
Ракетный комплекс «Копьё» MBDA SPEAR 3 для F-35
В начале января военное ведомство Великобритании выдало компании MBDA контракт на проведение испытаний перспективной управляемой ракеты «воздух-поверхность» SPEAR 3 в ее окончательной версии, предназначенной для истребителей-бомбардировщиков F-35. После таких мероприятий ракету планируется принять на вооружение и поставить в эксплуатацию.
Современный проект SPEAR 3 (также используются обозначение SPEAR Capability 3 или просто SPEAR) восходит к середине двухтысячных годов. В этот период Королевские ВВС Великобритании запустили крупную исследовательскую программу под названием Selected Precision Effects at Range (SPEAR), целью которой было обновление арсеналов боевой авиации. К работам планировалось привлекать различные организации и компании.
Программа SPEAR разделялась на пять направлений. Первое, SPEAR Capability 1, предусматривало модернизацию управляемой бомбы Paveway IV. Второй проект линейки предлагал обновление ракеты Brimstone, и к настоящему времени привел к появлению проектов Brimstone 2/3. Направление SPEAR Cap. 3 предусматривало создание новой управляемой ракеты «воздух-поверхность» с многорежимной головкой самонаведения и дальностью не менее 100 км. Темы SPEAR 4/5 касались развития и затем замены ракет Storm Shadow.
Официально программа SPEAR стартовала в 2005 г. Уже в 2006-м компания Lockheed Martin предложила инициативный проект перспективной ракеты, соответствующий требованиям SPEAR 3 – однако он не получил развития. Новые шаги в этом направлении были сделаны позже. В 2010 г. Минобороны и компания MBDA заключили несколько соглашений о разработке различных вооружений. Одним из них должна была стать ракета «воздух-поверхность», соответствующая требованиям SPEAR Cap. 3.
Проектирование изделия SPEAR 3 продолжалось до 2015 г., после чего началась сборка ракет для испытаний. Первый тестовый запуск состоялся в марте 2016 г. В качестве носителя в этих испытаниях использовался серийный истребитель Eurofighter Typhoon. В дальнейшем MBDA и КВВС несколько раз выполняли новые испытательные пуски с теми или иными результатами.
В мае 2016 г. Минобороны уточнило свои планы и выдало компании-подрядчику новый контракт. КВВС решили, что ракета SPEAR 3 должна будет использоваться только с истребителями-бомбардировщиками F-35B. Компании MBDA поручили провести доработку ракеты и осуществить ее интеграцию в комплекс вооружения новых самолетов. На проведение таких работ выделялось четыре года и 411 млн фунтов. Позже стало ясно, что другие самолеты КВВС не получат новую ракету.
В марте 2019 г. британская сторона подключила к работам разработчика самолета – компанию Lockheed Martin. В ближайшие годы ожидалось появление пакета обновлений для аппаратной части и программного обеспечения, дающего возможность использования новой ракеты.
Большая часть работ в этом направлении завершена, в результате чего появился новый контракт. В начале января Минобороны заказало MBDA и субподрядчикам проведение испытаний ракеты SPEAR 3 с новым носителем. Также договор определяет порядок запуска производства и поставки изделий первых партий. Контракт рассчитан на семь лет, а его стоимость составляет 550 млн фунтов.
Ракета MBDA SPEAR 3 в предлагаемом виде представляет собой авиационное средство поражения, предназначенное для поражения широкого круга наземных целей, стационарных и подвижных. По всем основным характеристикам это изделие должно превосходить серийную ракету Brimstone, в т.ч. ее модернизированные варианты.

Ракета SPEAR 3 построена в цилиндрическом корпусе длиной ок. 1,8 м и диаметром 180 мм. Головной обтекатель выполнен прозрачным для обеспечения работы комбинированной ГСН. Сверху имеется развитый гаргрот с узлами крепления раскладываемого крыла. В хвосте располагаются три руля. Масса ракеты – менее 100 кг.
Специально для SPEAR 3 разработана оригинальная ГСН с инфракрасным, радиолокационным и лазерным поиском цели. Также имеются инерциальная и спутниковая навигация для полета в район цели. Система управления имеет средства двусторонней связи с носителем и может работать в сетевых структурах. Возможно применение ракеты по схеме «запустил-забыл» или с постоянным обменом данными, в т.ч. с перенацеливанием в полете и связью между несколькими ракетами.
В центральной части корпуса ракеты помещена боевая часть под названием Intensive Munitions. Заявлены возможность программирования взрывателя и несколько вариантов воздействия на цель. Также разработчик говорит о повышении могущества в сравнении с «обычными» осколочно-фугасными БЧ и о сокращении сопутствующего ущерба.
В хвосте устанавливается малогабаритный турбореактивный двигатель Whitney AeroPower TJ-150-3. Воздухозаборники расположены на бортах корпуса и не имеют выступающих частей. Заявлена высокая дозвуковая скорость полета, но точные параметры не назывались. Дальность полета превышает 100-130 км. По некоторым оценкам, возможно получение дальности до 140-150 км.
На базе ракеты «воздух-поверхность» могут быть созданы изделия иного рода. Так, предлагается ракета-постановщик помех SPEAR-EW. Вместо боевой части и штатной ГСН она должна нести станцию радиоэлектронной борьбы Britecloud. Свободные объемы отдаются под дополнительный запас топлива, втрое увеличивающий дальность полета.
Также предложена управляемая планирующая авиабомба SPEAR-Glide. Она будет отличаться от ракеты отсутствием двигателя и доработанной электроникой. Сэкономленные объемы могут быть использованы для увеличения боевой части и соответствующего повышения могущества.
В рекламных материалах от MBDA фигурировало предложение о создании ракеты для флота. Такая версия SPEAR должна стартовать из универсальной вертикальной пусковой установки и поражать надводные либо береговые цели.
Перспективы новых модификаций SPEAR 3 пока до конца не ясны. КВВС проявляют интерес к ракете-постановщику помех, а в будущем могут заинтересоваться и управляемой бомбой. Поступит ли заказ на продолжение разработки корабельной версии – неизвестно. При этом твердые соглашения имеются только на базовую ракету «воздух-поверхность».
В ходе первых испытаний носителем SPEAR 3 был истребитель Typhoon, но от полноценной эксплуатации ракет с таким самолетом отказались. В ближайшем будущем она будет использоваться только на истребителях F-35B. Уже в этом году ожидается старт новых испытаний, которые покажут совместимость ракеты с ее штатным носителем.
В течение нескольких следующих лет планируется завершить все необходимые мероприятия и запустить полноценную серию, в результате чего SPEAR 3 станет штатным вооружением британских F-35B. Любопытно, что такие самолеты поступают в совместную эксплуатацию в КВВС и КВМФ. Это означает, что новая ракета одновременно попадет в два рода войск.
В последнее время неоднократно упоминалось, что в будущем ракета SPEAR 3 сможет войти в номенклатуру боеприпасов истребителя следующего поколения Tempest, и подобные прогнозы выглядят правдоподобно. К моменту появления этого самолета ракета SPEAR 3 успеет стать одним из основных – и самых новых – образцов на вооружении КВВС.
Впрочем, пока все усилия сосредоточены на интеграции существующей ракеты в комплекс вооружений имеющегося самолета. В этих работах участвуют британские и американские специалисты, и основная их часть уже выполнена. Теперь необходимо провести испытания, которые подтвердят заявленные характеристики и возможности – и запустят новые этапы перевооружения.
Кирилл Рябов
Часть крупной программы
Современный проект SPEAR 3 (также используются обозначение SPEAR Capability 3 или просто SPEAR) восходит к середине двухтысячных годов. В этот период Королевские ВВС Великобритании запустили крупную исследовательскую программу под названием Selected Precision Effects at Range (SPEAR), целью которой было обновление арсеналов боевой авиации. К работам планировалось привлекать различные организации и компании.
Программа SPEAR разделялась на пять направлений. Первое, SPEAR Capability 1, предусматривало модернизацию управляемой бомбы Paveway IV. Второй проект линейки предлагал обновление ракеты Brimstone, и к настоящему времени привел к появлению проектов Brimstone 2/3. Направление SPEAR Cap. 3 предусматривало создание новой управляемой ракеты «воздух-поверхность» с многорежимной головкой самонаведения и дальностью не менее 100 км. Темы SPEAR 4/5 касались развития и затем замены ракет Storm Shadow.
Официально программа SPEAR стартовала в 2005 г. Уже в 2006-м компания Lockheed Martin предложила инициативный проект перспективной ракеты, соответствующий требованиям SPEAR 3 – однако он не получил развития. Новые шаги в этом направлении были сделаны позже. В 2010 г. Минобороны и компания MBDA заключили несколько соглашений о разработке различных вооружений. Одним из них должна была стать ракета «воздух-поверхность», соответствующая требованиям SPEAR Cap. 3.
Проект и испытания
Проектирование изделия SPEAR 3 продолжалось до 2015 г., после чего началась сборка ракет для испытаний. Первый тестовый запуск состоялся в марте 2016 г. В качестве носителя в этих испытаниях использовался серийный истребитель Eurofighter Typhoon. В дальнейшем MBDA и КВВС несколько раз выполняли новые испытательные пуски с теми или иными результатами.
В мае 2016 г. Минобороны уточнило свои планы и выдало компании-подрядчику новый контракт. КВВС решили, что ракета SPEAR 3 должна будет использоваться только с истребителями-бомбардировщиками F-35B. Компании MBDA поручили провести доработку ракеты и осуществить ее интеграцию в комплекс вооружения новых самолетов. На проведение таких работ выделялось четыре года и 411 млн фунтов. Позже стало ясно, что другие самолеты КВВС не получат новую ракету.
В марте 2019 г. британская сторона подключила к работам разработчика самолета – компанию Lockheed Martin. В ближайшие годы ожидалось появление пакета обновлений для аппаратной части и программного обеспечения, дающего возможность использования новой ракеты.
Большая часть работ в этом направлении завершена, в результате чего появился новый контракт. В начале января Минобороны заказало MBDA и субподрядчикам проведение испытаний ракеты SPEAR 3 с новым носителем. Также договор определяет порядок запуска производства и поставки изделий первых партий. Контракт рассчитан на семь лет, а его стоимость составляет 550 млн фунтов.
Технические особенности
Ракета MBDA SPEAR 3 в предлагаемом виде представляет собой авиационное средство поражения, предназначенное для поражения широкого круга наземных целей, стационарных и подвижных. По всем основным характеристикам это изделие должно превосходить серийную ракету Brimstone, в т.ч. ее модернизированные варианты.

Ракета SPEAR 3 построена в цилиндрическом корпусе длиной ок. 1,8 м и диаметром 180 мм. Головной обтекатель выполнен прозрачным для обеспечения работы комбинированной ГСН. Сверху имеется развитый гаргрот с узлами крепления раскладываемого крыла. В хвосте располагаются три руля. Масса ракеты – менее 100 кг.
Специально для SPEAR 3 разработана оригинальная ГСН с инфракрасным, радиолокационным и лазерным поиском цели. Также имеются инерциальная и спутниковая навигация для полета в район цели. Система управления имеет средства двусторонней связи с носителем и может работать в сетевых структурах. Возможно применение ракеты по схеме «запустил-забыл» или с постоянным обменом данными, в т.ч. с перенацеливанием в полете и связью между несколькими ракетами.
В центральной части корпуса ракеты помещена боевая часть под названием Intensive Munitions. Заявлены возможность программирования взрывателя и несколько вариантов воздействия на цель. Также разработчик говорит о повышении могущества в сравнении с «обычными» осколочно-фугасными БЧ и о сокращении сопутствующего ущерба.
В хвосте устанавливается малогабаритный турбореактивный двигатель Whitney AeroPower TJ-150-3. Воздухозаборники расположены на бортах корпуса и не имеют выступающих частей. Заявлена высокая дозвуковая скорость полета, но точные параметры не назывались. Дальность полета превышает 100-130 км. По некоторым оценкам, возможно получение дальности до 140-150 км.
Возможные модификации
На базе ракеты «воздух-поверхность» могут быть созданы изделия иного рода. Так, предлагается ракета-постановщик помех SPEAR-EW. Вместо боевой части и штатной ГСН она должна нести станцию радиоэлектронной борьбы Britecloud. Свободные объемы отдаются под дополнительный запас топлива, втрое увеличивающий дальность полета.
Также предложена управляемая планирующая авиабомба SPEAR-Glide. Она будет отличаться от ракеты отсутствием двигателя и доработанной электроникой. Сэкономленные объемы могут быть использованы для увеличения боевой части и соответствующего повышения могущества.
В рекламных материалах от MBDA фигурировало предложение о создании ракеты для флота. Такая версия SPEAR должна стартовать из универсальной вертикальной пусковой установки и поражать надводные либо береговые цели.
Перспективы новых модификаций SPEAR 3 пока до конца не ясны. КВВС проявляют интерес к ракете-постановщику помех, а в будущем могут заинтересоваться и управляемой бомбой. Поступит ли заказ на продолжение разработки корабельной версии – неизвестно. При этом твердые соглашения имеются только на базовую ракету «воздух-поверхность».
Перспективы эксплуатации
В ходе первых испытаний носителем SPEAR 3 был истребитель Typhoon, но от полноценной эксплуатации ракет с таким самолетом отказались. В ближайшем будущем она будет использоваться только на истребителях F-35B. Уже в этом году ожидается старт новых испытаний, которые покажут совместимость ракеты с ее штатным носителем.
В течение нескольких следующих лет планируется завершить все необходимые мероприятия и запустить полноценную серию, в результате чего SPEAR 3 станет штатным вооружением британских F-35B. Любопытно, что такие самолеты поступают в совместную эксплуатацию в КВВС и КВМФ. Это означает, что новая ракета одновременно попадет в два рода войск.
В последнее время неоднократно упоминалось, что в будущем ракета SPEAR 3 сможет войти в номенклатуру боеприпасов истребителя следующего поколения Tempest, и подобные прогнозы выглядят правдоподобно. К моменту появления этого самолета ракета SPEAR 3 успеет стать одним из основных – и самых новых – образцов на вооружении КВВС.
Впрочем, пока все усилия сосредоточены на интеграции существующей ракеты в комплекс вооружений имеющегося самолета. В этих работах участвуют британские и американские специалисты, и основная их часть уже выполнена. Теперь необходимо провести испытания, которые подтвердят заявленные характеристики и возможности – и запустят новые этапы перевооружения.
Кирилл Рябов
- MBDA, Wikimedia Commons
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Военные мифы и правда о технике Третьего рейха
Военная техника Третьего рейха окутана легендами и мифами, которые до сих пор будоражат умы обывателей! Немцы гордились своей техникой, но правда ли, что они...

Российский разведчик в Киеве навел «Герани», которые сожгли два ЗРК Patriot
Самостийное телеграм-воинство пролило свет на последствия ночной атаки по бандеровской столице...

Ад в Запорожье: «Так жёстко нас еще не били»
Враг уходит из Каменского, оставив арьергард из суицидников...

TWZ: Под Сумами в жестокие бои вступили элитные войска
Провал ВСУ на севере Украины будет означать, что «поход на Курск» был действительно военной авантюрой...

Билет в один конец: в ГД назвали страну, активно поставляющую ВСУ боевиков
В Госдуме РФ назвали страну, которая поставляет ВСУ более всего наёмников. На поверку они оказываются отнюдь не «солдатами удачи»...

Северокорейский козырь: Кимаковский раскрыл роль КНДР в защите границ РФ
Советник главы ДНР Кимаковский рассказал, какую роль северокорейские бойцы могут сыграть в укреплении обороны России...

Это остановит их раз и навсегда: в РФ назвали способ остановить террор ВСУ
В обществе нарастает разочарование в существующих мерах наказания террористов. Звучат призывы к более жёстким методам борьбы...

Самые мощные в мире минометы "Тюльпан" бьют по врагу "Сайдами"
Вблизи крупных населённых пунктов противник оборудует фортификационные сооружения, укрепрайоны с подземными ходами и разветвлёнными тоннелями. Однако это его...

Высший пилотаж: США взбесил интерес Индии к российским Су-57
Россия на пороге крупной сделки по поставкам истребителей пятого поколения Су-57 в Индию. Западные СМИ раскрыли досаду США по этому поводу...

Bulgarian Military: Украинцы сдали русским все секреты Storm Shadow
Как ВСУ «скрестили» советский самолет-разведчик с британскими ракетами...

Погиб легендарный «Варяг»: генерал Михаил Гудков пал смертью храбрых
Погиб легендарный комбриг, генерал-майор, Герой России Михаил Гудков. Его имя навсегда вписано в историю морской пехоты и российской армии...

30 тысяч штурмовиков Кима готовы рвать оборону ВСУ
КНДР снова поможет России — теперь уже добить Украину...

ФАБы с новой «Кометой» поставили в тупик систему РЭБ ВСУ
Army Recognition: Россия улучшает тактику и глубину высокоточных ударов...

В армии КНДР есть гусеничный БТР, считающийся самым секретным в мире
О созданном более 15 лет назад конструкторами КНДР гусеничном бронетранспортере "Ынмали" известно немного, поэтому его заслуженно называют...

Дерзкая атака в Новоэкономическом. Подробности уникального штурма
Испепеляющее солнце и «черная жара» стали союзниками русского солдата...

«Британская» бригада ВСУ перебита в Бессаловке
Сырский бросает во встречное сражение на Сумщине лучшие войска, их берегли с 2022-го...