
«Воители без страха и упрека»: Самураи – между легендой и истиной
Увы, представление, которое имеет о самураях абсолютное большинство людей, составлено, в лучшем случае, по книгам, далеко не всегда отличающимся стопроцентной исторической точностью. В худшем – по творениям современного кинематографа (преимущественно даже не японского, а западного), в которых достоверности, понятно, еще меньше. Что ж, попробуем докопаться до правды, насколько это возможно спустя века, прошедшие с того времени, когда эти воины были людьми из плоти и крови, а не персонажами мифов и легенд.
Прежде всего, следует признать, что возникновение в Японии «служивого сословия», то есть людей, единственным жизненным занятием которых было отстаивание интересов своего господина с оружием в руках, вовсе не было для Средневековья чем-то уникальным. Это была совершенно обыденная, повсеместная практика. Так было и в нашем Отечестве – самураи, по сути дела, ничем не отличались по статусу и образу жизни от древнерусских княжеских дружинников. Естественно, лучшим временем для самураев были периоды войн, смуты, междоусобиц – то есть те годы, когда их мечи были в буквальном смысле, в цене.
Насколько замкнутой и недоступной для «непосвященных» была эта воинская каста?
Ответ на этот вопрос зависит от исторического периода, о котором идет речь. Зародились самураи, как класс, в XII–XIII веках и существовали до XVIII века. Естественно, на протяжении столь длительного срока трансформировались они очень сильно. Изначально этот путь был открыт для всех – хватило бы силы и смелости.
Со временем появились старинные самурайские рода или кланы, у выходцев из которых шансов на профессиональную военную карьеру было, конечно, больше – прежде всего, в силу полученных с раннего детства соответствующих воспитания и подготовки, которым в самурайской среде придавалось огромное значение.
Наиболее удачливые самураи превратились в крупных феодалов-правителей, государственных администраторов и военачальников. Остальные же так и остались верными воинами при своем господине. Дело в том, что в отличие от европейских рыцарей, с которыми их нередко ошибочно сравнивают, абсолютное большинство самураев не получало за службу землю, не превращалось в мелкопоместных дворян. До конца жизни они так и жили на жалование от сюзерена, которое чаще всего получали даже не деньгами, а рисом. Одним словом, воевали за еду...
Недаром же на определенном этапе, сменившем «золотую эру» самураев, с ними случился самый обычный «кризис перепроизводства», говоря в экономических терминах. Если верить некоторым историческим источникам, на тот момент в Японии к этому сословию причислял себя каждый пятый житель мужского пола.
Кому-то пришлось податься в торговцы, кому-то в наемные телохранители, а кто-то и вовсе докатился до банального криминала.
Поговаривают, что именно таким самураям, не нашедшим себе места в жизни, мир и обязан появлением знаменитых японских якудза.
Предвижу возмущение:
Да-да, и совершать сеппуку при малейшем отклонении от таковых...
Что ж, давайте разберемся с кодексом.
Начнем с того, что мир узнал о нем из книги «Бусидо. Душа Японии», написанной Нитобэ Инадзо – совершенно мирным, очень интеллигентным человеком, мечтавшим популяризовать свою страну в мире. Кстати, создавался сей труд изначально на английском языке и опубликован был в 1899 году, когда от реальных самураев, по сути, остались одни воспоминания.
Вне всяких сомнений, некий неписанный свод постулатов – нечто среднее между воинским уставом и правилами хороших манер у самураев имелся. Истоки его, скорее всего, идут от действительно древнего трактата «Путь лука и скакуна» (если кто не знает, изначально самураи были как раз вовсе не мечниками, а конными лучниками).
Еще один источник, на который частенько ссылаются апологеты Бусидо – труд Цурамото Тасиро «Хагакурэ», якобы являющийся сводом цитат подлинного воина-самурая Ямамото Цунэтомо. Впрочем, датируется он тоже XVIII веком и, по мнению многих исследователей, представляет из себя весьма неплохую попытку идеализации самурайства и придания ему эстетического шарма в эпоху заката и краха такового.
Так или иначе, но то, что кодекс поведения и ценностей этих воинов во главу угла ставил безусловное и беспрекословное подчинение младших старшим, преданность своему господину и его дому, сомневаться не приходится. Достаточно вдумчиво изучить японские культуру, быт и традиции, чтобы в этом убедиться. Презрение к смерти как таковой и готовность с честью закончить свою жизнь в бою в любую минуту – тоже. По сути – здесь мы видим доведенные до абсолюта некоторые постулаты конфуцианства.
Верность слову, жесткое соблюдение принятых среди «своих» понятий о чести и благородстве всегда были характерны для профессиональных сообществ, причислявших себя к воинской элите – на Западе или на Востоке. Естественно, действовали они с «поправкой» на местные традиции, религию и культуру. К примеру, у самураев существовало такое понятие, как иайдо – искусство внезапной атаки противника, который еще не начал нападения. По понятиям же европейских рыцарей подобные действия были натуральной подлостью и несли бесчестье.
Насколько самураи следовали Бусидо, были ли они и вправду
не совершавшими ни единого недостойного поступка, никогда не предававшими и не искавшими выгоды?
Доподлинно об этом знает лишь та тьма веков, в которую они канули.
Как бы то ни было, легенды о самураях по сей день остаются в глазах потомков такими же красивыми и загадочными, как сверкавшие когда-то в их руках мечи катаны.
Александр Харалужный
Служивое сословие
Прежде всего, следует признать, что возникновение в Японии «служивого сословия», то есть людей, единственным жизненным занятием которых было отстаивание интересов своего господина с оружием в руках, вовсе не было для Средневековья чем-то уникальным. Это была совершенно обыденная, повсеместная практика. Так было и в нашем Отечестве – самураи, по сути дела, ничем не отличались по статусу и образу жизни от древнерусских княжеских дружинников. Естественно, лучшим временем для самураев были периоды войн, смуты, междоусобиц – то есть те годы, когда их мечи были в буквальном смысле, в цене.
Насколько замкнутой и недоступной для «непосвященных» была эта воинская каста?
Ответ на этот вопрос зависит от исторического периода, о котором идет речь. Зародились самураи, как класс, в XII–XIII веках и существовали до XVIII века. Естественно, на протяжении столь длительного срока трансформировались они очень сильно. Изначально этот путь был открыт для всех – хватило бы силы и смелости.
Со временем появились старинные самурайские рода или кланы, у выходцев из которых шансов на профессиональную военную карьеру было, конечно, больше – прежде всего, в силу полученных с раннего детства соответствующих воспитания и подготовки, которым в самурайской среде придавалось огромное значение.
Наиболее удачливые самураи превратились в крупных феодалов-правителей, государственных администраторов и военачальников. Остальные же так и остались верными воинами при своем господине. Дело в том, что в отличие от европейских рыцарей, с которыми их нередко ошибочно сравнивают, абсолютное большинство самураев не получало за службу землю, не превращалось в мелкопоместных дворян. До конца жизни они так и жили на жалование от сюзерена, которое чаще всего получали даже не деньгами, а рисом. Одним словом, воевали за еду...
Недаром же на определенном этапе, сменившем «золотую эру» самураев, с ними случился самый обычный «кризис перепроизводства», говоря в экономических терминах. Если верить некоторым историческим источникам, на тот момент в Японии к этому сословию причислял себя каждый пятый житель мужского пола.
Кому-то пришлось податься в торговцы, кому-то в наемные телохранители, а кто-то и вовсе докатился до банального криминала.
Поговаривают, что именно таким самураям, не нашедшим себе места в жизни, мир и обязан появлением знаменитых японских якудза.
Предвижу возмущение:
«Как же так? Ведь каждый самурай свято чтил кодекс Бусидо, обязывавший его следовать самым высшим образцам чести и морали?!»
Да-да, и совершать сеппуку при малейшем отклонении от таковых...
Что ж, давайте разберемся с кодексом.
Популяризаторы Японии
Начнем с того, что мир узнал о нем из книги «Бусидо. Душа Японии», написанной Нитобэ Инадзо – совершенно мирным, очень интеллигентным человеком, мечтавшим популяризовать свою страну в мире. Кстати, создавался сей труд изначально на английском языке и опубликован был в 1899 году, когда от реальных самураев, по сути, остались одни воспоминания.
Вне всяких сомнений, некий неписанный свод постулатов – нечто среднее между воинским уставом и правилами хороших манер у самураев имелся. Истоки его, скорее всего, идут от действительно древнего трактата «Путь лука и скакуна» (если кто не знает, изначально самураи были как раз вовсе не мечниками, а конными лучниками).
Еще один источник, на который частенько ссылаются апологеты Бусидо – труд Цурамото Тасиро «Хагакурэ», якобы являющийся сводом цитат подлинного воина-самурая Ямамото Цунэтомо. Впрочем, датируется он тоже XVIII веком и, по мнению многих исследователей, представляет из себя весьма неплохую попытку идеализации самурайства и придания ему эстетического шарма в эпоху заката и краха такового.
Так или иначе, но то, что кодекс поведения и ценностей этих воинов во главу угла ставил безусловное и беспрекословное подчинение младших старшим, преданность своему господину и его дому, сомневаться не приходится. Достаточно вдумчиво изучить японские культуру, быт и традиции, чтобы в этом убедиться. Презрение к смерти как таковой и готовность с честью закончить свою жизнь в бою в любую минуту – тоже. По сути – здесь мы видим доведенные до абсолюта некоторые постулаты конфуцианства.
Верность слову, жесткое соблюдение принятых среди «своих» понятий о чести и благородстве всегда были характерны для профессиональных сообществ, причислявших себя к воинской элите – на Западе или на Востоке. Естественно, действовали они с «поправкой» на местные традиции, религию и культуру. К примеру, у самураев существовало такое понятие, как иайдо – искусство внезапной атаки противника, который еще не начал нападения. По понятиям же европейских рыцарей подобные действия были натуральной подлостью и несли бесчестье.
Насколько самураи следовали Бусидо, были ли они и вправду
«воителями без страха и упрека»,
не совершавшими ни единого недостойного поступка, никогда не предававшими и не искавшими выгоды?
Доподлинно об этом знает лишь та тьма веков, в которую они канули.
Как бы то ни было, легенды о самураях по сей день остаются в глазах потомков такими же красивыми и загадочными, как сверкавшие когда-то в их руках мечи катаны.
Александр Харалужный
- Википедия/Ian Armstrong - https://www.flickr.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

"Убитый генерал был нужен им еще до СВО": Диверсантов взяли еще 10 лет назад
Погибшим при взрыве автомобиля в подмосковной Балашихе оказался генерал Генштаба Ярослав Москалик. Диверсию устроили в тот день, когда на переговоры с Путиным...

ВСУ на «особом» рационе: в РФ раскрыли причины агрессии наёмников и солдат
В Госдуме назвали вероятную причину агрессии солдат ВСУ. Поведение украинских бойцов связывают с добавлением в их рацион различных веществ, влияющих на...

Удар русской ракеты, летящей в облаке плазмы, показали на видео
По военным целям в украинской столице был нанесен удар ракетами, которые летели в облаках плазмы...

Россия сорвала переговоры Трампа и Зеленского отличной новостью о Курске
Сегодня западная дипломатия прилежно напяливает на себя пышные банты и бредет с ранцами в первый класс, бормоча по-русски: «Мама мыла раму. Папа освободил...

Потеря Одессы – морская блокада: для России это будет конец
Потеря Одессы сулит Украине морскую блокаду, а это значит, что и интересы стран Запада будут сильно нарушены. Военные эксперты сходятся во мнении, что как...

Замерший участок фронта на Украине внезапно ожил
Замерший было фронт западнее Дзержинска (Торецка) в последнее время внезапно ожил. Российские войска предпринимают успешные усилия для того, чтобы освободить...

«Трупов будет море»: как Россия будет освобождать Одессу
Одессу придётся брать — без вариантов. Трупов будет море, но иного выхода нет....

Герасимов промолчал, Поддубный высказался: С чем мы столкнулись на Курщине?
Военкор Евгений Поддубный сказал правду о том, с чем мы столкнулись при освобождении Курской области. Глава Генштаба Валерий Герасимов во время своего доклада...

Шойгу не решился, Герасимов тоже не будет? Вопрос Сум встал ребром
Министр обороны Белоусов готовит ход конём, чтобы создать буферную зону на границе с Россией. Как «обходной маневр» изменит карту войны, чем опасны леса под...

Российская ракета разворошила осиное гнездо
Один из центров принятия решений в центре Киева был уничтожен в ходе нашего комбинированного удара в ночь на 24 апреля. Косвенным подтверждением удачного...

«Время пришло!»: Россия наконец задействовала самолеты «Судного дня»
Один из самых мощных по плотности комбинированный удар нанесла российская армия по тыловым военным объектам Украины. Атака по 10 областям Украины началась в...

Снятая с вооружения самоходка ВДВ может уничтожать "Брэдли" и "Леопарды 1"
В Советском Союзе было создано большое количество образцов бронетанковой техники, которые успешно применяются в ходе специальной военной операции. Как считают...

Окна Одессы раскрыли секрет удара Белоусова: "Не стреляйте, дайте им пролететь!"
Дело, в общем, не в каком-то НИИ, где в очередной раз мастерили что-то стреляющее против России. Затерянное на одесских Черёмушках здание ничем особым не...

Как уничтожили засветившуюся в Курской области снайпершу ВСУ “Ведьму”
На днях стало известно о ликвидации в зоне СВО военнослужащей ВСУ с позывным «Ведьма». Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в украинских и русскоязычных...

Как взять Харьков и Одессу, сохранив города и жизни российских солдат
В подполье раскрыли детали провокаций: под прикрытием ПВО противник бьет по Севастополю. Если не взять Одессу и еще ряд городов, то над Россией сохранится...

Как сын замдиректора ЦРУ оказался в российской армии
Майкл Глосс погиб при штурме Соледара. Сколько в ВС РФ идейных американцев...