Военные материалы

Плавающий «Танк Молотова»: разработка Горьковского автозавода

Плавающий «Танк Молотова»: разработка Горьковского автозавода
В 1936 году проваливший выпуск 50 единиц Т-37А Горьковский автомобильный завод должен был начать производство, разработанного другим предприятием, танка Т-38. Однако, не желая работать над «чужим проектом», ГАЗ создал свою боевую машину, получившую название «Танк Молотова» или ТМ.


Уже летом того же года было изготовлено два опытных танка, один из которых отправился на испытания на НИБТ полигон.

Корпус советского плавающего ТМ изготавливался из брони толщиной 4-9 мм. Башня оснащалась 7,62-мм пулеметом ДТ.

«Танк Молотова» стал первой отечественной боевой машиной, получившей спаренную двигательную установку из двух моторов ГАЗ М-1. Охлаждение осуществлялось при помощи общего водяного радиатора, трансмиссия состояла из стандартной КПП автомобиля ГАЗ-АА.

Для движения на воде ТМ оснащался трехлопастным винтом, установленным в нише кормового листа, и плоским рулем. Привод от двигателей на гребной винт осуществлялся через блокировочный мост.

Масса танка составляла 4,5 тонны. Однако благодаря двум агрегатам общей мощностью 100 лошадей, он мог развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 3,7 км/ч на плаву.

В целом, проведенные осенью 1936 года испытания показали, что ТМ во многом превосходит Т-38. Но были и серьезные недочеты, требовавшие неотложной доработки. Например, корпус танка был слаб, запас плавучести мал, а включение и переключение винта неудобно.

На сегодняшний день нет достоверной информации о причинах, по которым работы над уникальным танком были остановлены. Но машина в серию так и не пошла.

Использованы фотографии: war-book.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен