Военные материалы

Б-36 "Миротворец"

Б-36 "Миротворец"
Б-36 "Миротворец"


Когда в 1941 году на горизонте "маячило" падение Великобритании и оккупация островов немцами, в США было принято решение разработать самолет для стратегических бомбардировок Германии. Америка искала возможность получить бомбардировщик с действительно межконтинентальной дальностью.

Convair B-36 — американский межконтинентальный бомбардировщик. Неофициальное название — «Peacemaker» ( «Миротворец»). Является самым большим по размаху крыла и высоте серийным винтовым самолётом в мире за всю историю авиации превосходя по этим показателям Ан-22,
Б-36 "Миротворец"


однако уступая построенной в единственном экземпляре летающей лодке Hughes H-4 Hercules.
Б-36 "Миротворец"


В ТЗ были изложенные следующие требования к бомбардировщику:
способность бомбить европейские цели с баз в Северной Америке, дальность действия не менее 5700 миль (9200 км) по маршруту Гандер - Ньюфаундленд - Берлин и обратно.
11 апреля 1941 года USAAC открыл конкурс на лучший проект для самого дальнего бомбардировщика :
450 миль / ч (720 км / ч) , 275 миль / ч (443 км / ч) крейсерская скорость, практический потолок 45000 футов (14000 м), за пределами диапазона наземного зенитного огня, максимальная дальность 12000 миль (19000 км) на высоте 25000 футов (7600 м).


Требования к самолету оказались слишком сложными и намного превышали технологические возможности тех дней. Учитывая это 19 августа 1941 года были внесены изменения:
максимальная дальность 10000 миль (16000 км), эффективный боевой радиус 4000 миль (6400 км) с нагрузкой 10,000 фунтов (4,500 кг) бомб, крейсерская скорость между 240 и 300 миль / ч (390 и 480 км / ч), практический потолок 40000 футов (12000 м), выше максимально эффективной высоты поражения с развернутой над всей нацистской Германии системой Flak , за исключением редко развернутой тяжелой ЗАУ 12,8 см FlaK 40 .
Проект B-36 оформился в самолет огромных масштабов. Он был на две трети больше, чем в предыдущий B-29 Superfortress.
Б-36 "Миротворец"


В связи с улучшением положения на фронтах и изменением приоритетов программа B-36 была "отложена в долгий ящик" и первый полет XB-36 состоялся 8 августа 1946.
С началом "холодной " войны B-36 стал основной надеждой стратегических ядерных сил США, поскольку он мог, базируясь на территории американского континента, доставлять ядерные бомбы к целям на территории СССР.

Поставки B-36s в USAIF с дальностью более 7000 миль (11000км ) начались в 1948 году.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Б-36 "Миротворец"


Экипаж: 9 -22 человек (в зависимости от модификации)
Длина: 49,4 м, Размах крыла: 70,1 м,Высота: 14,25 м,Площадь крыла: 443,3 м²
Профиль крыла: NACA 63(420)-422 корень крыла, NACA 63(420)-517 законцовка крыла
Вес пустого: 77 580 кг,Вес снаряжённого: 120 700 кг,Максимальный взлётный вес: 190 000 кг
Двигатели:
6× поршневых звездообразных (4 звезды по 7 цилиндров в каждой, всего 28 цилиндров) Pratt & Whitney R-4360-53 «Wasp Major» по 3 800 л. с. (2 500 кВт) каждый
4× турбореактивных General Electric J47-GE-19, по 23 кН каждый (для варианта B-36D)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 685 км/ч (с включёнными турбореактивными двигателями)
Крейсерская скорость: 380 км/ч (с выключенными турбореактивными двигателями)
Дальность: 11 000 км с полезной нагрузкой 4535 кг
Перегоночная дальность: 16 000 км, Практический потолок: 15 000 м
Скороподъёмность: 9,75 м/с
Нагрузка на крыло: 272,3 кг/м²
Тяговооружённость:
поршневые двигатели: 120 Вт/кг
реактивные двигатели: 0,078
Аэродинамическое качество: 20,2
Вооружение
Пушечное вооружение: 16×20 мм пушки M24A1
Бомбовая нагрузка: 39 010 кг
Б-36 "Миротворец"


Модификации :

NB-36H (X-6) — самолет с ядерной силовой установкой (аналог СССР- Ту-95ЛАЛ)

Б-36 "Миротворец"

Б-36 "Миротворец"


DB-36H — самолёт-носитель крылатой ракеты GAM-63 RASCAL. В них было переоборудовано четыре серийных 36H-III.

Б-36 "Миротворец"


Стратегические разведчики RB-36D,RB-36E,RB-36F и RB-36H

Б-36 "Миротворец"


С появлением серийных образцов B-52, к концу 50-х годов, стало очевидно,что B-36 устарел, и почти все машины были вскоре отправлены в металлолом. Не последнюю роль сыграла относительно низкая надёжность и трудоёмкость обслуживания поршневых двигателей по сравнению с газотурбинными.

Варианты на основе В-36

Convair YB-60 /1952/ опытный реактивный стратегический бомбардировщик.

Разрабатывался в соответствии с теми же тактико-техническими требованиями, что и Boeing B-52 Stratofortress.

Б-36 "Миротворец"


Convair XC-99 /1947/военно-транспортный самолёт

Модель 37 — проект создания на основе ХС-99 пассажирской машины для перевозки 200 пассажиров на трансатлантических линиях.

Б-36 "Миротворец"

Б-36 "Миротворец"


Когда XB-36 разрабатывался во время Второй мировой Войны,производители солкнулись с существенной проблемой: согласно спецификациям два основных колеса шасси должны были иметь размеры,которые не производила американская промышленность того времени.
Б-36 "Миротворец"


Изготовитель Goodyear решил эту проблему. Шина имела диаметр 110 дюймов (2,79м) в диаметре и 36 дюймов (0,91м) в ширину.
Вес составлял 1320 фунтов (598,74 кг), каждая шина состояла на 30% из нейлонового шнура.
По расходу сырья это было эквивалентно примерно 60 автомобильным шинам или 12700 пар нейлоновых шлангов.
Из-за огромного удельного давления XB-36 (с односкатной шиной) на покрытие ВПП может взлетать и садиться на очень малое количество аэродромов.
Одно время даже пытались использовать шасси с танкоподобными гусеницами, но шасси оказалось тяжелым,шумным и быстро изнашивалось.
Б-36 "Миротворец"


В результате шасси было переработано и в производство запущен B-36s с четырьмя небольшими колесами.
Б-36 "Миротворец"


Convair B-36 был единственным самолетом носителем тяжелой бомбы Т-12 Cloudmaker, весом 43600 фунтов (19800 кг) и предназначенной для атаки сверх защищенных подземных бункеров.
Б-36 "Миротворец"


Один из важных миссий B-36 была стратегическая воздушная разведка в глобальном масштабе.
Важнейшим критерием первых послевоенных самолетов-разведчиков была возможность полета выше 40000 футов (12000 м),что определялось возможностями радаров ПВО СССР. Основным русским радаром ПВО в 1950-х годах был поставляенный США в СССР радар SCR-270 или его локальные копии,воспроизведенные в России.
Б-36 "Миротворец"


SCR-270 был эффективен только до 40000 футов (12000 м), согласно теоретическим расчетам, самолет выше этого уровня оставался бы незамеченным.
Первый самолет,который проверил эту теорию на практике был RB-36D специализированной фотографической разведки версии B-36D. Он внешне идентичен стандартным B-36D, но имел экипаж 22, а не 15 человек. Дополнительные члены экипажа потребовались для эксплуатации и технического обслуживания фотографических средств разведки. Передний бомбовый отсек в самолете был заменен на обитаемое герметичное отделение имел четырнадцати фотокамер. Это отделение имело небольшую темную комнату, где можно было сразу же проявлять фотопленку и печать фотографии. Второй бомбовый отсек содержал до 80 T-86 бомб со вспышкой (на парашютах для ночных съемок), а третий мог вмещать дополнительные 3000 галлонов сбрасываемого топливного бака. Четвертый бомбоотсек имел электронное и радарное оборудования. Все оборонительное вооружение из 16 М-24А-1 20 мм пушек было сохранено. Дополнительные топливные баки увеличили продолжительность полета до 50 часов. Самолет имел практический потолок 50000 футов (15 240 м).
Поздняя облегченная версия этого самолета RB-36-III могла достичь крейсерской высоты 58000 футов (17 800метров).
RB-36s отличались яркой алюминиевой отделкой камер отделений (контрастирующие с тусклой магниевой остальной части фюзеляжа) и имели купол, прикрывающий радар под хвостовой частью фюзеляжа.
Стандартный RB-36D имел до 23 камер, в первую очередь K-17С, К-22А, К-38, К-40 . Специальная 240-стоечная координационная камера была способна зафиксировать мяч для гольфа с высоты 45000 футов (14000 м) в боковом диапазоне, то есть наклонная дальность составляла свыше 63600 футов (19400 м).

Первый RB-36D (44-92088) совершил свой ​​первый полет 18 декабря 1949 года, через шесть месяцев после первого полета B-36D. Он изначально летел без турбореактивных двигателей. Стратегическое двадцать восьмое крыло разведки на базе Rapid City AFB (позднее Ellsworth AFB), штат Южная Дакота, получило свой ​​первый RB-36D 3 июня 1950 года. В связи с острой нехваткой специализированной техники, новые RB-36D не вставали на оперативную готовность до июня 1951 года. В общей сложности было построено 24 RB-36D .

С диапазоном 9300 миль (15.000 км), RB-36D начал зондирование границ Советской Арктики в 1951 году. RB-36 из RAF Sculthorpe в Англии сделали ряд облетов советских баз в Арктике, в частности фиксировали новые испытания ядерного оружия на Новой Земле . RB-36s выполнил ряд редко признаваемых миссий разведки и, как полагают часто проникали в китайское и советское воздушные пространства.
Б-36 "Миротворец"


С появлением советских реактивных МиГ-15 в боях над Северной Кореей в 1950 году эра винтовых стратегических бомбардировщиков ВВС США подошла к концу. Хотя МиГ-15 и имели ограниченный диапазон и у них не было радаров, зато имели орудия тяжелого калибра и могли летать быстрее и выше, чем эскортные истребители F-80C и F-84G. В дневное время МиГ-15 могли безнаказанно атаковать винтовые B-29 и B-36 , заставив Соединенные Штаты переключится на ночные рейды.

Использованы материалы и фотографии:
http://www.nationalmuseum.af.mil
http://en.wikipedia.org


Использованы фотографии:
http://www.airliners.net
http://kevsaviationpics.blogspot.com
http://jpcolliat.free.fr
http://www.globalsecurity.org
Мы в Мы в Яндекс Дзен