Военные материалы

Все дороги ведут в военкомат. Опрос

Все дороги ведут в военкомат. Опрос
Заканчивается долгая зима, а это значит, что уже не за горами весенний призыв. И всякий раз, как только дело подходит к дате Х, начинаются очередные споры по поводу того, кому на сей раз предстоит отдавать свой долг служению Родине. Увеличивается приток корреспонденции не только в Комитет солдатских матерей, но и в военные комиссариаты по поводу того, что тот или иной призывник не может в течение года служить в армейских подразделениях. И причин тому находится уйма. У кого-то неожиданно резко обостряется чувство пацифизма до такой степени, что молодой человек ну просто сознание теряет от вида оружия… У кого-то проявляются «старые» болезни, которые теперь выглядят буквально спасением от «железной руки» призыва на службу. Кто-то пытается оформить послевузовское образование, прослышав о том, что аспирантам дают очередную отсрочку. В общем, причин для того, чтобы не служить находится гораздо больше, чем причин для службы. Многие сердобольные родители доходят до того, что сознательно призывают сына к членовредительству. В медицинских карточках призывников нередко появляются записи о «свежерубленых» указательных пальцах, переломах ребер и прочих подобных вещах. Другими словами, люди, которые заявляют, что больше всего в армии боятся такого явления как дедовщина, сами устраивают для своих детей – призывников «несчастные случаи» с целью получения военного билета с особой пометкой.

Удивительным образом, за последние 20 лет служба в армии для большинства призывников превратилась в натужную повинность, которая даже не просто выглядит дико, а держит молодых людей в настоящем страхе. Но с чем это связано? Неужели большинство парней призывного возраста стараются уйти от служения Отечества потому, что видят в современной армии один негатив. Отчасти это так.

Если раньше массовая культура (кино, телевидение) прямо или косвенно пропагандировали службу в Вооруженных силах, то сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. При всем уважении к современному искусству в большинстве случаев армия представляется с экранов некой аморфной субстанцией, пронизанной нескончаемой глупостью, дедовщиной, корыстолюбием и удаленностью от выполнения своих реальных задач. Да, безусловно, на территории нашего необъятного государства немало примеров именно таких воинских частей, где отцы-командиры собирают дань с солдат-«срочников», где финансовые аферы превалируют над долгом и честью офицера, где учения проводятся исключительно на бумаге для галочки, всплывающей перед проверяющими. Но давайте будем честными перед самими собой – это общероссийская тенденция? Безусловно, нет!

Из десяти репортажей о жизни воинских подразделений зритель может увидеть 9, где показано исключительно насилие, мздоимство и пресловутое «окрашивание заборов» вместо реальных теоретических и практических занятий. И лишь в одном случае призывник увидит образцовую часть, где все мероприятия направлены на повышение боеготовности как подразделения, так и отдельно взятого военнослужащего. Погоня за журналистской сенсацией порой больно бьет по престижу армии. По понятным причинам такое однобокое освещение ситуации в российской армии порождает стереотип о том, что сегодня служить идут только те, кто не смог откупиться или иными способами обойти призыв. Такое понятие как «армия – для бедных» уже успело стать нормой в российском обществе. Если еще 30-40 лет назад без прохождения армейской службы человек не мог рассчитывать на высокий пост, то сегодня возможность «отсидеться за спинами» других успела превратиться в естественное положение вещей.

Зародыш негативного отношения к службе появляется задолго до того, как юноше исполняется 18 лет. Достаточно взглянуть на сегодняшнее российское образование. Яркий пример – школа. Многочисленные реформы и метаморфозы учебных планов и программ привели к тому, что в школе появилось больше часов физической культуры и ОБЖ (или БЖ, как это сегодня называется). Казалось бы, Министерство образования делает все, чтобы повысить уровень физической подготовки молодых людей, а также поставить их на путь патриотического воспитания. Однако на деле все далеко не так.

Во-первых, дополнительный час физкультуры просто невозможно полноценно реализовать. Ведь все прекрасно понимают, что если есть этот самый дополнительный час, то должны быть и дополнительные средства обучения. Да что там средства… В школах просто нет помещений, где можно было бы реализовать столь «благую» цель господина Фурсенко. Ну, нет у нас, понимаешь, в каждой российской школе второго спортивного зала или комплектов лыжного инвентаря, чтобы на всех учащихся хватало. Вот и получается – дополнительный урок физкультуры в старших классах есть, а проводят его парни и девушки, в лучшем случае просто сидя на лавках и наблюдая, как занимаются учащиеся других классов. А в худшем случае… вы и сами в курсе. Появится ли желание у подростка посещать такой урок? Вопрос из числа риторических.

Во-вторых, предмет «Безопасность жизни» или «Безопасность жизнедеятельности» - это, по убеждению многих людей старшего поколения, является чем-то похожим на старое доброе НВП. Однако это, мягко говоря, не совсем так. Многочисленные предписания сначала буквально обязывали учебные заведения обзавестись собственными КХО (комнатами хранения оружия) или специальными сейфами для содержания там пневматических ружей. Однако далеко не все школы смогли изыскать средства на оборудование таких комнат. В связи с этим Минобрнауки решил вопрос с присущим ему «изяществом»: просто изъял из образовательной программы такой раздел, как изучение оружия и практические стрельбы. Зато в учебниках БЖ появились расширенные темы о ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем) и способах предохранения и т.п. Ну, что тут скажешь – дело, конечно, важное, а при чем тут привитие чувства патриотизма. И какая уж тут армия вообще… Мало того, в последнее время проявилась следующая тенденция: с конца января из школ в массовом порядке стали увольняться преподаватели БЖ – мужчины. В большинстве случаев это были военные пенсионеры, которые на своем уровне действительно пытались привить молодому поколению те принципы, ради которых сами когда-то носили погоны. Зарплата для них являлась неким материальным стимулированием – плюс к пенсии. С 2012 года военные пенсии резко выросли… Жалкая учительская зарплата в этом случае вообще потеряла свое «стимулирующее» значение. И если сегодня провести мониторинг кадрового состава в школах и средних специальных учебных заведениях, то должности преподавателей БЖ в большинстве своем занимают женщины, которым этот предмет добавили «в нагрузку». Выходит, что было не все ладно с гражданско-патриотическим воспитанием, а стало совсем никак. Вот и судят молодые люди об армии не по рассказам тех, кто долгие годы служил Отечеству, а по сериалам, в которых что ни офицер, то взяточник, что ни солдат – то полный и законченный идиот. Золотой середины ни Министерство образования и науки, ни Министерство обороны в этой ситуации не выработали. Да и вряд ли бы выработали, ведь там наверху галочка в протоколе или отчете куда важнее реального положения вещей. О привлечении молодых педагогов к такого рода работе и говорить не приходиться. 5000-рублевую ставку для школьных учителей БЖ и физической культуры иначе как насмешкой и назвать сложно. Вот вам и популяризация службы в армии…

Теперь обратимся к предвыборной риторике кандидатов в президенты. Господа Жириновский и Прохоров в своих выступлениях во всеуслышание говорят о создании в кратчайшие сроки в России контрактной армии. Прохоров обещает отменить призыв на воинскую службу сразу же, как только будет избран президентом. Жириновский, демонстрируя папаху и погоны полковника казачьих войск, заявляет, что он окончательно переведет российскую армию на контрактную основу до конца 2012 года. Скажите, что это, если не махровый популизм? При всех наличествующих минусах современной системы призыва отказаться от нее будет просто смертельно для безопасности наших границ. Ведь не думают же эти два политических деятеля, что за пару месяцев им удастся набрать до полумиллиона контрактников. Обещания, которые больше походят на фантасмагорию, в которую странным образом верит определенный процент российских граждан. Такая позиция кандидатов отражается и на обществе. Ведь если молодой человек с экрана телевизора слышит о том, что призыв собираются отменить, он и не будет торопиться отправляться в военкомат. Пусть, мол, пока другие послужат, а я как всегда подожду. В этом случае понятие патриотического воспитания девальвируется на глазах у каждого из россиян.

Недаром говорят, что армия – это ни что иное, как отражение гражданского общества. Выходит, что перед тем, как говорить о проблемах в российских вооруженных силах, было бы неплохо воссоздать общественную систему ценностей, направленную на популяризацию исполнения воинского долга.

Автор Володин Алексей
Мы в Мы в Яндекс Дзен