search
menu
person

NEWS AND UDATES


Должностные лица и органы министерства обороны США, отвечающие за международное военное сотрудничество (2015)

Должностные лица и органы министерства обороны США, отвечающие за международное военное сотрудничество

Полковник М. Хлыстов

В министерстве обороны США общая ответственность за организацию, планирование и осуществление деятельности по налаживанию и развитию сотрудничества с иностранными государствами в военной сфере возложена на заместителя министра обороны по вопросам политики. В соответствии с руководящими документами американского оборонного ведомства он отвечает за решение следующих задач:
- выработка подходов и позиции Пентагона на международных переговорах по военным вопросам, проблемам нераспространения оружия массового поражения и опасных технологий, контроля над вооружениями;
- определение основных направлений деятельности Минобороны в составе военных союзов и блоков, а также по развитию отношений в области обороны с иностранными государствами и международными организациями, контроль реализации соответствующих планов и программ;
- разработка, координация и контроль выполнения мероприятий в области международной безопасности, обеспечение решения военно-политических задач МО за рубежом, включая вопросы размещения американских войск и военных объектов на заморских территориях, определение их статуса и полномочий, а также политики ведомства в отношении военнопленных и пропавших без вести;
- ведение работы по реализации подходов Пентагона в сфере оказания помощи иностранным государствам в вопросах обороны и безопасности;
- осуществление контроля за деятельностью министерства обороны в области передачи военных технологий иностранным государствам и их соответствия требованиям экспортного контроля, а также за порядком выдачи экспортных лицензий на поставки за рубеж американской продукции военного и двойного назначения в рамках реализации программ совместного производства вооружения и военной техники;
- определение подходов МО к военным аспектам деятельности по продвижению демократии и соблюдению прав человека в иностранных государствах, а также к участию США в миротворческих и гуманитарных операциях;
- определение основных направлений политики Пентагона в области международной безопасности, обеспечение участия США в работе структур НАТО по вопросам национальной безопасности;
- обеспечение реализации в МО мер по защите военной и технической информации, в том числе при организации визитов иностранных делегаций в рамках программ международного сотрудничества и технологического обмена;
- ведение переговоров и заключение международных соглашений.

У заместителя министра обороны по вопросам политики имеются первый заместитель и три заместителя по отдельным вопросам. Ему также подчинены пять помощников главы МО: по вопросам международной безопасности, по глобальным стратегическим вопросам, по защите национальной территории и проблемам коллективной безопасности Западного полушария, по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности.

Кроме того, заместитель министра обороны по вопросам политики осуществляет общее руководство деятельностью управления по сотрудничеству в области безопасности, управления безопасности оборонных технологий и управления по вопросам военнопленных и пропавших без вести.

Помощник министра обороны по вопросам международной безопасности является главным советником министра обороны и его заместителя в отношении проблем международной безопасности и военной политики, касающихся военного и военно-технического сотрудничества США с иностранными государствами и международными военно-политическими организациями Европы (включая Североатлантический союз),' Ближнего Востока и Африки.

В сферу полномочий этого лица входит выполнение следующих функций:
- проведение на постоянной основе работы по налаживанию многосторонних и двусторонних контактов министерства обороны США с военными ведомствами иностранных государств;
- разработка для руководства Пентагона рекомендаций по формированию подходов оборонного ведомства к основным проблемам региональной и глобальной безопасности;
- координация деятельности МО по оказанию содействия иностранным государствам в развитии их военных возможностей и внедрении американских стандартов военной подготовки;
- контроль (во взаимодействии с помощником министра обороны по глобальным стратегическим вопросам) за практической деятельностью Пентагона по оказанию зарубежным странам помощи в рамках программ "Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами" и "Подготовка и обучение иностранного военного персонала";
- разработка подходов министерства обороны к выстраиванию отношений с НАТО, ЕС, ОБСЕ, Африканским союзом, другими международными организациями, региональными союзами и объединениями.

У помощника министра обороны по вопросам международной безопасности имеется первый заместитель и четыре заместителя: по делам Африки; Европы и Североатлантического союза; Ближнего Востока; политике в отношении России, Украины и Евразии. Кроме того, он курирует деятельность постоянного представителя США при НАТО.

Помощник министра обороны по глобальным стратегическим вопросам является главным советником министра обороны и его заместителя в таких сферах, как ядерное сдерживание и противоракетная оборона, военная деятельность в космосе, кибербезопасность, нераспространение оружия массового поражения.

В его обязанности входит:
- координировать с союзниками по НАТО вопросы планирования ядерной политики и стратегии блока, развития сотрудничества с союзными и дружественными государствами в области противоракетной обороны;
- контролировать реализацию политики Пентагона в отношении деятельности в Мировом океане;
- вырабатывать основные направления сотрудничества с иностранными государствами по вопросам обеспечения кибернетической безопасности;
- определять подходы МО к взаимодействию с иностранными государствами, правительствами и военными ведомствами в сфере военного космоса.

Помощник министра обороны по защите национальной территории и проблемам коллективной безопасности Западного полушария является главным советником главы Пентагона и его заместителя в сфере защиты суверенитета, территориальной целостности, населения, важных объектов военной инфраструктуры Соединенных Штатов от внешних угроз и агрессии, а также в решении проблем безопасности Западного полушария.

Он обязан:
- поддерживать на- постоянной основе взаимодействие с официальными представителями государств Западного полушария по военным вопросам;
- представлять министру обороны и его заместителю по политике оценки внешнеполитической деятельности государств Западного полушария, готовить доклады по данным вопросам для командующих зональными объединенными командованиями;
- контролировать деятельность института проблем коллективной безопасности Западного полушария, созданного в соответствии с решением министра обороны США;
- участвовать в формировании политики Пентагона, направленной на сохранение в странах Западного полушария гражданских прав и свобод, обеспечение контроля государства за деятельностью военных структур, а также на определение задач оборонных ведомств в демократическом обществе и стандартов взаимоотношений с гражданскими структурами;
- под руководством заместителя министра обороны по вопросам политики контролировать выполнение планов военного сотрудничества МО с государствами Западного полушария, в том числе реализацию таких программ, как "Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами", "Подготовка и обучение иностранного военного персонала".

Помощник министра обороны по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является главным советником министра обороны и его заместителя по вопросам политики в следующих сферах: стратегия международной безопасности и оборонной политики США в отношении государств и международных организаций АТР, военные потенциалы стран региона, контроль за выполнением совместных программ сотрудничества в области безопасности и торговли продукцией военного назначения. Он обязан:
- координировать развитие многосторонних и двусторонних связей с другими государствами АТР по линии вооруженных сил;
- принимать непосредственное участие в разработке политики Пентагона в отношении проблем региональной безопасности и обороны;
- планировать и контролировать выполнение мероприятий в рамках программ по оказанию помощи иностранным государствам в области безопасности - "Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами" и "Подготовка и обучение иностранного военного персонала";
- принимать непосредственное участие в международных переговорах и подготовке международных соглашений и договоров по военным вопросам.

Помощник министра обороны по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе уполномочен заключать международные соглашения в сфере своей компетенции в соответствии с существующими инструкциями и во взаимодействии с генеральным юрисконсультом МО США. В его подчинении находятся первый заместитель и три заместителя по отдельным вопросам: по Афганистану, Пакистану и Центральной Азии; по Южной и Юго-Восточной Азии и по Восточной Азии.

Помощник министра обороны по специальным операциям, конфликтам низкой интенсивности и межведомственному взаимодействию является главным советником министра обороны и его заместителя по вопросам политики в области подготовки и проведения специальных операций и участия ВС США в конфликтах низкой интенсивности. В числе прочего он отвечает за поддержание взаимодействия с иностранными партнерами в сфере борьбы с международным терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков, а также за планирование мероприятий по оказанию гуманитарной помощи и содействию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за рубежом.

Эмблема управления министерства обороны США по сотрудничеству в области безопасности
Эмблема управления министерства обороны США по обеспечению безопасности оборонных технологий
Управление министерства обороны США по вопросам военнопленных и пропавших без вести
Эмблема комитета начальников штабов ВС США

Главный орган Пентагона, который призван комплексно решать задачи в сфере военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, - управление министерства обороны США по сотрудничеству в области безопасности.

Этот орган предназначен для разработки и реализации планов и программ оказания помощи иностранным государствам в области безопасности и обороны.

Деятельность управления направлена на решение следующих основных задач:
- координация с другими американскими федеральными структурами работы по планированию и реализации программ международного военного и военно-технического сотрудничества;
- проведение переговоров с зарубежными странами по вопросам взаимодействия и организации экспортных поставок американской продукции военного назначения, а также подготовка проектов соответствующих межведомственных и международных соглашений;
- контроль за выполнением ряда программ Пентагона: "Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами", "Предоставление финансовой помощи на военные нужды иностранным государствам", "Подготовка и обучение иностранного военного персонала", "Передача излишков продукции военного назначения зарубежным странам", "Контртеррористическая подготовка специалистов зарубежных силовых структур", а также других ведомственных и межведомственных проектов;
- определение общих подходов, конкретных форм и масштабов участия американского военного ведомства в международных выставках вооружения и военной техники;
- обеспечение реализации программ оказания гуманитарной помощи и разминирования;
- контроль за ходом совместных программ и проектов, выполнением условий действующих соглашений, оценка их эффективности;
- предоставление помощи в разработке планов национального военного строительства;
- проведение мероприятий по улучшению боевой и оперативной совместимости войск, расширению военно-технического сотрудничества;
- поддержание межведомственных контактов;
- подготовка и проведение переговоров по продлению действующих соглашений, пересмотру их параметров, разработке и подписанию приложений;
- проведение разъяснительных и демонстрационных мероприятий по различным аспектам применяемой Пентагоном практики в ходе реализации программ закупок ВВТ и тылового обеспечения войск;
- подготовка зарубежных визитов представителей ВПК США;
- надзор за обеспечением безопасности передаваемой зарубежным партнерам закрытой информации и передовых технологий;
- предоставление военным ведомствам иностранных государств технической информации по американским ВВТ, перспективным с точки зрения их продажи за рубеж, а также определение путей удовлетворения потребностей Пентагона за счет импортных поставок отдельных категорий товаров и услуг военного назначения.

Управление министерства обороны США по обеспечению безопасности оборонных технологий отвечает за разработку и реализацию политики Пентагона в области передачи иностранным государствам американских товаров, услуг и технологий военного назначения. Директор управления подчиняется заместителю министра обороны по вопросам политики, а также помощнику министра по глобальным стратегическим вопросам.

Основными функциями управления являются:
- оказание содействия министру обороны и его первому заместителю в реализации программы Пентагона по обеспечению безопасности военных технологий, а также по вопросам лицензирования и передачи чувствительных технологий зарубежным партнерам;
- определение основных направлений деятельности Минобороны по обеспечению безопасности технологий с учетом положений Вассенаарских договоренностей по контролю за экспортом обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, а также составление списка американской военной продукции, подлежащей экспортному контролю;
- выработка и координация позиций военного ведомства по вопросам подачи заявок и выдачи экспортных лицензий;
- постоянное уточнение списка американской военной продукции, подлежащей экспортному контролю, в соответствии с действующими нормативными требованиями по обеспечению национальной безопасности;
- руководство программой контроля за соблюдением экспортных соглашений на поставки зарубежным странам технологий для производства и запуска космических спутников;
- обеспечение деятельности Минобороны и других федеральных министерств и ведомств, включая разведывательные и правоохранительные органы, по предотвращению незаконной передачи чувствительных оборонных технологий, товаров и услуг;
- оказание содействия заместителю министра обороны по вопросам политики в области организации деятельности Пентагона по осуществлению экспортного контроля.

Управление министерства обороны США по вопросам военнопленных и пропавших без вести обеспечивает централизованное руководство деятельностью американского оборонного ведомства по розыску и репатриации американских военнослужащих, гражданских служащих министерства обороны, а также служащих компаний -подрядчиков Пентагона, попавших в плен или пропавших без вести в результате действий противника. В рамках МО управление является ведущим подразделением по решению задач в данной области и подчиняется помощнику министра обороны по глобальным стратегическим вопросам.

Ключевыми функциями данной структуры являются:
- ведение работы по поиску и репатриации американских военнопленных и пропавших без вести;
- обеспечение участия министерства обороны в переговорах с официальными представителями иностранных государств в интересах составления наиболее полных списков пропавших без вести;
- сбор и анализ информации о военнослужащих и гражданских лицах, находящихся или ранее находившихся в плену, а также числящихся без вести пропавшими;
- поддержание постоянной связи между МО и конгрессом, семьями военнопленных и пропавших без вести, организациями ветеранов;
- подготовка и направление в органы военной разведки США запросов на сбор информации о военнопленных и пропавших без вести.

Кроме того, подразделения международного военного сотрудничества созданы в структуре комитета начальников штабов (КНШ), штабов видов вооруженных сил и объединенных командований ВС США.

Согласно американскому законодательству комитет начальников штабов является высшим консультативным, планирующим и исполнительным органом, с помощью которого президент и министр обороны страны осуществляют оперативное руководство вооруженными силами и координируют планы их развития.
На председателя КНШ возложено обеспечение представительства страны в международных военных организациях и на различных переговорах по ограничению и сокращению вооружений и военной деятельности. Он оказывает помощь министру обороны в вопросах реализации программ международного военного сотрудничества США со странами-партнерами.

В состав аппарата председателя КНШ входит помощник по вопросам стратегического сотрудничества (гражданское лицо), который отвечает за организацию рабочих визитов главы комитета за рубеж.

Председателю КНШ подчинены военные представители в различных организациях и на международных переговорах:
- делегация США в военно-штабном комитете ООН;
- делегация США в межамериканском комитете по обороне;
- военное представительство США в постоянном американо-канадском комитете по обороне;
- представитель США в военном комитете НАТО;
- американская секция мексикано-американской комиссии по обороне;
- американская секция в составе американо-канадской комиссии по военному сотрудничеству;
- представитель США в региональной группе стратегического планирования США-Канада (в рамках НАТО);
- представители КНШ на международных переговорах (по сокращению стратегических вооружений, о взаимном сокращении вооруженных сил и т. д.).

Основной оперативной структурой, обеспечивающей решение стоящих перед КНШ задач в области военного сотрудничества, является находящийся в его прямом подчинении объединенный штаб (ОШ).

Непосредственную координацию деятельности КНШ в сфере военного сотрудничества осуществляет управление стратегического планирования и политики, которое является одним из ведущих управлений ОШ КНШ. В его составе имеется отдел разработки стратегий партнерства и сотрудничества, который занимается подготовкой рекомендаций по выработке скоординированной позиции по военным вопросам в рамках планирующихся и ведущихся переговоров, затрагивающих интересы национальной безопасности, а также курирует проекты по оказанию помощи иностранным государствам.

При решении задач военного сотрудничества управление стратегического планирования и политики взаимодействует с внешнеполитическими ведомствами США, другими управлениями министерства обороны (управлением перспективных исследований, разведывательным управлением, управлением национальной безопасности, национальным управлением воздушно-космической разведки и др.) и неправительственными научно-исследовательскими учреждениями США, а также с ведущими американскими университетами.

Организация оперативной и боевой подготовки с ВС иностранных государств и согласование планов по обмену военнослужащими, направляемыми для обучения за рубеж, возложены ту правление оперативного планирования и организации взаимодействия видов вооруженных сил ОШ КНШ.

Данное подразделение во взаимодействии с управлением стратегического планирования и политики осуществляет контроль за реализацией заключенных с иностранными государствами соглашений в военной области и договоренностей, имеющих важное значение для обеспечения защиты национальных интересов США.

Комитет начальников штабов участвует в формировании и реализации программ военного сотрудничества с иностранными государствами путем разработки рекомендаций для министра обороны, доведения директив и указаний национального военного руководства до командующих объединенными командованиями (ОК) и командующих видами ВС США, а также обобщения докладов, поступающих из штабов ОК и видов ВС.

В штабах видов вооруженных сил США вопросы военного сотрудничества курирует управление стратегического планирования в части касательно согласования формата задействования видовых сил и средств в совместных с ВС иностранных государств мероприятиях (консультации, совещания, форумы, учения, гуманитарные операции и т. д.).

В данном управлении функционирует группа планирования, которая отвечает за обеспечение участия подразделений или военнослужащих видов ВС в совместных мероприятиях в соответствии с полученными указаниями министра обороны или председателя КНШ.

В структуре штаба каждого объединенного командования ВС США имеется управление международного сотрудничества и партнерства. Оно отвечает за весь комплекс вопросов, касающихся деятельности ОК в соответствии с директивами министра обороны и указаниями председателя КНШ в области военного сотрудничества с иностранными государствами.

Согласно концепции ВС США "Единые силы-2020", в целях повышения межведомственного и международного сотрудничества командующие ОК обязаны особое внимание уделять вопросам организации взаимодействия с министерствами и ведомствами США, а также обеспечения технической совместимости систем управления и связи ВС США и государств-партнеров, не входящих в блок НАТО.

Кроме того, концепция применения войск (сил) "Доступ единых сил в районы проведения операции", разработанная комитетом начальников штабов, определяет расширение военного сотрудничества с иностранными государствами в качестве важного принципа деятельности вооруженных сил, реализация которого позволяет обеспечить заблаговременную подготовку района проведения операции за счет размещения в регионе объектов передового базирования.

Данный принцип охватывает широкий спектр мероприятий, направленных на укрепление регионального сотрудничества и оказание помощи государствам-партнерам. При этом такая работа ведется не только с иностранными вооруженными силами, но и прочими ведомствами и неправительственными организациями других стран.

Эти мероприятия включают: проведение двусторонних и многонациональных учений в интересах повышения эффективности коалиционных операций; привлечение к контактам высших должностных лиц; подготовку и оснащение иностранных ВС в целях повышения их возможностей по обеспечению доступа США в регион; переговоры по вопросам обеспечения безопасности передового присутствия и транзита грузов, а также по определению порядка взаимоотношений национальных органов управления, их функций, заключению соглашений о тыловом обеспечении; совместные учения с региональными партнерами по обеспечению свободы навигации; использование грантов и контрактов для улучшения взаимоотношений и укрепления принимающего государства и прочих региональных партнеров; организацию конференций в интересах разработки планов действий многонациональных сил.

Согласно документу, участие американских военнослужащих в совместных с иностранцами мероприятиях оперативной и боевой подготовки в различных районах мира задолго до возникновения там кризисной ситуации рассматривается как одно из важнейших условий успешного реагирования вооруженных сил США на весь спектр угроз национальной безопасности страны.

Деятельность командующих ОК по формированию благоприятных условий для обеспечения доступа в районы проведения операций является частью более масштабных долгосрочных усилий по развитию регионального сотрудничества в области безопасности. В связи с этим мероприятия по обеспечению безопасного доступа в операционные зоны предусматриваются во всех планах военного сотрудничества для каждого ТВД и соответствующих государств. При этом командующие ОК и видов ВС США учитывают, что соглашения, достигнутые в рамках повседневного сотрудничества в области обеспечения безопасности, вполне могут быть расторгнуты в условиях реального кризиса или конфликта. С учетом этого штабами ОК заблаговременно прорабатываются различные варианты действий, адаптивные к изменениям обстановки.

Таким образом, в структуре министерства обороны США создана комплексная многоуровневая система организации международного военного сотрудничества, которая обеспечивает американскому руководству поддержание и развитие военных связей с иностранными государствами с учетом национальных интересов Соединенных Штатов.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №12, С. 45-51

Смотрите также
Категория: US и мир | Добавил: pentagonus (29.01.2016) | Автор: Полковник М. Хлыстов
Просмотров: 4194 | Теги: Пентагон, политика, М. Хлыстов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar