Аборт? Нет – продолжение!
1 905

Аборт? Нет – продолжение!

Рабочая группа Московского отделения ПГР


Аборт? Нет – продолжение!


Россия с недавних пор стала одним из мировых «лидеров» по числу абортов. Неожиданно? Вовсе нет. Утраченный суверенитет, привнесённое «законодательство», широчайшие права и свободы человека при минимизации обязательств и ответственности – это одни из причин такого развития событий. Плюс идеологическая разруха, когда ценности советского периода и мирный быт были сметены долларом, джинсами и кока-колой.

Как показывает сравнительный анализ, в России одно из самых «свободолюбивых» законодательств об абортах. В европейских странах выделяют четыре типа законов об аборте:
- очень либеральное законодательство предоставляет право на плодоизгнание (как его ранее называли) просто по просьбе беременной, не говоря уже о социальных и медицинских показаниях к прерыванию беременности;
- достаточно свободное законодательство – аборты разрешены по многочисленным медицинским и социальным показаниям (в ряде стран, в частности, в Англии, Венгрии, Исландии, на Кипре, в Люксембурге, Финляндии);
- сравнительно строгое законодательство допускает аборт лишь при узком перечне обстоятельств социального (изнасилование и инцест) и медицинского (угроза физическому или психическому здоровью женщины, неизлечимые дефекты плода) характера (Испания, Португалия, Польша, Швейцария);
- самое строгое законодательство – аборты возможны лишь в самых исключительных случаях по медицинским показаниям, когда беременность представляет непосредственную угрозу для жизни женщины (в Северной Ирландии).
Кстати, именно таким – самым жёстким – было законодательство об абортах Советской России в период с 1936 по 1955 годы в период действия Постановления ЦИК СССР № 65 и СНК СССР № 1134 от 27 июня 1936 г. Это не заставило ждать положительных результатов. Для сравнения: по данным ЦСУ (1964 г.) за 1927-1936 гг. (9 лет) население СССР увеличилось на 14,7 млн. (при этом на протяжении 1931-1936 гг. прибавляя в год не более 1,5-2 млн. чел.); в период же с 1936 по 1941 гг. (5 лет) естественное увеличение населения составило 15,4 млн. чел. (с ежегодным прибавлением от 2,5 до 4 млн. человек).

Сейчас же у женщины в России максимальная свобода выбора и никакой ответственности: хочешь – рожай, не хочешь – продолжай жить для себя любимой. Хотя справедливости ради стоит отметить сокращение в феврале 2012 г. социальных показаний для прерывания беременности до одного – если это явилось результатом изнасилования (п.1 Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 г. № 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности»). Но в срок до 12 недель беременности никто и ничто не ограничивает женщину от такого шага без каких-либо медицинских на то оснований.

Анализ действующего законодательства России позволил сделать следующие выводы и предложения. Искусственное прерывание беременности регламентируется нормами статьи 56 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

Очевидно, эти положения и такой подход к абортам имеют в своей основе в корне неправильное представление о традиционных ценностях, предназначении женщины, принципе семьи, материнства и детства, обязанностях женщины перед собой, своими детьми, семьёй, страной, ответственности за свои действия и поступки. Прерывание беременности «по прихоти» женщины должно быть запрещено.
Кроме того, должно быть прямо запрещено оказание давления на женщину в целях склонения её к совершению аборта – будь то муж, подруга, мама, лечащий врач...
Наконец, необходимо законодательно регламентировать запрет на производство абортов в частных больницах, клиниках, стационарах, а государственные и муниципальные – обязать строго отчитываться о случаях искусственного прерывания беременности. В противном случае желание женщины или её подстрекателей «втихомолочку» нарушить закон будет встречать «меркантильное» понимание со стороны медицинских работников.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В подавляющем большинстве государств показания к прерыванию беременности ограничиваются медицинскими и социальными предпосылками, Россия не должна быть исключением. Положительная тенденция сокращения перечня социальных показаний к производству абортов (с девяти в 1994 г. до одного в 2012 г.) не может не радовать. Медицинских же показаний достаточно много – они утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.12.2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» (с изменениями от 27.12.2011 г.) – и, возможно, ещё предстоит проверить их обоснованность и закономерность.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

В свете замечаний и предложений к пунктам 1-3 ст.56 вышеуказанного Закона пункт 7 теряет свой смысл, поскольку аборт должен быть разрешён только в исключительных случаях и показания к его производству не должны зависеть от иных факторов, поскольку это будет давать лазейки для возможных манипуляций и злоупотреблений.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Увы, Уголовный кодекс России от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ в качестве преступления признаёт лишь производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет).
То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Что ж, либеральное законодательство влечёт и либеральное наказание. В связи с вышеуказанными предложениями по ограничению абортов, очевидна необходимость криминализовать и нарушение соответствующих запретов. Помимо производства аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, необходимо указать такие составы преступлений, как:
- производство аборта в ненадлежащем медицинском учреждении,
- склонение и понуждение беременной к совершению аборта,
- производство медработником аборта в отсутствие необходимых для этого показаний,
- совершение беременной аборта в отсутствие необходимых для этого показаний.
Наказания могут быть самые разные – от штрафов до лишения свободы, от исправительных работ до пожизненной служебной дисквалификации.
Кроме того, поскольку к уголовной ответственности невозможно привлечь юридическое лицо, необходимо предусмотреть административные наказания и возможность применения санкций к медучреждению и его руководству в виде отзыва лицензии и запретов на занятие соответствующей деятельностью.

Однако должен быть и «пряник». Образцом также может служить уже упомянутое Постановление ЦИК СССР № 65 и СНК СССР № 1134 от 27.06.1936 г. Цитата:
«5. В целях улучшения материального положения рожениц как работниц, так и служащих, застрахованных в органах социального страхования, увеличить размер пособия, выдаваемого из средств государственного социального страхования на обзаведение необходимыми предметами ухода за новорожденным, с 32 руб. до 45 руб.
6. Увеличить размер пособия, выдаваемого матери на кормление ребенка, с 5 руб. до 10 руб. в месяц.
7. В отношении незастрахованных трудящихся женщин - членов кооперативных артелей и предприятий - установить выдачу указанных пособий кооперативными кассами взаимопомощи на тех же основаниях.
8. Отменить ограничение, установленное Кодексом законов о труде для женщин - служащих (ст. 132), приравняв их к женщинам - работницам по длительности отпуска, предоставляемого до и после родов (56 дней до родов и 56 дней после родов).
9. Установить уголовное наказание за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности, снижение им заработной платы по тем же мотивам, предусмотрев в законе обязательность сохранения за беременной женщиной, одновременно с переводом ее на более легкую работу, прежней заработной платы из расчета последних шести месяцев работы.
10. Установить государственное пособие многосемейным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в 2 тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей, - единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в 5 тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в 3 тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка, с распространением настоящей статьи закона и на те семьи, у которых к моменту издания закона будет соответствующее количество детей.»

С учётом современных реалий и уже принятых за последнее время мер по поддержке семей, имеющих детей, можно рассмотреть вопрос об увеличении до суммы прожиточного минимума размера ежемесячного пособия на ребёнка, выплачиваемого до достижения ребёнком возраста 3 лет (вместо 1,5 лет сейчас).

Такая политика даст свои плоды как в краткосрочной и среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной. Очевидно положительное влияние увеличения рождаемости и на поддержание экономики, и на нравственное возрождение, и на здоровье населения, и на вопрос госбезопасности и защиты национального самосознания. Наконец, ограничение производства абортов приведёт к повышению уровня ответственности будущих родителей за свои поступки на психологическом уровне…

В свете заявленной программы «Русского миллиарда» такие шаги, направленные на увеличение рождаемости, будут очень своевременны и правильны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас