Военные материалы

Советский бронированный трактор: что о нем известно

Советский бронированный трактор: что о нем известно
В многочисленных исторических справках можно встретить упоминания о применении Советским Союзом в Великой Отечественной войне бронированных тракторов. Строить подобную технику начали в июле 1941 года на Харьковском и Сталинградском заводах.


В качестве основы был выбран трактор СТЗ-3. Машина получила броневую защиту от 10 до 25 мм и 45-мм пушку, установленную на месте водителя. Изначально предполагалось, что такая необычная техника сможет применяться в качестве САУ.

Стоит отметить, что «усиленный» СТЗ-3 не был изобретением энтузиастов. Над ним работали крупные советские КБ, а к осени 41-го планировалось выпустить целых 750 единиц такой техники. Однако война внесла свои коррективы и по мнению некоторых историков, на Харьковском заводе удалось построить не более 50 бронированных тракторов.

Впоследствии машины использовались в боях под Харьковом, но были быстро потеряны. Впрочем, не особо «отличились» и СТЗ-3, выпущенные в Сталинграде.

А вот одесский бронированный трактор НИ («На испуг»), наоборот, сумел проявить себя с лучшей стороны. При этом разработкой данной техники занимались не КБ, а именно энтузиасты. На усиленный броневыми листами трактор СТЗ-5 устанавливалась башня от Т-26 с двумя пулеметами. Некоторые единицы получили 37-мм пушку.

С августа по октябрь 1941 года было выпущено 55 бронированных НИ. Данный трактор настолько успешно проявил себя в боях с румынами, что впоследствии было решено построить еще 70 машин, ранее получивших прозвище «На испуг» за поистине устрашающий вид и очень громкую работу двигателя.

Использованы фотографии: wwii.space

Мы в Мы в Яндекс Дзен