
Проблемы российского флота: Французские «Мистрали»
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 1. Французские «Мистрали»
15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS.
Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй - «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились сейчас в Сирии, (но тогда про Сирию еще никто не знал, корабли строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и приписаны были к Тихоокеанскому флоту, однако пиндосы, как в воду глядели и тут надо отдать им должное).
История, конечно, неприятная, какие могли мы из нее выгоды извлекли. Во-первых, документацию и технологию на изготовление кораблей подобного класса (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski) мы получили (и уже через год в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы начнутся опытно-конструкторские работы, а еще через год на Балтийском заводе планируется приступить к строительству головного корабля проекта «Прибой», поразительно напоминающего французский УДК «Мистраль»), первый вертолетоносец, согласно программе, войдет в состав ВМФ РФ в 2024, второй - в 2026 году. Изначально их планировалось использовать для защиты наших северных рубежей, в том числе и Севморпути, но уже сейчас становится понятным, что и в Сирии им найдется работа (теперь уже все понимают, что мы там обосновались надолго).
Во-вторых, по деньгам. Изначально Франция предлагала вернуть РФ €785 млн после продажи кораблей другим заказчикам, Россия же требовала возврата €1,15 млрд и отказа от дальнейшей продажи кораблей. По концовке разошлись краями к удовольствию обеих сторон. Франция вернула РФ перечисленные ею деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, после чего вступила в права собственности на свои же собственные суда. Россия же за отказ от штрафных санкций к французской стороне потребовала от нее права согласования с нею третьей стороны, кому будут проданы данные корабли. Т.е. реэкспорт УДК возможен был только с согласия РФ. В результате этой стороной стал Египет. И в июне 2016 УДК «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» (новые названия кораблей) вошли в состав ВМС Египта. Египту они обошлись в €950 млн. по контракту, подписанному 10 октября 2015 года.
В результате этой не хитрой комбинации выиграли все три стороны. Франция избавилась, наконец, от этих чертовых кораблей (только обслуживание их в порту ей обходилось в €5 млн ежемесячно) и смогла хоть немного поправить свою пошатнувшуюся репутацию. Египет стал обладателем двух прекрасных кораблей, что сделало его влиятельной силой в своем регионе, обретя статус региональной морской державы, в зоне внимания которой оказалось недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа, на которое претендуют еще Турция, Израиль, Кипр и Греция, а корабли в этом споре весьма веский аргумент.
Не проиграла и Россия. Во-первых, документация на строительство УДК ей досталась абсолютно бесплатно, точнее, за нее заплатили египтяне (газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации в сумму не менее €220 млн). Во-вторых, за обучение экипажей и строительство инфраструктуры для УДК на Дальнем Востоке заплатили французы – а это ни много ни мало, а €56,8 млн (эта сумма ими была заплачена поверх €893 млн, возвращенных непосредственно за сами корабли). И в третьих, что самое важное, России в результате этой комбинации удалось вернуть Египет в зону своего влияния и военно-технического сотрудничества. Ведь помимо оборудования, демонтированного с УДК, и вновь возвращенного российской стороной АРЕ (поскольку НАТО-ское туда уже не монтировалось), мы договорились поставить египтянам еще и 50 вертолётов Ка-52 и Ка-29/31, 32 из которых ранее предназначались для «Мистралей».
Кроме того РФ провела успешные переговоры с АРЕ об оборудовании этих кораблей российскими системами вооружения, средствами радиоэлектронной борьбы и системами связи, которые штатно туда и планировались (все технологические разъемы сделаны французами под них). А также, и этот вопрос уже решен, Египет купит у России 8 вертолетов Ка-52К «Катран» (палубная модификация Ка-52 «Аллигатор», со складывающимися лопастями). Общая стоимость контракта по 50 вертолетам более 1 млрд дол. По-моему, нормально! Хотя победа и со вкусом поражения.
Продолжение следует...
Автор: Владимир Волконский
15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS.
Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй - «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились сейчас в Сирии, (но тогда про Сирию еще никто не знал, корабли строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и приписаны были к Тихоокеанскому флоту, однако пиндосы, как в воду глядели и тут надо отдать им должное).
История, конечно, неприятная, какие могли мы из нее выгоды извлекли. Во-первых, документацию и технологию на изготовление кораблей подобного класса (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski) мы получили (и уже через год в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы начнутся опытно-конструкторские работы, а еще через год на Балтийском заводе планируется приступить к строительству головного корабля проекта «Прибой», поразительно напоминающего французский УДК «Мистраль»), первый вертолетоносец, согласно программе, войдет в состав ВМФ РФ в 2024, второй - в 2026 году. Изначально их планировалось использовать для защиты наших северных рубежей, в том числе и Севморпути, но уже сейчас становится понятным, что и в Сирии им найдется работа (теперь уже все понимают, что мы там обосновались надолго).
Во-вторых, по деньгам. Изначально Франция предлагала вернуть РФ €785 млн после продажи кораблей другим заказчикам, Россия же требовала возврата €1,15 млрд и отказа от дальнейшей продажи кораблей. По концовке разошлись краями к удовольствию обеих сторон. Франция вернула РФ перечисленные ею деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, после чего вступила в права собственности на свои же собственные суда. Россия же за отказ от штрафных санкций к французской стороне потребовала от нее права согласования с нею третьей стороны, кому будут проданы данные корабли. Т.е. реэкспорт УДК возможен был только с согласия РФ. В результате этой стороной стал Египет. И в июне 2016 УДК «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» (новые названия кораблей) вошли в состав ВМС Египта. Египту они обошлись в €950 млн. по контракту, подписанному 10 октября 2015 года.
В результате этой не хитрой комбинации выиграли все три стороны. Франция избавилась, наконец, от этих чертовых кораблей (только обслуживание их в порту ей обходилось в €5 млн ежемесячно) и смогла хоть немного поправить свою пошатнувшуюся репутацию. Египет стал обладателем двух прекрасных кораблей, что сделало его влиятельной силой в своем регионе, обретя статус региональной морской державы, в зоне внимания которой оказалось недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа, на которое претендуют еще Турция, Израиль, Кипр и Греция, а корабли в этом споре весьма веский аргумент.
Не проиграла и Россия. Во-первых, документация на строительство УДК ей досталась абсолютно бесплатно, точнее, за нее заплатили египтяне (газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации в сумму не менее €220 млн). Во-вторых, за обучение экипажей и строительство инфраструктуры для УДК на Дальнем Востоке заплатили французы – а это ни много ни мало, а €56,8 млн (эта сумма ими была заплачена поверх €893 млн, возвращенных непосредственно за сами корабли). И в третьих, что самое важное, России в результате этой комбинации удалось вернуть Египет в зону своего влияния и военно-технического сотрудничества. Ведь помимо оборудования, демонтированного с УДК, и вновь возвращенного российской стороной АРЕ (поскольку НАТО-ское туда уже не монтировалось), мы договорились поставить египтянам еще и 50 вертолётов Ка-52 и Ка-29/31, 32 из которых ранее предназначались для «Мистралей».
Кроме того РФ провела успешные переговоры с АРЕ об оборудовании этих кораблей российскими системами вооружения, средствами радиоэлектронной борьбы и системами связи, которые штатно туда и планировались (все технологические разъемы сделаны французами под них). А также, и этот вопрос уже решен, Египет купит у России 8 вертолетов Ка-52К «Катран» (палубная модификация Ка-52 «Аллигатор», со складывающимися лопастями). Общая стоимость контракта по 50 вертолетам более 1 млрд дол. По-моему, нормально! Хотя победа и со вкусом поражения.
Продолжение следует...
Автор: Владимир Волконский
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«А теперь будет по-взрослому»: Белоусов лишит Киев главного оружия
Новые удары России в рамках СВО теперь будут нацелены на лишение ВСУ главного оружия, утверждают источники в Сети. Чем это грозит Владимиру Зеленскому, как...

Дорогие и недоступные: Иран срочно скупает китайские J10 взамен МиГ и Су-35
После объявления перемирия с Израилем Тегеран принял решение нарастить мощность ВВС. Почему купят китайские J-10, рассказал эксперт...

Харьков обречен? Посыпалась оборона «хероев» под Купянском
Сырский, бросая на отдельные участки самые лучшие свои пiдроздiли, уже нигде не в состоянии стабилизировать фронт...

Трагедия 120-летней давности: как японцы залили кровью захваченный Сахалин
Проведя чудовищную с точки зрения международного права казнь, принимавшие это решение японские военачальники не только нарушили все существующие нормы...

Фатальная ошибка: в РФ заявили о мощном ответном ударе по Украине за Ижевск
В России заявили о подготовке к масштабному акту возмездия за атаку по Ижевску. Власти предупредили о применении нового оружия на Украине...

Ночь кошмаров на Украине: Бурштынскую ТЭС вычеркиваем, как и еще один F-16
Новый «гераниевый» рекорд — промежуточный, дальше будет только больше...

«Ни одна сирена не взвыла»: Ижевск удивлен атакой БПЛА на завод
Столицу Удмуртии во вторник утром потряс мощный взрыв, есть погибшие и раненые...

Херсон вернется в Россию без боя?
При каких условиях ВСУ сами уйдут с правого берега Днепра...

Враг отброшен от Угледара почти на 50 км
У генерала Драпатого почти не осталось «мяса», чтобы закрывать дыры на Южно-Донецком участке фронта...

Под Юнаковкой упали все «птахи Мадьяра»
ВСУ матерят русскую РЭБ «Борисоглебск-2»...

Российская "Герань" сбила украинский F-16АМ, погиб подполковник Устименко
Российские барражирующие беспилотники "Герань" являются опасными не только для наземных целей, но и для украинских самолётов, которые пытаются их...

Бездна оружия через Бескидский тоннель: почему его до сих пор не взорвали
В Карпатах существует важный логистический узел поставок оружия ВСУ. Военный эксперт пояснил, почему он до сих пор не разгромлен...

Дроны типа "Баба-яга" российских войск бомбят ВСУ минами ТМ-62
Российские бойцы все чаще для ночных бомбардировок стали использовать тяжелые мультикоптерные агродроны, имеющие прозвище "Баба-яга". В...

Впервые захвачен самый защищенный танк ВСУ - шведский Strv. 122
В ходе боевых действий в Сумской области российским бойцам удалось захватить основной боевой танк Strv. 122, поставленный властями Швеции формированиям...

«А самый кошмар — термобарические ОДАБ-1500!»
Битва за острова Днепра переходит в активную фазу...

Танки на СВО: «Армата» сдулась, зато «старички» Т-72 и Т-80 дерутся хорошо
Как сейчас выглядят наши танковые войска и как они будут развиваться...