Обсуждению путей модернизации авиационного парка, и в первую очередь истребительной авиации России, в последние годы в СМИ уделялось значительное внимание. Тем не менее важно снова вернуться к этой теме, поскольку она напрямую связана с необходимостью поддержания обороны страны ценой относительно небольших затрат и с повышением конкурентоспособности наших боевых самолетов на мировом рынке.
Весьма непростым вопросом является определение рациональной системы мероприятий по модернизации и содержание ее программ.
В предлагаемой статье обсуждается проблема повышения боевой эффективности отечественных истребителей за счет различных вариантов модернизации БРЛС, поскольку сегодня это основное информационное средство систем управления вооружением самолетов, а вычислительная система (ВС) БРЛС – основной интеллектуальный центр бортового радиолокационного оборудования (БРЭО). Последнее обстоятельство связано с весьма большими ресурсами современных ВС, которые позволяют решать не только традиционные для БРЛС задачи: боевые и учебно-тренировочные, обеспечения ее контроля и оценки состояния, но и задачи траекторного управления, что превращает самолет в интегрированный комплекс с более высокими показателями боевой эффективности.
Необходимо отметить, что к началу 21 века основу самолетного парка тактической авиации России составляли истребители выпуска 1970-80-х годов. При этом если летно-технические характеристики самолетов МиГ-29 и Су-27 в той или иной степени удовлетворяют современным требованиям, то режимы работы и тактико-технические показатели БРЭО им не отвечают. Поскольку самолеты первых модификаций МиГ-29 и Су-27 предназначались для завоевания превосходства в воздухе, то в установленных на них БРЛС отсутствовал режим «воздух–поверхность». Эти БРЛС не обладали достаточной дальностью действия, не были способны с высокой точностью сопровождать сверхманевренные цели, а используемый в них режим многоцелевого сопровождения лишь информационный и для выдачи команд целеуказаний необходимо переходить в режим непрерывной пеленгации с явными демаскирующими признаками подготовки атаки. Соотношения между дальностями действия различных типов БРЛС приведены на рис. 1.
Кроме того, в этих БРЛС использовались примитивные, по сегодняшним меркам, алгоритмы распознавания целей и ранжирования их по степени опасности.
Наиболее быстрым способом ликвидации отставания нашей авионики является модернизация бортового радиолокационного оборудования. Эффективность такого подхода подтверждается опытом Минобороны США, которое неоднократно успешно модернизировало БРЛС самолетов F-16 и F-15. Результат такого подхода на примере увеличения дальности действия БРЛС проиллюстрирован на рис. 1. В модернизированных БРЛС самолетов F-16 и F-15 реализованы режимы: дальнего обнаружения, многоцелевого сопровождения, распознавания целей, разрешения целей в плотной группе. В режимах «воздух–поверхность» обеспечиваются картографирование при использовании реального луча, доплеровского обужения луча, синтезирования апертуры и маловысотный полет. Следует отметить, что самолеты F-16 и F-15 составляют основу самолетного парка тактической авиации США и именно с ними должны конкурировать наши модернизируемые самолеты.
Необходимость модернизации признается всеми отечественными специалистами. Однако следует отметить, что предлагаются различные пути модернизации. Ранее предлагалось несколько вариантов модернизации БРЛС самолетов МиГ-29 и Су-27, заключающейся в замене ряда блоков станции и вычислительной системы (вариант Н019М1) или в добавлении некоторых блоков и вычислительных средств (вариант «обводной канал») и разработке соответствующего программного обеспечения. Основным преимуществом этих вариантов являлась относительно низкая стоимость доработки. Вместе с тем боевая эффективность модернизируемых БРЛС (особенно второго варианта) увеличилась незначительно (только в режиме «воздух–поверхность» за счет введения картографирования), в то время как в режимах «воздух–воздух» ничего не изменилось. Кроме того, эксплуатационные характеристики остались на достаточно низком уровне. Однако, учитывая длительный предшествующий срок эксплуатации, ее ухудшающиеся условия с точки зрения как состояния технической базы обслуживания, так и обеспечения квалифицированными кадрами, следует признать снижение эффективности системы эксплуатации в целом. Хорошо известны данные ВВС США о росте стоимости технического обслуживания и ремонта аппаратуры самолетов, которые сегодня превышают 50% общих расходов на закупку и эксплуатацию боевых самолетов. В связи с этим более рациональной по критерию «стоимость–эффективность» представляется модернизация авионики за счет включения в ее состав новой БРЛС, в той или иной степени отвечающей современным требованиям. Такая модернизация может быть проведена в несколько этапов, результатом которой станет все большее соответствие авионики современным требованиям.
На первом этапе целесообразно в состав бортового радиоэлектронного оборудования включить БРЛС типа «Жук-МЭ». (Тактико-технические показатели приведены в табл. 1) В этой станции реализованы более эффективные режимы «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». В режиме «воздух–воздух» РЛС обеспечивает значительное увеличение (в 1,5-1,8 раза) дальности действия, распознавание целей вплоть до класса (большая, средняя, малая), одновременное сопровождение до 20 целей с применением оружия по 4 из них. В режиме «воздух–поверхность» в РЛС возможны картографирование в режимах реального и обуженного луча, синтезирования апертуры и маловысотный полет.
БРЛС «Жук-МЭ» по составу режимов и своим тактико-техническим показателям соответствует модернизируемому варианту БРЛС самолета F-16/60. Она прошла полный цикл испытания. Кроме того, БРЛС «Жук-МЭ» запущена в серийное производство, что дает возможность быстро оснащать ею определенную часть самолетного парка МиГ-29 и Су-27. При этом использование в модернизированном варианте самолетов МиГ-29 и Су-27 БРЛС «Жук-МЭ» и «Жук-МСЭ» позволяет им практически на равных конкурировать с вариантами самолетов F-16 и F-15.
Более высокой эффективностью обладает БРЛС «Сокол». (Тактико-технические показатели приведены в табл. 1) Это дает возможность использовать ее также при модернизации самолетов типа Су -27.
По мнению некоторых специалистов, для модернизации самолетов типа Су-27 может быть использована и БРЛС «Барс». Однако, по нашим оценкам, БРЛС «Барс» существенно уступает БРЛС «Сокол» по основным тактическим показателям и его элементная база недостаточно современная.
Необходимо подчеркнуть, что режимы работы БРЛС «Сокол» в наибольшей степени отвечают современным требованиям. В ней реализованы достаточно большой сектор обзора по азимуту и дальность действия, превышающая дальность пуска современных ракет, алгоритмы одновременного управления самолетом, БРЛС и ракетами при работе по наземным целям, улучшено ранжирование целей по степени важности. Использование ФАР позволяет значительно улучшить показатели многоцелевого сопровождения с выдачей команд полетного задания 6 ракетам. Совокупность этих свойств дает возможность нашим истребителям конкурировать с модернизированными вариантами самолетов F-16, F-15 и F-18 БРЛС «Сокол» – система с открытой архитектурой, поэтому возможна ее дальнейшая модернизация.
Необходимость и содержание третьего этапа модернизации зависят от времени реализации отечественной программы ПАК ФА, состояния и характеристик самолетного парка тактической авиации передовых в техническом отношении стран Европы и Америки.
В заключение важно отметить, что проблема многоэтапной модернизации и определение конкретного содержания этих этапов очень сложны. В статье был рассмотрен лишь один из возможных вариантов, обеспечивающих, на наш взгляд, скорейшую отдачу. В связи с этим имеет смысл объединить усилия всех заинтересованных организаций для решения этой сложной задачи с детальным обсуждением количества и содержания этапов.
Таблица 1
Тактико-технические характеристики радаров
|
«Жук-МЭ» |
«Жук-МСЭ» |
«Сокол» |
Диапазон частот |
X |
X |
X |
Количество литерных частот |
16 |
16 |
16 |
Антенна: |
|||
- тип |
ЩАР1 |
ЩАР |
ФАР2 |
- диаметр, мм |
624 |
980 |
980 |
- коэффициент усиления, дБ |
34,5 |
37 |
36 |
- встроенный компенсационный канал |
|||
Углы отклонения, град.: |
|||
- азимут/наклон |
±90/ ±60 ±40 |
±90/ ±60 -40 |
±70/ ±70 |
- зоны обзора |
±10/ ±30 ±60 |
±10/ ±30 ±60 |
±10/ ±30 ±60 |
Количество приемников |
3 |
3 |
3 |
Коэффициент шума, дБ |
3 |
3 |
3 |
Мощность передатчика, кВт: |
|||
- импульсная |
6 |
6 |
8 |
- средняя |
1,5 |
1,5 |
2 |
Дальность обнаружения целей в режиме «В-В», км (σ= 5 м2): |
|||
- свободное пространство: |
|||
- навстречу |
130 |
180 |
180 |
- вдогон |
50 |
80 |
80 |
- на фоне земли: |
|||
- навстречу |
120 |
170 |
170 |
- вдогон |
40 |
60 |
60 |
Количество сопровождаемых / атакуемых целей |
20/4 |
20/2-4 |
30/6 |
Дальность обнаружения целей в режиме «воздух–поверхность», км: |
|||
- эсминец |
300 |
300 |
300 |
- ракетный катер |
150 |
180 |
180 |
- железнодорожный мост |
120 |
150 |
150 |
- группа движущихся танков |
25 |
25 |
25 |
Разрешение по Д и А, м: |
|||
- низкое (Д = 80 км) |
300×300 |
300×300 |
300×300 |
- среднее (Д = 60 км) |
30×30 |
30×30 |
30×30 |
- высокое (Д = 20 км) |
3×3 |
3×3 |
3×3 |
1 – ЩАР – щелевая антенная решетка
2 – ФАР – фазированная антенная решетка