ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЙ ВОДЕВИЛЬ

Иван Викторов
Cпециально для сайта «Отвага»
2012 г.

 

Публичный обмен мнениями между командованием Воздушно-десантных войск и руководством Министерства обороны по поводу судьбы боевой машины десанта БМД-4М, нашедший отражение в СМИ летом текущего года, вызвал заметный интерес общественности. Суть конфликта проста: командование ВДВ желает немедленно принять БМД-4М на вооружение и заказать промышленности серийное производство машины, руководство Вооруженных сил считает БМД-4М не соответствующей современным требованиям и не собирается ее заказывать, несмотря на присутствие этой машины в Госпрограмме вооружений на период до 2020 года.

Не так часто конфликт интересов в высшем эшелоне Минобороны становится публичным. Как правило, такое случается, если одной из сторон не удается провести выгодное для нее решение обычными административными методами. Тогда и подключаются «внешние ресурсы» в виде обращения к президенту и апелляции к общественности в СМИ. Неужели вопрос о конкретной модели боевой машины десанта настолько важен, что командующий ВДВ Владимир Шаманов решился на открытое противостояние начальнику Генштаба Николаю Макарову и первому заместителю министра обороны Александру Сухорукову?

На самом деле за кулисами водевиля под вывеской «БМД-4М» разыгрывается куда более серьезная драма – решается вопрос о будущем воздушно-десантных войск. И в этой драме ключевой элемент – наличие в комплекте вооружения и военной техники ВДВ образцов бронетехники, приспособленных для авиадесантирования парашютным способом. Именно авиадесантируемая бронетехника является статусным символом ВДВ как рода войск Вооруженных сил. Если этот символ исчезнет, то неизбежна трансформация ВДВ в аэромобильные войска, котируемые наравне с танковыми, мотострелковыми войсками, ракетными войсками и артиллерией, другими родами войск «сухопутчиков». Понятно, что командование ВДВ, которое в 1991 году добилось для десантников статуса рода войск ВС РФ (до этого ВДВ входили в состав Сухопутных войск), перспектива понижения статуса совершенно не вдохновляет.

Напомню, что авидесантируемая бронетехника – это советский эксклюзив, действительно «не имеющий мировых аналогов», который достался по наследству российской армии. Ни одна другая армия мира не посчитала нужным оснащать свои воздушно-десантные и аэромобильные войска бронетехникой, приспособленной для парашютного десантирования. Только Китай пошел по советско-российскому пути и недавно создал собственную бронированную машину, аналогичную БМД. Чтобы понять истоки появления отечественного «эксклюзива», придется обратиться к истории.

 

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

 

Тремя источниками и тремя составными частями разработки и принятия на вооружение воздушно-десантных войск авиадесантируемой бронетехники явились: противостояние вооруженных сил блока НАТО и стран Варшавского договора в Европе; планы применения ядерного оружия обеими сторонами в ходе вероятного конфликта; появление концепций «третьего измерения боевых действий», «охвата по воздуху» в военном искусстве.

Масштаб противостояния НАТО и ВД наглядно виден на примере Западного (Центрально-Европейского) театра военных действий, где в начале 1980-х годов предполагалось развертывание каждой из сторон по 100-120 дивизий, 15-20 тыс. танков, 10-12 тыс. стволов артиллерии, 3,5-4 тыс. боевых самолетов, 400-450 кораблей различных классов.

В 1960-е годы, с появлением и широким распространением тактического ядерного оружия, встала задача максимально быстрого и эффективного использования результатов ядерного и огневого поражения противника. Ключевым инструментом выполнения этой задачи становились Воздушно-десантные войска, оснащенные бронированной транспортно-боевой машиной, обеспечивающей транспортировку десантников, ведение ими боя на радиоактивно зараженной местности без спешивания, борьбу с бронетехникой противника. То есть по концепции боевая машина десанта БМД-1 была аналогична разрабатывавшейся для Сухопутных войск боевой машине пехоты БМП-1. Однако существенным отличием БМД от БМП стала совершенно иные компоновка машины и конструкция шасси, применение алюминиевых броневых сплавов, что было обусловлено требованиями по парашютному десантированию. Все последующие модели боевой машины десанта (БМД-2, БМД-3, БМД-4М) создавались в рамках рожденной в 1960-х годах концепции боевого применения и требований к авиадесантированию.

В конце 1960-х годов стратегические цели войны предусматривалось реализовать тремя путями:

• нанесением ядерных ударов по административно-политическим и научно-промышленным центрам, а также стратегическим средствам ведения войны, важнейшим группировкам войск и объектам глубокого тыла стран вражеской коалиции;

• активной противовоздушной и противоракетной обороной своей страны и группировок Вооруженных сил;

• ведением операций с решительными целями на сухопутных и морских театрах.

Насыщение ВДВ боевыми машинами десанта и созданными на их базе бронетранспортерами десанта (БТРД) позволило разработать теорию глубокой воздушно-десантной операции (ВДО). Апофеозом этой теории стала планируемая в начале 1970-х годов стратегическая воздушно-десантная операция, предусматривавшая десантирование 3-4 воздушно-десантных дивизий (ВДД) на глубину до 800-1000 км в тыл противника. Для их десантирования всему составу советской военно-транспортной авиации требовалось выполнить несколько рейсов, сроки выброски достигали 1,5-2 суток. В тот период размах наступательной фронтовой операции на Западном ТВД предусматривался на глубину до 1000 км в полосе 500-600 км, продолжительностью 10-12 суток, при темпе наступления до 100 км в сутки. В это же время проходили апробацию и другие компоненты ВДО: оперативно-стратегический воздушный десант (до двух ВДД, на глубину до 500 км), оперативный воздушный десант (одна ВДД, на глубину до 200 км).

В 1970-х годах сложилась завершенная схема неограниченной ядерной войны. Считалось, что основу ее составят действия стратегических ядерных сил, стратегические операции на континентальных и океанских ТВД, стратегические действия Войск ПВО страны по отражению воздушно-космического нападения противника, а также воздушные операции по разгрому его авиационных и ракетно-ядерных группировок.

Только для выброски оперативного десанта (8000 человек, 930 единиц боевой техники) требовалось привлекать 4 военно-транспортных авиационных дивизии (ВТАД) на самолетах Ан-22, Ан-12, Ил-76, – всего около 300 самолетов, то есть практически весь состав военно-транспортной авиации СССР. Планирование и реализация выброски десанта значительно осложнялась разнотипностью имеющихся самолетов ВТА. Кроме того, для обеспечения оперативного десанта боеприпасами и материальными средствами на период операции требовалось выделять 100-120 самолетов ВТА. Для подавления ПВО в полосе пролета десанта выделялось 750-1200 самолето-вылетов ударной и истребительной авиации. К решению этой задачи также привлекались ракетные войска и артиллерия, соединения и части РЭБ, другие силы и средства.

На рубеже 1970-1980-х годов советская военная теория, пройдя проверку практикой учений, несколько умерила взгляды на размах боевых действий. Глубина фронтовой наступательной операции составила 700-750 км, продолжительность 20-25 суток, темп наступления до 50 км в сутки. Соответственно Воздушно-десантные войска планировалось использовать в основном в оперативно-стратегических и оперативных воздушно-десантных операциях, от проведения стратегических ВДО отказались вовсе. На учениях «Запад-81» пять ВТАД (95 Ил-76, 145 Ан-12 и 40 Ан-22) парашютно-посадочным способом десантировали воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду (неполного состава), всего 6814 человек личного состава и 325 единиц техники.

В качестве типовой схемы рассматривалась следующая модель боевых действий. Период военных действий начинался с нанесения массированных огневых ударов обычного оружия с воздуха, суши и моря, которые противник старался отразить. При этом одновременно вводились в действие основные силы авиации, войска ПВО, силы боевой службы флотов, созданные заранее боеготовые группировки войск на границах. Вслед за этим начиналось развертывание и ввод в сражение главных сил Сухопутных войск (включая ВДВ) и флота. Продолжительность такого периода оценивалась по-разному: от нескольких часов до 3-7, 15-20 и даже 45 суток. Далее стороны переходили к применению ядерного оружия. Считалось, что в ходе этого периода будут выполняться отдельные стратегические задачи на континентальных и океанских (морских) ТВД, проводиться первые армейские, морские, а иногда и первые фронтовые операции, а также воздушно-десантные, воздушные и противовоздушные операции.

По опыту стратегических учений, проведенных в 70-х годах («Весна-73», «Запад-74», «Запад-77», «Восток-74», «Юг-80» и др.), в ходе стратегической операции на ТВД предусматривались: массированные ядерные удары по объектам и целям в границах театра (в ядерной войне); массированные ракетно-огневые и авиационные удары (при ведении боевых действий обычными средствами); первые и последующие наступательные операции; первые и последующие фронтовые оборонительные операции; воздушные операции на ТВД с участием авиации различных видов Вооруженных Сил; одна-две операции дальней авиации для решения самостоятельных задач; одна-две воздушно-десантные операции; боевые действия приграничных (прифронтовых) объединений и соединений Войск ПВО страны; морские операции флотов по разгрому противника на морских театрах военных действий и в прилегающих к континентальному ТВД районах океана, а также по содействию войскам фронтов, действующих на приморских направлениях.

Апробированные на учениях действия были положены в основу реального стратегического планирования операций на Западе, Востоке и Юге. При этом считалось, что в ядерной войне на каждом ТВД боевые действия ограничатся проведением лишь одной стратегической операции. Вначале допускалось, что и в обычной войне непрерывное наступление обеспечит завершение разгрома противника на всю глубину театра. Однако в дальнейшем пришлось признать, что для достижения этой цели в ряде случаев потребуется не одна, а две или даже три последовательные стратегические операции.

Продолжительность стратегической операции определялась временем, необходимым наземным войскам для захвата жизненно важных районов территории противника. Так, на Западном ТВД, глубина которого составляла 1200-1500 км от государственных границ стран, входивших в Варшавский договор, продолжительность стратегической операции при среднесуточных темпах наступления фронтов в 30-35 км определялась в 30-35 суток и более. Подобная операция на Восточном ТВД рассчитывалась в пределах 40-45 суток.

Ко второй половине 1980-х годов советская военная теория признала возможность ведения широкомасштабной (мировой) войны с применением только обычного вооружения. В середине 80-х годов не исключалась возможность того, что в ряде случаев и без применения ядерного оружия удастся завершить первые, а то и последующие стратегические операции на континентальных и океанских ТВД. Соответственно снизился размах фронтовых наступательных операций: их глубина уменьшилась до 500-700 км, темп наступления снизился до 25-30 км в сутки, продолжительность увеличилась до 20-25 суток.

Существенно изменился подход к самой сущности способов действий в стратегической операции на ТВД. По сути, она превращалась в наземно-ракетно-воздушную операцию. При этом по степени значимости борьба в воздухе стала признаваться такой же важной, а при некоторых обстоятельствах даже более актуальной, чем боевые действия на земле. Особо остро стояла задача по завоеванию с самого начала войны господства в воздухе. В действиях Сухопутных войск особое внимание уделялось стремительным прорывам и рейдам оперативно-маневренных групп в глубину обороны противника во взаимодействии с воздушными десантами.

Было признано целесообразным последовательное планирование и проведение воздушно-десантных операций. С этой целью были сформированы отдельные десантно-штурмовые бригады как средство фронта для реализации оперативно-тактических воздушных десантов и отдельные десантно-штурмовые батальоны как средство общевойсковых (танковых) армий для реализации тактических воздушных десантов. В этот период воздушно-десантные дивизии ВДВ планировалось применять в основном в составе оперативных и оперативно-стратегических воздушных десантов. Продолжительность боевых действий подразделений, частей и соединений ВДВ в тылу противника на Западном ТВД определялась следующими типовыми значениями: парашютно-десантный (десантно-штурмовой) батальон – до суток, парашютно-десантный полк (десантно-штурмовая бригада) – до трех суток, воздушно-десантная дивизия – до пяти суток.

Расчеты того времени показывали, что для десантирования ВДД полного состава с запасом боеприпасов и материальных средств одним вылетом на самолетах Ил-76 в военно-транспортной авиации должна быть группировка в 550-600 таких самолетов, из которых непосредственно в десантировании задействовано 450-480 самолетов (десантная нагрузка около 14000 тонн). К 1991 году это требование было выполнено на уровне около 75%.

 

ПРАКТИКА БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВДВ

 

Насколько практика боевого применения ВДВ соответствовала положениям, разработанным советской военной наукой с учетом их оснащения авиадесантируемой бронетехникой? Как оказалось, теория и практика разошлись практически по всем позициям: оптимальным организационно-штатным структурам, требованиям к вооружению и военной технике, типовым боевым задачам, способам применения десанта, составу и задачам сил и средств обеспечения, содержанию оперативной и боевой подготовки и т.д.

Приспособленность к парашютному десантированию бронетехники ВДВ за всю историю ее существования НИ РАЗУ не была востребована в реальных боевых действиях. А ведь в угоду требованиям авиадесантирования были принесены в жертву некоторые другие важнейшие параметры бронетехники, в частности – уровень защиты. Кроме того, сравнительно высокая стоимость бронетехники ВДВ, особенно в комплекте со средствами парашютного десантирования, легла тяжелым бременем на оборонный бюджет.

 

Продолжение следует…

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru