
Авианосец Российскому флоту?
Могучие, красивые военные корабли во все времена были визитной карточкой государства и предметом национальной гордости народа. В России тоже есть такие – тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Оба корабля являются наследием великой страны Советского Союза. Идёт время и всё чаще на страницах открытых СМИ поднимаются вопросы о модернизации и замене этих уникальных по-своему кораблей. Ведь они не только по флотской классификации тяжёлые, но и по экономическому бремени на флотский бюджет тяжелы. Большинство отзывов, мнений и комментариев сводится к тому, что Россия должна иметь один-два-три авианосца. Ура-патриоты не заморачиваясь аргументируют вопросами престижа: авианосцы есть и у Испании, и у Бразилии, и у Таиланда – значит, и Великая Россия должна иметь такой корабль! Разве тут поспоришь против железного аргумента! Моряки из военных приводят доводы о необходимости создания зонтика ПВО над соединением корабельной группировки на переходе морем и о накапливании бесценного опыта использования палубной авиации для будущего. Тоже всё грамотно и на перспективу! Позволю себе не согласиться с большинством и попробую обосновать точку зрения о том, что России не нужны авианосцы.
В нынешней экономической ситуации в стране и в мире трудно с цифрами миллионов и миллиардов различных валют понять реальную стоимость затеи проектирования, строительства, оснащения и эксплуатации авианосца водоизмещением в 80 -100 тысяч тонн в России. Понятно только, что по масштабам это будет сравнимо с Сочинской зимнее олимпиадой, мостом в Крым или космодромом «Восточный», как по времени, так и по деньгам.
В настоящее время в России отсутствует опыт проектирования кораблей такого класса. Ссылки на советский опыт проекта «Ульяновска» в серьёз не воспринимаю. Мы не можем себе позволить в таком масштабе «первый блин комом», а школа нарабатывается десятилетиями. Поколение создателей «Варяга» ушло, так и не реализовав до конца мечту о первом настоящем авианосце.
Следующий, и самый главный вопрос: где, кто и как построит авианосец. Николаевские верфи теперь заграница, утрачены навсегда. Создание предприятия с соответствующей инфраструктурой с нуля для строительства одного - трёх кораблей на дальнем востоке или на севере страны могут просчитать экономисты. Цифры, скорее всего, будут астрономические и дефицитный бюджет страны их просто не потянет, а надежды на зарубежных или своих инвесторов нет. Начать сотрудничество в таком вопросе как строительство авианосца с зарубежными партнёрами, кто бы они ни были, значит наступать на те же грабли что и в строительстве «Мистралей». Будет потрачено в пустую куча денег, а главное времени с нулевым результатом. Можно рассмотреть ещё один вариант. Дружественный Китай тоже мечтает об авианосном флоте. Подождём, пока китайцы построят себе что-нибудь лучше нашего авианесущего «Варяга» и закажем улучшенную, адаптированную под наши условия версию китайского авианосца! Ведь не постеснялась же царская Россия накануне Русско-японской войны заказать в Англии «фабрике мира» знаменитый крейсер «Варяг», а «фабрикой мира» сейчас является Китай!
2036 год! У России наконец-то в составе ВМФ числятся два авианосца: «Адмирал флота Кузнецов» и «Адмирал Макаров»! О дате и названии можно поспорить, фактом будет необходимость вывода из состава флота первого корабля. Он обеспечил приемнику подготовленную авиагруппу на современных летательных аппаратах, сохранён бесценный опыт. Но повседневная рутина ставит те же вопросы что и двадцать лет назад. Где будет родная гавань могучего корабля? Какова концепция боевого применения авианосной группы России?
На первый вопрос даст ответ время с учётом мудрости руководства страны и флота, которое позволило себе иметь полноценный авианосец, и естественно, должно обеспечить достойное содержание и обслуживание столь дорогой и престижной махины. А вот для каких задач вся страна двадцать лет должна была потуже затягивать пояса? Морские волки сейчас вам с полной уверенностью и редким единодушием ответят, что в условиях вооружённого конфликта, как на севере Атлантики, так и в Тихом океане единственная российская авианосная группа будет скорее дичью, а не охотником. Объединённый флот НАТО в Атлантике и союзные флота США, Японии, Южной Кореи и пр. в Тихом океане просто запрут единственный российский авианосец в базе. Ведь ни кто не планирует вывести единственную АУГ Российского флота на рыцарский поединок с подобным соединение США или НАТО. Отсутствуют и планы десантных операций нашего флота на Гавайские острова или Мидуэй, которым может понадобиться создание зонтика ПВО и боевой устойчивости на переходе морем.
К сожалению надо признать, как сейчас, так и в обозримом будущем единственный российский авианосец сможет выполнять боевые задачи по обеспечению разносторонней боевой подготовке сил флота и достойно демонстрировать флаг России в мировом океане. Применение французского авианосца в контртеррористической операции в Сирии не идёт ни в какое сравнение с эффективностью действий российской авиагруппы в этой же стране. Так и присутствие «Адмирала Кузнецова» в тех же водах вряд ли бы что изменило. А, скажем, принудить к миру зарвавшийся политический режим, как в Грузии или ещё где-либо, можно и без авианосной ударной группы.
В нынешней экономической ситуации в стране и в мире трудно с цифрами миллионов и миллиардов различных валют понять реальную стоимость затеи проектирования, строительства, оснащения и эксплуатации авианосца водоизмещением в 80 -100 тысяч тонн в России. Понятно только, что по масштабам это будет сравнимо с Сочинской зимнее олимпиадой, мостом в Крым или космодромом «Восточный», как по времени, так и по деньгам.
В настоящее время в России отсутствует опыт проектирования кораблей такого класса. Ссылки на советский опыт проекта «Ульяновска» в серьёз не воспринимаю. Мы не можем себе позволить в таком масштабе «первый блин комом», а школа нарабатывается десятилетиями. Поколение создателей «Варяга» ушло, так и не реализовав до конца мечту о первом настоящем авианосце.
Следующий, и самый главный вопрос: где, кто и как построит авианосец. Николаевские верфи теперь заграница, утрачены навсегда. Создание предприятия с соответствующей инфраструктурой с нуля для строительства одного - трёх кораблей на дальнем востоке или на севере страны могут просчитать экономисты. Цифры, скорее всего, будут астрономические и дефицитный бюджет страны их просто не потянет, а надежды на зарубежных или своих инвесторов нет. Начать сотрудничество в таком вопросе как строительство авианосца с зарубежными партнёрами, кто бы они ни были, значит наступать на те же грабли что и в строительстве «Мистралей». Будет потрачено в пустую куча денег, а главное времени с нулевым результатом. Можно рассмотреть ещё один вариант. Дружественный Китай тоже мечтает об авианосном флоте. Подождём, пока китайцы построят себе что-нибудь лучше нашего авианесущего «Варяга» и закажем улучшенную, адаптированную под наши условия версию китайского авианосца! Ведь не постеснялась же царская Россия накануне Русско-японской войны заказать в Англии «фабрике мира» знаменитый крейсер «Варяг», а «фабрикой мира» сейчас является Китай!
2036 год! У России наконец-то в составе ВМФ числятся два авианосца: «Адмирал флота Кузнецов» и «Адмирал Макаров»! О дате и названии можно поспорить, фактом будет необходимость вывода из состава флота первого корабля. Он обеспечил приемнику подготовленную авиагруппу на современных летательных аппаратах, сохранён бесценный опыт. Но повседневная рутина ставит те же вопросы что и двадцать лет назад. Где будет родная гавань могучего корабля? Какова концепция боевого применения авианосной группы России?
На первый вопрос даст ответ время с учётом мудрости руководства страны и флота, которое позволило себе иметь полноценный авианосец, и естественно, должно обеспечить достойное содержание и обслуживание столь дорогой и престижной махины. А вот для каких задач вся страна двадцать лет должна была потуже затягивать пояса? Морские волки сейчас вам с полной уверенностью и редким единодушием ответят, что в условиях вооружённого конфликта, как на севере Атлантики, так и в Тихом океане единственная российская авианосная группа будет скорее дичью, а не охотником. Объединённый флот НАТО в Атлантике и союзные флота США, Японии, Южной Кореи и пр. в Тихом океане просто запрут единственный российский авианосец в базе. Ведь ни кто не планирует вывести единственную АУГ Российского флота на рыцарский поединок с подобным соединение США или НАТО. Отсутствуют и планы десантных операций нашего флота на Гавайские острова или Мидуэй, которым может понадобиться создание зонтика ПВО и боевой устойчивости на переходе морем.
К сожалению надо признать, как сейчас, так и в обозримом будущем единственный российский авианосец сможет выполнять боевые задачи по обеспечению разносторонней боевой подготовке сил флота и достойно демонстрировать флаг России в мировом океане. Применение французского авианосца в контртеррористической операции в Сирии не идёт ни в какое сравнение с эффективностью действий российской авиагруппы в этой же стране. Так и присутствие «Адмирала Кузнецова» в тех же водах вряд ли бы что изменило. А, скажем, принудить к миру зарвавшийся политический режим, как в Грузии или ещё где-либо, можно и без авианосной ударной группы.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Туристы с погонами»: российский спецназ взял в плен британских полковников
На СВО российские разведчики захватили в плен двух британских офицеров высокого ранга. Власти Великобритании выворачиваются...

«Погиб за кружевные трусики»: потери ВСУ достигли 633 тысяч
23 июля в бою с российскими войсками уничтожен 18-летний украинский боевик Артём Золотарёв. Он стал двадцать восьмым по счёту юным недоумком, умершим за то,...

География украинских атак расширяется: удар в спину
Такого массированного налёта украинских беспилотников, как ночью 29 июля, в Донецке, ещё не было. Атака продолжалась более часа, и под неё попала вся...

Тайные лабиринты ВСУ: раскрыта истинная причина затяжного штурма Часова Яра
Военный эксперт Виталий Киселёв раскрыл, почему тайный город ВСУ долгое время мешал российским войскам освободить Часов Яр...

Большая Берта - "Убийца фортов" Первой мировой
Для того чтобы сломить волю к сопротивлению и вынудить к сдаче гарнизон форта в тысячу человек, требовались две мортиры, сутки времени и 360 снарядов. За 11...

Х-22 с русского «стратега» накрыла «теневой штаб НАТО»
Подполье сообщило о веренице военных карет скорой помощи с иностранными врачами, которые вывозили раненых западных офицеров...

Армия РФ готова применить тактику, от которой отказалась больше года назад
ВС РФ сосредоточили большие запасы бронетехники для прорывов на всех участках фронта...

Британцы не вернутся домой: Тендровская коса стала ловушкой для наёмников
Британские наёмники пытались укрепиться на Тендровской косе. Об отражении атаки ВСУ рассказал глава Херсонской области...

Озвучена численность обреченной в Покровске группировки ВСУ
Очередная катастрофа разворачивается для ВСУ под Покровском (Красноармейск): враг пытается стабилизировать фронт, но ничего не может поделать с нашей тактикой...

Есть способ напрочь отбить у НАТО желание лезть в Калининград
Польша, Германия и Литва мечтают высадить десант в Балтийске, и уверены, что русские их сильно бить не будут...

Смертоносные российские ЗСУ-23-4 "Шилка" в зоне СВО стали более защищенными
Российские зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 "Шилка" в зоне специальной военной операции используются как машины огневой поддержки...

Daily Telegraph: Командиры ВСУ в Покровске растеряны, но в глазах – злость
В районе железнодорожного вокзала идет стрельба, дорога Доброполье — Мирноград перерезана...

Судьба Донбасса: инсайдер раскрыл территориальные планы Зеленского
Инсайдер разоблачил военные планы Владимира Зеленского на Донбасс. Киев готовится изменить государственную карту...

Модернизация флота: морской «Панцирь» теперь сбивает ракеты у самой воды
Новая версия ЗРК «Панцирь» доказала свою эффективность на морских испытаниях, уничтожив сложнейшие цели с низкой заметностью...

Нападение НАТО на Калининград: от Польши и Прибалтики мало что останется
Присоединение к России Вильнюсской и Рижской областей может стать суровой реальностью...

Часов Яр русские взяли в январе, но самое страшное для ВСУ началось позже
ISW: Часов Яр русские взяли в январе, но самое страшное для ВСУ началось позже...