Истребители-бомбардировщики Су-7 в индо-пакистанском конфликте

Юрий Голдаев

 

Хотя к началу 1970-х годов Су-7 был стандартным истребителем-бомбардировщиком 15-ти стран мира, применять его в боевых действиях впервые пришлось именно Индии в декабре 1971. Война началась вечером 3 декабря с упреждающего удара пакистанских ВВС. В последующие дни с 4 по 17 декабря на шесть эскадрилий индийских Су-7 легла основная нагрузка по воздушной поддержке наземных частей. 90 Су-7БМ и Су-7У были поставлены в Индию из СССР в 1968 году. За время конфликта ими было произведено 1500 самолетовылетов, включающих ударные и разведывательные.

Первые вылеты были произведены уже 4 декабря. Су-7, прикрываемые истребителями МиГ-21, нанесли удары по авиабазам в Чандере (аэ №26), Шоркоте (аэ №32), Пасруре (аэ №101) и Ризалвале (аэ №222). Каждый из Су-7 нес две 500-кг бомбы М-62, которые, несмотря на интенсивный зенитный огонь, должен был сбросить на ВПП, подойдя на предельно малой высоте. Задача была успешно выполнена, а бомбардировка авиабаз в дальнейшем проводилась ночью «Канберрами», а днем – «Хантерами». Значительное количество пакистанских самолетов было уничтожено на земле. Одна лишь авиаэскадрилья №32 уничтожила два B-57, один «Мираж-3» и два «Сейбра». Затем Су-7 переключились на противодействие наступающим бронетанковым бригадам пакистанской армии, играя основную роль в непосредственной воздушной поддержке.

Несмотря на то, что в таких задачах требуется не только атаковать цель, но и обнаружить ее, незначительная протяженность фронта – около 16 км – сокращала время поиска целей до минимума. Небольшое воздушное пространство в районе боевых действий ограничивало применение авиации. Так, Су-7 участвовали в налетах лишь четверками, взлетая каждые полчаса, а в районе цели каждый самолет находился около 10 минут. Каждый пилот успевал за день совершить 6 вылетов, а их эффективность была просто невероятной. Эскадрилья №101, действовавшая на самом напряженном участке, уничтожила 69 танков, 25 орудий и 57 грузовиков. Основным вооружением при непосредственной поддержке стали 57-мм неуправляемые ракеты.

Другие эскадрильи действовали не менее эффективно, выполняя аналогичные задачи. При их выполнении самолет неоднократно демонстрировал высокую живучесть. В одном из вылетов Су-7 был перехвачен пакистанским «Цзянь-6» (китайская копия МиГ-19) и подбит «Сайдвиндером». Самолет потерял половину стабилизатора, были серьезно повреждены рули высоты, элероны и закрылки. Несмотря на это, летчик сумел оторваться от преследования и посадить самолет на своем аэродроме. Хвостовая часть его самолета выставлена в музее индийских ВВС в г.Палам. Подобные случаи были нередки и пилоты отмечали хорошую управляемость Су-7 несмотря на полученные повреждения. Но Су-7 не были просто воздушными мишенями! В одном из разведывательных вылетов самолет был атакован двумя «Цзянь-6». Вместо того, чтобы спасаться бегством, что вполне позволяла скорость, пилот развернулся навстречу атакующим и сбил одного из них пушечным огнем.

Альтернативным вариантом вооружения при выполнении задач воздушной поддержки были 500-кг бомбы. Бомбардировке подвергались не только скопления танков и артиллерийские позиции, но и коммуникации противника – мосты, железные дороги и транспорт. В отдельные дни Су-7 удавалось полностью парализовать движение.

Если потери от вражеских истребителей – «Цзянь-6» и «Сейбров» были незначительны, так как в большинстве случаев Су-7 избегали столкновения за счет большей скорости, то от зенитного огня убежать не удавалось. Основным зенитным средством пакистанской армии были многоствольные 37-мм пушки китайского производства. Концентрированный огонь стрелковым оружием также был опасен для довольно крупного самолета, длительно находящегося в зоне обстрела. Случалось, что самолеты возвращались на базы изрешеченными, но их потери вполне оправдываются серьезным уроном, нанесенным противнику. Пакистанской стороной было заявлено сбитие в воздушных боях и зенитным огнем 34 Су-7, тогда как индийская сторона подтверждает лишь 16 – и все от зенитных средств. Снижению потерь способствовала выработка новой тактики нанесения воздушных ударов с учетом опыта первых дней боев.

В результате военного конфликта 1971 года Су-7 снискали неоднозначную репутацию. В то время как подтвердились небольшой радиус действия и скромная, относительно размеров, боевая нагрузка, на выполнение поставленных задач это не повлияло. Из достоинств были отмечены надежность и живучесть Су-7, высокая точность наносимых ударов, минимальное наземное обслуживание и время на подготовку самолета к новому вылету.

 

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru