
Проблемы российского флота: Французские «Мистрали»
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 1. Французские «Мистрали»
15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS.
Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй - «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились сейчас в Сирии, (но тогда про Сирию еще никто не знал, корабли строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и приписаны были к Тихоокеанскому флоту, однако пиндосы, как в воду глядели и тут надо отдать им должное).
История, конечно, неприятная, какие могли мы из нее выгоды извлекли. Во-первых, документацию и технологию на изготовление кораблей подобного класса (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski) мы получили (и уже через год в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы начнутся опытно-конструкторские работы, а еще через год на Балтийском заводе планируется приступить к строительству головного корабля проекта «Прибой», поразительно напоминающего французский УДК «Мистраль»), первый вертолетоносец, согласно программе, войдет в состав ВМФ РФ в 2024, второй - в 2026 году. Изначально их планировалось использовать для защиты наших северных рубежей, в том числе и Севморпути, но уже сейчас становится понятным, что и в Сирии им найдется работа (теперь уже все понимают, что мы там обосновались надолго).
Во-вторых, по деньгам. Изначально Франция предлагала вернуть РФ €785 млн после продажи кораблей другим заказчикам, Россия же требовала возврата €1,15 млрд и отказа от дальнейшей продажи кораблей. По концовке разошлись краями к удовольствию обеих сторон. Франция вернула РФ перечисленные ею деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, после чего вступила в права собственности на свои же собственные суда. Россия же за отказ от штрафных санкций к французской стороне потребовала от нее права согласования с нею третьей стороны, кому будут проданы данные корабли. Т.е. реэкспорт УДК возможен был только с согласия РФ. В результате этой стороной стал Египет. И в июне 2016 УДК «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» (новые названия кораблей) вошли в состав ВМС Египта. Египту они обошлись в €950 млн. по контракту, подписанному 10 октября 2015 года.
В результате этой не хитрой комбинации выиграли все три стороны. Франция избавилась, наконец, от этих чертовых кораблей (только обслуживание их в порту ей обходилось в €5 млн ежемесячно) и смогла хоть немного поправить свою пошатнувшуюся репутацию. Египет стал обладателем двух прекрасных кораблей, что сделало его влиятельной силой в своем регионе, обретя статус региональной морской державы, в зоне внимания которой оказалось недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа, на которое претендуют еще Турция, Израиль, Кипр и Греция, а корабли в этом споре весьма веский аргумент.
Не проиграла и Россия. Во-первых, документация на строительство УДК ей досталась абсолютно бесплатно, точнее, за нее заплатили египтяне (газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации в сумму не менее €220 млн). Во-вторых, за обучение экипажей и строительство инфраструктуры для УДК на Дальнем Востоке заплатили французы – а это ни много ни мало, а €56,8 млн (эта сумма ими была заплачена поверх €893 млн, возвращенных непосредственно за сами корабли). И в третьих, что самое важное, России в результате этой комбинации удалось вернуть Египет в зону своего влияния и военно-технического сотрудничества. Ведь помимо оборудования, демонтированного с УДК, и вновь возвращенного российской стороной АРЕ (поскольку НАТО-ское туда уже не монтировалось), мы договорились поставить египтянам еще и 50 вертолётов Ка-52 и Ка-29/31, 32 из которых ранее предназначались для «Мистралей».
Кроме того РФ провела успешные переговоры с АРЕ об оборудовании этих кораблей российскими системами вооружения, средствами радиоэлектронной борьбы и системами связи, которые штатно туда и планировались (все технологические разъемы сделаны французами под них). А также, и этот вопрос уже решен, Египет купит у России 8 вертолетов Ка-52К «Катран» (палубная модификация Ка-52 «Аллигатор», со складывающимися лопастями). Общая стоимость контракта по 50 вертолетам более 1 млрд дол. По-моему, нормально! Хотя победа и со вкусом поражения.
Продолжение следует...
Автор: Владимир Волконский
15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS.
Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй - «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились сейчас в Сирии, (но тогда про Сирию еще никто не знал, корабли строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и приписаны были к Тихоокеанскому флоту, однако пиндосы, как в воду глядели и тут надо отдать им должное).
История, конечно, неприятная, какие могли мы из нее выгоды извлекли. Во-первых, документацию и технологию на изготовление кораблей подобного класса (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski) мы получили (и уже через год в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы начнутся опытно-конструкторские работы, а еще через год на Балтийском заводе планируется приступить к строительству головного корабля проекта «Прибой», поразительно напоминающего французский УДК «Мистраль»), первый вертолетоносец, согласно программе, войдет в состав ВМФ РФ в 2024, второй - в 2026 году. Изначально их планировалось использовать для защиты наших северных рубежей, в том числе и Севморпути, но уже сейчас становится понятным, что и в Сирии им найдется работа (теперь уже все понимают, что мы там обосновались надолго).
Во-вторых, по деньгам. Изначально Франция предлагала вернуть РФ €785 млн после продажи кораблей другим заказчикам, Россия же требовала возврата €1,15 млрд и отказа от дальнейшей продажи кораблей. По концовке разошлись краями к удовольствию обеих сторон. Франция вернула РФ перечисленные ею деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, после чего вступила в права собственности на свои же собственные суда. Россия же за отказ от штрафных санкций к французской стороне потребовала от нее права согласования с нею третьей стороны, кому будут проданы данные корабли. Т.е. реэкспорт УДК возможен был только с согласия РФ. В результате этой стороной стал Египет. И в июне 2016 УДК «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» (новые названия кораблей) вошли в состав ВМС Египта. Египту они обошлись в €950 млн. по контракту, подписанному 10 октября 2015 года.
В результате этой не хитрой комбинации выиграли все три стороны. Франция избавилась, наконец, от этих чертовых кораблей (только обслуживание их в порту ей обходилось в €5 млн ежемесячно) и смогла хоть немного поправить свою пошатнувшуюся репутацию. Египет стал обладателем двух прекрасных кораблей, что сделало его влиятельной силой в своем регионе, обретя статус региональной морской державы, в зоне внимания которой оказалось недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа, на которое претендуют еще Турция, Израиль, Кипр и Греция, а корабли в этом споре весьма веский аргумент.
Не проиграла и Россия. Во-первых, документация на строительство УДК ей досталась абсолютно бесплатно, точнее, за нее заплатили египтяне (газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации в сумму не менее €220 млн). Во-вторых, за обучение экипажей и строительство инфраструктуры для УДК на Дальнем Востоке заплатили французы – а это ни много ни мало, а €56,8 млн (эта сумма ими была заплачена поверх €893 млн, возвращенных непосредственно за сами корабли). И в третьих, что самое важное, России в результате этой комбинации удалось вернуть Египет в зону своего влияния и военно-технического сотрудничества. Ведь помимо оборудования, демонтированного с УДК, и вновь возвращенного российской стороной АРЕ (поскольку НАТО-ское туда уже не монтировалось), мы договорились поставить египтянам еще и 50 вертолётов Ка-52 и Ка-29/31, 32 из которых ранее предназначались для «Мистралей».
Кроме того РФ провела успешные переговоры с АРЕ об оборудовании этих кораблей российскими системами вооружения, средствами радиоэлектронной борьбы и системами связи, которые штатно туда и планировались (все технологические разъемы сделаны французами под них). А также, и этот вопрос уже решен, Египет купит у России 8 вертолетов Ка-52К «Катран» (палубная модификация Ка-52 «Аллигатор», со складывающимися лопастями). Общая стоимость контракта по 50 вертолетам более 1 млрд дол. По-моему, нормально! Хотя победа и со вкусом поражения.
Продолжение следует...
Автор: Владимир Волконский
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Серийный номер найденной в Польше «Герберы» вскрыл грязную провокацию
После инцидента с беспилотниками, которые в ночь на 10 сентября, залетели на территорию Польши, местные власти заявили, что обнаружили обломки семи дронов и,...

Рыбаки-диверсанты с Финского залива: в России вычислили отправителей дронов
Атака беспилотников по Ленобласти могла вестись из Финского залива. Военные назвали предполагаемых диверсантов...

Работы над Т-14 и Т-15 "Армата", "Курганец-25" и "Бумеранг" продолжаются
В России кроме выпуска образцов бронетехники, таких как Т-90М, активно участвующих в специальной военной операции и получивших высокую оценку экипажей, также...

Российский корабль «Спасатель Ильин» ранен, но живой
Киев начали наносить удары по российским гражданским судам...

Штурмовичек ВСУ щадить «на передке» никто не будет, 400 уже «двухсотые»
На Украине заработал «молодежный контракт» для девушек, первые из них уже попали в 92-ю ОШБр...

«Если потеряем Покровск, будет тотальная чистка комбригов»
1298-й день СВО. Зажатую в «огневом кармане» на севере Константиновки группировку ВСУ уничтожили...

Краснозвездные российские Як-52 приступили к отстрелу украинских БПЛА
Идея по привлечению к перехвату вражеских беспилотников спортивно-тренировочными самолетами Як-52 начала претворяться в жизнь....

Реактивная "Герань-3" становится проклятием для украинской ПВО
Пролет российского барражирующего боеприпаса "Герань-3" с реактивным двигателем над вражеской территорией попал на видео....

«ВСУ покинули Купянск»: Неужели «Труба-3» помогла?
Что на самом деле происходит в харьковской «фортецi»...

Войско Польское мечтает поквитаться с русскими за все обиды
В Варшаве и Кракове вспомнили, что они шляхтичи и точат сабельку на Россию...

Европа вынуждена пересмотреть свой взгляд на Россию
В последние дни, практически сразу после массированного налёта наших БПЛА на Украину, и особенно после появления неизвестных дронов в небе над Польшей, в...

Атакой на балтийские порты Зеленский подписал себе приговор
Для атаки танкеров Eco Wizard, и Koala могли быть использованы украинские торпедовидные подводные ударные дроны TLK 150...

Покровск высосал все резервы: к концу осени ВСУ потеряют сотни километров
Киев, похоже, смирился с грядущей потерей Купянска и Покровска. По некоторым данным, Зеленский принял решение вместо изнурительной обороны, которую ВСУ, к...

Су-27УБ ВСУ разбомбил дом одного из командиров спецназа "Корд" на Волыни
В минувшую среду украинские военно-воздушные силы отличись сразу двумя летными происшествиями с участием старых, выпущенных еще во время существования...

«Променяют на Сумы»: неожиданные последствия операции «Труба» в Купянске
Самой активной точкой на фронте остается Купянск. На днях наши войска провели здесь «подземный маневр» и сосредоточили серьезную группировку в центре города....

Перерасход наёмников: в Британии назвали шокирующие показатели потерь в ВСУ
На Западе высказались о катастрофических потерях британских наёмников в украинском конфликте. Раскрыты шокирующие показатели смертности...