Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
14 января 2014 08:10

На МВД польется золотой дождь

Силовики получат 8 трлн рублей, чтобы лучше бороться с преступностью

10791

Россия потратит восемь триллионов рублей на борьбу с преступностью и обеспечение общественной безопасности. Соответствующую госпрограмму — «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2014 — 2020 годы — утвердило правительство РФ. Как указано в документе, в результате его реализации повысится качество и результативность противодействия преступности, а также доверие к органам внутренних дел со стороны населения.

Ежегодно, в течение семи лет, на госпрограмму из бюджета планируется выделять от 0,9 до 1,1 трлн рублей. В целом, более 4 трлн рублей потратят на подпрограмму «Полиция», — а именно на повышение раскрытия преступлений, снижение остатка нераскрытых убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и разбоев. Еще 2,8 трлн — на укрепление престижа полицейских через сотрудничество со СМИ и гражданским обществом.

Госпрограмма, кроме того, предусматривает улучшение условий содержания в СИЗО, а также повышение боеготовности личного состава МВД России.

Ответственность за исполнение госпрограммы возложена на МВД. Помимо полицейского ведомства, в ней участвуют Минобороны, МЧС, ФСБ, ФСКН, ФСИН, ФТС, и даже Роструд и Росавтодор.

Что на самом деле стоит за вливанием колоссальных денег в правоохранительную систему, и насколько оправданы такие расходы?

— Это безумное решение, поскольку бюджет правоохранительной системы у нас все больше становится похож на бюджет оборонный, — убежден бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков. — Скоро дойдет до того, что ежемесячное содержание одного батальона патрульно-постовой службы будет обходиться казне, как залп ракетного крейсера. Мне совершенно понятно, что эти деньги идут на прямой подкуп силовиков, для того, чтобы они защищали власть.

Должен сказать, что численность российской полиции, даже после реформы, в 2−2,5 раза превышает необходимый уровень. В международной практике принят такой норматив: на 400−450 граждан достаточно одного полицейского, у нас же один полицейский приходится на 100−150 граждан. Я даже не беру в расчет других силовиков, которых в России немереное количество: 80 тысяч прокурорских работников, 32 тысячи сотрудников Следственного комитета, более 30 тысяч сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков… Вся эта армия, по сути, решает главную задачу — защищает власть от народа.

«СП»: — Новая госпрограмма подтверждает это предположение?

— Конечно. Вместо того, чтобы сократить численность полиции, и за счет этого — не выходя за рамки имеющегося бюджета — увеличить денежное содержание ее сотрудников, улучшить техническую оснащенность МВД, у нас тупо увеличивают финансирование правоохранителей. Это делается, я считаю, только затем, чтобы держать под рукой лояльную внутреннюю армию на всякий пожарный случай, в частности — для подавления выступлений оппозиции. У нас, когда случаются массовые уличные акции, омоновцев на мероприятиях зачастую больше, чем самих демонстрантов.

«СП»: — Финансовые вливания помогут повысить эффективность правоохранительной системы?

— Лично мне понятно, что часть этих денег — при существующей коррупционной практике — наверняка будет распилена. Поэтому эффективность программы, я считаю, окажется практически нулевой. Без реального механизма гражданского контроля никакого сотрудничества полиции с обществом не будет, и работать правоохранители лучше не станут.

«СП»: — Но нас уверяют, что без дополнительных денег трудно раскрывать преступления, снижать число нераскрытых убийств, разве нет?

— Сегодня преступления не раскрываются не потому, что полицейским чего-то не хватает. Просто они заняты совершенно другими делами, и при этом находятся в абсолютно бесконтрольном состоянии.

Я считаю, принятие новой госпрограммы — чистой воды авантюра. Как и прежде, в МВД будет процветать палочная система отчетности, и культивироваться принцип подбора сотрудников по принципу личной лояльности. Поэтому могу сделать такой прогноз: 8 триллионов денег налогоплательщиков, которые пойдут на госпрограмму, будут просто развеяны по ветру…

— Подобные программы представляются мне недостаточно проработанными с точки зрения общей стратегии, — отмечает бывший генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов. — Это следствие отсутствия стратегии противодействия преступности в Российской Федерации. В мою бытность генпрокурором, в 1998 году, мы предлагали Совету Безопасности согласованный документ, который назывался «Основы государственной политики противодействия преступности». Из него как раз было ясно, что нужно делать для эффективной борьбы с криминалом. Тогда нашу стратегию завернули, и вот результат — нынешние программы борьбы с преступностью оторваны друг от друга, и носят чисто ведомственный характер.

«СП»: — Но цели госпрограммы выглядят вполне правильными…

—  Цели, которые сформулированы в нынешней госпрограмме, повторяют задачи и функции МВД и полиции. Они не формулируют корректно, для чего именно нужны деньги, чего правоохранителям не хватает, как конкретно они собираются озвученные задачи решать. А раз так — эти цели выглядят неубедительно в плане обоснованности траты на них огромных средств.

«СП»: — Деньги силовики, тем не менее, получат?

— Денег на подобные программы государство никогда в полном объеме не выделяло. На мой взгляд, с учетом предстоящих трудностей в развитии российской экономики, этих денег правоохранителям никто не даст.

«СП»: — Зачем же правительство утвердило программу?

— Программа принимается для успокоения общества, для имитации, что власть борется с преступностью. Думаю, никакой конкретной пользы от этой программы не будет…

— Конечно, МВД нуждается в финансировании и для улучшения имиджа, и для повышения раскрываемости преступлений, но убедительные аргументы можно привести и в пользу увеличения трат бюджета на другие сферы — например, здравоохранение и образование, — считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Улучшение качества здравоохранения и образования дает, кроме того, плюсы экономике, повышает качество жизни, поднимает социальное самочувствие граждан. Это не менее важно, чем раскрываемость преступлений.

Думаю, если собрать реальные — а не пролоббированные и коррумпированные — запросы всех наших ведомств, на их удовлетворение потребуется, как минимум, два федеральных бюджета ежегодно. Но в штате Минфина не числятся волшебники, способные магически удвоить бюджет, а потому свои инициативы «пробивают» наиболее влиятельные учреждения. В первую очередь — различные силовые структуры, в частности МВД.

«СП»: — Почему власть идет им навстречу?

— Это как раз понятно: у Кремля сегодня имеется два приоритета. Первый — укрепление силовых структур и гарантии их безусловной лояльности, второй — минимальное выполнение социальных обязательств перед гражданами, другими словами, перед своим электоратом. Иначе этот электорат — бюджетники, пенсионеры, другие группы населения, которые зависимы от федерального бюджета — будут разгневаны и доставят власти много хлопот.

Все остальные сферы приоритетами для нынешней власти не являются, и финансируются по старому «доброму» остаточному принципу. Нынешняя госпрограмма борьбы с преступностью — лишнее тому подтверждение…

Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня