
«Аякс» - гиперзвуковой многоцелевой самолет
Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а, напротив, впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.
Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.
Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы» - используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера. На базе концепции «Аякс» в ГНИПГС разработано семейство гиперзвуковых ЛА «Нева» для околоземной или орбитальной транспортировки полезных грузов или пассажиров.
Революционная концепция «Аякса» имеет большой коэффициент новизны, а следовательно, технического риска. Только к 1993 году экспертная комиссия из крупнейших ученых вынесла окончательный вердикт: «Концепция «Аякс» и ее основные направления не противоречат данным современной науки». В том же году состоялось заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома.

НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым активно пропагандирует концепцию и ищет источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сообщила, что ОАО "Холдинговая компания "Ленинец" (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция "Аякс"). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам экспертов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы "Ленинца", финансовые документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предусматривает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для различных видов авиации, спутниковых навигационных систем.
Первая в мире маневрирующая гиперзвуковая ракета Х-90 "Коала" ( “AS-19 Koala”).
В феврале 2004 года, во время командно-штабных учений учений “Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина было успешно проведено испытание первой в мире маневрирующей гиперзвуковой ракеты. Новое российское оружие, запускаемое со стратегических бомбардировщиков Ту-160, должно преодолевать любую систему ПРО.
Россия, с помощью нового супероружия, хочет продемонстрировать Америке свои возможности. Оно называется Х-90 и является ответом Кремля на вашингтонскую программу противоракетной обороны. На западе проект известен под безобидным именем “AS-19 Koala”. Под обозначением Х-90 скрывается, по российским данным, первая в мире гиперзвуковая управляемая крылатая ракета, внешний вид и тактико-технические данные которой являются военной тайной. По имеющимся данным она должна быть принята на вооружений к 2010 году.
Х-90 запускается в помощью стратегических бомбардировщиков Ту-160М, являющихся символом российского военного могущества. “М”– модифицированный - означает в данном случае то, что крылья машины увеличены.
По словам Путина, Х-90 в состоянии преодолевать все имеющиеся, а также перспективные системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других континентах. Экспериментальный образец “чудо-оружия” был испытан в феврале 2004 года, во время командно-штабных учений “Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина, с межконтинентальной ракетой РС-18 (обозначение НАТО SS-19 Stiletto) в качестве носителя, и в недалеком будущем будет состоять на вооружении ракетных войск стратегического назначения.
История Х-90 началась в 1971 году. Тогда разработчики обратились к правительству СССР с проектом постройки небольших стратегических крылатых ракет, которые могли бы действовать на небольших высотах, применяясь к рельефу местности. Это предложение не нашло тогда отклика у руководства, однако, после того как США в 1975 году начали разработку стратегических крылатых ракет (Cruise Missile), о нем вспомнили. Разработчики ракет получили приказ начать разработку в середине 1976. Завершиться она должна была к середине 1982. Уже к 31 декабря 1983 ракету предполагалось принять на вооружение. Одно из главных требований состояло в том, чтобы обеспечить ракете сверхзвуковую скорость.
В конце 70-х Х-90 достигла скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Посетители авиасалона МАКС-1997 могли полюбоваться в павильоне НПО “Радуга” на экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат ГЛА.
ГЛА является прототипом новой крылатой ракеты. Она должна нести две боеголовки индивидуального наведения, которые могут самостоятельно поражать цели на расстоянии до 100 км от точки отделения от основной ракеты. В качестве носителя предполагается бомбардировщик Ту-160М.
В то время ГЛА Х-90, оснащенный прямоточным двигателем, имел длину около 12 метров. Нынешняя ракета не превышает 8-9 метров.
После отделения от самолета-носителя на высоте 7000-20000 метров происходит раскрывание треугольный крыльев размахом около семи метров, а также хвостового оперения. Затем происходит включение твердотопливного ускорителя, который разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости, после чего вступает в действие маршевый двигатель, обеспечивающий скорость 4-5 М. Радиус действия составляет 3500 километров.
По мнению Кремля, ни одно государство мира не обладает гиперзвуковыми ракетами. США в свое время отказались от их разработки по финансовым соображениям и ограничились дозвуковыми. В России работы проводились также непостоянно, однако паузы были непродолжительными. Уже в июле 2001 года пресса сообщала о старте ракеты “Тополь”. Примечательным при этом было необычное для специалистов-баллистиков поведение боеголовки. Тогда не было подтверждено, что боеголовка оснащена собственным двигателем, позволяющим ей маневрировать в атмосфере с гиперзвуковой скоростью. Настоящей сенсацией оказались уже упоминавшиеся учения февраля 2004, впервые проводившиеся на всей территории России с 1982 года. Во время этих учений был осуществлен старт двух баллистических ракет: одной “Тополь-М” и одной РС-18. Как выяснилось позднее, РС-18 была оснащена неким экспериментальным аппаратом. Он вышел в космос, а затем вновь “нырнул” в атмосферу. Этот маневр кажется при современном уровне техники невероятным. В момент входа боеголовки в плотные слои атмосферы ее скорость составляет 5000м/с (ок. 18000 км/ч). Поэтому боеголовка должна обладать специальной защитой от перегрузок и перегрева. Экспериментальный аппарат обладал неменьшей скоростью, однако с легкостью менял направление полета и не разрушился при этом. Чудес в аэродинамике не бывает. Американские шаттлы и советский Буран, современные истребители имеют общие черты. Судя по всему, испытанный во время учений аппарат похож на Х-90. По сей день его настоящий внешний вид является, как уже было сказано, государственным секретом.
“Данный аппарат может преодолеть региональную систему ПРО”, - заявил представитель генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский на пресс-конференции после учений. В отличие от имеющихся баллистических боеголовок, этот аппарат способен “в любой момент менять траекторию полета в соответствии с заранее заложенной программой, либо уже над территорией противника быть перенацелен на другую цель”.
Вместо обычной боеголовки, которая следует неизменной траектории и может теоретически быть перехвачена противоракетой, на РС-18 находилось устройство, способное менять высоту и направление полета, и таким образом преодолевать любую, в том числе американскую противоракетную систему. На вопрос журналистов, как, на его взгляд, США отреагируют на эту новость, президент Путин сказал: “США сами активно развивают собственное оружие”. Президент напомнил, что Вашингтон недавно вышел из договора по ПРО, заявляя, что этот шаг не направлен против Российской Федерации. Модернизация имеющихся и развитие новых систем вооружения России также не направлено против Соединенных Штатов, заверил президент Путин, добавив при этом: “Совместно с другими государствами Россия несет ответственность за стабильность и безопасность на огромном Евроазиатском континенте”.
Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.
Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы» - используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера. На базе концепции «Аякс» в ГНИПГС разработано семейство гиперзвуковых ЛА «Нева» для околоземной или орбитальной транспортировки полезных грузов или пассажиров.
Революционная концепция «Аякса» имеет большой коэффициент новизны, а следовательно, технического риска. Только к 1993 году экспертная комиссия из крупнейших ученых вынесла окончательный вердикт: «Концепция «Аякс» и ее основные направления не противоречат данным современной науки». В том же году состоялось заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома.

НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым активно пропагандирует концепцию и ищет источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сообщила, что ОАО "Холдинговая компания "Ленинец" (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция "Аякс"). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам экспертов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы "Ленинца", финансовые документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предусматривает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для различных видов авиации, спутниковых навигационных систем.
Первая в мире маневрирующая гиперзвуковая ракета Х-90 "Коала" ( “AS-19 Koala”).
В феврале 2004 года, во время командно-штабных учений учений “Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина было успешно проведено испытание первой в мире маневрирующей гиперзвуковой ракеты. Новое российское оружие, запускаемое со стратегических бомбардировщиков Ту-160, должно преодолевать любую систему ПРО.
Россия, с помощью нового супероружия, хочет продемонстрировать Америке свои возможности. Оно называется Х-90 и является ответом Кремля на вашингтонскую программу противоракетной обороны. На западе проект известен под безобидным именем “AS-19 Koala”. Под обозначением Х-90 скрывается, по российским данным, первая в мире гиперзвуковая управляемая крылатая ракета, внешний вид и тактико-технические данные которой являются военной тайной. По имеющимся данным она должна быть принята на вооружений к 2010 году.
Х-90 запускается в помощью стратегических бомбардировщиков Ту-160М, являющихся символом российского военного могущества. “М”– модифицированный - означает в данном случае то, что крылья машины увеличены.
По словам Путина, Х-90 в состоянии преодолевать все имеющиеся, а также перспективные системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других континентах. Экспериментальный образец “чудо-оружия” был испытан в феврале 2004 года, во время командно-штабных учений “Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина, с межконтинентальной ракетой РС-18 (обозначение НАТО SS-19 Stiletto) в качестве носителя, и в недалеком будущем будет состоять на вооружении ракетных войск стратегического назначения.
История Х-90 началась в 1971 году. Тогда разработчики обратились к правительству СССР с проектом постройки небольших стратегических крылатых ракет, которые могли бы действовать на небольших высотах, применяясь к рельефу местности. Это предложение не нашло тогда отклика у руководства, однако, после того как США в 1975 году начали разработку стратегических крылатых ракет (Cruise Missile), о нем вспомнили. Разработчики ракет получили приказ начать разработку в середине 1976. Завершиться она должна была к середине 1982. Уже к 31 декабря 1983 ракету предполагалось принять на вооружение. Одно из главных требований состояло в том, чтобы обеспечить ракете сверхзвуковую скорость.
В конце 70-х Х-90 достигла скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Посетители авиасалона МАКС-1997 могли полюбоваться в павильоне НПО “Радуга” на экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат ГЛА.
ГЛА является прототипом новой крылатой ракеты. Она должна нести две боеголовки индивидуального наведения, которые могут самостоятельно поражать цели на расстоянии до 100 км от точки отделения от основной ракеты. В качестве носителя предполагается бомбардировщик Ту-160М.
В то время ГЛА Х-90, оснащенный прямоточным двигателем, имел длину около 12 метров. Нынешняя ракета не превышает 8-9 метров.
После отделения от самолета-носителя на высоте 7000-20000 метров происходит раскрывание треугольный крыльев размахом около семи метров, а также хвостового оперения. Затем происходит включение твердотопливного ускорителя, который разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости, после чего вступает в действие маршевый двигатель, обеспечивающий скорость 4-5 М. Радиус действия составляет 3500 километров.
По мнению Кремля, ни одно государство мира не обладает гиперзвуковыми ракетами. США в свое время отказались от их разработки по финансовым соображениям и ограничились дозвуковыми. В России работы проводились также непостоянно, однако паузы были непродолжительными. Уже в июле 2001 года пресса сообщала о старте ракеты “Тополь”. Примечательным при этом было необычное для специалистов-баллистиков поведение боеголовки. Тогда не было подтверждено, что боеголовка оснащена собственным двигателем, позволяющим ей маневрировать в атмосфере с гиперзвуковой скоростью. Настоящей сенсацией оказались уже упоминавшиеся учения февраля 2004, впервые проводившиеся на всей территории России с 1982 года. Во время этих учений был осуществлен старт двух баллистических ракет: одной “Тополь-М” и одной РС-18. Как выяснилось позднее, РС-18 была оснащена неким экспериментальным аппаратом. Он вышел в космос, а затем вновь “нырнул” в атмосферу. Этот маневр кажется при современном уровне техники невероятным. В момент входа боеголовки в плотные слои атмосферы ее скорость составляет 5000м/с (ок. 18000 км/ч). Поэтому боеголовка должна обладать специальной защитой от перегрузок и перегрева. Экспериментальный аппарат обладал неменьшей скоростью, однако с легкостью менял направление полета и не разрушился при этом. Чудес в аэродинамике не бывает. Американские шаттлы и советский Буран, современные истребители имеют общие черты. Судя по всему, испытанный во время учений аппарат похож на Х-90. По сей день его настоящий внешний вид является, как уже было сказано, государственным секретом.
“Данный аппарат может преодолеть региональную систему ПРО”, - заявил представитель генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский на пресс-конференции после учений. В отличие от имеющихся баллистических боеголовок, этот аппарат способен “в любой момент менять траекторию полета в соответствии с заранее заложенной программой, либо уже над территорией противника быть перенацелен на другую цель”.
Вместо обычной боеголовки, которая следует неизменной траектории и может теоретически быть перехвачена противоракетой, на РС-18 находилось устройство, способное менять высоту и направление полета, и таким образом преодолевать любую, в том числе американскую противоракетную систему. На вопрос журналистов, как, на его взгляд, США отреагируют на эту новость, президент Путин сказал: “США сами активно развивают собственное оружие”. Президент напомнил, что Вашингтон недавно вышел из договора по ПРО, заявляя, что этот шаг не направлен против Российской Федерации. Модернизация имеющихся и развитие новых систем вооружения России также не направлено против Соединенных Штатов, заверил президент Путин, добавив при этом: “Совместно с другими государствами Россия несет ответственность за стабильность и безопасность на огромном Евроазиатском континенте”.
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Что потеряла Россия на разгромленных базах стратегической авиации
События 1 июня шокировали русское общество: враг чуть ли не в прямом эфире выжигал нашу стратегическую авиацию копеечными дронами, столбы чёрного дыма над...

Будет показательный удар: в Кремле приняли решение об ответе Киеву
На аэродроме «Оленья» в Мурманской области горят стратегические бомбардировщики. Политолог Сергей Марков отмечает, что «потери российской стратегической...

«Будем бить минимум три дня»: детали готовящегося удара по Украине
Внезапный телефонный разговор, который 4 июня состоялся между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, а также заявление нашего президента о невозможности...

«Четыре объекта должны быть уничтожены»: конкретные цели в Киеве для удара РФ
Россия должна радикально ужесточить свою тактику в зоне СВО после атаки 1 июня на наши стратегические самолеты и подрывы мостов в Курской и Брянской областях....

Разбитые мечты: представитель ВСУ раскрыл горькую правду об F-16
Западные поставки воздушных истребителей F-16 на Украину обернулись горьким разочарованием. Вместо ожидаемого превосходства в воздухе, украинские ВВС...

Как пресечь угрозу украинских дронов из грузовых фур
ВСУ нанесли удар по нескольким военным аэродромам в глубине территории России. Как это было реализовано технически, каким образом может быть связано с...

Киев парализован страхом, уничтожены командиры «Азова». Но это еще не ответ
Укро-ПВО перестала сбивать «Герани» из-за беспилотников-имитаторов...

Штаб Балтфлота у нас в Калининграде. Драться придется в окружении
НАТО всерьез готовится к вооруженному конфликту на Балтике...

Как брать Славянско-Краматорскую агломерацию, если она в длину 100 км?
Апти Алаудинов предлагает «новую стратегию», но слова Жукова тоже не мешает вспомнить...

«Впервые за долгое время»: военкоры ВСУ сообщили о новом прорыве на фронте
Фронт сдвинулся. По сообщениям украинских источников, русская армия впервые за долгое время продвинулась в районе Часова Яра — важного узла обороны на севере...

Преступное молчание: в США знали об украинской диверсии по территории РФ
В США заявили, что Вашингтон следил за ходом массированных атак ВСУ дронами по российским военным аэродромам. Белый дом пока не комментирует данные сообщения...

На замену устаревшим ракетоносцам подойдет пассажирский Ту-214
Кроме необходимости оснащения тактической авиации массовыми крылатыми ракетами, стоит проанализировать перспективы стратегической авиации. Ведь Ту-95 и Ту-22...

Танк Т-80-152 с мощнейшей пушкой сейчас бы очень пригодился на СВО
Создававшийся в Ленинграде танк Объект 292, который как считается мог получить обозначение Т-80-152, мог стать одним из самых мощных боевых машин не только...

«Сеет ужас в мире»: новая стратегическая подлодка России испугала Запад
Новая российская подлодка встревожила Запад. За рубежом высказали уверенность, что её поступление на вооружение РФ может изменить расстановку сил в Арктике....

Выяснилось, почему для атаки была выбрана именно стратегическая авиация
Защитить нашу стратегическую авиацию, которую изощренно атаковал противник с помощью небольших дронов-камикадзе, может система, которая была предложена еще 40...

Самый позорный авианосец Британии идет к хуситам самоубиваться
«Ансар Аллах» готовится встретить Корабль Его Величества «Prince of Wales» с огоньком...