Жизнь после шаттлов

Д.Воронцов, И.Афанасьев
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №2, 2012

 

21 июля 2011 года, после выполнения миссии STS-135 кораблем Atlantis, завершилась программа Space Shuttle. Эта многоразовая транспортная система верой и правдой служила американской, а затем и международной, пилотируемой космической программе на протяжении 30 лет. За это время выполнено 135 пусков. В общей сложности 356 человек из 16 стран стартовали или садились на шаттле: 293 американца, 20 россиян, восемь канадцев, по семь немцев, французов и японцев, пять итальянцев, по одному представителю Бельгии, Израиля, Испании, Мексики, Нидерландов, Саудовской Аравии, Украины, Швейцарии и Швеции. Всего с учетом всех повторов и смен кораблей на шаттлах был совершен 851 человеко-полет.

Увы, не обошлось без потерь: 14 астронавтов погибли в двух катастрофах. 28 января 1986 года на участке выведения взорвался шаттл Challenger, унесший жизни Ф.Скоби, М.Смита, Э.Онизуки, Дж.Резник, Р.МакНейра, Г.Джарвиса и учительницы К.МакОлифф. 1 апреля 2003 года при спуске в атмосфере разрушилась Columbia. Жертвами катастрофы стали Р.Хазбанд, У.МакКул, Д.Браун, К.Чаула, М.Андерсон, Л.Кларк и И.Рамон.

Тем не менее, Space Shuttle зарекомендовал себя достаточно надежной системой. Он обеспечил строительство Международной космической станции (МКС), а также выполнение таких известных научных миссий, как выведение и ремонт телескопа Hubble и запуск межпланетных зондов Galileo, Magellan и Ulysses.

 

Два пути

 

Решение прекратить эксплуатацию многоразовой транспортной системы приняла администрация президента Дж.Буша-младшего в 2004 году, основываясь на следующих предположениях. Во-первых, парк челноков постепенно вырабатывал свой ресурс*, и его дальнейшая эксплуатация была слишком дорогой и повышала риск возникновения аварий и катастроф. Во-вторых, за последние полтора десятилетия шаттлы практически решили свою главную задачу – строительство американского сегмента МКС. Продолжение доставки с их помощью экипажей и грузов становилось экономически неэффективным, что и стало третьей основной причиной закрытия программы. В самом деле, каждый полет челнока в среднем обходился в 1.3 млрд. $, из которых непосредственные затраты на пуск составляли около 450 млн. $. Для сравнения: стоимость коммерческого запуска КА с помощью одноразового «Протона-М» с близкой к шаттлу грузоподъемностью оценивается в 70-100 млн. $ (правда, кроме грузов челнок может доставить на орбиту еще и семь-восемь астронавтов).

 


* Создалась удивительная ситуация: не выполнив и третьей части намеченного числа полетов, система по времени эксплуатировалась почти в 2.5 раза дольше, чем предполагали авторы проекта


 

При Дж.Буше-младшем предполагалось, что после закрытия программы Space Shuttle перерыв в полетах американских астронавтов в космос будет небольшим – 2-3 года, а пилотируемая программа станет развиваться в двух направлениях.

Первое – «государственная космонавтика», призванная решать сложные задачи за пределами околоземных орбит. Для их реализации в 2004 году была анонсирована программа Constellation («Созвездие»): «возвращение» на Луну, строительство постоянно обитаемой либо посещаемой лунной базы, а в перспективе – экспедиция на Марс. Уже в 2013-2014 годах ожидалось поступление в эксплуатацию нового пилотируемого исследовательского корабля CEV (Crew Exploration Vehicle, позже получил имя собственное Orion), лунного посадочного модуля LSAM (Lunar Surface Access Module, Altair) и двух носителей для их запуска – тяжелого Ares I и сверхтяжелого Ares M.

Второе – «частная космонавтика»: создание эффективных частно-государственных партнерств, которые возьмут на себя «рутинные» задачи в околоземном пространстве. В рамках этой концепции в январе 2006 года была провозглашена программа Коммерческих услуг по орбитальной транспортировке COTS (Commercial Orbital Transportation Services) для демонстрации возможности доставки экипажей и грузов на МКС с использованием технических средств, созданных частным капиталом.

Вскоре оба направления разошлись.

Проект Constellation с самого начала столкнулся с многочисленными техническими и финансовыми проблемами. В 2009 году Комиссия NASA по рассмотрению планов пилотируемых полетов под председательством Нормана Огастина пришла к выводу о невозможности решения поставленных задач при действующих бюджетных ограничениях. В феврале 2010 года президент Барак Обама принял решение закрыть программу. Однако под давлением Конгресса проектирование пилотируемого корабля все же было продолжено.

Проект COTS получил развитие. В 2006 году в финал конкурса вышли фирмы SpaceX с проектом грузового и пилотируемого космического корабля Dragon и ракеты Falcon-9, a также Rocketplane Kistler (RpK) с проектом грузовой многоразовой системы К-1. В 2007 году последняя обанкротилась, и ее место заняла компания Orbital Sciences Corp (OSC), предложившая носитель Taurus II (сейчас называется Antares) и грузовой корабль Cygnus.

В декабре 2008 года NASA заключило со SpaceX и OSC контракты на услуги по коммерческой доставке грузов CRS (Commercial Resupply Services), предусматривающие регулярное снабжение МКС.

В начале февраля 2010 года уже целых семь аэрокосмических фирм (Sierra Nevada, Boeing, United Launch Alliance, Blue Origin, Orbital Sciences, Paragon и SpaceX) получили первые контракты по программе разработки коммерческих средств доставки экипажа CCDev (Commercial Crew Development), объявленной в 2009 году. Общей суммы контрактов – всего 50 млн. $ – хватало лишь на «бумажную» стадию проектирования.

 

Государственный Orion

 

В октябре 2010 года Конгресс в целом одобрил решение президента Барака Обамы о закрытии программы Constellation, но одновременно… санкционировал «перелицовку» «Ориона» в многоцелевой пилотируемый корабль MPCV (Multi Purpose Crew Vehicle) и разработку Космической пусковой системы SLS (Spase Launch System) – семейства ракет тяжелого и сверхтяжелого класса на базе элементов Space Shuttle.

Реально конгрессмены были встревожены незавидной судьбой огромного и неповоротливого ракетно-космического сектора промышленности, но формально они высказали озабоченность… зависимостью Соединенных Штатов от России в снабжении МКС и доставки на нее экипажей: в апреле NASA подписала контракт стоимостью 335 млн. $ на полет шести астронавтов на борту кораблей «Союз» в 2013 и 2014 годах при средней стоимости одного места 56 млн. $. На руку сыграла и авария РН «Союз-ФГ» 24 августа 2011 года, когда был потерян грузовой корабль «Прогресс М-12М».

Американские политики потребовали ускорить проект MPCV. Член палаты представителей демократ от штата Колорадо Эд Перлмуттер заявил: «Американские астронавты должны использовать американские ракеты и американские корабли… демонстрирующие образцовую безопасность и функциональность. Кроме того, инвестиции в следующее поколение космических путешествий создадут значительное число рабочих мест и положительно воздействуют на хрупкую экономику нашей страны». Надо полагать, корабль получит необходимое финансирование благодаря лоббистским действиям конгрессменов-промышленников.

Разработка MPCV ведется на предприятии компании Lockheed Martin в Боулдере, штат Колорадо: корпорация в 2006 году выиграла первоначальный контракт NASA стоимостью 3.9 млрд. $ на создание «Ориона». Сейчас над проектом работают около 4000 человек.

Конструктивно корабль состоит из конического командного модуля (возвращаемого аппарата) и цилиндрического служебного отсека. Численность экипажа – четыре человека, а начальная масса превышает 21 т. Герметичный объем кабины – 19.5 куб м., из которых 9 приходится на свободное обитаемое пространство. Для полетов первого этапа (к МКС, вокруг Луны и, возможно, к ближайшим околоземным астероидам) предполагалось использовать упрощенный вариант корабля Block I со временем автономного полета 21 сутки, для более сложных полетов к Луне, и тем более к Марсу – гораздо более совершенный Block II.

Orion оснащен солнечными батареями, а не топливными элементами, как Apollo, что позволяет увеличить срок миссий. В техническом задании на корабль уровень безопасности MPCV во время старта и выведения определен на порядок выше, чем у системы Space Shuttle. Посадка командного модуля планируется в воды Тихого океана близ Калифорнии с помощью трехкупольной парашютной системы. Выручать астронавтов из беды на активном участке полета носителя должна система аварийного спасения (САС) с твердотопливной двигательной установкой LAS (Launch Abort System) разработки фирмы OSC.

Вспомогательная задача корабля – доставка экипажей и грузов на МКС – понятна и осязаема. Главное, чтобы MPCV успел слетать до затопления станции, которое пока планируется на 2020 год. Сложнее с главной задачей, в которой корабль должен служить основным транспортным средством для полетов в дальний космос, а также обеспечивать регулярные операции в сочетании с полезными грузами, выводимыми сверхтяжелыми носителями SLS. Здесь пока все сложно: однозначно цели проекта в данном направлении не определены. Пока речь идет об облетах Луны и, возможно, полетах в точки либрации системы «Земля-Луна» и к одному из астероидов.

Первая облетная пилотируемая миссия к Луне – SLS-2 – запланирована на август 2021 года. В планах на август 2025 года стоит пилотируемая миссия SLS-6. Ее цели пока никак не обозначены, но в названии присутствует модное слово «освоение» (exploration). Возможно, это будет полет к одному из астероидов -«Ближнему к Земле объекту» NEC1 (Near Earth Object). Такой график был представлен в середине 2011 года, но уже осенью срок первого пилотируемого полета сдвинулся на 2019 год.

Идею полета у астероиду выдвинула еще в 2007 году группа инженеров из Lockheed Martin во главе с Джошем Хопкинсом. Их план, получивший название Plymouth Rock, строится вокруг двух кораблей Orion, состыкованных нос к носу. Связка должна обеспечить достаточное жилое пространство, энергетику, двигательные установки и жизнеобеспечение для отправки на ближайший околоземный астероид двух астронавтов. Полет к цели и обратно по расчетам займет около шести месяцев. Хотя некоторые разработчики предлагают не мудрить со стыковкой, а просто оснастить корабль большим надувным бытовым отсеком.

В настоящее время ведутся активные наземные испытания макетных образцов корабля. Исследовательский центр имени Лэнгли сертифицирует аппарат для посадки на воду. Для тестов в бассейне используется специальный макет MPCV массой около 10 т. В августе 2011 года другой стендовый образец «Ориона» был интегрирован с САС для подготовки к акустическим испытаниям на стенде Lockheed Martin в Уотертон-Каньоне. Тесты должны показать насколько возвращаемый аппарат стоек к воздействию шума при старте ракеты-носителя. 29 февраля прошли успешные бросковые испытания парашютной системы посадки.

В сентябре 2011 года началось изготовление отсеков первого летного корабля. В настоящее время он проходит сборку на заводе Lockheed Martin. Первый испытательный полет OFT-1 (Orbital Flight Test) предполагается осуществить в 2013 году с помощью доработанного носителя Delta IV Heavy. На март 2014 года планируется суборбитальный полет для испытаний системы аварийного спасения: в качестве носителя выступит ракета на базе МБР Peacekeeper (MX). Впрочем, график испытаний будет согласован в течение 2012 года при подготовке бюджета на следующий финансовый год.

Затраты на проект уже составили около 5 млрд. $. Деньги не малые и важно, чтобы они расходовались эффективно. Между тем, эксперты отмечают, что новая пилотируемая программа NASA имеет те же изъяны, что и почившая в бозе Constellation, а аудиторские проверки показали, что Агентство повторяет ошибки, которые были сделаны ранее. Во-первых, руководители программ не обеспокоены задержками, которые регулярно происходят с любым из крупных проектов, разрабатываемых аэрокосмической промышленностью. Во-вторых, менеджеры закладывают в бюджет очень мало резервов, чтобы покрыть дополнительные расходы, следующие за неизбежными задержками. В-третьих, руководство NASA пообещало обеспечить «новую эффективность своих программ», но так и не показало, каким образом ее достичь.

 

Коммерческие грузовики от частников

 

Программа COTS стоимостью около 500 млн. $ ограничивается демонстрацией орбитальных транспортных услуг, которые должны выполнять грузовые автоматические корабли Dragon компании SpaceX и Cygnus фирмы OSC. Аппараты, предназначенные для обслуживания как государственных учреждений США, так и коммерческих клиентов, находятся в собственности и будут финансироваться в основном самими компаниями. NASA сможет закупать услуги по запуску. Обе компании должны выполнить испытательные и демонстрационные миссии, прежде чем Агентство допустит корабли к доставке грузов на МКС по контрактам CRS.

Контракт со SpaceX на сумму 1.6 млрд. $ предусматривает выполнение 12 полетов к МКС, а также опцион на дополнительные миссии. В случае выполнения последних сумма контракта вырастет до 3.1 млрд. $.

Корабль Dragon проектируется с 2005 года сразу в трех вариантах: пилотируемом, грузовом и лабораторном (DragonLab). Последний предназначен для выполнения автономных научных и технологических миссий по коммерческим заказам.

Особенностью корабля является размещение всех целевых и служебных систем, а также части полезной нагрузки в многоразовом возвращаемом аппарате конической формы. В корпус последнего встроены жидкостные двигатели Draco не только для орбитального маневрирования и торможения, но и для использования в САС. Вспомогательный негерметичный отсек служит для размещения другой части полезного груза, а также, при необходимости, попутных малых КА. Герметичный объем возвращаемого аппарата – 10 куб.м, негерметичного отсека – 14 куб.м. При необходимости последний может быть увеличен до 34 куб.м. Собственная масса корабля 4200 кг, масса полезной нагрузки, доставляемой на орбиту – 6000 кг, а возвращаемой на землю -3000 кг. Корабль рассчитан на миссии длительностью от одной недели до двух лет.

Система управления позволяет реализовать полностью автономный режим сближения и стыковки корабля с МКС с возможностью ручного управления в пилотируемой конфигурации. Бортовое радиоэлектронное оборудование — отказоустойчивое, с двойным резервированием.

Возвращаемый аппарат оснащен двумя видами теплозащиты: облегченной боковой (типа легких «белых» плиток, закрывающих самые «холодные» участки верхней поверхности орбитальных кораблей системы Space Shuttle) и мощным донным экраном из абляционного материала PICA-X (Phenolic Impregnated Carbon Ablator) на основе углеродных волокон, пропитанных фенолформальдегидной смолой. На разработку экрана диаметром 3.6 м, способного выдержать температуру до 2200 град С, потребовалось четыре года. Специалисты фирмы SpaceX считают, что он не будет повреждаться при спуске и сможет повторно использоваться для многих рейсов. Спуск с аэродинамическим качеством обеспечивает малые перегрузки и высокую точность приземления.

Посадка осуществляется на воду (в аварийных случаях– на сушу) с помощью парашютной системы, состоящей из двух тормозных куполов, раскрываемых на высоте около 13 км, и трех основных куполов, вводимых в действие на высоте несколько более 3 км. Каждый основной купол имеет диаметр около 35 м, что соответствует суммарной площади парашютной системы около 2900 кв. м. Скорость снижения – 4.8-5.5 м/с – обеспечивает комфортные условия приводнения.

Первый демонстрационный полет грузовой модификации «Дракона» состоялся 8 декабря 2010 года. Корабль был запущен РН Falcon 9 в варианте Block I. В ходе двухвиткового орбитального полета проверялась работа систем и программное обеспечение. В целом миссия была успешной и подтвердила правильность выбранных решений. Второй демонстрационный полет запланирован на конец апреля 2012 года. В случае его успеха после этого SpaceX начнет выполнение контрактных обязательств по доставке грузов на МКС.

Конкурирующая компания OSC получила от NASA контракт общей стоимостью 1.9 млрд. $ на выполнение восьми грузовых миссий и доставки на МКС 20 т грузов до 2016 года с помощью автоматического «грузовика» Sygnus («Созвездие Лебедя»). Разработка корабля началась в 2007 году. Он состоит из двух модулей. Сервисные системы сосредоточены в негерметичном служебном модуле, созданном на основе спутниковой платформы STAR. Герметичный грузовой модуль объемом 18 куб.м построен итальянской компанией Thales Alenia на базе грузового модуля MPLM, используемого в составе МКС. Корабль может доставить на станцию до 2700 кг груза.

Первый полет корабля Cygnus, запускаемого РН Antares, ожидался еще в 2011 году. Однако по причине неготовности стартового комплекса и из-за некоторых технических проблем старт был перенесен и сейчас ожидается в середине 2012 года. В этом же году планируется одна демонстрационная миссия в рамках COTS и два штатных полета по программе CRS.

 

Частные пилотируемые корабли

 

CCDev предусматривает создание как пилотируемых космических кораблей, так и различного оборудования для них. Сейчас по программе разрабатываются четыре пилотируемых КА от четырех компаний и промышленных групп, ставших победителями второго раунда конкурса в 2011 году. Первые пилотируемые полеты планируются с середины 2014 года.

Проекты находятся на разных стадиях. Дальше всех продвинулась компания SpaceX, предложившая пилотируемый вариант «Дракона», способный доставить на МКС или вернуть на землю до семи астронавтов. Летные испытания прототипа – автоматического грузового корабля – уже начались, и представители SpaceX не ожидают особых технических проблем. Однако разработчикам предстоит сертифицировать корабль на соответствие требованиям NASA к аппаратам для пилотируемых миссий. В первую очередь предстоит подтвердить способность нетрадиционной САС к спасению экипажа в аварийных ситуациях.

Корпорация Boeing участвует в программе CCDev с проектом пилотируемого корабля CST-100 (Capsule Space Transportation-100), анонсированного на лондонском салоне Farnborough-2010 и использующего наработки, выполненные в 2004-2006 годах для конкурса по кораблю CEV. Число «100» в названии означает высоту в 100 км – условную границу, разделяющую атмосферу и ближний космос. На первом этапе программы CCDev корпорация получила от NASA контракт на 18 млн. $.

CST-100 – многоразовый (кратность применения до десяти полетов) аппарат стартовой массой около 10 т, рассчитанный на экипаж до семи человек в зависимости от миссии. Также возможны полностью автоматические беспилотные полеты. По словам Джона Элбона, вице-президента и генерального менеджера подразделения систем коммерческой доставки экипажа компании Boeing, полет к орбитальной станции на корабле CST-100 займет лишь один день, что меньше, чем при использовании «Союза-ТМА». По проекту корабль сможет находиться на орбите в составе МКС до семи месяцев. Возвращение CST-100 на Землю обеспечат одноразовая теплозащита, парашюты и надувные подушки для мягкой посадки. Также как и Dragon, корабль использует двигатели орбитального маневрирования в САС.

Внешне CST-100, состоящий из возвращаемого аппарата и сервисного модуля, похож на корабли Apollo и Orion, но по габаритам будет больше первого, но меньше второго. Запуск предполагается проводить из Флориды с помощью РН Atlas V. He исключается также возможность, что в случае необходимости он сможет «пересесть» на Delta IV или Falcon 9. В качестве субподрядчиков проекта выступают компании Bigelow Aerospace, Aerojet, Airborne Systems, ATK и Spincraft.

В настоящее время проект находится на стадии изготовления и испытаний тестовых образцов отсеков и систем. Считается, что корабль может быть введен в эксплуатацию через три-четыре года после выдачи NASA денег по контракту. Согласно базовому плану компании, перед началом пилотируемых миссий CST-100 должен совершить четыре тестовых полета, в том числе три с Канаверала в конце 2013 и в течение 2014 годов. Первые летные испытания в пилотируемом режиме планируются с экипажем из двух астронавтов. В Центре космических полетов имени Кеннеди (космодром Канаверал) компания Boeing уже получила МИК для подготовки интеграции и испытаний корабля.

CST-100 может летать и в автономных коммерческих миссиях, а фирма Bigelow Aerospace рассматривает его как основное транспортное средство по доставке космических туристов в свои надувные орбитальные отели. Стоимость «билета» в космос по расчетам составит около 25 млн. $.

Третий участник программы – компания Sierra Nevada Corporation (SNC) – продвигает проект полностью многоразового корабля Dream Chaser («Охотник за мечтой») с несущим корпусом. Разработка началась еще в 2004 году компанией SpaceDev, которая в 2008 году влилась в SNC. Dream Chaser, базирующийся на заделе по исследовательских проектам NASA HL-10/20 и Х-38, участвовал в первом этапе конкурса по программе COTS, но проиграл.

Аппарат длиной 8 м и шириной 7 м имеет стартовую массу более 11 т и герметичный объем около 16 куб.м. Он должен выводиться на орбиту РН Atlas V.

На первом этапе CCDev проект получил финансирование в размере 20 млн. $. Разработка быстро прогрессирует. В октябре 2010 года фирма изготовила изделие для технических испытаний ETA (Engineering Test Article): кабину и части герметичных переборок аппарата. Также был смонтирован стенд для испытаний двигателей реактивной системы управления и начаты их проверки. А уже в феврале 2012 года SNC завершила сборку композитной базовой конструкции аппарата для первого летного испытания. Носителем должен служить Atlas V.

В 2011 году SNC заключила соглашение с компанией Virgin Galactic на маркетинг туристических орбитальных услуг с помощью корабля Dream Chaser. В том же году было оформлено партнерство с OSC. Последняя еще пару лет назад была намерена самостоятельно участвовать в программе CCDev с собственным проектом пилотируемого космического корабля на базе Cygnus. В конце июля 2010 года вице-президент OSC доктор Антонио Элиас сообщил о начале переговоров с Россией о возможности приобретения двигателей РД-0124 от третьей ступени РН «Союз 2.1 Б». В случае успеха разработки носитель Taurus II мог бы доставить к МКС корабль с экипажем из трех человек. Старший вице-президент и заместитель генерального менеджера группы перспективных программ OSC Фрэнк Калбертсон заявлял, что компании потребуется три-четыре года с момента получения заказа для того, чтобы довести ракету и корабль до возможности выполнять пилотируемые полеты. Однако переговоры с Россией успехом не завершились (впрочем, дело было совсем не в них), и OSC решила участвовать в CCDev совместно с компанией Sierra Nevada Corporation.

Последний участник программы, предлагающий свой корабль – фирма Blue Origin. Ее проект – аппарат биконической формы, оснащенный «толкающей» двигательной установкой САС. Концепция строится на наработках по вертикально взлетающей туристической системе для суборбитальных полетов, но имеет ярко выраженные конструктивные отличия. Подробности проекта неизвестны (таинственность вообще характерная черта стиля работы фирмы экстравагантного миллиардера Джефа Безоса). Известно лишь, что аппарат выводиться на орбиту ракетой Atlas V 402, а в IV квартале 2010 года Blue Origin завершила разработку проекта толкающей САС (Pusher Escape system) и герметичной кабины из композиционных материалов (стоимость гранта NASA – 3.7 млн. $).

Как видим, в качестве базового носителя рассматриваемых космических кораблей (за исключением «Дракона») рассматривается одноразовая РН Atlas V. В рамках CCDev между Объединенным пусковым альянсом ULA, провайдером ракеты, и NASA был заключен контракт на сумму 6.7 млн. $ на разработку системы обнаружения неисправностей для аварийного прерывания циклограммы запуска и полета «Атласа». В октябре 2010 года по заказу NASA Альянс провел анализ безопасности маршевого двигателя РД-180, стартовых твердотопливных ускорителей и конструкции РН Atlas V. В ноябре того же года ULA завершил подготовку, а в декабре успешно провел демонстрацию имитации аварийной ситуации с ракетой для того, чтобы потенциальные заказчики (Boeing, Bigelow и Sierra Nevada) могли представить последовательность прекращения полета комбинации «носитель–корабль» в вариантах как с крылатым, так и с капсульным аппаратами. В ходе демонстрации имитировались четыре аномалии в работе ракеты, состоящей из медленно развивающихся, быстро развивающихся и пересекающихся аварий различных систем носителя. 18 июля 2011 года NASA заявило, что достигнуто соглашение с U LA о проработке адаптированного варианта РН Atlas V для пилотируемых полетов на МКС. По условиям соглашения, Агентство и Альянс будут совместно пытаться выяснить лучший способ использования носителя для запуска астронавтов.

Однако у «Атласа» может появиться конкурент. 8 февраля 2011 года американская корпорация Alliant Techsystems (АТК) и отделение Astrium европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS провели презентацию совместного проекта тяжелой РН Liberty («Свобода») для участия в программе CCDev второго этапа.

По замыслу разработчиков, при выделении необходимого финансирования первый испытательный полет нового носителя возможен уже в 2013 году, второй – в 2014, а эксплуатация в составе пилотируемых систем может начаться в 2015 году. Стоимость миссии оценивается в 180 млн. $, причем темп пусков нового носителя может составить до девяти полетов в год. Для подготовки и пусков планируется использовать наземную инфраструктуру космодрома Канаверал, созданную по программам Space Shuttle и Constellation.

Среди «экзотики», предлагаемой для коммерческих орбитальных полетов, стоит отметить проект фирмы Excalibur Almaz. Он базируется на использовании возвращаемого аппарата советского корабля транспортного корабля снабжения (ТКС) и орбитального блока станции «Алмаз». К возвращаемому аппарату предполагается «приделать» новый сервисный модуль. Полученный таким образом корабль сможет доставлять на туристическую орбитальную станцию экипаж из трех-четырех астронавтов. Для целей проекта фирма уже купила в России несколько возвращаемых аппаратов и неиспользованные корпуса «Алмаз». Впрочем, шансов на реализацию данных идей эксперты дают немного…

 

Некоторые итоги

 

Размах, с которым Соединенные Штаты приступили к поиску замены шаттлам и альтернативы российским «Союзам» и «Прогрессам», не оставляет сомнений, что задача будет успешно решена. Из стольких проектов несколько просто обязаны завершиться успехом. По нашим оценкам, хорошие шансы на успех имеют проекты Orion MPCV, Dragon, CST-100 и Sygnus.

В целом, до конца 2011 года NASA вложило в программу COTS 552 млн. $. Эта сумма включает инвестирование компаний SpaceX и OSC, a также финансирование, которое было вложено в Rocketplane Kistler (RpK). Всего из госбюджета предполагалось выделить 800 млн. $. Эти затраты свидетельствуют насколько приоритетными являются программы коммерческих услуг в области околоземной пилотируемой космонавтики после ухода шаттлов на пенсию. Европейцы и японцы не планируют дополнительных рейсов своих грузовиков ATV и HTV, а возможности российских «Прогрессов» ограничены. В случае недостаточного потока грузов и экипажей на МКС неизбежна деградация американского сегмента.

Соединенные Штаты, вложившие в станцию более 100 млрд. $, просто не могут позволить себе потерять ее, а зависимость от России в снабжении МКС является чем-то вроде «национального позора». Поэтому новая пилотируемая транспортная система будет создана в любом случае и, вероятно, с хорошим запасом: NASA будет из чего выбирать. В свою очередь, здоровая конкуренция между поставщиками услуг может привести к падению цен. Будут ли эти цены ниже предлагаемых Россией – не так важно, ведь политика в космических программах часто перевешивает меркантильные соображения.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru