«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Бойко Владимир Николаевич

Бойко Владимир Николаевич
капитан I ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ,
редактор
военно-исторического раздела
НВО «Фарватер-submariners».

Подводная лодка «Налим»

Из книги
«Тринадцать подводных лодок,
затопленных на рейде Севастополя»

Миноносец (такая классификация подводных лодок Русского Императорского флота была до 11 марта 1906 года) «Налим» был заложен весной 1904 года на Балтийском заводе в Санкт - Петербурге и 17 июля 1904 года зачислен в списки кораблей Сибирской флотилии, спущен на воду 26 августа 1904 года и в период со 2 ноября по 12 декабря 1904 года перевезен по железной дороге из Санкт - Петербурга во Владивосток. В мае 1905 «Налим» был собран и введен в строй 7 мая 1905 года. Несколькими днями позже произошёл взрыв одного из аккумуляторов из-за искрения при смене предохранителя. Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1906 году «Налим» был переклассифицирован в подводную лодку, прошёл модернизацию - получил среднюю рубку, прибывшую с завода-изготовителя. 20 апреля 1906 года на подводной лодке произошёл взрыв бензиновых паров и пожар, жертв не было. В 1910 - 1914 годах подводная лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок. В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла полные запасы и боеприпасы. В январе 1915 года доставлена по железной дороге из Владивостока в Севастополь и переведена в состав Черноморского флота, в июне 1915 года вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота.

Получила пятиствольное 47-мм зенитное орудие системы Гочкиса, выходила на патрулирование и дозорную службу у берегов Крыма и на подходах к Севастополю. В июне 1915 года совершила две безрезультатные торпедные атаки. В 1916 - 1918 годах использовалась в качестве учебной подводной лодки. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного ЧФ.

В феврале 1918 года выведена из боевого состава, законсервирована, сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где 1 мая 1918 года, была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами, потом передана Белому флоту, предназначалась к утилизации.

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Обнаружена ЭПРОН в 1932 году, поднята в целях тренировки водолазов и испытания новых понтонов, отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель. Весной 1933 года подводная лодка «Налим» сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.

Тактико-Технические данные подводной лодки «Налим»

Длина - 33,5 метров. Ширина - 3,35 метра. Осадка - 3,4 метра.
Водоизмещение: надводное/подводное - 140 / 177 тонн.
Мощность двигателей: надводного/подводного хода, л.с. 1х100 / 1х100.
Скорость: надводного/подводного хода - 8,5 / 5,5 узла.
Дальность плавания: надводным/подводным ходом - 700 / 30 миль.
Глубина погружения: 50 метров.
Вооружение: 47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале мировой войны),
4 торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого.

 

Вернуться к списку публикаций