
Авианосец Российскому флоту?
Могучие, красивые военные корабли во все времена были визитной карточкой государства и предметом национальной гордости народа. В России тоже есть такие – тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Оба корабля являются наследием великой страны Советского Союза. Идёт время и всё чаще на страницах открытых СМИ поднимаются вопросы о модернизации и замене этих уникальных по-своему кораблей. Ведь они не только по флотской классификации тяжёлые, но и по экономическому бремени на флотский бюджет тяжелы. Большинство отзывов, мнений и комментариев сводится к тому, что Россия должна иметь один-два-три авианосца. Ура-патриоты не заморачиваясь аргументируют вопросами престижа: авианосцы есть и у Испании, и у Бразилии, и у Таиланда – значит, и Великая Россия должна иметь такой корабль! Разве тут поспоришь против железного аргумента! Моряки из военных приводят доводы о необходимости создания зонтика ПВО над соединением корабельной группировки на переходе морем и о накапливании бесценного опыта использования палубной авиации для будущего. Тоже всё грамотно и на перспективу! Позволю себе не согласиться с большинством и попробую обосновать точку зрения о том, что России не нужны авианосцы.
В нынешней экономической ситуации в стране и в мире трудно с цифрами миллионов и миллиардов различных валют понять реальную стоимость затеи проектирования, строительства, оснащения и эксплуатации авианосца водоизмещением в 80 -100 тысяч тонн в России. Понятно только, что по масштабам это будет сравнимо с Сочинской зимнее олимпиадой, мостом в Крым или космодромом «Восточный», как по времени, так и по деньгам.
В настоящее время в России отсутствует опыт проектирования кораблей такого класса. Ссылки на советский опыт проекта «Ульяновска» в серьёз не воспринимаю. Мы не можем себе позволить в таком масштабе «первый блин комом», а школа нарабатывается десятилетиями. Поколение создателей «Варяга» ушло, так и не реализовав до конца мечту о первом настоящем авианосце.
Следующий, и самый главный вопрос: где, кто и как построит авианосец. Николаевские верфи теперь заграница, утрачены навсегда. Создание предприятия с соответствующей инфраструктурой с нуля для строительства одного - трёх кораблей на дальнем востоке или на севере страны могут просчитать экономисты. Цифры, скорее всего, будут астрономические и дефицитный бюджет страны их просто не потянет, а надежды на зарубежных или своих инвесторов нет. Начать сотрудничество в таком вопросе как строительство авианосца с зарубежными партнёрами, кто бы они ни были, значит наступать на те же грабли что и в строительстве «Мистралей». Будет потрачено в пустую куча денег, а главное времени с нулевым результатом. Можно рассмотреть ещё один вариант. Дружественный Китай тоже мечтает об авианосном флоте. Подождём, пока китайцы построят себе что-нибудь лучше нашего авианесущего «Варяга» и закажем улучшенную, адаптированную под наши условия версию китайского авианосца! Ведь не постеснялась же царская Россия накануне Русско-японской войны заказать в Англии «фабрике мира» знаменитый крейсер «Варяг», а «фабрикой мира» сейчас является Китай!
2036 год! У России наконец-то в составе ВМФ числятся два авианосца: «Адмирал флота Кузнецов» и «Адмирал Макаров»! О дате и названии можно поспорить, фактом будет необходимость вывода из состава флота первого корабля. Он обеспечил приемнику подготовленную авиагруппу на современных летательных аппаратах, сохранён бесценный опыт. Но повседневная рутина ставит те же вопросы что и двадцать лет назад. Где будет родная гавань могучего корабля? Какова концепция боевого применения авианосной группы России?
На первый вопрос даст ответ время с учётом мудрости руководства страны и флота, которое позволило себе иметь полноценный авианосец, и естественно, должно обеспечить достойное содержание и обслуживание столь дорогой и престижной махины. А вот для каких задач вся страна двадцать лет должна была потуже затягивать пояса? Морские волки сейчас вам с полной уверенностью и редким единодушием ответят, что в условиях вооружённого конфликта, как на севере Атлантики, так и в Тихом океане единственная российская авианосная группа будет скорее дичью, а не охотником. Объединённый флот НАТО в Атлантике и союзные флота США, Японии, Южной Кореи и пр. в Тихом океане просто запрут единственный российский авианосец в базе. Ведь ни кто не планирует вывести единственную АУГ Российского флота на рыцарский поединок с подобным соединение США или НАТО. Отсутствуют и планы десантных операций нашего флота на Гавайские острова или Мидуэй, которым может понадобиться создание зонтика ПВО и боевой устойчивости на переходе морем.
К сожалению надо признать, как сейчас, так и в обозримом будущем единственный российский авианосец сможет выполнять боевые задачи по обеспечению разносторонней боевой подготовке сил флота и достойно демонстрировать флаг России в мировом океане. Применение французского авианосца в контртеррористической операции в Сирии не идёт ни в какое сравнение с эффективностью действий российской авиагруппы в этой же стране. Так и присутствие «Адмирала Кузнецова» в тех же водах вряд ли бы что изменило. А, скажем, принудить к миру зарвавшийся политический режим, как в Грузии или ещё где-либо, можно и без авианосной ударной группы.
В нынешней экономической ситуации в стране и в мире трудно с цифрами миллионов и миллиардов различных валют понять реальную стоимость затеи проектирования, строительства, оснащения и эксплуатации авианосца водоизмещением в 80 -100 тысяч тонн в России. Понятно только, что по масштабам это будет сравнимо с Сочинской зимнее олимпиадой, мостом в Крым или космодромом «Восточный», как по времени, так и по деньгам.
В настоящее время в России отсутствует опыт проектирования кораблей такого класса. Ссылки на советский опыт проекта «Ульяновска» в серьёз не воспринимаю. Мы не можем себе позволить в таком масштабе «первый блин комом», а школа нарабатывается десятилетиями. Поколение создателей «Варяга» ушло, так и не реализовав до конца мечту о первом настоящем авианосце.
Следующий, и самый главный вопрос: где, кто и как построит авианосец. Николаевские верфи теперь заграница, утрачены навсегда. Создание предприятия с соответствующей инфраструктурой с нуля для строительства одного - трёх кораблей на дальнем востоке или на севере страны могут просчитать экономисты. Цифры, скорее всего, будут астрономические и дефицитный бюджет страны их просто не потянет, а надежды на зарубежных или своих инвесторов нет. Начать сотрудничество в таком вопросе как строительство авианосца с зарубежными партнёрами, кто бы они ни были, значит наступать на те же грабли что и в строительстве «Мистралей». Будет потрачено в пустую куча денег, а главное времени с нулевым результатом. Можно рассмотреть ещё один вариант. Дружественный Китай тоже мечтает об авианосном флоте. Подождём, пока китайцы построят себе что-нибудь лучше нашего авианесущего «Варяга» и закажем улучшенную, адаптированную под наши условия версию китайского авианосца! Ведь не постеснялась же царская Россия накануне Русско-японской войны заказать в Англии «фабрике мира» знаменитый крейсер «Варяг», а «фабрикой мира» сейчас является Китай!
2036 год! У России наконец-то в составе ВМФ числятся два авианосца: «Адмирал флота Кузнецов» и «Адмирал Макаров»! О дате и названии можно поспорить, фактом будет необходимость вывода из состава флота первого корабля. Он обеспечил приемнику подготовленную авиагруппу на современных летательных аппаратах, сохранён бесценный опыт. Но повседневная рутина ставит те же вопросы что и двадцать лет назад. Где будет родная гавань могучего корабля? Какова концепция боевого применения авианосной группы России?
На первый вопрос даст ответ время с учётом мудрости руководства страны и флота, которое позволило себе иметь полноценный авианосец, и естественно, должно обеспечить достойное содержание и обслуживание столь дорогой и престижной махины. А вот для каких задач вся страна двадцать лет должна была потуже затягивать пояса? Морские волки сейчас вам с полной уверенностью и редким единодушием ответят, что в условиях вооружённого конфликта, как на севере Атлантики, так и в Тихом океане единственная российская авианосная группа будет скорее дичью, а не охотником. Объединённый флот НАТО в Атлантике и союзные флота США, Японии, Южной Кореи и пр. в Тихом океане просто запрут единственный российский авианосец в базе. Ведь ни кто не планирует вывести единственную АУГ Российского флота на рыцарский поединок с подобным соединение США или НАТО. Отсутствуют и планы десантных операций нашего флота на Гавайские острова или Мидуэй, которым может понадобиться создание зонтика ПВО и боевой устойчивости на переходе морем.
К сожалению надо признать, как сейчас, так и в обозримом будущем единственный российский авианосец сможет выполнять боевые задачи по обеспечению разносторонней боевой подготовке сил флота и достойно демонстрировать флаг России в мировом океане. Применение французского авианосца в контртеррористической операции в Сирии не идёт ни в какое сравнение с эффективностью действий российской авиагруппы в этой же стране. Так и присутствие «Адмирала Кузнецова» в тех же водах вряд ли бы что изменило. А, скажем, принудить к миру зарвавшийся политический режим, как в Грузии или ещё где-либо, можно и без авианосной ударной группы.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Что потеряла Россия на разгромленных базах стратегической авиации
События 1 июня шокировали русское общество: враг чуть ли не в прямом эфире выжигал нашу стратегическую авиацию копеечными дронами, столбы чёрного дыма над...

Будет показательный удар: в Кремле приняли решение об ответе Киеву
На аэродроме «Оленья» в Мурманской области горят стратегические бомбардировщики. Политолог Сергей Марков отмечает, что «потери российской стратегической...

«Будем бить минимум три дня»: детали готовящегося удара по Украине
Внезапный телефонный разговор, который 4 июня состоялся между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, а также заявление нашего президента о невозможности...

Возмездие за подрывы сразу двух мостов неминуемо
Сразу два крушения поездов в прифронтовых регионах России. После этого Подоляка заявил о новых законных целях русских ВКС. «Герани» зачищают вражескую ПВО...

«Четыре объекта должны быть уничтожены»: конкретные цели в Киеве для удара РФ
Россия должна радикально ужесточить свою тактику в зоне СВО после атаки 1 июня на наши стратегические самолеты и подрывы мостов в Курской и Брянской областях....

Разбитые мечты: представитель ВСУ раскрыл горькую правду об F-16
Западные поставки воздушных истребителей F-16 на Украину обернулись горьким разочарованием. Вместо ожидаемого превосходства в воздухе, украинские ВВС...

Как пресечь угрозу украинских дронов из грузовых фур
ВСУ нанесли удар по нескольким военным аэродромам в глубине территории России. Как это было реализовано технически, каким образом может быть связано с...

The Telegraph: Русский «Рубикон» — безжалостный убийца «Хаймарсов»
Западные СМИ пытаются разгадать тактику самого секретного подразделения армии России...

Киев парализован страхом, уничтожены командиры «Азова». Но это еще не ответ
Укро-ПВО перестала сбивать «Герани» из-за беспилотников-имитаторов...

«Впервые за долгое время»: военкоры ВСУ сообщили о новом прорыве на фронте
Фронт сдвинулся. По сообщениям украинских источников, русская армия впервые за долгое время продвинулась в районе Часова Яра — важного узла обороны на севере...

Преступное молчание: в США знали об украинской диверсии по территории РФ
В США заявили, что Вашингтон следил за ходом массированных атак ВСУ дронами по российским военным аэродромам. Белый дом пока не комментирует данные сообщения...

Штаб Балтфлота у нас в Калининграде. Драться придется в окружении
НАТО всерьез готовится к вооруженному конфликту на Балтике...

На замену устаревшим ракетоносцам подойдет пассажирский Ту-214
Кроме необходимости оснащения тактической авиации массовыми крылатыми ракетами, стоит проанализировать перспективы стратегической авиации. Ведь Ту-95 и Ту-22...

Танк Т-80-152 с мощнейшей пушкой сейчас бы очень пригодился на СВО
Создававшийся в Ленинграде танк Объект 292, который как считается мог получить обозначение Т-80-152, мог стать одним из самых мощных боевых машин не только...

Как брать Славянско-Краматорскую агломерацию, если она в длину 100 км?
Апти Алаудинов предлагает «новую стратегию», но слова Жукова тоже не мешает вспомнить...

Выяснилось, почему для атаки была выбрана именно стратегическая авиация
Защитить нашу стратегическую авиацию, которую изощренно атаковал противник с помощью небольших дронов-камикадзе, может система, которая была предложена еще 40...