Су-35 – высокотехнологичный универсал (часть 2)

Владимир Щербаков
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №5 – 2013 г.

<<< см. первую часть

 

 

 

Конструктивные особенности и бортовое оборудование

 

Современный вариант Су-35 представляет собой глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++», в котором активно применены технологии пятого поколения, обеспечивающие, по заявлению разработчика, превосходство над истребителями аналогичного класса.

Одной из главных отличительных особенностей многофункционального истребителя Су-35 является его силовая установка – на базе новых, более мощных двухконтурных турбореактивных форсажных двигателей с цифровой системой управления и управляемым вектором тяги «117С» (АЛ-41Ф-1С). Двигатели разработаны специалистами Научно-технического центра им. А. Люльки рыбинского ОАО «НПО «Сатурн» на базе двигателей АЛ-31Ф/ФП и серийно выпускаются в кооперации ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «УМПО». Данные двигатели отличаются новыми вентилятором увеличенного диаметра (932 мм против 905 мм на предшественнике), турбинами высокого и низкого давления и цифровой системой управления, а самое главное – наличием поворотных сопел, обеспечивающих всеракурсное управление вектором тяги. Разработчику удалось довести тягу двигателя на боевом режиме до 8800 кгс на максимальном бесфорсажном режиме и до 14000 кгс на полном форсаже, а тягу на особом режиме -до 14500 кгс, тогда как межремонтный ресурс вырос с 500 до 1000 часов, ресурс до первого капремонта – до 1500 часов, а назначенный ресурс – с 1500 до 4000 часов.

Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа истребителя по оси симметрии размещена единая для двух двигателей газотурбинная вспомогательная силовая установка (ВСУ) типа ТА14-130-35, разработанная НПП «Аэросила» и предназначенная для запуска главных двигателей, обеспечения электропитания и кондиционирования бортового оборудования и кабины пилота при наземном обслуживании без применения аэродромных средств. ВСУ отличается низким расходом топлива – благодаря применению высокоэффективного турбокомпрессора и встроенной системы охлаждения масла – и оснащена электронно-цифровой системой регулирования с полной ответственностью. Эквивалентная мощность – 105 кВт, масса без генератора – 62 кг, высотность запуска и режимной работы – до 10000 м.

Высокие боевые возможности Су-35 обеспечиваются и за счет применения принципиально нового бортового радиоэлектронного комплекса, построенного на базе новейшей высокотехнологичной информационно-управляющей системы, предназначенной для «функциональной, логической, информационной и программной увязки систем бортового оборудования в единую интегрированную систему», обеспечивающей взаимодействие между экипажем и оборудованием и включающей в состав два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и систему индикации, реализующую в отношении приборного оборудования концепцию «стеклянной кабины»: два крупноформатных цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора типа МФИ-35 с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400×1050 пикселей, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла типа ИКШ-1М с полем зрения 30×20° и пульт управления и индикации.

При этом управление бортовыми оборудованием и системами, а также вооружением возможно с использованием кнопок и переключателей на центральной короткоходовой ручке управления самолетом и тензометрических рычагах управления двигателями, а также при помощи кнопочного обрамления многофункциональных индикаторов (так называемая концепция HOTAS).

Су-35 оснащен новой радиолокационной системой управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис-Э», которая разработана специалистами ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова» и обладает, по данным разработчика, чрезвычайно высокими характеристиками по дальности обнаружения целей и по возможности их сопровождения. В состав «Ирбис-Э» входит многофункциональная радиолокационная станция Х-диапазона с пассивной ФАР диаметром 900 мм, размещенная на двухстепенном электрогидроприводе, и мощной вычислительной системой на базе БЦВМ «Соло-35», а также аппаратура запросчика госопознавания, работающая в режимах Мк-ХА, и блок микронавигации.

Серийное производство данной РЛС организовано на Государственном Рязанском приборном заводе (ГРПЗ), который подключился к программе в 2005 г. и участвовал в разработке «Ирбис-Э» наряду с НИИП им. В.В. Тихомирова.

По техническому заданию НИИП для «Ирбиса-Э» специалистами ГРПЗ разработаны и изготовлены специальные цифровые вычислительные машины (СЦВМ) «Соло-35.01» и «Соло-35.02», СВЧ и НЧ приемники сигналов. Головной серийный образец нового многофункционального истребителя Су-35 оборудован полнофункциональной БРЛС. Это первая станция, произведенная и поставленная нашим заводом (ранее опытные образцы «Ирбиса-Э», включая установленные на обоих прототипах Су-35, изготавливал НИИП с нашим участием)… Долгосрочный контракт по изделию обеспечит значительную часть загрузки завода на несколько ближайших лет. Впереди – серийный выпуск изделия, организация которого уже фактически выполнена в прошлом году».

РЛСУ «Ирбис-Э» способна при сохранении непрерывности обзора пространства обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел до восьми из них, а также имеет возможность на дальности до 400 км обнаруживать, выполнять селекцию и сопровождение до четырех наземных целей и одновременно выполнять атаку двух из них (по данным разработчика, при сохранении обзора воздушного пространства, РЛСУ способна сопровождать одну наземную цель). Назначенный срок службы – не менее 6000 часов (30 лет службы), а ресурс до первого ремонта и межремонтный ресурс – 1500 часов (12 лет службы).

Возможности РЛСУ «Ирбис-Э» можно оценить по следующим характеристикам: зона обзора – от -60° до +60° по углу места и от -120° до +120° по азимуту; дальность обнаружения воздушных целей с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 3 кв. м на встречных курсах в узкой зоне обзора – 350-400 км, тогда как в более широкой зоне обзора в передней полусфере такие цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км (на фоне земли – до 170 км), а в задней полусфере – на дальности до 80 км (50 км); дальность обнаружения малозаметных воздушных целей с ЭОП всего 0,01 кв. м – 90 км; дальность обнаружения надводной цели типа «авианосец» – 400 км, а цели типа «катер» – до 100-120 км; дальность обнаружения наземной цели типа «железнодорожный мост» – 150-200 км, а цели типа «группа танков» – до 60-70 км.

Су-35 также получил и новую оптико-локационную станцию разработки ОАО «Научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» (до 2007 года – Научно-исследовательский институт прецизионного приборостроения), получившую обозначение ОЛС-35 и обеспечивающую, по информации с сайта разработчика, обзор в передней полусфере самолета воздушного пространства, земной и водной поверхности; поиск, обнаружение, захват и автоспоровождение, определение угловых координат и дальности до воздушных, наземных и надводных целей в среднем инфракрасном (3-5 мкм) и видимом диапазонах волн; обнаружение, захват, сопровождение и определение углового положения пятна внешнего лазерного подсветчика, а также лазерный подсвет наземных и надводных целей. Станция включает тепло-пеленгатор (дальность обнаружения цели типа «Су-30» в ее передней полусфере – 35 км, а в задней – 90 км), лазерный дальномер-целеуказатель (работа по воздушной цели на дальности 0,2-20 км, по наземной – до 30 км, точность – 5 м) и телевизионный канал, позволяющие обнаруживать и автоматически сопровождать различные цели в зоне от -90° до +90° по азимуту и от -15° до +60° по углу места. Возможно также применение различных подвесных прицельных контейнеров.

Су-35 также получил современное навигационное (лазерная бесплатформенная инерциально-спутниковая навигационная система, движущаяся цифровая карта местности и радиотехнические системы навигации) и связное (комплекс средств связи С-108 нижегородского НПП «Полет») оборудование, высокоэффективную систему РЭБ (станции активных помех индивидуально-взаимной и групповой защиты, аппаратура наведения противорадиолокационных ракет (ПРР), системы предупреждения о радиолокационном/ лазерном облучении и о ракетной атаке, а также автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей), оборудование обеспечения группового применения боевых авиационных комплексов и пр.

 

Для российских ВВС

 

В августе 2009 г. истребитель Су-35 впервые принял участие в летной программе аэрокосмического салона МАКС, в рамках которого 18 августа российское Министерство обороны подписало с Компанией «Сухой» контракт на поставку в период с 2010-го по 2015 г. включительно 48 серийных истребителей Су-35С. Подписи под документом поставили начальник вооружения Вооруженных сил, заместитель министра обороны Владимир Поповкин и генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян, который отметил, что заключение долгосрочных соглашений на производство новых самолетов – а тогда же были подписаны контракты еще на 12 самолетов Су-27СМ и четыре Су-30М2 – позволит обеспечить полноценную загрузку серийных заводов холдинга в части производства авиатехники военного назначения и сместить акценты от программ по модернизации стоящих на вооружении ВВС России боевых самолетов к производству новой продукции.

Поставки Су-35С

 

В рамках проведения аэрокосмического салона МАКС-2009 в августе 2009 г. Министерство обороны России подписало пока единственный контракт на поставку серийных многофункциональных истребителей Су-35С, который предусматривает поставку в войска в течение 2010-15 гг. в общей сложности 48 истребителей Су-35С. Исполнителем контракта была определена Компания «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, в настоящее время имеющее статус ее филиала.

 

Первые два серийных Су-35С, построенные в рамках контракта с российским военным ведомством от 2009 г., были поставлены заказчику в мае и декабре 2011 г. (№№ 01 и 02).

 

В течение 2012 г. компания «Сухой» передала Министерству обороны России еще восемь истребителей Су-35С по контракту от 2009 г. Первые две машины были переданы в начале 2012 г. (№№ 03 и 04), а приемный акт на шесть остальных самолетов был подписан 28 декабря 2012 г. При этом самолеты №№01-04 поступили в Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны России в Ахтубинске, где присоединились к программе государственных летных испытаний. Оставшиеся шесть машин, №№ 06-09,11 и 12 по три были доставлены в Ахтубинск соответственно в конце января и в начале февраля 2013 г.

 

В течение 2012 г., как заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, планируется построить еще 12 истребителей Су-35С.

9 октября 2009 г. ОПК «Оборонпром» официально сообщила о заключении контракта на поставку до 2015 г. входящим в ее состав ОАО «УМПО» партии из 96 двигателей АЛ-41Ф-1С («117С»), получатель которых – авиазавод в Комсомольске-на-Амуре, выпускающий серийные истребители Су-35С, а во второй половине ноября того же года Компания «Сухой» развернула работы по выполнению выше упомянутого государственного контракта, исполнителем которого было определено КнААПО. Сборка первых серийных Су-35С была запланирована на 2010 г.

В июле 2010 г. Компания «Сухой» объявила о том, что в связи с завершением программы предварительных испытаний Су-35 и подготовкой к совместным государственным испытаниям, к полетам на новом истребителе стали привлекать летчиков российских Военно-воздушных сил (первым в воздух на нем поднялся командир одной из войсковых частей заслуженный военный летчик РФ Александр Кружавин). В середине октября 2010 г. было объявлено о том, что на КнААПО завершена общая стыковка агрегатов первого серийного истребителя Су-35С, а летные испытания данной знаковой для всей программы машины были начаты в Комсомольске-на-Амуре 3 мая 2011 г. В первый полет головной серийный истребитель вновь поднял заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан, в ходе полутора часов были отработаны различные режимы функционирования комплексной системы управления и силовой установки самолета, проверены характеристики устойчивости и управляемости, при этом замечаний к работе двигателей, систем и оборудования выявлено не было.

По состоянию на октябрь 2011 г., на истребителях Су-35 в рамках программы летных испытаний было выполнено более 300 полетов, а в августе 2011 г. в Государственном летно-испытательном центре им. В.П. Чкалова Министерства обороны РФ были начаты государственные совместные испытания, в которых участвовали опытные самолеты Су-35-1 и Су-35-2, а также первый серийный самолет Су-35С-1 (бортовой №01). На первых двух машинах на октябрь месяц были выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. По данным Компании «Сухой», достигнутая максимальная скорость у земли составила 1400 км/ч, на высоте – 2400 км/ч, а потолок составил 18000 м. При этом дальность обнаружения целей радиолокационной станцией в режиме «воздух – воздух» превысила 400 км, а бортовая оптико-локационная станция позволяла обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км.

2 декабря 2011 г. с аэродрома КнААПО поднялся в первый полет второй серийный истребитель, Су-35С-2 (бортовой №02), построенный в рамках контракта с Министерством обороны России от августа 2009 г. Первый полет на Су-35С-2, продолжавшийся около полутора часов, выполнил Герой России Сергей Богдан, а 17 января 2012 г. с заводского аэродрома под управлением летчика-испытателя ОАО «ОКБ Сухого» Тараса Арцебарского в воздух поднялся уже третий серийный истребитель, Су-35С-3 (бортовой №03). Причем на тот момент по программе испытаний было выполнено уже более 400 полетов, а в начале года к программе государственных совместных испытаний был подключен второй серийный образец (Су-35С-2).

22 марта 2012 года Компания «Сухой» передала на государственные совместные испытания четвертый серийный Су-35С (Су-35С-5; бортовой №04), облетанный 19 февраля летчиком-испытателем Тарасом Арцебарским, а 4 апреля компания объявила о том, что самолетами успешно преодолен рубеж в 500 полетов. Юбилейный полет выполнил Герой России Сергей Богдан. А уже летом истребители Су-35С приступили к испытаниям на боевое применение. Полученные в результате технические и точностные характеристики обзорно-прицельных систем и режимов боевого применения, по словам разработчика, в основном соответствовали заявленным в техническом задании.

В начале декабря 2012 г. Компания «Сухой» обнародовал информацию о начале испытаний двух следующих серийных Су-35С, до конца года заказчику были переданы шесть самолетов Су-35С – строго в соответствии с производственным планом на 2012 г., и, наконец, совсем недавно российский многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35С стал звездой 50-го Парижского авиасалона, приняв участие в показательной летной программе. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Герой России Сергей Богдан. В заключение остается добавить, что до конца 2013 г. промышленность должна собрать и передать заказчику 12-14 самолетов Су-35С, примерно столько же самолетов должны собираться в Комсомольске-на-Амуре и в последующие два года, предусмотренные контрактом, а после завершения последнего ожидается подписание нового контракта на серийные Су-35С.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru