Виртуальные армия и флот: во что играют военные

14:0525 Nov, 2015 8636

Танкисты тоже играют в «танчики». О том, чем реальное оружие отличается от виртуального, зачем играть в войну, будучи на службе, и какие компьютерные игры выбрать, «Защищать Россию» узнало у самих военных.

Александр Рокитянский, младший сержант запаса, командир саперного отделения, 28 лет

Я предпочитаю играть в стратегии или шутеры с хорошим сюжетом, в этом плане я крайне привередлив и требователен. Графика для меня на втором плане. Главное, чтобы было интересно в игру играть. Из хороших стратегий могу выделить Red Alert-2, «Цивилизация» (все части). Из шутеров — Mass effect (3 части), «Квэйк-4». Это что касается оффлайн игр.

К сожалению, в общедоступных онлайн играх не так много реалистичности, как многие думают.

Взять тот же старый добрый Counter-Strike. Внешне оружие похоже на оригинал, но ведет себя абсолютно не так, как в реальности. Те же дробовики могут там стрелять на расстояния, на которые в реальной жизни они не добьют. Из таких игр неплохо себя зарекомендовала игра Contract Wars в социальных сетях. В ней заметно, что люди постарались и сбалансировали поведение стрелкового оружия в бою.

Из онлайн симуляторов действительно хорошо зарекомендовали себя танки. По началу это был World of Tanks, но на данный момент он уже не актуален, так как это тот же "Counter-Strike", только на танках. Эта система количества жизней подходит только для оффлайн игр, но не для онлайн.

За что могу выделить эту игру? Благодаря ей я узнаю на парадах ко Дню Победы технику военных лет. По внешним признакам она — один в один.

На данный момент более актуален и максимально реалистичен симулятор танков War Thunder. В нем танки ведут себя, как и в жизни. Если броня у него выдерживает только одно попадание, то и в этом симуляторе будет так же. К тому же чувствуешь в игре все недостатки или плюсы ходовой части танка, которые были у реальной машины. Это и набор скорости, и возможности быстро повернуть или преодолеть труднопроходимый участок и т.д.

Во время службы мне игры не мешали, но и не помогали. Так как у меня другие задачи стояли.

Как правило, за играми я провожу по 2–3 часа в день. Для меня это хобби и способ снять с себя стресс. Жена не против. Некоторые друзья и знакомые тоже любят поиграть, тогда можем и вместе посидеть за танками, но без фанатизма, играем сугубо для себя.

Юрий Воскресенский, подполковник запаса, врач-спецфизиолог, 53 года

Конечно, военные играют в компьютерные игры — ведь они ничем не отличаются от остальных людей. Я, например, больше люблю стратегии.

Если сравнивать с танцами, то стратегии — это бальные, а шутеры — дискотека.

Я не играю в гонки, мне неинтересно стрелять в танки. Мне нужно, чтобы в игре был сюжет, чтобы надо было решать какие-то задачи, думать. Но это я. У меня особая ситуация: я врач.

Нельзя сравнивать подполковника медицинской службы и, допустим, подполковника ВДВ. У нас будет разный подход к играм.

Я видел людей, которые всего «Сталкера» с одним пистолетом проходили. Они себе специально такую задачу ставили. То есть там, где я бы крался, они стреляли. Вот и вся разница.

Из того, во что играю, могу назвать Cities XXL — строительство городов, наши «Казаки», «Сталкер». Раньше, когда приходил на службу, раскладывал пасьянс «Паук». Самый сложный — четыре масти. Не потому, что мне поиграть хотелось, а это была своеобразная зарядка для мозга, чтобы он проснулся, включился в работу.

Реалистичность игры мне не особо важна. Мне нравится сам процесс решения задач, головоломок. Но главное, эти решения должны быть честными.

Однажды я двое суток просидел играя — хотел доказать, что можно победить умом и честностью.

Все покупали какие-то баллы, а я нашел способ, построив какие-то фабрики, честно заработать эти же баллы. В итоге я набрал столько, что больше меня, фактически, нельзя уже набрать в этой игре. Выходит, доказал, что можно победить умом, а не деньгами.

Конечно, когда служишь, двое суток за игрой не просидишь. Это я себе только сейчас могу такое позволить. Раньше не играл так.

Когда только начинал службу, была традиция играть, только не в компьютерные игры, а в преферанс. В этом был огромный психологический плюс — игра сплачивала коллектив.

Сейчас же, когда каждый играет дома, за своим компьютером, это скорее разъединяет, чем объединяет.

Есть еще один момент, когда военные играют, — во время суточного дежурства. У меня к этому неоднозначное отношение. Оперативному дежурному спать нельзя, но и делать особо нечего. Он обход сделал, все проверил, записи сделал, и ему до шести утра надо не спать. Вот он и играет. Плохо это или хорошо? С одной стороны, это отвлекает его внимание, с другой, если он не будет играть, он уснет. Говорят, пусть книгу читает, а я думаю, что современного человека книгой «Вий» не напугаешь, от чтения он точно спать захочет.

Ренат Мустафин, капитан 1 ранга запаса, командир большого противолодочного корабля, 48 лет

Я играю в World of Warships чуть меньше года, начал с закрытой бета-версии. По графике и ТТХ вооружения игра очень реалистичная. Можно, конечно, усовершенствовать, добавив учет дрейфа и течения, волнения моря, но это — на любителя.

Надо сказать, что навыки, полученные во время службы, несомненно, помогают в игре.

Например, в расчете маневра сближения с целью, выборе угла упреждения при стрельбе, способах уклонения от торпед и артиллерии противника.

К сожалению, играю редко. Обычно — час-полтора в день, если нахожусь в Санкт-Петербурге. В командировках на игры времени нет, а командировки частые. Во время службы на флоте не играл вообще.

Что же касается встреч с участниками игры в оффлайн, то на них просто нет времени. Хотя некоторые из моих знакомых тоже увлечены WOW.

Андрей Черняев, старший лейтенант запаса, начальник группы эксплуатации музейных экспонатов танкового музея в Кубинке, 31 год

Играю во все, что касается танков. Это и World of Tanks, и War Thunder, и новая игрушка сейчас появилась — «Проект Армата». Но больше всего и дольше, конечно, играю в WoT — с момента релиза.

Игра — это, в первую очередь, игра.

Ни один симулятор не передаст тех ощущений, которые испытывает экипаж, находящийся внутри машины. Это касается и вождения, и стрельбы, и взаимодействия экипажа.

Ни одна игра не передаст того, что чувствуешь, когда в танк что-то попадает. К тому же, если это старая машина, времен войны, то там не было механизмов заряжания и все снаряды закладывались вручную. Если это самоходная артиллеристская установка, то там один снаряд без заряда весил порядка 50 килограмм. Это огромная физическая нагрузка для заряжающего, и, сами понимаете, в игре таких нагрузок не будет.

То же касается механиков-водителей.

Мне есть с чем сравнивать — я ездил и на немецких, и на наших машинах, начиная с МС-1 и заканчивая Т-90.

Раньше не было гидравлики, была одна механика, все приходилось делать вручную. Это тоже требовало хорошей физической подготовки.

Но, надо сказать, что в играх реализовано, например, преодоление препятствий. Если ты неправильно что-то сделал, то можешь сорваться и у тебя слетит гусеница. С настоящей машиной происходит то же самое. Поэтому в училищах есть специальный курс вождения, где механикам-водителям объясняют, как правильно преодолевать преграды, чтобы не гробить машину.

В этом плане игры тоже многому учат. Например, становится понятно, что танк не влезет на подъем 40 градусов. Так и есть, и лучше понять это в игре, чем в реальности.

Есть ряд правил, которые можно выучить по играм: перед поворотом нужно сбавить скорость, если местность плохая — танк может «разуться», и так далее.

Играю я, прежде всего, ради удовольствия. Это отличный способ расслабиться после тяжелого рабочего дня. Но играю не каждый день — у меня нет столько свободного времени.


Мнение эксперта: Иван Лебедев, ведущий программы «Полигон»

Игры, связанные с бронетехникой, близки русскому человеку, интересны.

Понимаете, люди видели эту технику на парадах, на постаментах, а теперь они могут сами поездить и пострелять.

Те игры, в которые я играю, — World of Tanks и War Thunder — очень реалистичны. Возможно, техника в них немного аркадная с точки зрения ее поведения и динамики, но, например, броня у машин соответствует реальной с точностью до миллиметра. А это значит, что если танк сложно в башню пробить, то и в игре сложно будет. Именно поэтому военные начали применять игры для отработки каких-то тактических вещей. Например, в Таманской дивизии есть целый комплекс тренажеров, на которых тренируются бойцы.

Это уже не мышка с клавиатурой, а приближенные к реальности рычаги. По мере прохождения этой игры военные обучаются управлять танком, управлять подразделением.

Я сейчас изучаю влияние игр на современное общество. Так вот, игры развивают мышление, вырабатывают какие-то навыки, помогают научиться быстро принимать решения. Боец, тренировавшийся на играх, знает, что боком к противнику стоять нельзя, понимает физику машины и многое другое. Кстати, про физику. Максимально реалистична она в игре War Thunder. Создатели стараются, чтобы каждая машина вела себя так, как она вела бы себя в реальной жизни. Не в курсе, так ли обстоят дела с кораблями в World of Warships‎, но, зная, как компания Wargaming подходит к реализации проектов, думаю, что они проводили большие исследования, чтобы понять, как ведет себя та или иная техника в тех или иных условиях.

Выходит, что от игр — сплошные плюсы. Но тут, как с бокалом вина за ужином — нужна мера.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена