Военные материалы

Рынок оружия ждут перемены

Рынок оружия ждут перемены
Торговля вооружением зачастую связана не только с весьма крупными денежными суммами, но и с получением политического влияния в том или ином регионе мира. В связи с этим, между спецэкспортерами непрерывно идет борьба за выход и укрепление своих позиций на перспективных рынках сбыта продукции военного назначения. Возникающая конкуренция, к сожалению, очень часто имеет недобросовестный характер.

Как показывает практика, в мире очертился круг государств, которые являются наиболее крупными поставщиками оружия. По данным Стокгольмского международного института исследований мира (81РК1) к перечню этих стран относятся США, Китай, Россия, Франция, Украина, Германия, Нидерланды. Согласно данным официальной статистики, в тройку лидеров входит Российская Федерация.

По итогам последних лет, Индия заняла первое место среди стран-импортеров вооружения, опередив в этом даже Китай. Основным поставщиком продукции военного назначения на индийский рынок остается Российская Федерация.

Российско-индийские отношения строились еще со времен Советского Союза. На сегодняшний день большую часть экспортируемых Россией товаров военного назначения в Индию составляет авиационная и военно-морская техника.

Но будет ли так продолжаться дальше? Сможет ли Россия удерживать столь уверенные позиции на рынке вооружения Индии?

Дело в том, что в начале июня 2014 года, глава «Ростех» Сергей Чемезов заявил о снятии негласного эмбарго на поставки вооружения в Пакистан. Многие эксперты сходятся во мнении, что такой жест со стороны России последовал в ответ на то, что Индия все чаще стала обращаться к таким Западным странам, как США и Франция в целях закупки вооружения для своих нужд. К примеру, вместо вертолетов Ми-28 и Ми-26 было отдано предпочтение вертолетам АН-640 Араспе и СЫпоок американского производства.

Не стоит и забывать об обострившейся в 2014 году ситуация в Европе, а именно, ухудшении отношений между Россией и Украиной, что в свою очередь, влияет не только на внутриполитическую и экономическую стабильность в регионе, но и может внести существенные изменения в общую картину мировой торговли, в частности, торговли вооружением.

Агрессивная политика, Российской Федерации по отношению к Украине с начала 2014 года, а именно, аннексия Крымского полуострова и незаконные поставки оружия, военной техники и наемников в украинские восточные регионы, заставило правительство Украины принять меры по приостановке украинско-российского военно-технического сотрудничества. Попробуем же разобраться, кто теряет от этого больше.

В связи с тем, что, как Россия, так и Украина не столь давно были составляющими частями одного большого государства под названиемСоветский Союз, после его распада, взаимовыгодное сотрудничество производителей товаров военного назначения этих стран осталось и продолжало развиваться. Дело в том, что украинские и российские предприятия ОПК работают на базе и технологиях, оставшихся со времен СССР. Этот фактор способствует тому, что у этих двух стран очень схож пакет предложений продукции военного назначения, а также совпадают рынки ее сбыта.

Но, состояние российского оборонно-промышленного сектора, вопреки официальным заявлениям влиятельных чиновников, не столь радужное, как может показаться на первый взгляд. Россия не готова приступить к самостоятельному серийному производству высокотехнологического вооружения, так как больше половины ее предприятий напрямую зависимы от украинских производителей. Обострение российско-украинских отношений и приостановление военно-технического сотрудничества между этими государствами нанесет существенный удар по репутации Российской Федерации, так как она не сможет с помощью своей технической базы и дефицита высококвалифицированных кадров выполнять производство и поставки продукции военного назначения согласно условиям действующих контрактов. Для частичного замещения импортируемых товаров продукцией собственного производства потребуется как минимум 3-5 лет и миллиарды долларов, которых в бюджете государства нет, ведь больше 20% предприятий российского ОПК находятся на грани банкротства. Полное же замещение импортируемой продукции может затянуться на десятилетия.

К примеру, украинское предприятие КБ «Южное» является важнейшей частью ядерной составляющей России. Также, КБ «Южное» и предприятие «Южмаш» - главные разработчики межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производители ракет-носителей «Зенит». Предприятие «Мотор Сич» является главным поставщиком авиадвигателей к самолетам и вертолетам российского производства. Такие предприятия ОПК РФ как НИИР «Фазотрон», «Рязанский приборный завод», предприятие «Вымпел» напрямую зависимы от таких украинских предприятий как «Новатор» и «Красиловский агрегатный завод». Перечислять эти предприятия можно очень долго.

Существенной проблемой оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации также является снижение качества производимой продукции военного назначения. Основная причина ?того - износ оборудования, который на сегодняшний день превышает 70%, а его обновление ежегодно составляет 2-3% вместо необходимых 10%.

Как видно, Российская Федерация зависима от Украины в ракетно-космической сфере, сфере самолетостроения, производства авиадвигателей для военно-морских сил. А следовательно, и сроки выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам на поставки вооружения на рынки третьих стран также зависят от украинских предприятий.

В связи с этим, Российская Федерация, вероятнее всего, не будет «играть по правилам честной игры». Возможно, она аккумулирует свои тайные рычаги влияния, дабы очернить Украину и вытеснить ее с рынка торговли оружием Азиатско-Тихоокеанского региона.

Теперь попробуем проанализировать, что от приостановки военно-технического сотрудничества с Россией потеряет Украина.

Несмотря на осложнившуюся внутреполитическую ситуацию, Украина по-прежнему ответственно выполняет взятые на себя обязательства в рамках двусторонних соглашений с иностранными государствами и придерживается всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, что касаются торговли вооружением и экспортного контроля. Ежегодный доход, получаемый от внешнеэкономических контрактов с Россией в сфере торговли продукцией военного назначения, составляет не более $300 миллионов.

В то же время, украинская сторона продолжает расширять пакет своих предложений и выходить на новые рынки сбыта таких регионов, как Африка, Азия, Европа и Америка. В первую очередь, этому способствуют высококвалифицированные специалисты и ценовая политика, которая является более привлекательной, нежели цены на аналогичные предложения других экспортеров.

Следует отметить, что в конце июня 2014 года заместитель помощника Госсекретаря США по вопросам региональной безопасности Грегори М. Каузнер заявил, что американская сторона озвучила намерение, согласно которому США и страны Европейского Союза готовы расширять военно-техническое сотрудничество с Украиной. В первую очередь, это будет проявляться в том, что Западные страны будут способствовать развитию украинского ОПК путем размещения на его оборонных мощностях заказов по ремонту военной техники в качестве компенсации потерь от свертывания ВТС с Россией. Также, американский чиновник заявил, что Запад готов содействовать в продвижении продукции военного назначения украинского производства на рынки третьих стран.

Вывод напрашивается сам. От замораживания сотрудничества в военно-технической сфере с Украиной, Российская Федерация не сможет получать необходимые комплектующие украинского производства. Как результат, процесс производства будет замедлен, что в итоге повлечет за собой срыв сроков поставки готовой продукции странам-заказчикам. Все это отрицательно будет отражаться на репутации России, как одного из флагманов мировой торговли на рынке вооружения.

источник
Мы в Мы в Яндекс Дзен