Военные материалы

Служить можно по-разному: похоронная часть ВС РФ

Служить можно по-разному: похоронная часть ВС РФ
Служить можно по-разному: похоронная команда ВС РФ


Как бы это кощунственно не звучало, но война и смерть, зачастую, дают «жизнь» другим направлениям нашей с вами действительности: новые рабочие места на производстве военной техники, ученые умы ВПК, смежные профессии и производства. Вот и в армии существуют подобные «смежные» подразделения, где служба напрямую зависит от смерти.

Собственно, таких подразделений в мире всего два: в американской армии (базируется в штате Оклахома), и в российской – место дислокации: Ростов-на-Дону. Знакомьтесь: 522-й Центр приема обработки и отправки погибших (ЦПООП) Вооруженных сил Российской Федерации.

Службу здесь проходят солдаты по призыву и офицеры. С виду – обычная воинская часть с общевойсковым распорядком: подъем и отбой, приемы пищи и занятия. За исключением того, что огневая подготовка тут не ведется, но в части имеется оружейная комната и караульные посты. Исключительно для того, чтобы охранять дорогостоящее итальянское холодильное оборудование, стоимостью в десятки млн. долларов.

И, кстати. Эта часть является единственной в России, где солдат, попавший туда, может отказаться от службы там и его переведут в обычное воинское подразделение.

В закрытых боксах 522 ЦПООП находятся 17 блоков-холодильников, каждый из которых готов «принять» 24 тела погибших военнослужащих. В одном из холодильных агрегатов хранятся останки 11 неопознанных тел еще со времен первой чеченской войны – кто они, так до сих пор и не установлено, возможно, это мирные жители. А одно неопознанное тело – точно, военнослужащий, останки которого были эксгумированы из общего захоронения в Чечне, но его личность также до сих пор не установлена.

По словам заместителя командира центра, в последние несколько лет, холодильники не «забиты» под завязку, как это было в середине 90х, когда на Северном Кавказе шли ожесточенные бои. Сейчас тут максимум – 50 тел погибших военных, но они на 99% опознаны, а смерть наступила в результате несчастного случая. Эти тела находятся тут для официального опознания родственниками и последующей отправки в место захоронения.

И совсем другая ситуация была в те «горячие», в прямом смысле слова, года – погибшие военные «штабелями» лежали не только в блоках-холодильниках (которые были полностью забиты телами погибших), но и в самих ангарах. Судмедэксперты работали в круглосуточном режиме, а тела наших солдат и офицеров поступали в Ростов-на-Дону каждый день и тоже, круглосуточно…

Собственно, именно боевые действия в Чеченской республике и дали «жизнь» этому подразделению, так как, с единичными случаями гибели военнослужащих в мирное время вполне справляются морги военных госпиталей или гражданских больниц.

Что касается уже упомянутых неопознанных останков, то ими занимаются специалисты 124-й военной криминалистической лаборатории МО РФ. Однако анализ ДНК для сравнения взять не от кого – события двух войн в Чечне позволяют заключить, что это, скорее всего мирные жители, из полностью погибших семей, остальные члены которых были захоронены на территории республики.

Почему можно сделать такой вывод? Да просто сложно себе представить родителей военнослужащего, которые не искали бы своего пропавшего сына, не побывав для сравнения ДНК в этом центре.

Многие военнослужащие 522-го ЦПООП так ни разу и не увидели весь ритуал, связанный с поступлением тела погибшего, его опознанием, «запайкой» в цинковый гроб и передачи его родственникам – зрелище не для слабонервных, как говорится. Они просто несут службу внутри подразделения, заступают в караул или служат водителями.

Как не прискорбно это прозвучит для нас с вами, живых, но и такая служба нужна и важна, ведь даже в мирное время, человеческая смерть, как и смерть военнослужащего – это лишь часть нашей с вами жизни…

Использованы фотографии: http://ijk.questguild.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен