Военные материалы

Советский гантрак «Метла»: миномет на колесах, которого боялись талибы

Советский гантрак «Метла»: миномет на колесах, которого боялись талибы
Первый советский «самодельный» тяжеловооруженный автомобиль (или попросту гантрак) появился в ходе конфликта в Афганистане. Идея создания подобной машины принадлежала военнослужащему 56 отдельной десантно-штурмовой бригады старшему лейтенанту Александру Метле. В его честь в итоге и стали называть машину.


Все дело в том, что талибы очень часто устраивали засады военным колоннам. Накрыть их из РСЗО не удавалось, так как снаряды попросту «перелетали» цель. Подошел бы миномет, но заранее установленный расчет становился простой «добычей» для врага.

Со «скрипом» получив добро от командования, старший лейтенант Метла приступил к реализации своей задумки. Последняя заключалась в том, что к кузову грузовика «Урал» был приварен миномет 2Б9М «Василёк», который, как и кабину, защитили бронелистами.

Изначально командование отнеслось к разработке крайне скептически. Однако испытания показали, что гантрак «Метла» (имя получил в честь создателя) эффективно справляется с поставленной задачей. В итоге, было изготовлено еще 3 таких машины, а позднее появилась версия «Метла-2», получившая в качестве вооружения НУРС от вертолета Ми-24.

Для талибов «миномет на колесах» стал самым настоящим кошмаром. Они даже объявили охоту на советский гантрак. В конце концов, им хитростью удалось подбить первый экземпляр необычной машины.

Использованы фотографии: russian7.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен