КА-29М имеет право на жизнь!
3 650

КА-29М имеет право на жизнь!

Средний транспортный вертолёт корабельного базирования, предназначенный для использования на универсальных десантных кораблях класса "Mistral", каким он должен быть? Похоже ответ на этот вопрос однозначен только для руководства ВМФ России. Судя по всему флотское руководство решило, что "готовить" к эксплуатации на будущих российских "мистралях" нужно только КА-52, а с КА-29 всё в порядке, так ли это на самом деле? Если более внимательно изучить ТТХ и конструкцию КА-29, то станет понятно, что он не намного лучше подходит для базирования на УДК типа "Mistral", чем Ми-24! С точки зрения эффективности выполнения задач, возложенных на транспортный сегмент вертолётного тандема будущих российских УДК, КА-29 не намного превосходит Ми-24. Но преимущество КА-29 заключается в том, что его конструкция несёт в себе огромный потенциал для модернизации, который можно и нужно грамотно реализовать. Что в конечном счёте приведёт к созданию эффективного вертолётного тандема корабельного базирования - боевого КА-52К и транспортного КА-33(КА-29М). Основной целью глубокой модернизации транспортно-боевого вертолёта КА-29 является улучшение его транспортных качеств и избавление от ударных возможностей, так как последние перейдут от него к боевому вертолёту корабельного базирования КА-52К. Поскольку главной задачей будущего КА-33 станет доставка десанта морской пехоты с кораблей на сушу, то основной целью конструкторов должно стать обеспечение максимально комфортных и безопасных условий пребывания этого самого десанта на борту вертолёта. Ясно, что эта задача будет достигаться в рамках уже существующего вертолёта, который в свою очередь является модификацией другого вертолёта КА-27, а он изначально вообще не предназначался для решения транспортных задач, что отразилось на компоновке вертолёта в целом и его фюзеляжа в частности. Но всё-таки компоновочная схема КА-29 позволяет провести определённые изменения его конструкции, призванные увеличить количество десантников и улучшение условий их пребывания на борту вертолёта.

Мероприятия по перекомпоновке вертолёта КА-29:

1. Оснащение вертолёта полностью новой цифровой «стеклянной кабиной», что в свою очередь позволит отказаться от громоздкого оборудования советской разработки, а сэкономленный при этом вес можно будет использовать для установки лёгкой бортовой брони или бортовых конформных топливных баков для поисково-спасательной версии Ка-33.

2. Увеличение длины десантной кабины с 4,5м до 5,5м за счёт полного освобождения хвостового отсека БРЭО от всего оборудования. Этого можно достичь демонтажём бортовых систем, предназначенных для обеспечения ударных возможностей, а так же перемещением остального оборудования на существующие стеллажи за кабиной пилотов. Оснащение вертолёта современными цифровыми системами и оборудованием уменьшит общий объём и массу БРЭО, что потребует меньше места для его установки.

3. Увеличение высоты десантной кабины до 1,5-1,6м за счёт опускания её пола на 20-30см. Это должно быть обеспечено ликвидацией центрального отсека вооружения и уменьшением высоты подкабинных топливных баков с одновременным увеличением их площади за счёт размещения баков под всей площадью пола десантной кабины. Это позволит сохранить существующий объём топлива на борту, или даже увеличить его при применении бортовых конформных баков. Подкабинные топливные баки необходимо будет протектировать, а пол кабины должен обеспечивать защиту экипажа и десанта от пуль стрелкового оружия калибра 7,62 мм.

4. Увеличение ширины десантной кабины на 20-30см до 1,5-1,6м за счёт расширения фюзеляжа вертолёта до ширины его передней части. То есть ширина фюзеляжа вертолёта должна быть одинаковой на всём его протяжении и соответствовать ширине передней части фюзеляжа Ка-29.

5. Ликвидация системы креплений внешней подвески вооружения на пилонах, что позволит сэкономить взлётный вес, который понадобится для дополнительного бронирования или увеличения запаса топлива.

6. Перенос и изменение дверей десантной кабины. Дверь по левому борту нужно заменить кормовой опускающейся рампой, что потребует перепроектировки хвостовой балкой. Фактически необходимо переместить хвостовую балку выше, чтобы стабилизаторы крепились к её нижней части подкосами, расположенными над стабилизаторами. Надфюзеляжный отсек оборудования, в котором расположена ВСУ и система обогрева кабины, будет плавно переходить в хвостовую балку. Нижняя поверхность хвостовой балки должна быть плоской и располагаться на одном уровне со стабилизаторами, для обеспечения прохода под ней человека в полный рост. Таким образом, положение стабилизаторов и килей по отношению к фюзеляжу и земле не изменится. Хвостовую балку необходимо сделать менее массивной, чтобы уменьшить её вес, для исключения смещения центра тяжести вертолёта в связи с поднятием хвостовой балки. А в конструкции стабилизаторов, килей, рулей высоты и направления нужно максимально использовать композитные материалы. Дверь по правому борту вертолёта возле кабины пилотов можно оставить без изменений.

7. Количество десантников на борту необходимо довести до 20 человек. 10 откидных сидений разместить вдоль левого борта, 9 откидных сидений вдоль правого борта, а складное кресло командира десантного подразделения в кабине пилотов. Командира десантной группы целесообразно разместить между пилотами, чтобы включить его в процесс выбора места приземления вертолёта для осуществления десантирования во-первых, а во-вторых, для повышения его оперативной осведомлённости о тактической обстановке на месте предполагаемой высадки десанта.

8. Также необходимо доработать систему крепления грузов на внешней подвеске. Это потребуется для быстрого крепления грузов на внешней подвеске и столь же быстрого их отсоединения для использования десантом, особенно если учесть, что возможности по транспортировке грузов внутри десантной кабины сильно ограничены её малым объёмом.

Реализация всех вышеперечисленных мероприятий позволит улучшить условия пребывания десантников на борту вертолёта, уменьшит время десантирования и погрузки на вертолёт личного состава подразделений морской пехоты, упростит выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Допускаю, что столь значительные изменения конструкции вертолёта покажутся кому-то неоправданно сложными и дорогостоящими. Но разработка нового вертолёта с нуля окажется гораздо более сложной и дорогостоящей. А если принять во внимание современные сроки разработки отечественной винтокрылой техники то можно смело предположить, что новый морской вертолёт совершит первый полёт не ранее 2020 года, а его специализированные модификации будут приняты на вооружение ВМФ ближе к 2030 году. При этом не нужно быть специалистом, чтобы понять, что КА-27 уже не отвечает современным требованиям к вертолёту ПЛО, а после 2015 года то же самое можно будет сказать и о КА-31, как о вертолёте ДРЛО. На базе КА-33 к 2017 году можно было бы создать вертолёты ПЛО и ДРЛО, сэкономив при этом колоссальные средства и драгоценное время. Значительное время, необходимое для создания абсолютно нового вертолёта обернётся в свою очередь потерянной прибылью от потенциальных экспортных контрактов, не заключённых в это самое время.

Мировое вертолётостроение знает не мало примеров удачной модернизации вертолётов, которая не просто продлевала им жизнь, а наделяла совершенно новыми качествами или значительно улучшала их ТТХ. Хочется привести пример модернизации тяжёлого транспортного вертолёта CH-53 Sea Stallion в CH-53E Super Stallion, а затем в версию CH-53K, которая поступит в эксплуатацию после 2015 года. В ходе модернизации CH-53, совершившего свой первый полёт в 1964 году, его максимальная взлётная масса с 19 тонн выросла в два раза до 38 тонн у CH-53K, а грузоподъёмность возросла в три раза – с 5 до 15 тонн. К слову сказать, ВМФ США планируют эксплуатировать CH-53K до 60-х годов XXI столетия.

Есть тому примеры и в России, легендарный Ми-8, переродившись в Ми-17, реализовывает заложенный в него изначально модернизационный потенциал, не исчерпанный до конца и в начале XXI века. Считаю, что КА-29 имеет все шансы повторить успех Ми-8 и стать его незаменимым аналогом для военно-морского флота России, несмотря на то, что он не нашёл себя в роли «Ми-24 для ВМФ». Так как Ми-8 стал Ми-17 и Ми-171Ш, так же и КА-29 должен стать КА-33 – транспортным вертолётом для ВМФ и морской пехоты России. Логичной и экономически обоснованной стала бы разработка на базе КА-33 вертолётов ПЛО и ДРЛО. Эти специализированные его модификации несли бы службу в ВМФ России после 2017 года и могли бы обеспечить экспортные заказы в долгосрочной перспективе.

Россия почти всегда идёт своим путём, не является исключением и вертолётостроение. Практически всё то, что является очевидным для всего мира, совершенно не очевидно для России. В результате русская военная техника не похожа на ту, которую выпускает весь остальной мир, зачастую это хорошо, но не всегда, так как «изобретать велосипед» снова и снова становится всё дороже и дороже!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас