На Балканах должники превращаются в террористов

Страны западных Балкан — Албания, Косово и Босния — не были затронуты основным потоком беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, желающих попасть в Европу через так называемый балканский трафик. Тем не менее, именно они оказались в центре внимания полицейской службы Евросоюза (Европола) — как регион с повышенной опасностью исламского терроризма.

Летом прошлого года косовская полиция арестовала пятерых джихадистов, которые намеревались отравить водозаборные сооружения, снабжающие питьевой водой столицу Приштину. В ноябре на границе с Македонией были задержаны три молодых человека по подозрению в террористической деятельности.

На днях в ходе специальной операции удалось предотвратить теракт на территории православного монастыря на востоке Косово. Полиция захватила четырех человек прямо на въезде в монастырь. В машине нашли автоматическое оружие, пистолеты и большое количество боеприпасов к ним. Все задержанные числились в полицейской базе данных за совершение террористических преступлений в Сербии, один из них успел повоевать в рядах боевиков «Исламского государства» (организация, запрещенная в России).

По оценке европейских спецслужб, в настоящее время на стороне ИГ воюет более 700 человек — выходцев из западно-балканского региона, около половины являются гражданами Косово. Местные власти полагают, что примерно 120 джихадистов уже вернулись домой. Косовский политолог Наим Рашити уверен, что опасность будет только расти по мере роста количества возвращающихся назад боевиков.

Но еще более тревожны для Европола сведения о том, что на Балканах разворачивается сеть подпольных учебных лагерей по подготовке боевиков для совершения терактов в странах Центральной и Западной Европы. В этих лагерях новобранцы обучаются стрельбе, подрывному делу, рукопашному бою, тактике поведения при арестах и допросах. По информации венской Die Presse, один из таких учебных террористических центров недавно был выявлен в окрестностях словенской столицы Любляны.

Фактически Западные Балканы превратились для исламских террористов не только в место, где можно, не попадая в поле зрения местных спецслужб, отдохнуть от войны и подлечить раны, но и в источник пополнения резерва. Хронические экономические и социальные проблемы региона создают благодатную почву для пропаганды радикальных исламистов и вербовки новых членов.

Безработица среди молодежи в Косово доходит почти до 60 процентов. Не лучше обстоят дела в соседних Албании и Боснии. Среди школьников и студентов этих стран главной мечтой является возможность покинуть родину в поисках лучшей доли. Такие настроения разделяют 80-85 процентов молодых людей в возрасте до 20 лет.

Другая серьезная проблема состоит в том, что западно-балканский регион перенасыщен оружием. После развала Югославии армейские склады подверглись разграблению. В нелегальный оборот попали или осели у населения до миллиона единиц пистолетов, автоматов, минометов, гранатометов, большое количество взрывчатки. На черном рынке автомат Калашникова можно купить от 300 до 500 евро.

Балканские страны давно превратились в главного поставщика нелегального оружия и взрывчатки для террористических организаций и криминальных группировок Западной Европы. В теракте 13 ноября в Париже использовались некоторые виды оружия балканского производства. Накануне трагических событий во французской столице полиция Баварии во время рутинной проверки легкового «Фольксвагена» с черногорскими номерами обнаружила в салоне и багажнике целый арсенал: восемь Калашниковых, два пистолета, револьвер, две гранаты и 200 граммов взрывчатки. Конечной целью доставки оружия на навигаторе автомобиля значилась одна из парижских парковок.

Были ли получатели Калашниковых террористы или гангстеры, установить не удалось. Водитель машины 51-летний житель Черногории Влатко В. давно не имел постоянный работы, перебивался случайными заработками, накопил большие долги за оплату коммунальных услуг. С радикальными исламистами связан не был, на учете в полиции не состоял. Его использовали в качестве простого курьера, который не должен знать ни отправителя, ни получателя груза.

Источник