращением производства Т-80, единственным разработчиком, который и сейчас предлагает нужные армии машины, построенные на базе этого шасси, но с дизелем, осталось Омское КБ транспортного машиностроения.

Одновременно с гусеничной «Мстой» разрабатывался колесный вариант 2С27 «Мста-К». Боевое применение колесной САУ предполагалось с огневых позиций, привязанных к рокадным дорогам, то есть параллельно линии фронта. За счет повышенных скоростей перемещения, батареи колесных САУ могли быстро реагировать на угрозы на протяженном участке фронта и быстро уходить от ответного огня. Для «Мсты-К» применили опытное четырехосное шасси КрАЗ-ЧР-3130, которое после всех доработок и изменений было обозначено КрАЗ-6316. За разработку колесной самоходной артиллерийской установки 2С27 «Мста-К» отвечал горьковский ЦНИИ «Буревестник». В середине 80-х годов велись испытания опытных образцов, в том числе и на шасси Урал-5323, однако разработка колесной САУ была прекращена.

Не дожидаясь окончания испытаний и завершения реконструкции завода в Свердловске, по Постановлению Совета Министров в башкирском г. Стерлитамаке началось строительство предприятия для выпуска СГ «Мста-С». Первая очередь Стерлитамакского машиностроительного завода была пущена в 1987 году, а первая САУ собрана здесь в декабре 1988 года.

После войсковых испытаний самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии в 1989 году. Новая самоходка поступала на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий.

В ноябре 1990 года звание Героя Социалистического Труда было присвоено генеральному конструктору Ю. Томашову, а в конце декабря 1990 года высокие государственные награды получили девяносто девять работников ПО «Уральский завод транспортного машиностроения им. Я. М. Свердлова» (так предприятие называлось с 11 марта 1990 года) за разработку и освоение в серийном производстве СГ «Мста-С».

В официальный отчет об испытаниях вошло такое заключение: «Мста-С» может стать базовым орудием и открыть новое поколение отечественной полевой артиллерии».

Однако если для управления артиллерийским огнем «Мcты» и в XXI веке по-прежнему используются командно-штабные машины комплекса 1В12, то требуется, как минимум, их модернизация.

Зато существенным преимуществом «Мсты» является специальный тренажер 2X51 «Бункеровка» на котором имитируются действия всех номеров без расходования дорогостоящих боеприпасов. Тренажер для этой достаточно сложной машины, тоже разработан на «Уралтрансмаше».

Были начаты работы по улучшению самоходной гаубицы, которой даже успели дать индекс 2С30 и имя «Исеть».

 

Попытка прорыва на внешний рынок

 

Самоходная установка «Мста» – один из немногих образцов советской военной техники, который практически сразу был предложен на внешний рынок. Впервые макет и справочные данные по 2С19 были представлены на оружейной выставке в Маниле уже в ноябре 1990 года. Установка получила благожелательные отзывы специалистов, но как раз в это время отечественная оборонка начинала свое обвальное падение. В 1991 году «Уралтрансмаш» выпустил боевых и инженерных машин в два с лишним раза меньше, чем в 1990 .

За счет меньшей стоимости продукции завод на Урале выиграл соревнование у Стерлитамака, но производство задыхалось в условиях острейшего дефицита материалов и комплектующих. Однако, как бы ни сокращался оборонный заказ в 1990-х годах, «Уралтрансмаш» не прекратил выпуска боевой техники. Из-за постоянного недофинансирования и задолженности за уже сделанные поставки производство боевой техники ограничивалось небольшими сериями и в значительной степени финансировалось за счет самого завода, который еще занимался ремонтом своей техники, выпущенной в 1970-80-х годах.

Выставочная же деятельность на этом фоне выглядела ярко и эффектно. В России реальный образец «Мcты» был впервые показан на авиасалоне в Жуковском в августе 1992 года. Дебют за рубежом состоялся в феврале 1993 г., на международной выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ).

На показательных стрельбах, экипаж «Мсты-С», выпустив с расстояния 15 км 40 управляемых снарядов «Краснополь», сумел поразить 38 целей. Посетители выставки смогли убедиться в мощности боеприпаса, когда российская машина начала расстреливать неиспользованный боекомплект по расставленной в качестве мишеней бронетехнике с дистанции в 1,5 км.

На очередной выставке в 1995 г. «Мста-С» демонстрировала потенциальным заказчикам и конкурентам из других стран лучшие в своем классе боевых машин маневренность и ходовые качества на устроенных для этого «кольцевых бегах» со всевозможными препятствиями.

При заявленной скорострельности 8 выстрелов в минуту СГ «Мста-С» без проблем делала 10. Для начала 1990-х этот результат фантастический. Также САУ имела впечатляющий возимый боекомплект – на 50 выстрелов и была оснащена автоматизированной системой подачи снарядов с грунта.

Тогда же выявилась и главная проблема. В сравнении с южноафриканской самоходкой G6, участвовавшей в той же выставке, российская вчистую проигрывала в дальности стрельбы. Дальность в 39 км, показанная G6, для российских снарядов устаревшей баллистики была недостижима.

Дальнейшее участие в международных выставках в Греции, Турции, Франции, Индии, Малайзии никаких экспортных контрактов не принесло. Недостаточная дальность стрельбы, нестандартный калибр (большая часть потенциальных заказчиков уже перешла на 155 мм) и вдобавок – устаревшая система управления огнем не дали «Мсте» достичь экспортного успеха.

 

Модернизация и новый облик «Мcты»

 

Выходом из сложившейся ситуации могла стать только немедленная модернизация. Первый этап ее завершился в 2000-2001 гг. и ознаменовался демонстрацией на выставках вооружений новых моделей – 2С19М калибром 152,4 мм и 2С19М1 – уже 155 мм. Скорострельность по сравнению с базовой машиной увеличилась в 1,4 раза и составила 11-12 выстрелов в минуту. Удаление стреляных гильз из боевого отделения производилось за один цикл, а новая конструкция ствола и люльки обеспечила их замену без демонтажа башни.

Впервые была установлена автоматизированная система управления наведением и огнем (АСУНО) «Успех-С». В составе АСУНО имеются:

самоориентирующая система гирокурсоуказания, которая производит определение и хранение ориентирного направления, измерение углов наклона орудия, и передает эту информацию в бортовой компьютер;

компьютер со встроенным модемом, который принимает и обрабатывает данные, рассчитывает установки для стрельбы;

дисплей – основной прибор командира, и индикаторы наводчика и заряжающего;

механический датчик скорости;

цифровой датчик возвышения.

Все это давало автоматизацию режимов развертывания с марша на произвольную огневую позицию, топопривязку и навигацию, прием целеуказания от внешнего источника и автономный расчет установок для стрельбы, наведение орудия и автоматическое восстановление наводки по горизонтали и вертикали, быструю смену позиций. Управление огнем батареи модернизированных САУ могло осуществляться машинами типа «Фальцет-М», «Машина-М», «Капустник-С». Наличие комплекта «Накидка» резко снизило вероятность обнаружения с помощью тепловизионных систем и поражения «умными боеприпасами» с головками самонаведения (инфракрасными – в 2-3 раза, радиолокационными – в 6 раз). И, наконец, модернизированные самоходки получили радиолокационную систему определения начальной скорости снаряда.

155-мм 2С19М1 «Мста-С» при использовании выстрелов западного производства имела максимальную дальность стрельбы 41 км (для снаряда с донным газогенератором) и располагает в боекомплекте 155-мм вариантом управляемого снаряда «Краснополь-М».

Аналогичные варианты имеются и для более старой «Акации». Первый вариант (2С3М1) сохранил калибр 152 мм, второй (2С3М2) получил 155-миллиметровое орудие. Оба оснащены АСУНО.

Модернизированные самоходные гаубицы «Мста-С» и «Акация» были представлены возможным покупателям и российской публике на оружейных выставках в Нижнем Тагиле в 2000 – 2006 годах.

 

Перспективы «Мcты» для зарубежья и соперники

 

Для XXI века артиллерийский калибр 152,4 мм можно считать своего рода анахронизмом. После проведения НАТО стандартизации подобных артиллерийских систем под единый калибр 155 мм, именно он стал доминировать в мире, постепенно вытесняя «архаичный» шестидюймовый. Целый ряд новых орудий, специально создаваемый под 155-мм калибр, превосходят 152-мм аналоги, как по дальности, так и по точности стрельбы. Мировым лидером по дальности является южноафриканская колесная самоходная система G6-52L, разработанная компанией Denel Land Systems Lyttleton. Во время стрельб 11 апреля 2006 года на полигоне в ЮАР была зафиксирован рекорд дальности стрельбы для артиллерийских систем данного калибра – 75 км с активно-реактивным снарядом V-LAP. Версия G6-52L отличается от предшественниц – буксируемой G5 и самоходной G6 увеличенной до 52 калибров длиной ствола. Всего было изготовлено около 150 САУ семейства G6, дальность стрельбы которых стандартным осколочно-фугасным снарядом находится в районе 30 км.

Ствол длиной 52 калибра германская самоходная 155-мм артсистема PzH 2000 получила изначально. Максимальное достижение PzH 2000 составляет 56 км при стрельбе тем же снарядом V-LAP, и около 40 км – обычным снарядом.

Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000) выпускается с 1998 года компанией Krauss-Maffei Wegmann и имеет систему навигации, автоматизированную систему управления огнем, автоматическую систему заряжания с боекомплектом из 60 снарядов и 228 модульных метательных зарядов. Среди ее достоинств – возможность устанавливать блоки навесной динамической защиты на крышу и бока башни. Основное бронирование обеспечивает защиту от 14,5 мм пуль. Основным недостатком является высокая стоимость, из-за чего PzH 2000 выпущена в относительно небольших количествах и состоит на вооружении только в нескольких странах НАТО: 185 – в Германии; 24 – в Греции; 70 – в Италии и 57 – в Нидерландах. В ее пользу то, что сейчас она активно применяется в боевых действиях в Афганистане. С точки зрения технического уровня именно эта САУ является в настоящее время тем эталоном, на который ориентируются другие производители.

Хорошие перспективы прочат южнокорейской 155-мм САУ К9 «Thunder» со стволом также в 52 калибра, которая сочетает в себе высокий технический уровень и относительно небольшую стоимость. Для этой САУ имеется ТЗМ К10 на том же шасси, причем процесс пополнения боекомплекта полностью автоматизирован.

Изготовленная в Samsung Aerospace Industries (SSA) и прошедшая испытания в 1996 году, эта САУ не только поступила на вооружение армия Республики Корея в 1999 году, но и была в 2004 году продана Турции, где получила обозначение Т-155 «Firtina» (буря, шторм). Турция приобрела лицензию на производство этой САУ и намерена выпустить совместно с «Samsung Techwin» не менее 300 таких машин для вооружения своей армии. Это сделает САУ К9 одним из наиболее успешных проектов последнего времени.

Именно эти машины, Denel G6, PzH 2000 и К9 соперничают в рамках тендера Land 17 Artillery Replacement Program, объявленного в октябре 2009 году Австралией для переоснащения своих сухопутных сил. Победитель сможет существенно упрочить свои позиции на мировом рынке вооружений.

Однако уже появился новый игрок, истинный потенциал которого не ясен до сих пор. Это, разумеется, Китай. Самоходная 155-мм гаубица PLZ45 была разработана NORINCO специально для экспорта, а прототип был впервые продемонстрирован в конце 1988 года. PLZ45 вооружена 155-мм гаубицей L45 (ствол 45 калибров), аналогичной буксируемой PLL01 (Тип 89), той самой, которая была разработана в 1980-х с технологической помощью Австрии. Объявленная дальность стрельбы – 24-39 км. Заряжание PLZ45 полуавтоматическое, что дает возможность подачи снаряда при любых углах возвышения. Заряд загружается вручную. В боекомплекте PLZ45 есть и управляемые снаряды, лицензионная версия российского «Краснополя» с лазерной системой наведения. Как и оригинал, они имеют максимальную дальность 20 км.

В 1997 году, Кувейт неожиданно для всех заключил с NORINCO контракт на приобретение для своей армии батальона САУ PLZ45 численностью 27 боевых машин. Как полагают, выбор китайских поставщиков вместо ожидаемых американских или европейских производителей, был согласованным заранее актом благодарности за поддержку КНР 29 ноября 1990 «силовой» резолюции № 678 Совета Безопасности ООН. Как раз она обеспечила легитимность военной операции многонациональных сил по освобождению Кувейта от войск Саддама Хусейна, давнего приятеля Китая.

Оказалось, что китайское качество вполне на уровне, а батальон обеспечен приличным ассортиментом вспомогательных машин. Первая партия из 18 PLZ45 была доставлена в Кувейт в марте 2000 года, чуть позже – остальные. Все полученное в строю, и, видимо, настолько понравилось заказчику, что 2001 году был заказан еще один батальонный комплект – 27 САУ и соответствующее количество вспомогательных средств.

В батарее из 6 артсистем PLZ45 имеется 6 ТЗМ PCZ45 на том же шасси, командная и 3 машины передовых наблюдателей (все – на шасси легкого гусеничного БТР «Тип 85»), БРЭМ W653A, артиллерийская РЛС обнаружения и корректировки огня 704-1, а также метеорологическая РЛС 702-D и автомобиль техобслуживания.

Известно, что Саудовская Аравия в 2007 году также намеревалась закупить 54 самоходные гаубицы PLZ45, став вторым крупным заказчиком китайских САУ. Но китайцы и на достигнутых успехах не останавливаются. В 2005 году стало известно, что, имея на вооружении в качестве запасного варианта «китаезированную» версию «Акации» – «Тип 83», они продолжили развитие экспортной PLZ45 и в 2003 году разработали PLZ05, 155-мм артсистему, предназначенную для НОАК. Главное отличие от PLZ45 – новая пушка с длиной ствола 52 калибра, в соответствии с общемировыми тенденциями, и новая башня с автоматом заряжания, который считают копией того, что применен на «Мcте». Он появился по требованию НОАК, которая была недовольна полуавтоматическим заряжанием PLZ45. Так как техдокументация на «Мcту» или ее элементы в КНР (вопреки расхожему мнению) не продавалась, вероятен очередной «привет с оранжевой Украины» продавшей образец машины для копирования.

Основу боекомплекта PLZ05 составляют боеприпасы типа ERFB китайского производства, но имеется и лицензионный «Краснополь-М» с дальностью стрельбы 20 км. Уровень бронезащиты китайских САУ стандартный и рассчитан на противостояние легкому стрелковому оружию и осколкам снарядов.

Неоспоримым преимуществом САУ 155-мм калибра, является также широчайший ассортимент боеприпасов, создаваемых именно под этот стандарт странами-законодателями артиллерийской моды.

Основным аргументом в пользу появления 155-мм варианта «Мсты-С» было расширение рынка сбыта, прежде всего, за счет такого давнего и выгодного заказчика, как Индия, где именно этот калибр является стандартным.

Публичный дебют новой, 155-мм модификации, обозначенной как 2С19М1-155, состоялся 6 июля 2004 года на полигоне «Старатель» под Нижним Тагилом, во время международной выставки. Там был представлен первый опытный образец, на котором проводились комплексные испытания как нового орудия, так и самоходной установки в целом. Новое орудие со 155-мм стволом длиной 52 калибра, было разработано и изготовлено ОАО «Мотовилихинские заводы».

До выставки этот опытный образец успел сделать более 100 выстрелов, на основании чего был сделан вывод о соответствии образца заданным характеристикам в точности стрельбы, а также требуемой износостойкости и живучести ствола. Максимальная дальность стрельбы этого варианта, заявлена в 30 км со стандартным снарядом и 40 км с активно-реактивным. Боеукладка сократилась до 46 выстрелов.

Тогда же было объявлено о заинтересованности Индии, Аргентины, Чили и ряда других стран в закупках переделанной под натовский калибр САУ «Мста-С».

Заявлено также было, что российская самоходная гаубица стоит дешевле зарубежных аналогов ($1,6 млн.), для которых средней ценой была озвучена сумма в $3 млн. Основным преимуществом экспортной «Мсты-С» называется автоматизированная подача картузного заряда, тогда как у зарубежных аналогов эта операция осуществляется вручную.

К сожалению, 155-мм «Мcта» до сих пор не поставлена в серию. Причиной, главным образом, является отсутствие четко выраженного желания зарубежного заказчика софинансировать работы и гарантировать закупки новых машин.

Со стороны представителей Индии, например, высказывалось пожелание унификации ходовой части «Мcты» с танком Т-90, который не только закупается Индией, но и производится в стране по лицензии. Очевидно, что для Индии наиболее желателен вариант, при котором первые САУ поставлялись бы из России, затем собирались бы в Индии и постепенно локализовывались в лицензионном производстве.

Однако тогда потребуется полная переделка шасси. База «Мcты» – своеобразный гибрид Т-72 и Т-80. Именно этот «симбиоз» соответствует требованиям, как база для САУ. Но Индия – главный перспективный заказчик «Мcты» не горит желанием осваивать производство новой для него ходовой части. Это явилось причиной форсированного развертывания «Уралтрансмашем» работ по новой ходовой части из элементов шасси танка Т-90 в новом легкобронном корпусе. Демонстрационный макет, обозначенный как Э300, был представлен на выставке REA-2009 и вызвал неподдельный интерес среди специалистов. Предполагается создание на его основе целого семейства гусеничных баз для различных образцов техники, в том числе и зенитных ракетных комплексов (ЗРК) войсковой ПВО. Возможно, именно этот вариант будет, наконец принят и индийским заказчиком.

В существующем виде 152-мм СГ «Мcта», кроме российских вооруженных сил 13 машин имеется также в Белоруссии, куда она поступила еще в советское время; 2С19 есть и на Украине, в количестве 40 машин.

Единственным зарубежным покупателем СГ «Мcта» в настоящее время является Эфиопия, которая приобрела 10 машин в период обострения вооруженного противостояния с Эритреей в 1999 году. Самоходки новыми брались у изготовителя и доставлялись до места на военно-транспортных самолетах ВВС РФ. Боевое применение «Мcты» оказалось исключительно эффективным. Известно, что один из точных ударов по транспортной колонне эритрейцев привел к полной дезорганизации и был воспринят как налет авиации, так как звуков стрельбы орудия на большой дистанции слышно не было. Эфиопские «Мcты» находятся на боевой службе и сейчас.

В октябре 2009 года стало известно о заинтересованности в закупках «Мсты» со стороны Венесуэлы. Но даже если этот заказ реален, наиболее вероятно, что венесуэльский заказчик оплатить завершение программы испытаний 155-мм варианта и постановку его в серию, не сможет при всем желании. Состояние дел в самоходной артиллерии Венесуэлы весьма плачевно, и закупки новой техники с учетом все возрастающей напряженности в колумбийско-венесуэльских отношениях более чем вероятны. Однако страна, закупающая практически единовременно большой ассортимент современных вооружений, скорее предпочтет для развития самоходной артиллерии решение подешевле. К тому же, это и не самая престижная разновидность боевой техники, что в Южной Америке играет не последнюю роль. Кроме России, удовлетворить подобную заявку Венесуэлы сможет и Украина, которая охотно распродает советское «наследство» всем желающим. Дополнительным бонусом может послужить партия 152-мм боеприпасов, которые с избытком имеются на украинских складах.

Свои САУ Венесуэле может предложить Китай, который доказал, что способен производить современные САУ вполне приемлемого качества и умеренной стоимости.

 

 

 

Перспективы «Мсты» в российской армии

 

Специально построенный в СССР под серийное производство самоходных орудий «Мста» завод в Стерлитамаке оказался не нужен. Обвальное сокращение военного производства, начатое при «катастройке», поставило под угрозу существование даже головного предприятия в Свердловске (Екатеринбурге) и самого конструкторского бюро. Производство в Башкирии закрылось, не успев толком развернуться, а весь оставшийся задел был вывезен и сосредоточен на «Уралтрансмаше».

Имеющийся у России парк выпущенных еще в советское время самоходных артиллерийских установок традиционного калибра 152 мм весьма значителен. Это около 1500 машин второго поколения 2С3 «Акация» и более 500 третьего – 2С19 «Мста». Считается для российской армии даже в «новом облике» этого достаточно, причем как по численности, так и по кругу выполняемых задач. Более старые «Акации» и сейчас не утратили эффективность, поэтому не только сохраняются на вооружении, но и понемногу модернизируются.

Пока идут сокращения, смена структур и прочие преобразования, стоящие на вооружении 2С19 и 2С3 постепенно проходят плановый ремонт с частичной модернизацией. Проводимая доработка главным образом заключается в установке АСУНО, теоретически позволяющей расширить тактическую гибкость применения САУ. Она обеспечивает автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам. Внешне САУ, оснащенные АСУНО, можно отличить по характерному «грибку» антенны в задней части башни.

Стоимость модернизации «Мсты» для армии РФ не так мала и составляет 43 млн. рублей (для «Акации» – 19 млн.). При этом достигнутое улучшение тактических характеристик машин считается исчерпывающим, а задача повышения дальности стрельбы даже не ставится. Дальность считается достаточной при наличии на вооружении иных средств огневого поражения противника.

Модернизированные комплексы, по заявлениям военных, позволяют снизить время подготовки и управления стрельбой в 5 раз, повысить оперативность получения информации о противнике в 4 раза, уменьшить расход боеприпасов до 15% и увеличить наносимый ущерб противнику в 2-2,5 раза. Но это только в теории.

На прошедших в 2008-2009 годах крупных учениях войск практически не отрабатывалась такая возможность боевого применения САУ третьего поколения, как стрельба с быстрой сменой огневых позиций, позволяющая избежать ответного удара противника.

Самоходные артиллерийские установки вели с заранее подготовленных и не меняющихся позиций массированный огонь по заранее определенным районам, по которым предполагалось движение больших масс атакующего противника. Подразумевалось как собственное огневое превосходство, так и господство в воздухе своей авиации, запас сил и средств на всех предполагаемых направлениях удара противника. Разумеется, об использовании АСУНО, даже на тех машинах, где она уже имеется, и речи не было. А если учесть, что для предотвращения возможных проблем с механизмом заряжания экипажам могут запретить стрельбу из боеукладки, то соответствие легенды учений реальному бою сомнительно.

Из-за недостаточной подготовки армейских расчетов САУ была отменена показная стрельба батареей САУ «Мста» на выставке REA-2008 под Нижним Тагилом. Несмотря на выделение из состава одной из частей Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО) четырех лучших экипажей, во время предварительной подготовки было принято решение совсем убрать этот элемент из программы показа. Всю выставку 4 армейские «Мсты» так и простояли на площадке в стороне от экспозиции и в показательных стрельбах не участвовали. В то же время, у нормально подготовленных заводских экипажей, стрельбы проблем не вызывают.

В войсках предпочтительным считается применение САУ прежнего поколения – 2С3 «Акации», так как эта машина намного проще в эксплуатации и не требует того уровня обучения расчетов, которое необходимо для «Мсты». Однако боевые характеристики «Акации» с коротким по современным требованиям стволом не впечатляют.

Замена устаревших 2С3 в армии на более современные 2С19 возможна. «Трансмаш», осуществляющий сейчас капитальный ремонт по госзаказу САУ «Акация» и «Мста», сохранил возможность серийного производства САУ третьего поколения. Как обещано еще в 2006 году начальником Ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил России генерал-полковником Владимиром Зарицким, к 2015 году российская армия получит около двух тысяч новых артиллерийских орудий, причем большую часть из них составит модернизированная «Мста-С». О поступлении в войска пяти дивизионов модернизированных артсистем – и 2С3М1 «Акация» и 2С19М «Мста-С» со средствами автоматизированного управления в марте 2009 года отчитался начальник РВиА ПУрВО генерал-майор Павел Смелов. То есть модернизированные «Акации» в армии тоже считаются новыми и вывод их из боевого состава не планируется.

Переход на завоевавший практически весь мир «натовский» 155-мм калибр не планируется даже в перспективе, хотя технически это возможно. «Трансмаш» предлагал такое решение даже для «Акаций». Однако переделка сотен артсистем нереальна по причине огромных запасов боеприпасов, наработанных в советское время, ни израсходовать которые, ни утилизировать пока нереально.

Унификация с НАТО по калибру артиллерии была бы целесообразна, но в случае установления действительного партнерства без «фиги в кармане», и не только ради повышения дальности стрельбы соответствующих образцов, но и для унификации производства артвыстрелов и взаимных закупок. Но в это верится мало, в основном из-за истеричной позиции США, продолжающих считать Россию своим главным соперником. Здесь нужны политические решения, причем именно «с той» стороны.

Вне зависимости от смены или сохранения калибра, работы по созданию нового поколения самоходной артиллерии, в России до последнего времени не прекращались.

Впервые о новой САУ, – «Коалиции-СВ», то есть о программе опытно-конструкторских работ, стало известно в 2006 году, когда во время показа высокому армейскому начальству образцов самоходной артиллерии, в объектив телекамеры попало несколько машин необычного облика. Особое внимание среди них привлекла «Мста» нестандартного вида, отличающаяся парой стволов, расположенных вертикально на месте штатного. После вполне ожидаемого периода неверия в реальность подобной радикальной переделки, существование опытного образца «Коалиции-СВ» было подтверждено на различных уровнях, в том числе и официально. Стало известно, что главная особенность «Коалиции» – не два традиционных орудия, а новое двуствольное, конструкции ОАО ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород). Оно было призвано резко повысить общую скорострельность системы за счет единого цикла заряжания и стрельбы из обоих стволов при сохранении необходимой точности попадания. Предусматривалась полная автоматизация заряжания и пополнение боекомплекта из транспортно-заряжающей машины, унифицированной по базе с боевой машиной. Экипаж из трех человек должен был быть размещен в передней части корпуса в единой бронекапсуле, а башня – необитаема. Кроме того, база должна была быть удлинена и максимально унифицирована с создаваемым параллельно перспективным основным боевым танком. Стало ясно, что шасси и башня «Мсты» – не более чем самоходный стенд для отработки артсистемы и законченный образец будет иметь совсем иной облик. Косвенным доказательством этому послужило широкое распространение фотографий «двухстволки», сделанных в цеху и в поле, само существование которых совершенно не беспокоило разработчика.

Однако в апреле 2010 года стало известно, что, как и ряд других ОКР, требующих высоких затрат, тема «Коалиция-СВ» была закрыта. Именно неоправданность расходов при продолжении программы послужила основным аргументом Начальника вооружения Вооруженных сил – заместителя министра обороны Владимира Поповкина, озвучившего это решение. Похоже, что для военных сейчас главной задачей является не эффективность, а только экономия.

Не хочется верить, что работа прекращена полностью. Даже не встраивая во «Мсту» революционную артсистему, можно продолжать ее постепенное развитие и совершенствование. Хотя бы с учетом наработок, сделанных еще в советское время для новой машины – 2С30 «Исеть».


 

См. также: ТРЁХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ РОССИЙСКОЙ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru