Проблемы российского флота: Французские «Мистрали»
13 778

Проблемы российского флота: Французские «Мистрали»

Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 1. Французские «Мистрали»


15 сентября 2014 года УДК «Владивосток», построенный французской компанией STX France по заказу ВМФ РФ на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере (Франция), вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем на борту. А уже 18 декабря того же года, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный» отбыл из Сен-Назера на Родину. Так бесславно для нас закончилась наша эпопея с «Мистралями». Напомню для тех, кто забыл: 7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS.

Контракт предусматривал поставку двух УДК (универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев) типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй - «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в ноябре 2014 и октябре 2015 гг соответственно. Однако этого не случилось по независящим от нас причинам. В дело вмешались США и сделку заблокировали, продавив свое решение через гуттаперчевого Олланда (если, кто забыл, этот деятель работал тогда на посту президента Франции). В результате Франция попала под штрафные санкции, утрату деловой репутации (такой казус случился впервые в ее истории!), а мы остались без двух кораблей, которые нам бы очень пригодились сейчас в Сирии, (но тогда про Сирию еще никто не знал, корабли строились в усиленном ледовом классе для эксплуатации в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки, и приписаны были к Тихоокеанскому флоту, однако пиндосы, как в воду глядели и тут надо отдать им должное).


История, конечно, неприятная, какие могли мы из нее выгоды извлекли. Во-первых, документацию и технологию на изготовление кораблей подобного класса (вплоть до секретной, туда вошли три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski) мы получили (и уже через год в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы начнутся опытно-конструкторские работы, а еще через год на Балтийском заводе планируется приступить к строительству головного корабля проекта «Прибой», поразительно напоминающего французский УДК «Мистраль»), первый вертолетоносец, согласно программе, войдет в состав ВМФ РФ в 2024, второй - в 2026 году. Изначально их планировалось использовать для защиты наших северных рубежей, в том числе и Севморпути, но уже сейчас становится понятным, что и в Сирии им найдется работа (теперь уже все понимают, что мы там обосновались надолго).

Во-вторых, по деньгам. Изначально Франция предлагала вернуть РФ €785 млн после продажи кораблей другим заказчикам, Россия же требовала возврата €1,15 млрд и отказа от дальнейшей продажи кораблей. По концовке разошлись краями к удовольствию обеих сторон. Франция вернула РФ перечисленные ею деньги в размере €949,8 млн, а также демонтированное с УДК российское оборудование, после чего вступила в права собственности на свои же собственные суда. Россия же за отказ от штрафных санкций к французской стороне потребовала от нее права согласования с нею третьей стороны, кому будут проданы данные корабли. Т.е. реэкспорт УДК возможен был только с согласия РФ. В результате этой стороной стал Египет. И в июне 2016 УДК «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер» (новые названия кораблей) вошли в состав ВМС Египта. Египту они обошлись в €950 млн. по контракту, подписанному 10 октября 2015 года.


В результате этой не хитрой комбинации выиграли все три стороны. Франция избавилась, наконец, от этих чертовых кораблей (только обслуживание их в порту ей обходилось в €5 млн ежемесячно) и смогла хоть немного поправить свою пошатнувшуюся репутацию. Египет стал обладателем двух прекрасных кораблей, что сделало его влиятельной силой в своем регионе, обретя статус региональной морской державы, в зоне внимания которой оказалось недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа, на которое претендуют еще Турция, Израиль, Кипр и Греция, а корабли в этом споре весьма веский аргумент.

Не проиграла и Россия. Во-первых, документация на строительство УДК ей досталась абсолютно бесплатно, точнее, за нее заплатили египтяне (газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации в сумму не менее €220 млн). Во-вторых, за обучение экипажей и строительство инфраструктуры для УДК на Дальнем Востоке заплатили французы – а это ни много ни мало, а €56,8 млн (эта сумма ими была заплачена поверх €893 млн, возвращенных непосредственно за сами корабли). И в третьих, что самое важное, России в результате этой комбинации удалось вернуть Египет в зону своего влияния и военно-технического сотрудничества. Ведь помимо оборудования, демонтированного с УДК, и вновь возвращенного российской стороной АРЕ (поскольку НАТО-ское туда уже не монтировалось), мы договорились поставить египтянам еще и 50 вертолётов Ка-52 и Ка-29/31, 32 из которых ранее предназначались для «Мистралей».

Кроме того РФ провела успешные переговоры с АРЕ об оборудовании этих кораблей российскими системами вооружения, средствами радиоэлектронной борьбы и системами связи, которые штатно туда и планировались (все технологические разъемы сделаны французами под них). А также, и этот вопрос уже решен, Египет купит у России 8 вертолетов Ка-52К «Катран» (палубная модификация Ка-52 «Аллигатор», со складывающимися лопастями). Общая стоимость контракта по 50 вертолетам более 1 млрд дол. По-моему, нормально! Хотя победа и со вкусом поражения.

Продолжение следует...

Автор: Владимир Волконский
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас