Ракетный комплекс «Копьё» MBDA SPEAR 3 для F-35
В начале января военное ведомство Великобритании выдало компании MBDA контракт на проведение испытаний перспективной управляемой ракеты «воздух-поверхность» SPEAR 3 в ее окончательной версии, предназначенной для истребителей-бомбардировщиков F-35. После таких мероприятий ракету планируется принять на вооружение и поставить в эксплуатацию.
Современный проект SPEAR 3 (также используются обозначение SPEAR Capability 3 или просто SPEAR) восходит к середине двухтысячных годов. В этот период Королевские ВВС Великобритании запустили крупную исследовательскую программу под названием Selected Precision Effects at Range (SPEAR), целью которой было обновление арсеналов боевой авиации. К работам планировалось привлекать различные организации и компании.
Программа SPEAR разделялась на пять направлений. Первое, SPEAR Capability 1, предусматривало модернизацию управляемой бомбы Paveway IV. Второй проект линейки предлагал обновление ракеты Brimstone, и к настоящему времени привел к появлению проектов Brimstone 2/3. Направление SPEAR Cap. 3 предусматривало создание новой управляемой ракеты «воздух-поверхность» с многорежимной головкой самонаведения и дальностью не менее 100 км. Темы SPEAR 4/5 касались развития и затем замены ракет Storm Shadow.
Официально программа SPEAR стартовала в 2005 г. Уже в 2006-м компания Lockheed Martin предложила инициативный проект перспективной ракеты, соответствующий требованиям SPEAR 3 – однако он не получил развития. Новые шаги в этом направлении были сделаны позже. В 2010 г. Минобороны и компания MBDA заключили несколько соглашений о разработке различных вооружений. Одним из них должна была стать ракета «воздух-поверхность», соответствующая требованиям SPEAR Cap. 3.
Проектирование изделия SPEAR 3 продолжалось до 2015 г., после чего началась сборка ракет для испытаний. Первый тестовый запуск состоялся в марте 2016 г. В качестве носителя в этих испытаниях использовался серийный истребитель Eurofighter Typhoon. В дальнейшем MBDA и КВВС несколько раз выполняли новые испытательные пуски с теми или иными результатами.
В мае 2016 г. Минобороны уточнило свои планы и выдало компании-подрядчику новый контракт. КВВС решили, что ракета SPEAR 3 должна будет использоваться только с истребителями-бомбардировщиками F-35B. Компании MBDA поручили провести доработку ракеты и осуществить ее интеграцию в комплекс вооружения новых самолетов. На проведение таких работ выделялось четыре года и 411 млн фунтов. Позже стало ясно, что другие самолеты КВВС не получат новую ракету.
В марте 2019 г. британская сторона подключила к работам разработчика самолета – компанию Lockheed Martin. В ближайшие годы ожидалось появление пакета обновлений для аппаратной части и программного обеспечения, дающего возможность использования новой ракеты.
Большая часть работ в этом направлении завершена, в результате чего появился новый контракт. В начале января Минобороны заказало MBDA и субподрядчикам проведение испытаний ракеты SPEAR 3 с новым носителем. Также договор определяет порядок запуска производства и поставки изделий первых партий. Контракт рассчитан на семь лет, а его стоимость составляет 550 млн фунтов.
Ракета MBDA SPEAR 3 в предлагаемом виде представляет собой авиационное средство поражения, предназначенное для поражения широкого круга наземных целей, стационарных и подвижных. По всем основным характеристикам это изделие должно превосходить серийную ракету Brimstone, в т.ч. ее модернизированные варианты.

Ракета SPEAR 3 построена в цилиндрическом корпусе длиной ок. 1,8 м и диаметром 180 мм. Головной обтекатель выполнен прозрачным для обеспечения работы комбинированной ГСН. Сверху имеется развитый гаргрот с узлами крепления раскладываемого крыла. В хвосте располагаются три руля. Масса ракеты – менее 100 кг.
Специально для SPEAR 3 разработана оригинальная ГСН с инфракрасным, радиолокационным и лазерным поиском цели. Также имеются инерциальная и спутниковая навигация для полета в район цели. Система управления имеет средства двусторонней связи с носителем и может работать в сетевых структурах. Возможно применение ракеты по схеме «запустил-забыл» или с постоянным обменом данными, в т.ч. с перенацеливанием в полете и связью между несколькими ракетами.
В центральной части корпуса ракеты помещена боевая часть под названием Intensive Munitions. Заявлены возможность программирования взрывателя и несколько вариантов воздействия на цель. Также разработчик говорит о повышении могущества в сравнении с «обычными» осколочно-фугасными БЧ и о сокращении сопутствующего ущерба.
В хвосте устанавливается малогабаритный турбореактивный двигатель Whitney AeroPower TJ-150-3. Воздухозаборники расположены на бортах корпуса и не имеют выступающих частей. Заявлена высокая дозвуковая скорость полета, но точные параметры не назывались. Дальность полета превышает 100-130 км. По некоторым оценкам, возможно получение дальности до 140-150 км.
На базе ракеты «воздух-поверхность» могут быть созданы изделия иного рода. Так, предлагается ракета-постановщик помех SPEAR-EW. Вместо боевой части и штатной ГСН она должна нести станцию радиоэлектронной борьбы Britecloud. Свободные объемы отдаются под дополнительный запас топлива, втрое увеличивающий дальность полета.
Также предложена управляемая планирующая авиабомба SPEAR-Glide. Она будет отличаться от ракеты отсутствием двигателя и доработанной электроникой. Сэкономленные объемы могут быть использованы для увеличения боевой части и соответствующего повышения могущества.
В рекламных материалах от MBDA фигурировало предложение о создании ракеты для флота. Такая версия SPEAR должна стартовать из универсальной вертикальной пусковой установки и поражать надводные либо береговые цели.
Перспективы новых модификаций SPEAR 3 пока до конца не ясны. КВВС проявляют интерес к ракете-постановщику помех, а в будущем могут заинтересоваться и управляемой бомбой. Поступит ли заказ на продолжение разработки корабельной версии – неизвестно. При этом твердые соглашения имеются только на базовую ракету «воздух-поверхность».
В ходе первых испытаний носителем SPEAR 3 был истребитель Typhoon, но от полноценной эксплуатации ракет с таким самолетом отказались. В ближайшем будущем она будет использоваться только на истребителях F-35B. Уже в этом году ожидается старт новых испытаний, которые покажут совместимость ракеты с ее штатным носителем.
В течение нескольких следующих лет планируется завершить все необходимые мероприятия и запустить полноценную серию, в результате чего SPEAR 3 станет штатным вооружением британских F-35B. Любопытно, что такие самолеты поступают в совместную эксплуатацию в КВВС и КВМФ. Это означает, что новая ракета одновременно попадет в два рода войск.
В последнее время неоднократно упоминалось, что в будущем ракета SPEAR 3 сможет войти в номенклатуру боеприпасов истребителя следующего поколения Tempest, и подобные прогнозы выглядят правдоподобно. К моменту появления этого самолета ракета SPEAR 3 успеет стать одним из основных – и самых новых – образцов на вооружении КВВС.
Впрочем, пока все усилия сосредоточены на интеграции существующей ракеты в комплекс вооружений имеющегося самолета. В этих работах участвуют британские и американские специалисты, и основная их часть уже выполнена. Теперь необходимо провести испытания, которые подтвердят заявленные характеристики и возможности – и запустят новые этапы перевооружения.
Кирилл Рябов
Часть крупной программы
Современный проект SPEAR 3 (также используются обозначение SPEAR Capability 3 или просто SPEAR) восходит к середине двухтысячных годов. В этот период Королевские ВВС Великобритании запустили крупную исследовательскую программу под названием Selected Precision Effects at Range (SPEAR), целью которой было обновление арсеналов боевой авиации. К работам планировалось привлекать различные организации и компании.
Программа SPEAR разделялась на пять направлений. Первое, SPEAR Capability 1, предусматривало модернизацию управляемой бомбы Paveway IV. Второй проект линейки предлагал обновление ракеты Brimstone, и к настоящему времени привел к появлению проектов Brimstone 2/3. Направление SPEAR Cap. 3 предусматривало создание новой управляемой ракеты «воздух-поверхность» с многорежимной головкой самонаведения и дальностью не менее 100 км. Темы SPEAR 4/5 касались развития и затем замены ракет Storm Shadow.
Официально программа SPEAR стартовала в 2005 г. Уже в 2006-м компания Lockheed Martin предложила инициативный проект перспективной ракеты, соответствующий требованиям SPEAR 3 – однако он не получил развития. Новые шаги в этом направлении были сделаны позже. В 2010 г. Минобороны и компания MBDA заключили несколько соглашений о разработке различных вооружений. Одним из них должна была стать ракета «воздух-поверхность», соответствующая требованиям SPEAR Cap. 3.
Проект и испытания
Проектирование изделия SPEAR 3 продолжалось до 2015 г., после чего началась сборка ракет для испытаний. Первый тестовый запуск состоялся в марте 2016 г. В качестве носителя в этих испытаниях использовался серийный истребитель Eurofighter Typhoon. В дальнейшем MBDA и КВВС несколько раз выполняли новые испытательные пуски с теми или иными результатами.
В мае 2016 г. Минобороны уточнило свои планы и выдало компании-подрядчику новый контракт. КВВС решили, что ракета SPEAR 3 должна будет использоваться только с истребителями-бомбардировщиками F-35B. Компании MBDA поручили провести доработку ракеты и осуществить ее интеграцию в комплекс вооружения новых самолетов. На проведение таких работ выделялось четыре года и 411 млн фунтов. Позже стало ясно, что другие самолеты КВВС не получат новую ракету.
В марте 2019 г. британская сторона подключила к работам разработчика самолета – компанию Lockheed Martin. В ближайшие годы ожидалось появление пакета обновлений для аппаратной части и программного обеспечения, дающего возможность использования новой ракеты.
Большая часть работ в этом направлении завершена, в результате чего появился новый контракт. В начале января Минобороны заказало MBDA и субподрядчикам проведение испытаний ракеты SPEAR 3 с новым носителем. Также договор определяет порядок запуска производства и поставки изделий первых партий. Контракт рассчитан на семь лет, а его стоимость составляет 550 млн фунтов.
Технические особенности
Ракета MBDA SPEAR 3 в предлагаемом виде представляет собой авиационное средство поражения, предназначенное для поражения широкого круга наземных целей, стационарных и подвижных. По всем основным характеристикам это изделие должно превосходить серийную ракету Brimstone, в т.ч. ее модернизированные варианты.

Ракета SPEAR 3 построена в цилиндрическом корпусе длиной ок. 1,8 м и диаметром 180 мм. Головной обтекатель выполнен прозрачным для обеспечения работы комбинированной ГСН. Сверху имеется развитый гаргрот с узлами крепления раскладываемого крыла. В хвосте располагаются три руля. Масса ракеты – менее 100 кг.
Специально для SPEAR 3 разработана оригинальная ГСН с инфракрасным, радиолокационным и лазерным поиском цели. Также имеются инерциальная и спутниковая навигация для полета в район цели. Система управления имеет средства двусторонней связи с носителем и может работать в сетевых структурах. Возможно применение ракеты по схеме «запустил-забыл» или с постоянным обменом данными, в т.ч. с перенацеливанием в полете и связью между несколькими ракетами.
В центральной части корпуса ракеты помещена боевая часть под названием Intensive Munitions. Заявлены возможность программирования взрывателя и несколько вариантов воздействия на цель. Также разработчик говорит о повышении могущества в сравнении с «обычными» осколочно-фугасными БЧ и о сокращении сопутствующего ущерба.
В хвосте устанавливается малогабаритный турбореактивный двигатель Whitney AeroPower TJ-150-3. Воздухозаборники расположены на бортах корпуса и не имеют выступающих частей. Заявлена высокая дозвуковая скорость полета, но точные параметры не назывались. Дальность полета превышает 100-130 км. По некоторым оценкам, возможно получение дальности до 140-150 км.
Возможные модификации
На базе ракеты «воздух-поверхность» могут быть созданы изделия иного рода. Так, предлагается ракета-постановщик помех SPEAR-EW. Вместо боевой части и штатной ГСН она должна нести станцию радиоэлектронной борьбы Britecloud. Свободные объемы отдаются под дополнительный запас топлива, втрое увеличивающий дальность полета.
Также предложена управляемая планирующая авиабомба SPEAR-Glide. Она будет отличаться от ракеты отсутствием двигателя и доработанной электроникой. Сэкономленные объемы могут быть использованы для увеличения боевой части и соответствующего повышения могущества.
В рекламных материалах от MBDA фигурировало предложение о создании ракеты для флота. Такая версия SPEAR должна стартовать из универсальной вертикальной пусковой установки и поражать надводные либо береговые цели.
Перспективы новых модификаций SPEAR 3 пока до конца не ясны. КВВС проявляют интерес к ракете-постановщику помех, а в будущем могут заинтересоваться и управляемой бомбой. Поступит ли заказ на продолжение разработки корабельной версии – неизвестно. При этом твердые соглашения имеются только на базовую ракету «воздух-поверхность».
Перспективы эксплуатации
В ходе первых испытаний носителем SPEAR 3 был истребитель Typhoon, но от полноценной эксплуатации ракет с таким самолетом отказались. В ближайшем будущем она будет использоваться только на истребителях F-35B. Уже в этом году ожидается старт новых испытаний, которые покажут совместимость ракеты с ее штатным носителем.
В течение нескольких следующих лет планируется завершить все необходимые мероприятия и запустить полноценную серию, в результате чего SPEAR 3 станет штатным вооружением британских F-35B. Любопытно, что такие самолеты поступают в совместную эксплуатацию в КВВС и КВМФ. Это означает, что новая ракета одновременно попадет в два рода войск.
В последнее время неоднократно упоминалось, что в будущем ракета SPEAR 3 сможет войти в номенклатуру боеприпасов истребителя следующего поколения Tempest, и подобные прогнозы выглядят правдоподобно. К моменту появления этого самолета ракета SPEAR 3 успеет стать одним из основных – и самых новых – образцов на вооружении КВВС.
Впрочем, пока все усилия сосредоточены на интеграции существующей ракеты в комплекс вооружений имеющегося самолета. В этих работах участвуют британские и американские специалисты, и основная их часть уже выполнена. Теперь необходимо провести испытания, которые подтвердят заявленные характеристики и возможности – и запустят новые этапы перевооружения.
Кирилл Рябов
- MBDA, Wikimedia Commons
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Мадуро вытащил «русский козырь»: американцы в недоумении на Карибах
Русская ПВО в Латинской Америке: Мадуро стягивает войска и готовит ответ США. У берегов Америки появились российские ракеты...
Ракета «Буревестник» заставит США пересмотреть свою оборону
«Фактически мы разработали по-настоящему мощное «оружие возмездия». Такими словами эксперты описывают военное и политическое значение испытаний новой...
15 часов ада: российские танкисты чудом спаслись из огненной ловушки
Боевая задача обернулась для российских военных борьбой за выживание. Раненые танкисты провели 15 часов в ловушке под обстрелами ВСУ...
Кроме "Буревестника" есть еще таинственные Х-БД и гиперзвуковая ГЗУР
Создание крылатой ракеты большой дальности "Буревестник" с ядерной силовой установкой закономерно считается гигантским успехом отечественных науки и...
Путин «подписал резолюцию» на ошеломительный удар по противнику
Президент России Владимир Путин уже принял решение на ответный «ошеломительный» удар в случае, если Украина отправит дальнобойные ракеты вглубь нашей...
«Мир через силу» выходит на новый уровень. В ход пошли усиленные ФАБы
Переговорный процесс между Россией и США вновь стал на паузу. На фоне этого Зеленский пытается заручиться поддержкой своих западных союзников. Однако едва ли...
Козырь Путина для встречи в Венгрии: началось освобождение Херсона?
Как-то незаметно, буднично, без громких реляций началось освобождение Херсона, откуда мы трагически ушли осенью 2022 года. Подразделения русской армии уже...
Белгород готовится к затоплению: объявлена экстренная эвакуация населения
В результате удара ВСУ из РСЗО Himars, серьёзно повреждена плотина водохранилища, расположенного в 20 км к юго-востоку от Белгорода...
Атака ВСУ на российскую плотину требует жесткого ответа
В результате удара ВСУ в субботу повреждена плотина Белгородского водохранилища. В случае повторной атаки есть риск разрушения объекта, тогда дома примерно...
«Запорожье, Харьков и Сумы будут Россией»: фронт треснул, впереди капитуляция
На Украине заговорили о возможной потере Днепра, Запорожья, Харькова и Сум. Об этом написал крупный украинский паблик с 2-миллионной аудиторией со ссылкой на...
Ночной удар по Киеву: «Patriot работал как автомат, но бестолку»
Дешевые русские дроны-имитаторы вынули американский ЗРК израсходовать весь запас многомиллионных противоракет...
Небесное проклятье: ВСУ называют российский Су-34 самым страшным кошмаром
Боевики ВСУ сравнивают российский Су-34 с самым страшным кошмаром и жалуются западным журналистам...
«Россия начала подготовку»: последствия последних ударов по инфраструктуре
Обмен ночными ударами между Украиной и Россией продолжается. ВСУ бьют беспилотниками по жилым домам и НПЗ в РФ, наши БПЛА и ракеты методично «выносят» военную...
Российская броня прорывает украинские «цитадели»: обреченность нарастает
Последние дни украинские боевики с линии фронта передают сигналы SOS, а генерал Сырский судорожно пытается удержать обстановку спешными кадровыми назначениями....
Смертельный враг "Томагавка" - ЗРК "Бук-М3" хорошо показал себя в зоне СВО
В семействе зенитных ракетных комплексов "Бук" самой новейшей является модификация, имеющая обозначение М3. Она сравнительно недавно была принята на...
«Украину ждут пять Хиросим»: расшифрованы слова Путина об грядущем ударе
Россия готова нанести беспрецедентный удар по Украине в случае если противник решится на применение дальнобойного оружия вглубь нашей территории. Резкое...