Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«С карабахской войны может начаться Третья мировая война»

Азербайджан

«Когда меня спрашивают, ждет ли этот регион полномасштабная война, мне хочется в ответ спросить: «А вы сами-то верите, что такая война возможна? Ведь вы же не можете не понимать, что эта война несет сегодня в себе риски начала реальной Третьей мировой войны, поскольку она практически неизбежно втянет в себя членов НАТО и Россию.

А если вы это понимаете, то кого пугаете, — себя, противника, соседние страны, мировое сообщество? Вы полагаете, что испуганное такой перспективой мировое сообщество бросится тут же мирить Армению и Азербайджан?» — сказал корреспонденту haqqin.az российский политолог, международный обозреватель Аркадий Дубнов.

Развивая свою мысль, политолог продолжил: «Предположим, это так. Но почему вы уверены, что мирные посредники этого сообщества предложат вам такой мир, условия которого будут полностью отвечать вашим требованиям, следовательно, пойдут абсолютно вразрез с требованиями вашего противника?

Я вспоминаю всегда в этой связи, как описывал такую ситуацию в книге „Компромисс“ замечательный писатель Сергей Довлатов: „…Я согласен на компромисс, ты приползешь ко мне на коленях и попросишь у меня прощения“.

Согласитесь, так не бывает, если только одна сторона не капитулировала полностью перед другой в результате полномасштабного военного поражения, как это случилось ровно 71 год назад, когда была повержена гитлеровская Германия. Надеюсь, вы согласитесь, что подобный сценарий в войне на Кавказе невозможен».

«Если все время твердить, — замечает политолог, — что ружье наготове висит на стене, то оно и вправду обязательно выстрелит, даже если его хозяин этого не хотел. Если все время твердить, что полномасштабная война возможна, несмотря на декларируемое стремление решить конфликт мирными средствами, то ружье выстрелит скорее…

И мирное решение снова отодвинется на поколения. А взаимная ненависть станет главным смыслом жизни этих поколений. Как говорят в Одессе: и оно вам надо?» Дубнов не сомневается, что ожидать мирного решения карабахского конфликта в обозримом будущем не приходится.

Реальностью перемирие станет возможным не раньше, чем по обеим сторонам конфликта созреет политическая воля идти на уступки, начало которым, в свою очередь, положат меры доверия с каждой из сторон. «Но еще раньше должны будут введены в зону конфликта международные наблюдатели, а затем, возможно, военные миротворцы, которым будут доверять обе стороны.

Скорее, придется снова обновлять проект соглашения, подготовленный к казанской встрече президентов Армении и Азербайджана в 2011 году, адаптируя его к новым реалиям. Здесь не место говорить, почему в последний момент этот документ не был подписан, но уроки из этой неудачи необходимо извлекать.

[quote align=»left»]

Россия в зеркале мировых СМИ: «балтийское» интервью Лаврова

[/quote]«Полагаю, что именно обсуждению такого рода деликатных и чувствительных моментов посвящены, в частности, „карабахские“ темы переговоров Керри и Лаврова.

И не стоит подгонять их результат к какому-то deadline, скажем, к президентским выборам в США или парламентским — в России, и уж тем более к электоральным циклам в Армении и Азербайджане… Игра за устойчивый мир на Южном Кавказе предстоит вдолгую, и „довлатовским компромиссом“ ее не выиграть», — резюмировал политолог.

Информационное агентство Trend в статье «Еврокомиссия привержена реализации «Южного газового коридора» (4 мая) пишет: «Европейская комиссия вновь подтвердила свою приверженность реализации «Южного газового коридора» в качестве проекта, направленного на диверсификацию источников и маршрутов поставок газа в Европу.

Ранее глава крупнейшей в Европарламенте Европейской народной партии, немецкий депутат Манфред Вебер в письме министру экономики Германии Зигмару Габриэлю и еврокомиссару по энергетике Мигелю Ариасу Каньете выразил обеспокоенность тем, что Еврокомиссия прикладывает недостаточно усилий для реализации проекта «Южный газовый коридор».

«Позиция Европейской комиссии по проекту „Южный газовый коридор“ не изменилась», — отметил Trend источник в Еврокомиссии, комментируя письмо Вебера. Ранее официальный представитель Европейской комиссии сказал Trend, что роль «Южного газового коридора» очень важна, так как проект обеспечит европейские рынки новым источником — каспийским газом посредством нового альтернативного маршрута.

«Южный газовый коридор» является одним из приоритетных для ЕС проектов и предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу.

На первоначальном этапе газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз», рассматривается в качестве основного источника для проектов «Южного газового коридора». На более позднем этапе к проекту могут быть подключены другие источники.

Согласно информации на сайте Европейской комиссии, усилия Еврокомиссии в вопросе расширения «Южного газового коридора» направлены на:

— сохранение инфраструктурных проектов, необходимых для «Южного газового коридора», в списке проектов общего интереса ЕС, которые, в частности, могут получить финансовую поддержку Евросоюза;

— тесное сотрудничество с поставщиками газа в регионе, включая Азербайджан, Ирак и Туркменистан;

— ведение переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном по проекту строительства Транскаспийского газопровода.

Информационно-аналитический портал haqqin.az со ссылкой на Tabletmag.com напечатал статью «Как Израиль поддержал Азербайджан во время четырехдневной войны в Карабахе» (2 мая).

[quote align=»right»]Новый главком НАТО в Европе призвал готовиться к борьбе с "возрождающейся" Россией

Новый главком НАТО в Европе призвал готовиться к борьбе с «возрождающейся» Россией

[/quote]

«Газета „Гаарец“ написала о том, что во время четырехдневной войны в Карабахе военно-транспортный самолет ВВС Азербайджана дважды прилетал в Израиль. Этот факт удивил многих», — пишет на сайте Tabletmag.com влиятельный израильский эксперт Армин Розен.

Он считает, что данный факт не является невнимательностью Израиля в своей внешней политике, это просто свобода действий в современных геополитических условиях. В настоящее время очень сильны внешнеполитические позиции Израиля в регионе.

Израильский эксперт подчеркивает, что Азербайджан является самым близким союзником Израиля в мусульманском мире и отмечает, что недавняя эскалация напряженности в Карабахе прошла в не самых выгодных условиях для внешней политики еврейского государства.

«В Сирии Израиль чуть не столкнулся с Россией, однако после взаимных договоренностей Израиль атакует объекты „Хезболлах“, — утверждает Армин Розен. И если Израилю удалось договориться с Россией по Сирии, то в карабахском конфликте стороны занимают противоположные позиции.

В Армении находится российская военная база, а Израиль обеспечивает Азербайджан ультрасовременным оружием. ОБСЕ наложила эмбарго на продажу вооружения Армении и Азербайджану, однако Израиль свои связи с Азербайджаном ставит выше этого запрета ОБСЕ».

По сведениям «Гаарец», Израиль за последние четыре года продал Азербайджану вооружения на общую сумму 5 миллиардов долларов.

Армин Розен также пишет, что, «Несмотря на это, Израиль очень осторожно действует по отношению к карабахскому конфликту. Например, Израиль не призвал Армению освободить оккупированные территории Азербайджана.

Тель-Авив не пошел на этот шаг из-за того, что подобное заявление может привлечь внимание к тому, что Западный берег реки Иордан оккупирован израильской армией. Израиль также ничего не заявлял по поводу статуса Карабаха, считая, что стороны сами должны договориться между собой…

Если бы „Гаарец“ не написала о поставках израильского вооружения в Азербайджан, это военное сотрудничество осталось бы втайне, ведь подобное сотрудничество с Азербайджаном ведет к дипломатическим осложнениям в отношениях с союзником России — Арменией».

[quote align=»left»]

Израиль стал для США «слабым звеном»

[/quote]По мнению эксперта, есть еще одно объяснение позиции Израиля по Карабаху: «В настоящее время Тель-Авив приобретает невиданное до сегодняшнего дня геополитическое влияние в регионе. Израиль мастерски справился с сирийским кризисом, ставшим очагом нестабильности на Ближнем Востоке.

Палестинские фракции ослабли и раскололись. Израиль восстанавливает свои связи с Турцией, и даже Саудовская Аравия обеспечила ему выход в Красное море и Индийский океан. У Израиля есть еще нерешенные проблемы безопасности. В первую очередь это Иран и резолюции Совбеза ООН.

Но, несмотря на это, у Израиля достаточно сильная позиция, чтобы он на своих условиях мог строить отношения с такими странами, как Азербайджан, не оглядываясь на мнение других игроков».

Армения

Агентство RusArminfo в материале «Российский эксперт: «Российская военная база в Армении — часть ударного кулака по Турции» (6 мая) приводит мнение ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, доктора политических наук Михаила Александрова.

4 мая министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что для противодействия наращиванию сил НАТО у границ России будут созданы две новые дивизии в Западном военном округе и одна — в Южном. Каждая из дивизий будет иметь в своем составе примерно по 10 тыс. человек.

«Создание новых подразделений — это процесс укрепления уже существующей армии у южных границ России, а также результат обострения отношений с Турцией, считает Михаил Александров. — Переход на дивизионную структуру армии связан с тем, что существует возможность крупного регионального конфликта России с Турцией.

В случае войны с Турцией, основной удар будет наноситься через Грузию и Армению. Российская база в Армении является частью этого ударного кулака. Поэтому идет укрепление наших позиций, что вполне логично с учетом изменившейся геополитической ситуации в регионе».

Эксперт также отметил, что в рамках создания новой дивизии в Южном военном округе РФ может увеличиться также состав российской военной базы в Армении.

«Это чисто технический вопрос, не исключаю пополнения 102-й военной базы в Гюмри новыми российскими военнослужащими. В этом вопросе все будет зависеть от взаимной договоренности Армении и России», — добавил Михаил Александров.

Издание напоминает, что «Южный военный округ (ЮВО) России был образован в 2010 году. Войска и силы ЮВО дислоцируются в административных границах трех федеральных округов РФ, а за пределами России военные базы ЮВО располагаются в Южной Осетии, Абхазии и Армении. Сейчас численность российской военной базы в Армении достигает 5 тысяч человек».

На сайте газеты «Аравот» напечатана статья «Людям кажется, что, уступив территории, можно решить проблему» (4 мая). Газета беседует с главой Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвелом Саргсяном.

[quote align=»right»]Место и время Третьей мировой изменить нельзя

Место и время Третьей мировой изменить нельзя

[/quote]Он в 1992—1995 годах был постоянным представителем Нагорно-Карабахской Республики в Армении. В том промежутке времени принимал участие в переговорном процессе по карабахскому урегулированию.

Издание поинтересовались, какие, по его мнению, произошли изменения в переговорном процессе с первых дней возникновения конфликта, почему одержавшая на войне победу сторона все время говорит о компромиссе, а требования проигравшей и все время совершающей нападения стороны, кажется, стали важнее.

Как утверждает Манвел Саргсян, «Сегодня люди пытаются говорить о компромиссах, поднимают вопрос территорий, обсуждают — уступать или не уступать. То есть, людям кажется, что уступив территории, могут решить существующие проблемы. Я не понимаю почему, поскольку за 25 лет для Азербайджана это никогда не было условием для решения проблемы.

Они никогда не говорили этого. Они всегда заявляли: верните нам территории и потом только мы будем говорить об остальном. Но есть люди, которые до сих пор думают, что можно что-то уступить. Именно в этом они видят урегулирование конфликта, уверены, что в политике можно торговаться и обязательно что-то уступать».

По его словам, люди, которые занимаются политикой государства, на самом деле не имеют представления о том, что это такое: «Они представления не имеют о силе права, о том, что политика в целом — это борьба за права. Нужно сформулировать свои права и требования так, чтобы с тобой считались, — говорит политолог.

«Чем для Республики Армения является Карабах как страна, как политическая задача? Этой формулировки никто не давал», — утверждает Саргсян. Касаясь разговоров о компромиссе, он подчеркивает, что Азербайджан никогда не заявлял, что готов на компромисс: Баку требует «свои территории», а о компромиссе говорим только мы — одержавшая победу сторона.

«Необходимо уточнить статус Нагорного Карабаха для нас. Хотя бы одна страна — Армения, являющаяся членом ООН, ОБСЕ, должна признать Нагорный Карабах, чтобы мир нам поверил… Говорят, если признаем, начнется война, а сейчас разве не война? Говорят, масштабы будут больше. С такой психологией ни одна политика не может существовать.

Если наши политики не избавятся от этих комплексов, то никакая политика нам не поможет»… До тех пор, пока не будет вера в защиту собственных прав, никакая дипломатия нам не поможет. Мы не верим, что можно защитить свои права, думаем, нужно найти кого-то, кто заботился бы о нас. Что должна делать дипломатия, если парламент Карабаха боится вслух выразить мысль о независимости?»

«Во время войны о многом заявляли, война закончилась, как будто ничего не произошло и происходить не будет. То же самое сейчас, ничего не изменилось. Сейчас, возможно, что-то меняют. Это война кое-что поставила под сомнение. Изменились какие-то глубокие убеждения — на разных уровнях: что будут менять, пока что не дают понять», — подытоживает Манвел Саргсян.

Газета «Голос Армении» в материале «Россия должна оставить себе возможность маневра» (2 мая) беседует с научным директором германо-российского форума (Берлин) Александром Раром.

Газета утверждает, что «в армянской, да и в российской прессе появились публикации, в которых высказывалась мысль, что рычаги решения карабахского вопроса частично перемещаются в Берлин.

Этому способствовал также официальный визит Сержа Саргсяна в ФРГ, сделанные там заявления, реакция Ангелы Меркель в том смысле, что разрешение конфликта в регионе имеет первостепенное значение для председательства Германии в ОБСЕ».

В ответ на данное высказывание Александр Рар замечает: «Не стоит преувеличивать возможности Германии, просто Германия в 2016 году возглавляет ОБСЕ, и в этом качестве она обязана заняться этим конфликтом. Но боюсь ни у Германии, ни у других членов Минской группы нет представления, как сдвинуть процесс с места.

Главная проблема конфликта в том, что он застрял в юридическом споре. На чьей стороне международное право? Как его применять? Что должно доминировать: территориальная целостность или право наций на самоопределение? И понятно, что во все это вмешивается еще и геополитика…

Есть прецеденты Косово, Южной Осетии, Абхазии и будет еще много прецедентов, которые на самом деле мешают урегулированию этого конфликта. Западу удобно держать этот конфликт насколько возможно долго в замороженном состоянии, как и в Приднестровье, на Восточной Украине. Но такие конфликты невозможно решать силой».

[quote align=»left»]

Кто остался в дураках в Нагорном Карабахе

[/quote]Говоря о нынешней политике Москвы по Нагорному Карабаху, немецкий политолог отмечает: «Надо быть справедливым к России. У этой страны есть серьезные стратегические интересы по отношению к Азербайджану. Если спор был бы между Арменией и Турцией, Россия заняла бы однозначную позицию.

Но в Азербайджане есть энергетические интересы России, и она не хочет в геополитической войне проиграть эту страну. Думаю, Россия будет держать баланс, ведь она должна оставить себе право повлиять на решение этого конфликта, имея авторитет и на одной, и на другой стороне. Россия должна оставить себе возможность маневра, и я считаю, что она четко балансирует.

— Возмущение в Армении в основном связано с количеством и качеством вооружения, которое Россия продает Азербайджану, не считаясь с возможным дисбалансом арсеналов, что и приводит к агрессивным действиям наших соседей.

— У России нет тех громадных оружейных рынков, которые были у СССР. Также надо иметь в виду, что оружие не только коммерция, но и политика: страна-экспортер оружия имеет обоснованное и объективное влияние на страну импортера. И, по крайней мере, до последних событий у Армении не было веских поводов упрекать Россию в том, что она нарушает дисбаланс в регионе».

Грузия

Информационное агентство interpressnews.ge опубликовало статью со ссылкой на газету «Резонанси» «Какой кандидат в президенты США более желателен для Грузии» (5 мая).

«Вчера окончательно определился кандидат в президенты США от Республиканской партии. Им стал Дональд Трамп. В Демократической партии пока ничего не ясно, но уже можно предположить, что это будет Хиллари Клинтон (хотя небольшие шансы имеет и социалист Берни Сандерс).

Вместе с тем, интересно, какой кандидат в президенты США более желателен для Грузии? По словам грузинских аналитиков, чем сильнее будет в США антироссийская политика, тем больше внимания будет уделяться Грузии. Следовательно, по этой логике, для нас самым желаемым кандидатом является Хиллари Клинтон».

«Нынешние грузино-американские отношения нельзя назвать лучшими. И если не получается вернуться к отношениям времен Джорджа Буша, неплохо было бы добиться промежуточного варианта. Поэтому для Грузии лучше, если президентом станет Хиллари Клинтон. У нее есть опыт в этой отрасли, она хорошо знает наш регион.

Но не стоит питать лишних иллюзий», — отметил политолог Корнелий Какачия. По словам ректора Дипломатической академии Сосо Цинцадзе, хотя Дональд Трамп является сторонником урегулирования отношений с Россией, из-за чего его из стран Большой двадцатки поддерживает только Россия, поэтому и он считает, что для Грузии самой выгодной является кандидатура Хиллари Клинтон.

«Трамп сказал, что попытается урегулировать отношения с Москвой. Но три дня назад он заявил, что собирается говорить с Россией с позиции силы, что американские истребители в Балтийском море должны были сбить российский Су-24, который пролетел рядом с американским крейсером. Так что неясно, какую внешнюю политику будет проводить Трамп», — говорит Цинцадзе, который отдает преимущество Хиллари Клинтон, так как она активно поддерживает антироссийские санкции, и ее президентство не сулит ничего хорошего Москве», — отмечает издание.

«По его словам, чем сильнее будет в США антироссийская политика, тем больше внимания будет уделяться Грузии, потому что на Кавказе практически только Грузия остается верной прозападному курсу. «При Буше ситуация была другой, у США не было острых проблем, поэтому наша страна входила в число приоритетов. А сегодня у США много других забот», — заключил Цинцадзе.

По мнению Корнелия Какачия, из всех кандидатов для нас самым желательным вариантом был сенатор Марко Рубио, потому что он знаком с Грузией. Но сейчас самым лучшим вариантом является Хиллари Клинтон, у которой есть богатый опыт общения с нашим регионом, с Россией и постсоветским пространством.

[quote align=»right»]

Россия: «новый СССР» или колония США, ЕС и Китая?

[/quote]У нее была прямая связь с Грузией и нашей политической элитой. Исходя из этого, у нее есть некоторое представление о нас и не нужно будет ей важность Грузии объяснять с нуля», — продолжает издание.

«Как полагает Какачия, на нынешних выборах кандидаты-республиканцы практически предали свой традиционный внешнеполитический курс, которого они придерживались целыми десятилетиями. Примером этого является риторика Трампа в отношении России и Путина, когда он призывает к диалогу с Москвой.

«По предвыборной кампании Трампа можно сделать выбор, что вроде бы он не против сохранения влияния России на постсоветском пространстве. Поэтому нас больше интересует то, что говорит Хиллари Клинтон. В Демократической партии она представляет «ястребов», которые более критично и агрессивно настроены в отношении путинской России.

Предположительно, Клинтон будет более резко противостоять России, чем Обама. Клинтон будет более принципиальной в отношении суверенитета других стран. Таким образом, Грузия почувствует себя более комфортно», — отметил Какачия, по словам которого, «Мы не вернемся в золотую пору (как раз в эту «золотую пору» и из-за нее Грузия лишилась Абхазии и Южной Осетии — EADaily), которая была при президентстве Буша».

Американскую тему продолжает новостной сайт georgia-news.org в статье «Что позволено Юпитеру, не позволено Быку» (4 мая).

«В далёком 1648 году Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам в Европе, став началом нового мирового порядка, основанного на концепции государственного суверенитета.

И, несмотря на то, что Соглашения, подписанные тогда, затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи, в политологии с тех пор заговорили о государственном суверенитете как о неотчуждаемом юридическом качестве любого независимого государства, предполагающем неподчинение власти другого государства.

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений, закреплённый Уставом ООН и международными договорами…

Чтобы понять степень влияния посольства Америки на нынешние власти, надо посетить сайт этого ведомства, по которому можно получать информацию об общественно-политической жизни в Грузии. Практически на каждое мало-мальски значимое событие посольство даёт свою оценку, нарушая суверенитет Грузии.

Зададимся вопросом: как будет реагировать общественность Грузии в случае, если подобную оценку будет давать посольство не столь влиятельной страны, как США? Однако, как говорится, что позволено Юпитеру…»

Далее издание пишет: «Об отношении самих чиновников посольства к стране миссии, приведём такой случай, который произошёл несколько лет назад. Один из сотрудников посольства на машине сбил молодого человека, в результате чего пострадавшему понадобилась сложная операция ноги.

Однако, несмотря на многочисленные обращения в посольство, чиновник не был наказан. Посольство не компенсировало ни физический, ни моральный ущерб, оставив гражданина Грузии инвалидом.

Так, летом 2015 г. посольская машина, проезжавшая по узкой улице, не уместившись между двумя автомобилями, протаранила их и проехала мимо, в результате чего не последовало никакой реакции дорожного патруля, и это только два незначительных характерных эпизода».

О том, как относится наш «стратегический партнёр» к гражданам Грузии можно судить также по мизерной частоте выдаваемых виз. Слабое подозрение, что подающий документы гражданин Грузии едет работать в США, является достаточным поводом для отказа.

Таким образом, получая энную сумму денег на обработку заявки, посольство имеет весьма нехудой заработок от мечтателей об американском образе жизни, с учётом статистики отказов, многим превышающим согласие на въезд в США.

Также злые языки говорят, что за сумму в 20 тысяч долларов получить визу в Америку удастся практически любому желающему. Но это только злые языки… Последняя улика — это присутствие посла США практически на любом мало-мальски важном мероприятии в Грузии.

Так, недавно на сайте МВД приводилась информация об открытии центра кинологии. Подсказать вам, кто был главным действующим лицом на официальной церемонии?

[quote align=»left»]

Русские всегда возвращаются, или инстинкт сохранения родины

[/quote]О внешнем управлении страной можно судить и по президентам Национального банка страны, всегда являющимися экс-чиновниками МВФ, где, как всем известно, контрольный пакет управления — у США.

По словам georgia-news.org, «Каждый из многочисленных европейских и американских госчиновников самого разного ранга, которые чуть ли не ежедневно приезжают в Грузию, считает своим долгом сделать громкие публичные заявления в адрес властей страны, так сказать, поучить их уму-разуму.

Причем, заявления эти зачастую несут самый однобокий, предвзятый и подчас оскорбительный характер. Однако ни разу власти Грузии не посмели жестко отреагировать на эти заявления. В самом крайнем случае, можно услышать какие-то застенчивые оправдания и обещания исправиться.

Правительство страны лишилось остатков суверенитета не только во внешней политике, как это было уже при Саакашвили, но и во внутренней. Так, одним из главных требований избирателей к Грузинской мечте и, возможно, их главным предвыборным обещанием, было окончательное отстранение сторонников Саакашвили от власти и наказание виновных в преступлениях, совершенных за 9 лет его правления.

Ни первого, ни второго обещания «Грузинская мечта» не выполнила, да и не могла выполнить, поскольку за каждой не то что попыткой это сделать, но и за намеком на подобную попытку, тут же следует резкий окрик от «хозяев» — не сметь!

Считается, что в современном мире нет абсолютно суверенных стран, однако жаль, что Грузия обладает этим неотъемлемым юридическим качеством в совершенно мизерной дозе».

Источник : EADaily

Тема Mission News от Compete Themes.