Военный музей в Венском арсенале

Фоторепортаж © Кирилла Колесниченко
Специально для сайта «Отвага»
2012 г.

Недалеко от центра австрийской столицы находится интереснейший культурно-исторический объект – Венский арсенал, в одном из корпусов которого располагается военный музей.

Здесь очень хорошо чувствуется дух былого имперского величия и грозной военной мощи Австро-Венгерской империи – и в архитектуре зданий, и в скульптурах героев и полководцев в главном вестибюле музея, и в самих залах, и даже в массивных дверях на входе. Конечно же, в таком музее множество интересных экспонатов и экспозиций, включая уникальные образцы.

Организационно музей состоит из внутренней экспозиции и небольшой выставки В и ВТ снаружи. Внутренняя экспозиция разделена на тематические залы и весьма подробно и обстоятельно рассказывает о различных периодах военной истории Австрии.

Очень интересен зал, посвященный военно-морской тематике. Хотя Австрия выхода к морю не имеет, но перед началом Первой Мировой войны австро-венгерский флот был одним из сильнейших в мире. В экспозиции представлены модели кораблей различного периода. Особенно впечатляет огромная разрезная модель линкора «Вирибус Унитис» в масштабе 1:25 – здесь можно в деталях увидеть все отсеки корабля, орудийные элеваторы, машинное отделение, убранство кубриков и кают и т.д. Постройка модели, в которой были задействованы восемь специалистов судоверфи СТТ в Триесте, заняла три года – с октября 1914 по октябрь 1917 г.

Ровно через год после окончания постройки модели – 1 ноября 1918 г. ее «прототип» – линкор «Вирибус Унитис» был потоплен итальянскими боевыми пловцами в главной базе Австро-Венгерского флота в Поле. При этом вместе с кораблем погибло 400 членов экипажа. Можно добавить, что итальянцы потопили корабль, находившийся в подчинении Югославского национального совета, поскольку 31 октября австро-венгерский флот перешел в его распоряжение.

В центре зала установлено ограждение рубки подводной лодки австро-венгерского флота U-20, погибшей в Первую Мировую – 2 июля 1918 года она была торпедирована итальянской подлодкой F-12, весь экипаж погиб. В начале 1960-х гг. ХХ века лодка была обнаружена, и 21 июня 1962 поднята, останки экипажа перезахоронили со всеми подобающими воинскими почестями, а рубка лодки и ряд приборов, документов и личных вещей экипажа заняли почетное место в музее.

В военно-морской экспозиции также представлены планы и схемы морских сражений, картины на морскую тематику, образцы морской униформы различного периода, и, конечно же, десятки моделей боевых кораблей.

Очень подробно и наглядно показана и рассказана история Первой Мировой войны и роль в ней Австро-Венгрии. На мой взгляд, данная экспозиция может по праву считаться одной из самых подробных и интересных в мире – здесь, например, выставлен автомобиль, в котором был застрелен эрцгерцог Франц-Фердинанд, а также его костюм, бывший на нем в день убийства – глядя на него, ясно видишь повод к жестокой войне с миллионами жертв. В залах экспозиции можно увидеть форму и оружие всех стран-участниц конфликта, включая Россию, много орудий различного калибра и назначения, включая тяжелые гаубицы, аэроплан, грузовик, бронеколпаки из крепостей со следами снарядных попаданий –в общем, здесь можно узнать о Первой мировой если не все, то почти все.

Отдельный зал посвящен Второй Мировой войне, в которой австрийцы приняли активное участие – и вновь ощутили на себе все ужасы той войны. Но видимо особенно запомнился Сталинград – часть военнослужащих австрийского происхождения, призванных в Вермахт, попала в самое пекло боев, и то, что они там пережили, ощущается даже со стендов – из писем, фотографий и воспоминаний.

Здесь, помимо стрелкового оружия, формы, документов и плакатов, личных вещей и наград стран Антигитлеровской коалиции и Оси выставлен немецкий гусеничный тягач RSO, противотанковые орудия – германская противотанковая пушка РаК-40 и 88-мм зенитка FLaK-36, югославская М-42 (советская ЗиС-3), американский джип «Виллис», немецкий легкий автомобиль «Кюбельваген», полугусеничный мотоцикл и радиоуправляемая танкетка «Голиаф», под потолком подвешен немецкий легкий связной самолет «Физлер-Шторьх» Fi-156 и т.д.

Переходя к наружной экспозиции, нельзя не упомянуть старинные пушки – трофеи различных войн, рядами выстроенные вдоль стен арсенала. Перед входом в музей экспонируются два самолета шведского производства, состоявшие на вооружении ВВС Австрии – истребители Сааб J-29 «Tunnan» и Сааб J-35 «Draken».

В экспозиции автомобильной, бронетанковой техники и артиллерии на заднем дворике можно увидеть практически все образцы БТТ, состоявшей на вооружении австрийской армии после Второй Мировой, а также технику стран НАТО и ОВД.

Самым интересным экспонатом можно назвать опытный экземпляр легкого танка «Кирасир» австрийской разработки, а также его серийный образец и эвакуационную машину на его базе. Последняя представляет собой обычный танк с демонтированной башней и установленным крановым оборудованием и используется для обслуживания наружных экспозиций музея.

В серийном образце «Кирасира» обращает на себя внимание покрытие горизонтальных поверхностей корпуса в местах, где перемещается экипаж, специальным резиновым составом – чтобы танкистам не поскользнуться на гладких и ровных поверхностях.

Сам танк представляет собой скорее мобильную самоходку, и в силу достаточно удачного сочетания боевых качеств – хорошей проходимости, достаточно совершенной СУО и высокой огневой мощи пользовался определенным успехом на международном рынке вооружений.

«Кирасир» поставил и своеобразный рекорд по длительности серийного производства для легких танков стран Запада – машина, разработанная в конце 60-х годов, выпускалась до конца века – с 1971 по 2001 год. Для сравнения британский «Скорпион» выпускался в 1971-1996, французский АМХ-13 в 1952-1985.

Здесь же можно увидеть довольно редкий танк-истребитель английского производства «Чариотер», также состоявший на вооружении австрийской армии, «Центурион» и целый ряд машин на его базе, американские М-24 «Чаффи» и М-47, немецкий истребитель танков –носитель ПТУР «Ягдпанцер», Т-34-85 польского производства и Су-100 – чехословацкого.

В общем, посещение военного музея Вены очень интересное и полезное дело, а магазин военных сувениров, кафе и удобное расположение делает его еще и очень приятным!


 

Самоходка СУ-100 чехословацкого производства

Американский танк М-47 

Танк «Центурион», состоявший на вооружении австрийской армии. В настоящее время танк с вооружения снят, корпуса утилизированы, а башни использованы в альпийских  укрепленных районах как долговременные огневые точки


Башни легких танков АМХ-13 и «Кирасир». Первоначально башня «Кирасира» по внешнему виду была схожа с башней АМХ-13, но позднее у нее появился ряд существенных внешних отличий

Серийный образец легкого танка «Кирасир». На крыше слева — лазерный дальномер TCV29, справа — командирска башенка. Слева от орудия — спаренный пулемет. Хорошо видно специальное покрытие на люках и корпусе

Тягач на базе танка «Кирасир». Это не серийная модификация, а линейный танк со снятой башней и дополнительным оборудованием. Машина используется для обслуживания экпозиции музея

Один из опытных образцов танка «Кирасир»


Немецкий ракетный истребитель танков «Ягдпанцер»


Внутренняя экспозиция

униформа и вооружение различных периодов

Интерьеры музея, оформление, скульптуры

Военно-морская экспозиция
   

Зал Второй Мировой
 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru