Военные материалы

БМП-3: история создания

БМП-3: история создания
Боевая машина пехоты БМП-3 – это грозная бронированная гусеничная машина, которая предназначена для транспортировки личного состава пехотных и мотострелковых подразделений к переднему краю, повышения их вооруженности, мобильности и защищенности в условиях ведения общевойскового боя. Помимо этого БМП-3 может осуществлять огневую поддержу пехотных подразделений в случае их действия в пешем порядке. БМП-3 была разработана в СКБ Курганского машиностроительного завода. Главным конструктором машины является А. А. Благонравов. По состоянию на 2012 год на вооружении российской армии находится более 700 машин данного класса.

В соответствии с применяемой в 1970-е годы военной доктриной, основное боевое использование БМП предполагалось на Западном театре боевых действий, где, в случае наступления наших войск, существовали обширные зоны затопления. По этой причине БМП должна была плавать, причем делать это быстрее, чем БМП-1 и БМП-2. Инициатором создания новой боевой машины пехоты выступало Министерство оборонной промышленности СССР. Для того чтобы новая машина получила преимущество над основными зарубежными аналогами на достаточно длительный период времени, было принято решение о значительном усилении всех 3-х основных боевых свойств: зашиты, огневой мощи и подвижности БМП.

Первоначально на БМП предлагалось использовать тот же комплекс вооружения, что и на БМП-2 (ПТУР «Конкурс» и 30-мм автоматическую пушку) с упрощенной СУО. Это в целом соответствовало той концепции, которая сложилась за рубежом, но при этом не являлось шагом вперед ни в отношении расширения круга решаемых боевых задач, ни в техническом отношении. В роли возмутителя спокойствия тогда стал министр обороной промышленности Советского Союза С. А. Зверев. На рассмотрении технического проекта новой БМП он категорически заявил о том, что новая БМП будет иметь новый комплекс вооружения.

БМП-3: история создания


В результате было предложено несколько вариантов вооружения для новой машины. Наряду с 30-мм автоматической пушкой, были предложены: 76-мм нарезная пушка, 73-мм орудие с активно-реактивным выстрелом, 57-мм и 45-мм автоматические пушки. При этом специалисты КБ приборостроения из Тулы первоначально предложили вариант со 100-мм нарезным орудием-пусковой установкой умеренной баллистики, которая предназначалась для ведения огня неуправляемым осколочно-фугасным снарядом и управляемым снарядом с лазерной лучевой системой наведения 9М117 «Бастион». Чуть позже данная идея была развита и БМП-3 получила уникальный комплекс вооружения получивший обозначение 2К23. Он совмещал в себе 100-мм орудие (2А70), 30-мм автоматическую пушку (2А72) и 7,62-мм пулемет (ПКТ). Так на свет появилась знаменитая «тройчатка». Использование такой комбинации вооружения позволило увеличить круг решаемых боевых задач, фактически был разработан принципиальной новый комплекс вооружения для машин данного класса.

Первоначально казалось, что каждое из огневых средств будет обладать недостаточным боекомплектом для линейной БМП. Однако творческий энтузиазм конструкторов СКБ Курганмашзавода позволил успешно решить данный вопрос. У 100-мм орудия было столько же снарядов, как у танка, у 30-мм автоматической пушки – боекомплект, как у БМП-2, а количество ПТУР по сравнению с БМП-2 выросло в 2 раза.

Работа над созданием БМП-3 всерьез началась в 1977 году. Одной из наиболее сложных задач являлось повышение уровня броневой защиты плавающей машины. При этом лобовая броня БМП-2 пробивалась боеприпасами новой американской БМП с большой дистанции. Для защиты от огня этой пушки требовалось серьезное увеличение лобового бронирования. Однако при традиционной компоновке с передним расположением двигателя и трансмиссии это привело бы лишь к тому, что машина начала плавать носом вниз.

БМП-3: история создания


Конечно, боевое отделение можно было бы сместить назад, но такой вариант ухудшил бы размещение, вход и выход десанта. Помимо этого, выросла бы высота установки пушки, так как во время колебаний корпуса БМП при движении по полю боя линия огня никак не должна пересекать нос машины. Все это вело бы к росту силуэта башни и БМП в целом, увеличивая поражаемый силуэт машины. И тогда генеральный конструктор Александр Благонравов предложил сместить боевое отделение вперед. Такое решение позволяло обеспечить БМП башней минимальной высоты. При этом было принято решение об отказе от ставшей уже традиционной компоновки и разместить моторно-трансмиссионное отделение в корме машины.

Предложенная конструктором схема была такова: хорошо защитить лоб БМП, но не при помощи МТО, а за счет использования настоящей брони. В то же время боковая броня должна была защищать экипаж и десантников от огня стрелкового оружия с любой дистанции. Благонравов предложил вариант с поперечным размещением силовой установки и расположением обслуживающих систем в малоценном пространстве надгусеничных ниш. В то же время бюро компоновки СКБ под руководством В. А. Зиновьева настаивало на другом варианте – продольном расположении силовой установки по оси машины с созданием коридоров для покидания машины десантом. Но в таком варианте коридоры оказывались слишком узкими – всего по 60 см. В то время как Благонравов предлога установить двигатель в задней части машины поперек, так чтобы десантники могли по нему ходить. В итоге все решила комиссия, которая оценивала удобства входа, выхода и размещения десанта. Был утвержден вариант с поперечной установкой двигателя.

Корпус новой БМП производился из алюминиевого сплава. Его стойкость по поражению малокалиберными снарядами выросла практически в 1,7 раза по сравнению с БМП-1. К примеру, лобовая проекция БМП выдерживала попадания 30-мм боеприпасов с дальности в 200 метров. При этом топливный бак, который располагался в передней части машины, выполнял роль дополнительной защиты от кумулятивных боеприпасов.

БМП-3: история создания


На БМП-3 был установлен дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. Угол развала блоков цилиндров составлял 60 градусов. Двигатель был установлен в корме машины. Так как данный двигатель имел небольшую высоту, то для выхода десанта, который находился в средней части корпуса, применялся специальный проход над ним. Верхние крыши данного прохода в открытом состоянии выполняли роль дополнительной защиты десанта и экипажа по бокам. С созданием БМП-3 российские конструкторы в очередной раз предложили миру новый вариант компоновочной схемы, как это ранее произошло с БМП-1.

Известно, что в наступательном бою основная масса огня ведется на подавление противника. В БМП-2 этому мешала сильная загазованность десантного отсека машины с одной стороны, а с другой неудобство применения автоматов по причине необходимости для прицеливания наклоняться в стороны за автоматом, мешая своим соседям. В то же время узкое поле зрения (сквозь амбразуру) мешало нормально ориентироваться на местности. На новой БМП-3 данный недостаток был ликвидирован за счет использования индивидуального размещения стрелков, а также нового метода прицеливания (за счет штатного триплекса, в котором была введена метка положения ствола).

Экипаж БМП-3 составляет 3 человека (механик-водитель, наводчик-оператор и командир), десант – 7 человек. Механик-водитель располагается в отделении управления по оси машины, по бокам от него могут разместиться 2 стрелка. Сразу за отделением управления находится боевое отделение с двухместной башней. Справа в башне располагается командир, слева – оператор-наводчик. За боевым отделением располагается отделение десанта, где на складываемых сиденьях могут разместиться 5 человек.

БМП-3: история создания


Первая БМП-3, получившая новую башню и состав вооружения, была собрана в 1982 году, данная машина получила обозначение – объект 688М. В том же году военные собирались провести сравнительные испытания двух разных комплексов вооружения, но в итоге отказались от них из-за явной перспективности образца, вооруженного 100-мм пушкой. Для того чтобы получить одобрение военного руководства на как можно более быстрое проведение испытаний, было решено провести первый показ БМП. Для этого в 1984 году в Кубинку отправили две опытных машины, которые прошли там полный цикл испытаний.

Несмотря на общее удовлетворение военных увиденным, был выявлен и ряд проблем, которых оказалось существенно больше, чем могло показаться на первый взгляд. Некоторые из них сначала казались вовсе необъяснимыми. К примеру, во время первых баллистических бросков на 100 метров по щиту-мишени управляемые ракеты упорно попадали в цель плашмя. Такое поведение ракет на траектории долго не поддавалось никакому логическому объяснению. Однако в результате поисков причины удалось установить, что во всем был виноват дульный компенсатор, имеющий вид скоса на конце орудийного ствола, который и должен был компенсировать увод орудия вверх и вправо. В срочном порядке данный компенсатор был убран. В срочности устранения проблемы доходило до смешного, компенсаторы спиливали прямо на улице обычными ножовками по металлу.

Как только с комплексом вооружения все удалось наладить, основное внимание было переключено на доводку и испытания машины. Всего испытывалось 27 новых БМП-3. В январе 1985 года начались ее государственные испытания. Испытания проводились в различных регионах СССР: Средне-азиатском Военном Округе на станции Келята и Закавказском Военном Округе, Смолино, Кубинке.

БМП-3: история создания


Одновременно с этим БМП испытывалась в Севастопольской бухте, в достаточно тяжелых условиях при волнении моря до 3-х баллов. При этом машина продемонстрировала высокую кучность стрельбы на плаву и очень хорошую мореходность. В частности во время одних испытаний с дистанции в 1500 метров необходимо было вести огонь по наземной цели, в роли которой был выбран танк Т-55. Данную боевую машину сняли с хранения и укомплектовали 100% ЗИПом. При этом было решено испытать поражающие возможности новой 30-мм автоматической пушки. Как ни упрашивали танкисты испытателей не портить танк, эффект от увиденного поразил даже их. Огнем скорострельной пушки с него было сметено все, что крепилось снаружи, о целости прицелов и приборов наблюдения не было и речи. При этом 100-мм ствол танка был пробит в 4-х местах, а на верхней лобовой детали танка были отмечены трещины и изломы.

Заключительный этап испытаний машины был проведен с марта 1988 по май 1989 года на базе одной из частей Белорусского Военного Округа. 10 машин первого серийного выпуска прошли опытную войсковую эксплуатацию в составе обычной мотострелковой роты. Целью этих испытаний было обеспечение ускоренного освоения БМП-3 в войсках, а также проведение оценки всех доработок, которые были выполнены по результатам контрольных и государственных испытаний. Дорога БМП-3 в армию была открыта.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/bronya-pehoty/advanced-ifv/bmp-3-skorost-manyovr-ogon
-http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/BMP3/BMP3_2.php
-http://worldweapon.ru/tank/bmp3.php
-http://dokwar.ru/publ/bronetekhnika/boevaja_mashina_pekhoty_bmp_3/13-1-0-327


Юферев Сергей
Мы в Мы в Яндекс Дзен