Военные материалы

Польша стремится стать супердержавой на восточном фланге НАТО

Польша стремится стать супердержавой на восточном фланге НАТО
Президент Польши Анджей Дуда в понедельник подписал закон, по которому членство НАТО будет обходиться стране еще дороже.


Давайте вспомним, когда впервые появились эти 2 процента от ВВП, которые якобы необходимо выделять каждой стране-члене НАТО на развитие своих оборонительных возможностей. В 2014 году состоялся саммит НАТО в Уэльсе, на котором все его участники обязались повысить расходы на оборону до 2% от ВВП в течение 10 лет. Путем нехитрых арифметических вычислений приходим к заключению, что полностью выполнить это требование необходимо к 2024 году.

Саммит альянса в Брюсселе в 2017 году стал дебютом для Дональда Трампа в роли главы военно-политического блока. Американский президент подошел к вопросу финансирования как бизнесмен и довольно резко высказался о чересчур экономных странах-партнерах.

На сегодняшний день расходы на военную промышленность достигли необходимой отметки только в пяти государствах НАТО из 28. Список ударников никак не изменился за последние три года: больше всех вкладывает в оборону США, за ними с заметным отрывом следуют Греция, Великобритания, Эстония и Польша.

Для полноты статистики стоит учесть и те государства, которые демонстрируют наибольшую динамику увеличения вложений. Наиболее активно увеличивают расходы страны Балтии и Польша. То ли на них так гневная речь Трампа подействовала, то ли хотят получить хорошую оценку за год в дневник.

Например, Литва выделила в 2017 году на оборону 1,77% от ВВП, а на 2018 год запланировала все два процента.

Но больше всех отличилась Польша. Сейчас ее бюджет уже отвечает требованиям руководства НАТО, но к 2020 году правительство решило увеличить эту графу расходов до 2,1% от ВВП, а к 2030 – до 2,5%.

Если судить объективно, то зримых причин закладывать такие суммы на увеличение своих военных мощностей у Польши нет. По словам консервативного польского правительства, все это делается исключительно ради защиты нации от вероятной агрессии со стороны Российской Федерации, которая, как считают поляки, увеличила свою военную активность в регионе.

Согласно сводке новостей за последние несколько месяцев, единственной «активностью» Москвы у западных границ России были учения «Запад-2017», которые уже месяц как закончились. Участники учений вернулись в свои города, итоги были официально подведены 10 октября. Даже прибалтийские газеты перестали пугать людей тем, что русские во время учений нападут сразу на все страны, которые находятся поблизости.

Никто не знает, какие средства массовой информации предпочитают власть имущие в Варшаве, но эти люди убеждены, что им необходимо бросить все силы на защиту от агрессора: «Никому не нужно объяснять, что мы хотим иметь сильные и эффективные вооруженные силы, которые в случае угрозы Польше смогут защитить польские границы и жителей нашей страны», - так прокомментировал новый закон господин Дуда. Впечатляющее заявление в виде лозунга, вряд ли какой-нибудь поляк останется равнодушным.

Новый закон изменит и еще кое-что в структуре вооруженных сил Польши: отныне количество военнослужащих увеличится вдвое и составит 200 тысяч человек. Четверть этого количества будет находиться в составе новой добровольческой структуры – Территориальные силы обороны.

К этим двумстам тысячам очень хочется приплюсовать еще и иностранный военный контингент, который квартируется на польской территории. Согласно инфографике на сайте британского издания The Independent, в городе Ожиш находятся 4000 человек. Речь идет о многонациональном батальоне. Однако то ли британцы не владеют обстановкой, то ли было указание сверху занизить цифры, но на карте не указана 3-я бронетанковая бригадная группа США, находившаяся в Жагани с января 2017 года в рамках операции «Атлантическая решимость», а это еще 3500 человек, 87 танков и 144 боевые бронированные машины. И нужно держать в уме, что в начале октября в Жагань прибыла 2-я бронетанковая бригада, чтобы сменить коллег, однако никакой информации о том, что ротация состоялась, нет. Так что можно умножить вышеизложенные цифры на два.

К чему стремится Польша, пока непонятно. Очевидно, что эти отчаянные заявления об ужасах «российской угрозы» должны иметь какую-то цель. Хочет ли Варшава стать самой сильной в плане обороны столицей, или добивается положения фаворита у руководства НАТО, пока не ясно, но обе цели удивляют недальновидностью и мелочностью.

Использованы фотографии: U.S. Army photo by Sgt. Shiloh Capers

Мы в Мы в Яндекс Дзен