Тяжелые броненосные крейсера типа «Цукуба»: МТК

В середине 1930-ых, когда призрак японо-китайской войны и связанной с нею конфронтации с США уже витал на горизонте, группа японских военных предложила пересмотреть традиционный подход к строительству японских крейсеров. Они указывали на то, что крейсера с 203-мм пушками, как бы ни были они хороши, все же не более чем паритетны аналогичным крейсерам противника. Разрыв же в между тактическими нишами линкоров и тяжелых крейсеров был настолько велик, что оба этих класса кораблей не могли взаимодействовать по-настоящему эффективно.

Для решения этой проблемы инженеры предлагали создать особый класс “лидеров” тяжелых крейсеров, вооруженных более тяжелой артиллерией калибром 250-280 миллиметров. Такие “сверхтяжелые” крейсера, могли бы эффективно выводить из строя “вашингтонские” крейсера противника и прикрывать действия крейсерского авангарда в случае столкновения с линейными кораблями.

29 декабря 1934 года, Япония объявила о денонсации всех ранее заключенных соглашений о ограничении морских вооружений. Формально, более ничто не сдерживало японский флот от постройки тех кораблей, которые казались ему оптимальными. Однако, Японская Империя продолжала строительство крейсеров “вашингтонского” типа, лишь несколько увеличив их водоизмещение.


Тому было несколько причин. Во-первых, японский тип тяжелых крейсеров был достаточно сбалансирован и эффективен, и (по мнению японцев) оптимально вписывался в концепцию. Во-вторых, экономика Японии не могла позволить строительства большого количества слишком крупных кораблей. Наконец, в третьих, японские адмиралы предпочитали не “провоцировать” обстановку, опасаясь, что постройка крейсеров с более тяжелой артиллерией может спровоцировать выход из Вашингтонского Соглашения Великобритании и США.

Ситуация переменилась в конце 1930-ых, с входом в строй германского флота трех “карманных линкоров ” типа “Дойчланд”. Вооруженные 280-мм пушками, эти корабли представляли значительный шаг вперед по сравнению с тяжелыми крейсерами. Новаторская концепция этих новых кораблей привлекла внимание моряков всего мира – и Япония не оказалась исключением.

В 1936 году, японское военно-морское командование предложило разработать особый класс “тяжелых броненосных крейсеров”, способных исполнять функции лидеров для эскадр тяжелых крейсеров стандартного типа. Военные мотивировали это тем, что “баланс” крейсерских сил был уже нарушен немецкими кораблями, и действия Японии уже не окажут решающего влияния на ситуацию. Помимо этого, адмиралы считали возможным дезинформировать США, убедив их в том, что японцы пошли по немецкому пути строительства небольших линейных кораблей, и таким образом, скрыть постройку гигантских суперлинкоров “Ямато”.

Доводы оказались убедительными, однако, неожиданной проблемой стало отсутствие в японском арсенале орудий подходящего “промежуточного” калибра, для установки на “сверхтяжелые” крейсера. Из этой ситуации флоту удалось выйти следующим образом: в качестве основной артиллерии для нового класса крейсеров предполагалось использовать старые 305-мм башни, снятые с дредноутов “Кавачи” и “Сетту” при их списании. Кроме того, в разработке проекта предполагалось ориентироваться на модифицированный тип тяжелого крейсера “Могами”, переработанный под 305-мм артиллерию.

Вооружение

Основу вооружения тяжелых броненосных крейсеров составили шесть 305-мм 45-калиберные пушки 41-го года Мэйдзи. Две трёхорудиные башни размещались в оконечностях. Эти орудия изначально предназначались для вооружения бортовых башен дредноутов “Кавачи” и “Сетту”: после списания кораблей на лом в 1922 году, орудия были сохранены и в дальнейшем переделаны для использования на крейсерах типа “Цукуба”.

Эти тяжелые морские пушки стреляли 386-кг снарядами с начальной скоростью до 870 метров в секунду. Угол возвышения орудий был увеличен до 32 градусов, что позволяло вести огонь на дальность до 28000 метров. За счет переработки конструкции затвора, темп стрельбы удалось увеличить до 2,5 выстрелов в минуту. Боезапас составлял порядка 100 снарядов на орудие: в отличие от других японских тяжелых кораблей, орудия крейсеров оснащались большим запасом фугасных снарядов (в основном потому, что значительное множество фугасов уже имелось в арсенале).

Вспомогательное вооружение крейсеров составляли две трехорудийные башни с 155-мм 60-калиберными орудиями 3-го года эпохи Сёва. Снятые с крейсеров типа “Могами” при их модернизации, башни были установлены линейно-возвышенно, и стреляли поверх башен 305-мм/50 установок. Основной задачей 155-мм орудий была оборона от неприятельских миноносцев: также, по мнению адмиралов, эти установки могли обеспечить “массированый” огонь в случае ближнего боя с неприятельскими тяжелыми крейсерами[1].

Противовоздушное вооружение кораблей состояло из двенадцати 127-миллиметровых 40-калиберных универсальных орудий, расположенных побортно на спонсонах в спаренных установках. Ближняя противовоздушная оборона первоначально обеспечивалась четырьмя строенными 25-мм зенитными установками и четырьмя 13,2-мм пулеметами: в дальнейшем, число зенитных автоматов постоянно увеличивалось.

Дополнительное вооружение крейсеров типа “Цукуба” было идентично типу “Могами”, и состояло из четырех трехтрубных 61-сантиметровых торпедных аппаратов, установленных в корпусных нишах. Аппараты были оснащены системой быстрой перезарядки, и комплектовались боезапасом из 24 торпед. Кроме того, на корме кораблей побортно были установлены по две К-пушки[2] для стрельбы глубинными зарядами.

Защита

Защита тяжелых броненосных крейсеров ориентировалась на противостояние огню 8-дюймовых орудий американских и британских тяжелых крейсеров. В основе своей она развивала решения, ранее реализованные на крейсерах типа “Могами”. Основу вертикальной защиты составлял сплошной, наклоненный броневой пояс, в нижней части переходивший в противоторпедную переборку. Длина пояса (общая) составляла порядка 82 метров, высота – 6,5 метра. Верхний край пояса набирался из броневых плит NVNC, толщиной от 145 до 170 миллиметров. Нижняя кромка (служившая противоторпедной переборкой) собиралась из плит толщиной 30-65 миллиметров. Подобная система, как считалось, обеспечивала защиту машинного отделения от бронебойных снарядов 203-мм 55-калиберной американской пушки на дистанциях до 11500 метров.

В оконечностях, пояс переходил в V-образные траверзы, соединяющиеся с барбетами башен главного калибра. Толщина траверзов составляла 140 миллиметров. В нижней части, они соединялись с нижней палубой крейсеров.

Горизонтальная защита состояла из броневых плит толщиной 35 миллиметров из стали CNC, расположенных на уровне средней палубы над машинным отделением. У бортов имелись скосы, толщина которых доходила до 65 миллиметров. Над погребами, бронирование располагалось на уровне нижней палубы и имело толщину 55 миллиметров.

Башни главного калибра, в отличие от других японских тяжелых крейсеров, имели вполне адекватную защиту. Лобовые плиты башен имели толщину 190 миллиметров: толщина боковых плит была уменьшена до 138 из стали NVNC. Под основаниями башен располагались барбеты толщиной 125 миллиметров, идущие до броневой палубы.

Башни среднего калибра, заимствованные от базовой модели крейсеров типа “Могами”, сохранили традиционно слабую защиту. Их стенки состояли из 25-мм плит стали CNC, барбеты были защищены противоосколочными 30-мм плитами. Адекватную защиту – 100 мм бронирования стенок и 50 мм бронирования крыши – получила броневая рубка. Дымоходы и рулевые машины защищались 100-мм усиленными плитами NVNC.

Силовая установка

ЭУ тяжелых броненосных крейсеров существенно отличалась от предшествующих японских проектов (равно как и от последующих). Крейсера типа “Цукуба” были первыми и последними крупными японскими кораблями с комбинированной дизель-паротурбинной силовой установкой. Решение, принятое под немецким влиянием (а точнее под впечатлением от дальности хода типа “Дойчланд”) должно было – согласно рассчетам – обеспечить новым кораблям очень высокую автономность, при сохранении высокой скорости хода.

Силовая установка состояла из четырех форсированных турбоагрегатов типа Канпон, развивавших каждый по 38000 л.с. В отличие от предыдущих проектов, корабли не несли турбин крейсерского хода. Их нишу занимали четыре больших дизель-электрических агрегата, развивающий каждый по 14000 л.с. Максимальная скорость хода кораблей в итоге не превышала 33 узлов, но зато дальность крейсерского 14-узлового хода при запасе топлива в 2200 тонн достигала 12000 миль, т.е. была на треть больше чем у крейсеров “Могами”.

К недостаткам комбинированной силовой относились ее значительные размеры и низкая надежность: за время службы “Цукубы”, дизели на ней заменяли четыре раза (!) при этом только один раз в связи с повреждениями. Кроме того, МО крейсеров было почти на 28% больше чем у крейсеров типа “Могами”.

Авиационное вооружение

Тяжелые броненосные крейсера типа “Цукуба” несли развитое авиационное вооружение, более совершенное по сравнению с обычными тяжелыми крейсерами. В кормовой части кораблей, под верхней палубой, располагался авиационный ангар: для запуска самолетов служили две пороховые катапульты Куре N.2 Тип 9, установленные побортно на спонсонах.

Штатно, крейсера типа “Цукуба” могли нести до восьми гидросамолетов со складывающимися крыльями: четыре размещались в ангаре, два – на катапультах, и еще два на площадках рядом с кормовой мачтой. На практике, количество носимых самолетов как правило, не превышало семи: четыре из них были двухместными разведчиками “Ватанабе” E9B, два– трехместными разведчиками “Aichi” E10A, и один — “Каваниши” E7K.

В 1942, состав авиационной группы был изменен, и теперь она состояла из трех “Мицубиси” F1M, одного “Aichi” E10A и трех поплавковых истребителей “Накадзима” A6M2-N. Последние предназначались для перехвата неприятельских патрульных самолетов (которые, как предполагалось, будут представлять для рейдеров особую опасность). В 1944 году, разведывательные гидропланы заменили тремя “Aichi” E13N.

Оснащение

Корабли оснащались дальномерной системой, идентичной типу “Могами” за одним исключением – наведение установок главного калибра осуществлялось с помощью дальномера Тип 14, с 8-метровой базой. Для наведения ГК использовались директоры тип 94 и тип 95. Вспомогательный и универсальный калибр наводились, соответственно, с помощью дальномеров Тип 92 и Тип 91, смонтированных побортно. На кораблях имелось большое количество наблюдательных постов, оснащенных стационарными биноклями и 110-см прожекторами.

В ходе войны, корабли получили радарное оснащение. “Ибуки” осенью 1942 года был оснащен прототипом поискового радара Тип 21. В 1943 году, во время планового ремонта, “Цукуба” получила радар Тип 21 для обнаружения надводных и воздушных целей, и устройства Е-27 для обнаружения работы радаров противника. В 1944 году, во время масштабного ремонта и модернизации, “Цукуба” была оснащена новым поисковым радаром Тип 13, модифицированным радаром Тип 22, пригодным для управления огнем главного калибра, и экспериментальным радаром Тип 23, предназначенным для наведения зенитной артиллерии.

Модернизации

На протяжении карьеры, корабли подвергались нескольким модернизациям, в основном направленным на усиление зенитной артиллерии и противолодочной обороны. Количество строенных зенитных 25-мм автоматов, изначально равное четырем, к осени 1942 года увеличили до восьми. Летом 1943, “Ибуки” был оснащен уже двенадцатью, а “Цукуба” – десятью 25-мм автоматами. К концу 1944 года, количество зенитных автоматов на “Цукубе” довели до 42 стволов. С осени 1943 года, оба корабля также были оснащены пусковыми установками зенитных НУРС (эффективность которых, однако, была околонулевой).

Среди прочих изменений, летом 1944 года на “Ибуки” демонтировали два из четырех торпедных аппаратов, и освободившееся место использовали для установки четырех дополнительных K-пушек.

Весной 1944, рассматривался проект перестройки “Цукубы” и “Ибуки” в легкие авианосцы. С кораблей должна была быть демонтирована главная и вспомогательная артиллерия, и над главной палубой надстроен ангар на 15 истребителей A7M “Reppu” и 15 бомбардировщиков-торпедоносцев B7A “Ryusei”. Зенитное вооружение и силовая установка оставались прежними. Проект в итоге не был реализован, так как расчеты показали, что возросший верхний вес потребует установки дополнительных булей, из-за чего скорость корабля упадет до 25 узлов.

Летом 1944, японский флот рассматривал и еще один, более радикальный проект перестройки “Цукубы” в “противолодочный линкор” – специализированный эскортный корабль. Согласно проекту, главная и вспомогательная артиллерия должны были быть демонтированы с корабля, и на их месте установлены шесть четырехствольных 300-миллиметровых противолодочных бомбометов Тип 101[3]. Зенитное вооружение усиливалось установкой четырех спаренных 127-миллиметровых орудий и полусотни 23-мм автоматов. Наконец, по бокам корабля предполагалось установить 48 (!!!) K-пушек. Проект также не был реализован.

Весной 1945 года, “Цукуба” была оснащена направляющими для самолетов-снарядов камикадзе “Okha” Model 23. Эти оснащенные пульсирующими двигателями снаряды планировалось использовать для поражения кораблей противника в бою, но на практике камикадзе никогда на них не базировались.

Строительство

“Tsukuba” – был заказан по финансовой резервной программе 1934 года и заложен 1 января 1938 года на стапеле “Мицубиси” в Нагасаки, освобожденном после спуска на воду тяжелого крейсера “Тоне”. После 28-месячного стапельного периода линкор был спущен на воду 14 марта 1940 года и введен в строй 8 августа 1941 года.

“Ibuki” – заказан по основной программе 1937 года, заложен 14 апреля 1938 на верфи ВМФ в Куре. Спущен на воду 28 октября 1940 года: при спуске на воду, корпус корабля был деформирован, в результате чего достройка затянулась. Официально, “Ибуки” вступил в строй 2 ноября 1941 года, однако реально был признан боеготовым только к январю 1942 года.

История службы

11 октября, “Цукуба” был приписан к 23-ей дивизии крейсеров (на тот момент из него одного и состоявшей). В ее составе он принял участие в Малайской Кампании, действуя в составе 2-го флота адмирала Кондо. 2 декабря 1941 года, корабль участвовал в перестрелке с британским соединением “Z” (линкор “Принц Уэльский”, линейные крейсера “Худ” и “Рипалс”, авианосец “Арк Ройал”) в Южно-Китайском море. Крейсер выпустил 120 снарядов, но, по-видимому, не добился попаданий.

В феврале, 23-я дивизия крейсеров, пополненная к этому времени “Ибуки”, поддерживала боевые действия на Филиппинах. 27 февраля, во время сражения в Яванском Море, оба корабля были направлены в район баталии, так как японцы опасались, что австралийский линейный крейсер – HMAS “Australia” – может принять участие в сражении. Однако, в морских боях японским “карманным” линкорам в тот раз не довелось принять участия. Их действия на Филиппинах ограничились эпизодической огневой поддержкой войск (для которой их 305-мм орудия старого образца, обеспеченные значительным запасом фугасных снарядов, оказались чрезвычайно эффективны).

14 апреля, 23-я дивизия перебазировалась в Джакарту, откуда в дальнейшем и проводила боевые операции. Двадцать восьмого апреля, “Цукуба” и “Ибуки” были присоединены к оперативному соединению адмирала Идзавари, сформированному для рейда против западного побережья Австралии[4]. В ходе этой операции, проводившейся с 4-го по 18-е мая, тяжелые броненосные крейсера подвергли бомбардировке Джеральдтон (10 мая) и прикрывали набег японской морской пехоты на Кальбари (12 мая). При этом, “Ибуки” был атакован легким австралийским самолетом-разведчиком “Fairchild 24”, пилот которого, вообще не имея вооружения, попытался таранить японский корабль. Затем оба корабля вернулись в Джакарту.

С июля 1942 года, оба тяжелых броненосных крейсера совершали периодические выходы для обеспечения артиллерийской поддержки японских войск, осаждавших Сингапур. Ночью 22 июля, “Ибуки”, обстреливавший британские войска у Джуронга был неожиданно накрыт залпами 381-миллиметровой батареи, которую японцы считали полностью выведенной из строя. Хотя условия для стрельбы были неблагоприятными, японский корабль, считая себя в безопасности, двигался очень малым ходом[5] и в результате после полутора десятков залпов, британская батарея добилась попадания.

Взрыв, вызванный пробившим пояс 879-кг полубронебойным снарядом, вывел из строя четыре котла “Ибуки” и вызвал сильное затопление. Поврежденный крейсер был вынужден выброситься на отмель: британская авиация с авиабазы Опенхаус провела несколько ночных рейдов, пытаясь добить застрявший корабль, но не преуспела в этом. Кое-как залатав пробоины, 2 августа японцы сняли “Ибуки” с мели, и отвели его в Джакарту. Оттуда он был направлен на ремонт в метрополию.

Оставшийся временно без систершипа, “Цукуба” осенью 1942 года был временно переведен в состав 30-ой (композитной) дивизии крейсеров, включавшей “Кумано”, “Могами” и “Сузую”. В ноябре 1942 года, корабль принимал участие в неудачной попытке сорвать прохождение британо-американского конвоя CS-2 – второго крупного конвоя, направленного для снабжения осажденного Сингапура. Ночью с 15 на 16 ноября, к югу от Пулау-Бунта, 30-я композитная дивизия вступила в бой с английскими кораблями “внешнего охранения”, прикрывавшими вход в Малаккский Пролив соединения из эсминцев и быстроходных транспортов.[6] Перестрелка на большой дистанции привела к тяжелым повреждениям британских тяжелых крейсеров “Девоншир” и “Хокинс”: однако, развить успех японцы не сумели и ввиду появления на поле боя австралийского линейного крейсера “Австралия” были вынуждены отступить. На отходе, “Цукуба” был атакован и поврежден британской субмариной у берегов Суматры, но сумел починиться в Джакарте.

В феврале 1943, из метрополии вернулся отремонтированный крейсер “Ибуки”. Воссоединившись, корабли вновь составили 23-ю дивизию крейсеров, которая, однако, уже 22 марта была “повышена” до 1-ой дивизии линейных крейсеров. Весной 1943 оба корабля выполняли учебные задания.

В мае 1943 года, оба тяжелых броненосных крейсера предприняли рейд против союзного судоходства в Индийском Океане (т.н. 2-ой Индоокеанский Рейд). Действуя совместно с 5-ой эскадрой крейсеров и 1-ой операционной эскадрой подводных лодок[7], японские рейдеры продвинулись за Мальдивы, и даже потопили несколько транспортов в Аравийском Море, но затем были вынуждены экстренно отступить, так как появились сведения, что крупное британское соединение угрожает отрезать их от базы.

Дозаправившись у Суматры, японское соединение предприняло еще один выход, но на входе в Бенгальский Залив было перехвачено союзным “бенгальским флотом”[8]. Двадцать восьмого мая, между эскадрами произошло столкновение, в ходе которого “Ибуки” и “Цукуба” были тяжело повреждены огнем австралийского линейного крейсера HMAS “Australia” и сопровождавших его тяжелых крейсеров HMAS “Darvin”, HMS “Norfolk” и французского “Фош”.

С трудом дотащившись до Джакарты, тяжелые броненосные крейсера были вновь поставлены на ремонт, после которого их предполагалось перебросить на Соломоновы Острова, для поддержки японских сил в Море Бисмарка. Однако, 20 июля 1943 года, крейсер “Ибуки” был торпедирован голландской подводной лодкой в Яванском Море и вынужден вернуться для ремонта. Переброска “Цукубы” в Рабаул в итоге была также отменена.

В августе 1943, “Цукуба” предприняла второй масштабный рейд к побережью Австралии. В ходе этой операции, продолжавшейся с 11 августа по 2 сентября, японское соединение, возглавляемое тяжелым броненосным крейсером, дошло до Большого Австралийского Залива, но ввиду значительно усилившейся союзной обороны, действия японцев были намного менее эффективны, чем в 1942 году. Японская Империя уже не могла позволить себе рисковать кораблями только ради вспомогательных и демонстрационных операций, поэтому все операции ограничились потоплением нескольких небольших каботажных пароходов в австралийских водах и эпизодическими бомбардировками побережья с гидросамолетов. Планы дойти до Тасмании не были реализованы из-за острой нехватки топлива.

Вернувшись в Джакарту 4-го сентября, “Цукуба” воссоединилась с вернувшимся из ремонта “Ибуки”. Но вскоре после этого, 1-я дивизия линейных крейсеров вновь оказалась под огнем: ночной рейд австралийских летающих лодок на Джакарту 18 октября 1943 года завершился для “Цукубы” новыми повреждениями. Из-за этого, пришлось отменить планируемый на осень 1943 третий крупный рейд в Индийский Океан. К тому же, стволы орудий крейсеров, не заменявшиеся с 1941 года, начали демонстрировать явные признаки усиленного износа.

В начале 1944 года, 1-я дивизия находилась в несколько лучшем положении, чем остальной японский линейный флот. Базируясь на Джакарту, она, по крайней мере, не испытывала острого дефицита топлива, поставлявшегося с индонезийских месторождений. 8 февраля, “Цукуба” была отозвана в метрополию для ремонта и модернизации.

Оставшийся в одиночестве крейсер “Ибуки” провел несколько рейдов в Индийский Океан, но ввиду дефицита средств и плохой организации операции, действия этого корабля были почти безрезультатными: существуют сильные сомнения даже в том, что союзники их вообще заметили. Так как Японский Императорский Флот более не мог выделять легкие авианосцы для поддержки рейдовых операций, тяжелые броненосные крейсера рисковали выходить за радиус действия береговой авиации только по ночам, что самым серъезным образом ограничивало их автономность. Возвращаясь с одного из таких полубессмысленных рейдов, “Ибуки” был атакован бельгийской субмариной “Нарцисс” у берегов Явы, и лишь по чистой случайности избежал гибели[9].

В мае 1944, возвращающийся из метрополии “Цукуба” был использован для огневой поддержки операции “Ichi-Go” в материковом Китае. Своими орудиями крейсер поддерживал наступление японских войск на Фучжоу: при этом он был атакован китайской малой субмариной “Ху Лонг”[10], но сумел избежать повреждений.

Китайцы первоначально заявили о повреждении тяжелого крейсера класса “Фурутака”: лишь после войны стало известно, что атакованным кораблем был “Цукуба”. Современные китайские исторические материалы утверждают, что крейсер получил тяжелые повреждения и надолго вышел из строя, однако данная версия не подтверждается иными источниками.

С. Уэлберри, «Военная история Китайской республики», Лондон, 1958.

Весной-летом 1944 года, оба тяжелых броненосных крейсера оперировали в Индонезии, занимаясь охранением конвоев, транспортировкой войск (в связи с сильным дефицитом транспорта) и эпизодически привлекаясь к прикрытию действующих легких сил. “Ибуки” в июле 1944 эпизодически служил плавучей причальной мачтой для японских противолодочных дирижаблей[11]. Флот рассматривал несколько вариантов их дальнейшей эксплуатации, включая переделку в легкие авианосцы, но в конечном итоге от конверсии кораблей отказались. Не получил поддержки и проект перестройки “Цукубы” в “противолодочный линкор” – специализированный корабль сопровождения конвоев, оснащенный мощной зенитной артиллерией и батареей 305-мм бомбометов для запуска глубинных бомб.

В июле 1944 года, 1-я дивизия линейных крейсеров была вновь направлена в Малакку, в попытке помешать проводу британского конвоя в Сингапур. Ночью 28 июля, тяжелые броненосные крейсера прикрывали неудачную попытку рейда восьми японских эсминцев вверх по Малакканскому Проливу. Операция оказалась неудачной: британские легкие крейсера “Мауритис” и “Нигерия” обнаружили противника, и наглядно продемонстрировали преимущества британских радаров в ночном бою. После пятнадцати минут безрезультативной перестрелки, “Ибуки” и “Цукуба” отступили. Проходя обратно проливом, японские крейсера были атакованы торпедными катерами, вышедшими из Сингапура, но сумели отразить атаку.

Это был последний раз, когда тяжелые броненосные крейсера оперировали вместе. Вскоре после этого последовал приказ передислоцировать 1-ю дивизию линейных крейсеров в Бруней, для усиления флота Куриты. На переходе, оба корабля были обнаружены и затем торпедированы американской подводной лодкой “Сэйлфиш”: менее пострадавший “Ибуки” был отремонтирован в Брунее, “Цукуба” же был направлен в Японию для ремонта. Прежде чем он успел вернуться, американский флот нанес удар в самое сердце Японской Империи – Филиппины.

Высадка союзников в Заливе Лейте привела к самому масштабному морскому сражению в истории. Среди сотен задействованных кораблей были и оба тяжелых броненосных крейсера – хотя в этот раз они были вынуждены действовать отдельно друг от друга.

Для последнего и решающего боя, Тойода собрал действительно впечатляющие силы. Под командованием вице-адмирала Одзавы находилась вся могучая 1-я дивизия эскадренных авианосцев, включавшая “Тайхо”, “Дзюйкаку”, “Амаги II” и огромный авианосец “Синано”, и еще четыре легких авианосца составляли 2-ю дивизию. На их палубах были сконцентрированы все оставшиеся летные силы Японского Императорского Флота, включая последний козырь Одзавы: сто пятнадцать новейших палубных истребителей A7M “Реппу”. Флот приберегал эти новейшие машины для последнего сражения, однако, их эффективность была ограничена нехваткой опытных пилотов.

Основную ставку Тойода делал на орудия своих линейных кораблей. Под командованием вице-адмирала Куриты находилось самое мощное соединение, включавшее огромные суперлинкоры “Ямато”, “Мусаси” и быстроходные линкоры “Нагато” и “Муцу”, а также “карманный” линкор “Ибуки”. Четыре старых тихоходных линкора (“Фусо”, “Ямаширо”, “Исе” и “Хиуга”) под командованием вице-адмирала Нишимуры, были назначены на роль приманки…

Воениздат. «Война на Тихом Океане и разгром империалистической Японии», Москва, 1988.

23 октября, “Ибуки”, следуя вместе с соединением Куриты из Брунея, был торпедирован американской подводной лодкой USS “Darter” в проходе Палаван. Взрыв привел к затоплению машинного отделения крейсера и кормовых погребов боеприпаса. Вести дальше покалеченный корабль не было никакого смысла, и Курита приказал вернуть “Ибуки” в Бруней.

Крейсер “Цукуба”, прикрывавший развертывание авианосных сил Озавы, пострадал в меньшей степени. Маневрируя вместе с линейными крейсерами “Харуна” и “Конго”, он отбивал зенитным огнем атаки американских самолетов на авианосцы “Тайхо”, “Синано” и “Амаги”, составлявшие 1-е авианосное соединение. В ходе сражения, корабль получил два попадания 250-кг авиабомбами, в результате чего его скорость упала до 22 узлов, но тем не менее, сохранил ход и сумел вернуться на базу. По пути домой, “Цукуба” принял экипаж с тонущего “Синано”, превращенного авиацией Хэлси в пылающие развалины.

Поврежденный “Ибуки” был кое-как отремонтирован в Брунее, после чего вернулся на свою прежнюю базу в Джакарту. После освобождения американцами Филиппин, остававшиеся в юго-восточной Азии японские корабли более не имели ни единого шанса вернуться в метрополию. 2 ноября, все японские военно-морские силы на юге были сведены в 1-ый Юго-Восточный Флот: “Ибуки” стал флагманом этого жалкого осколка былого могущества Японии[12]. В декабре, он использовался для эвакуации войск из островных гарнизонов, оборонять которые более не было возможности. Затем, возрастающий риск воздушных налетов, заставил крейсер перейти в более безопасный Банджармасин.

Когда в январе 1945, британский флот начал операцию “Единорог”, всей огромной мощью придя за свободой Сингапура, 1-ый Юго-Восточный Флот в последний раз оставил Джакарту, попытавшись нанести удар по британским силам, высаживающимся на Малаккском Полуострове. Пятого января, во время ночного перехода по проливу Каримата, “Ибуки”, шедший в сопровождении эсминца “Камикадзе” был обнаружен и затем атакован у Кеппулаан-Линга отрядом британских эсминцев, поддерживаемых линейным крейсером “Тайгер”.[13] Застигнутый врасплох, не имевший эффективных радаров управления огнем, японский тяжелый броненосный крейсер оказался в полностью безнадежном положении: хотя команде удалось вывести разбитый корабль из-под огня, “Ибуки” вскоре потерял ход и наутро был добит самолетами с авианосцев.

Отступивший в метрополию крейсер “Цукуба”, 1-го января был зачислен в 1-ю дивизию линейных кораблей 2-го флота. 4 апреля 1945 года, во время практически бессмысленного выхода остатков японского флота для поддержки осажденной Окинавы, крейсер был поврежден американской планирующей бомбой ASM-N-2 “Bat”. Во время возвращения в Японию, он был атакован американской субмариной, но сумел избежать повреждений. В мае, корабль осуществил успешный переход в Аомори для усиления обороны Хонсю: при этом, “Цукуба” подорвался на двух минах, и его скорость в дальнейшем не превышала 23 узлов. Американская авиация несколько раз бомбила корабль, но благодаря умелой маскировке крейсер избежал тяжелых повреждений.

К началу августа 1945 года, тяжелый броненосный крейсер “Цукуба” был одним из трех последних исправных японских тяжелых кораблей, вместе с линкором “Нагато” и линейным крейсером “Харуна”. 14 августа, после вступления Советского Союза в войну, корабль перешел (на буксире у тральщика с угольным отоплением, для экономии топлива) в Хакодате. Японское командование планировало использовать корабль для поддержки атаки камикадзе на советские корабли у Курил[14], но в связи с известием о капитуляции Японии, выход в море так и не состоялся.

После войны, “Цукуба” был в числе прочих японских кораблей, реквизированных американцами. С ноября 1945 по декабрь 1946 он стоял в “хранилище мира” на Аляске[15], вместе с остальными кораблями японского флота. В 1947 году, японский “карманный” линкор передали по репарациям Голландии: под именем “Командующий де Рюйтер” он служил в составе флота до 1959 года, и учебным кораблем – до 1971.

[1] Формально орудия также могли вести огонь по воздушным целям, но на практике их возможности как универсальных были крайне ограничены.

[2] Одноствольный противолодочный бомбомет.

[3] На тот момент в металле не существовавших.

[4] Целью этой операции было дезинформировать командование ABDA относительно дальнейших целей японского продвижения, создав видимость угрозы высадки в Австралии.

[5] Менее 8 узлов по сообщению адмирала Одзавари.

[6] Переделанных из старых “гладкопалубных” американских эсминцев.

[7] Первой и единственной “волчьей стаей”, сформированной японским флотом для действий против коммерческого судоходства в Индийском Океане.

[8] Экстренно собранная эскадра из британских, австралийских и французских кораблей, направленная для усиления обороны в Индийском Океане.

[9] “Ибуки” спасло от гибели только то, что он случайно повернул на новый курс как раз в тот момент, когда подлодка дала четырехторпедный залп. На борту крейсера не подозревали о присутствии субмарины и о атаке вплоть до тех пор, пока первая торпеда не прошла справа по борту крейсера. Послевоенный анализ ситуации показывает, что если бы “Ибуки” продолжил двигаться прежним курсом или повернул бы чуть раньше,  он почти гарантированно был бы потоплен.

[10] Кит. “Цветок Дракона” – одна из восьми малых железнодорожно-транспортабельных лодок класса М (“Малютка”) проданных Китаю советским правительством в 1937-1939 году.

[11] Легкие противолодочные дирижабли серии “Y”, объемом около 11000 кубометров. Около трех десятков таких аппаратов было построено в 1942-1943 годах для противолодочного патрулирования и защиты конвоев в метрополию.

[12] В состав флота, помимо “Ибуки”, входили тяжелые крейсера ”Хагуро”, ”Миоко”, легкий крейсер “Китаками” и несколько эсминцев.

[13] HMS “Tiger”, линейный крейсер периода Первой Мировой Войны. По Лондонскому Соглашению 1931 года был переведен в разряд учебных кораблей. С началом Второй Мировой Войны, восстановлен в прежнем качестве в 1939-1941 годах. Списан в 1947.

[14] Атака была предпринята 18-го августа по личной инициативе генерала Фусаки. Так как к этому моменту о принятии условий капитуляции было уже известно, генералу удалось задействовать лишь около 28 самолетов вместо 120 планировавшихся. Истребители с советских авианосцев сумели перехватить большую часть атакующих, но советский флот, тем не менее, понес потери: один эсминец и один транспортный корабль были потоплены ударами камикадзе, и еще один сторожевой корабль, два десантных катера, сухогруз и вооруженное транспортное судно были повреждены.

[15] Peace Vault – жаргонное название складов трофейного оружия и боевой техники, созданных после демилитаризации Японии и Германии в 1945 году.

Тяжелые броненосные крейсера типа «Цукуба»: МТК
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top