Военные материалы

ЗИС-41: что известно о советской САУ на полугусеничном ходу

ЗИС-41: что известно о советской САУ на полугусеничном ходу
В июле 1941 года пришло неотложное постановление наркома Д.Ф.Устинова о необходимости в кратчайшие сроки разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. В процессе проектирования рекомендовалось делать упор на освоенные промышленностью грузовики и тракторы высокой проходимости.


Первые образцы «самоходок», созданные на основе артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» и трехосной грузовой машины ГАЗ-ААА были представлены Заводом №39. САУ получили название ЗИС-30 и ЗИС-31 соответственно. После предварительных испытаний выбор пал на ЗИС-30. Однако уже в сентябре 41-го после изготовления 100 самоходок их производство прекратили по причине отсутствия базы (тягачи Т-20 уже не выпускались).

Тогда, к концу того же года группой под руководством Н.Ф. Муравьева был предложен проект уникальной САУ ЗИС-41. Что известно о советской САУ на полугусеничном ходу?

В основу самоходки лег вездеход ЗИС-22М, в средней части грузовой платформы которого на специальной тумбе установили противотанковую пушку ЗИС-2 калибра 57 мм. Расчет защищался щитом из трех бронелистов с откидной крышей. Грузовик имел бронированную кабину с шаровой установкой пулемета ДТ в лобовом листе. Экипаж состоял из пяти человек.

На испытания ЗИС-41 вышла в начале 1942 года. Машина получила ряд замечаний и была отправлена на доработку.

Однако в серию самоходка так и не пошла. Причиной отказа от ее производства стали не только конструктивные недочеты. К тому моменту пушка ЗИС-2 снималась с производства, а московский автозавод ЗИС эвакуировался и не мог дать достаточное количество вездеходов.

Мы в Мы в Яндекс Дзен