Прощай, оружие!

В структуре Роскосмоса есть центр, где ракетную технику не создают, а уничтожают. Вернее, утилизируют. Утилизация вооружения, особенно такого грозного, как баллистические ракеты, – работа весьма серьезная и непростая. Но порой происходит реинкарнация ракеты в новом, уже житейском качестве.

В структуре Роскосмоса есть центр, где ракетную технику не создают, а уничтожают. Вернее, утилизируют. Утилизация вооружения, особенно такого грозного, как баллистические ракеты, — работа весьма серьезная и непростая. Но порой происходит реинкарнация ракеты в новом, уже житейском качестве. До недавнего времени с разрешения руководства центра местные жители находили фрагментам некогда грозного оружия применение в быту.

Американцы в поселок Суроватиху приезжают не из любви к местной природе. Сенатор от штата Индиана прибыл под Нижний Новгород, чтобы увидеть, как выполняется российско-американское рамочное соглашение 1992 года о взаимном уничтожении стратегических наступательных вооружений, некогда грозных баллистических ракет.

"Представители России тоже приезжают в Штаты по взаимному соглашению о сотрудничестве. Америка и Россия подписали договор о контроле вооружений, который, в свою очередь, уменьшил количество ядерного оружия и способов его использования. Я говорю о ракетах. Теперь наши страны находятся в большей безопасности, как и другие страны", — отметил американский сенатор от штата Индиана Ричард Лугар.

Межконтинентальную баллистическую ракету привозят сюда уже без головной части. Топливо сливают заранее, однако полностью избавиться от него невозможно. Поэтому ракету, как здесь говорят, "выпаривают". В зависимости от типа ракет это занимает от 10 до 20 суток.

"Уже седьмые сутки мы его здесь парим, нейтрализуем", — поясняет один из рабочих Центра.

После нейтрализации уже "стерильная" ракета перемещается в соседний зал, где ее извлекают из транспортно-пускового контейнера. Потом разделяют на ступени, топливные баки и двигательную установку.

Все. Ракета считается уничтоженной. За 20 лет таким образом было "разделано" свыше 450 единиц грозного оружия.

"Я здесь с 1991 года. Первоначально жалко было уничтожать особенно те ракеты, которые могли находиться на боевом дежурстве, гарантийный срок которых не истек. Было больно смотреть на них. Сейчас мы уже в основном занимаемся ликвидацией ракет, которые морально устарели. Сейчас Россия перевооружается на новые типы ракет – "Тополь-М", "Ярс", разрабатываются новые ракеты", — рассказывает начальник производственно-технического комплекса Иван Сарайкин.

Однако порой происходит реинкарнация ракеты в новом житейском качестве. До недавнего времени с разрешения руководства Центра местные жители находили им применение в быту. Часть ракеты, например, очень пригодилась районной больнице.

"Несколько лет назад мы обратились в центр ликвидации ракет на станцию Суроватиха для того, чтобы они нам помогли с выделением отработанных ракет для нужд больницы. И они нам смонтировали ступень от ракеты. В настоящее время здесь хранится автомобиль. Так стратегическая баллистическая ракета нашла вторую жизнь в гражданских целях", — поясняет главный врач центральной районной больницы Александр Пакшин.

Одно время самым популярным среди местных жителей был элемент контейнера для хранения и транспортировки ракеты. Фантазия в его применении безгранична. Например, свой бассейн на подворье.

"Вечером пришел с работы и сразу в бассейн. Друзья приезжают, сидим в нем после бани", — хвастается житель Суроватихи Виктор Ерин.

Раньше контейнер служил для способной нести ядерный заряд ракеты РС-20, которую в НАТО окрестили "Сатаной". Сегодня на главной улице поселка заглушка от контейнера "Сатаны" — основа конструкции фонтана, реального символа мирной жизни.