Военные материалы

Поезда ядерного возмездия

Поезда ядерного возмездия
Замминистра обороны Юрий Борисов заявил о начале работ по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Советские БЖРК были окончательно сняты с вооружения российской армии в 2005 году – они были запрещены условиями второго российско-американского договора об СНВ от 1993 года. Воссоздание таких комплексов — это российский ответ на развертывание системы противоракетной обороны США, считает эксперт.

Россия приступила к созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), аналог которых состоял на вооружении РВСН Вооруженных Сил СССР и России с 1987 по 2005 год. «Работы по БЖРК развернуты, проводит их Московский институт теплотехники. В начальной стадии ОКРы (опытно-конструкторские работы) идут, пока это не очень дорогостоящие работы — по эскизному проектированию, техническим проектам», — заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов на заседании «круглого стола» в «Интерфаксе» по вопросам оснащения российской армии новым оружием. По его словам, стоимость работ еще не просчитана. Московский институт теплотехники занимался также разработкой ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс».

О планах по созданию БЖРК до 2020 года в СМИ сообщалось еще в конце прошлого года. «Эти ракетные комплексы могут поступать на вооружение Ракетных войск стратегического назначения», — рассказал тогда РИА «Новости» представитель российского военно-промышленного комплекса.

Советский БЖРК сняли с вооружения в 2005 году. «Система БЖРК была снята с вооружения, потому что сроки службы этих ракет истекали к 2005 году, а воспроизводить России их было трудно с учетом того, что они производились на Украине»,

— пояснил «Газете.Ru» один из ведущих российских экспертов по проблемам разоружения академик РАН Алексей Арбатов. Отметим, БЖРК запрещал договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ II), который в январе 1993 года подписали президенты России и США Борис Ельцин и Джордж Буш. Из этого договора Россия вышла в 2002 году в ответ на выход США из договора по ПРО. Последняя (третья) версия договора СНВ не запрещает создание БЖРК.

БЖРК представляет собой железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты. БЖРК «Молодец» с дальностью стрельбы 10 тыс. км был разработан в КБ «Южное» имени Янгеля (Днепропетровск) в середине 80-х годов. В конце 1989 года комплекс был принят на вооружение РВСН. Производство ракет было прекращено в конце 1991 года. Срок эксплуатации ракеты составлял 10 лет, однако был продлен до 15 лет. До 1999 года были развернуты три ракетные дивизии в Гладкой (Красноярский край), Бершети (Пермская область) и под Костромой.

«Это очень эффективное оружие, БЖРК сложно обнаружить в отличие от «Тополей»,

которые мобильные, но их прекрасно видно, а железнодорожные комплексы были замаскированы под обычные вагоны-рефрижераторы», — сказал «Газете.Ru» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Директор Центра общественно-политических исследований и военный эксперт Владимир Евсеев объясняет воссоздание БЖРК ухудшением отношений с США, в связи с чем Россия хочет иметь дополнительные возможности по усилению своего потенциала сдерживания.

На переговорах по ПРО между двумя странами существенных подвижек нет.

«США отложили четвертый этап развертывания противоракетной обороны в Европе, при этом они реализуют планы по усилению потенциала стратегической противоракетной обороны, для этого на Аляске будут разворачиваться 14 дополнительных ракет типа GBI. Помимо этого рассматривается вопрос по созданию новой базы противоракет на северо-востоке США в районе Великих озер. Это, по-видимому, требует какого-то адекватного ответа», — сказал он «Газете.Ru».

По мнению эксперта, то, что хочет сделать МИТ, будет несколько отличаться от того, что было ранее:

ракета будет более легкая, иметь меньший вывозимый груз, будет решена проблема советского БЖРК – значительная нагрузка на рельсы во время старта, тогда были ограничения на места запуска. «Это будет аналог «Булавы», «Ярса», — добавляет он.

«Комплексы могут разъехаться на большие территории, их трудно будет поразить, они могут менять дислокацию, учитывая большую протяженность железнодорожной сети Россия, получается, использует свои территориальные возможности», — отмечает Евсеев. По его словам, аналогов БЖРК в мире нет, потому что такая задача не ставилась в других странах.

По мнению Арбатова, решение возродить БЖРК представляется нецелесообразным с учетом как стратегических, так и экономических возможностей страны. «Лучше сделать упор на более широком развертывании систем «Ярс», — считает эксперт.

Поезда ядерного возмездия


Минобороны во вторник также отчиталось о заключенных контрактах в рамках гособоронзаказа на 2013 год. Как сообщил директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев, ведомство заключило только 72% запланированных контрактов. При этом, по его словам, это на 136 млрд больше, чем в 2012 году, и в принципе превышает весь объем госзаказа 2012 года. Ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что Минобороны было предписано завершить все контрактные процедуры по единственным исполнителям 1 марта, а по конкурсным процедурам — 15 апреля.

Во вторник Борисов сообщил, что Минобороны в 2012 году выставило предприятиям ОПК, с которыми не удалось в срок заключить контракты на выполнение гособоронзаказа, штрафных санкций на сумму 30 млрд рублей (штраф состоит из 5% от невыполненного объема гособоронзаказа и расчета неустойки на момент поставки вооружений и военной техники). Среди предприятий, с которыми на сегодня не заключены контракты, Минобороны были названы: Московский институт теплотехники, Объединенная авиастроительная корпорация, компания «Туполев», Ленинградский судостроительный завод «Пелла», НПО «Машиностроения», Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», Средне-Невский судостроительный завод, Улан-Уденский авиазавод.

Кроме того, замминистра заявил, что Минобороны освободится от несвойственных функций по проведению среднего и крупного ремонта вооружения и военной техники, оставив за собой лишь функции текущего ремонта. «Более того, — продолжил Борисов, — мы готовы передать и наши активы. В основном это предприятия «Оборонсервиса», сосредоточенные сегодня в крупных холдингах, — «Авиаремонт», «Спецремонт». «Согласован график передачи первых 40 предприятий промышленности. До 30 июля мы все права по управлению ими передадим промышленности», — сообщил Борисов.

Мы в Мы в Яндекс Дзен